Рабочая программа по математике 3 класс Школа России
рабочая программа по математике (3 класс) по теме

Дягина Надежда Николаевна

Рабочая программа с пояснительной запиской и тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx53.91 КБ
Файл tematicheskoe_planirovanie.docx56.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  бюджетное учреждение

  «Баевская начальная общеобразовательная школа»

«РАССМОТРЕНО»                           «СОГЛАСОВАНО»                                    «УТВЕРЖДАЮ»

ШМО учителей начальных              Координатор по введению                       Директор МОБУ «Баевская

классов и Советом школы по           ФГОС НОО                                               начальная              

введению ФГОС НОО                                                                                          общеобразовательная школа»

____________Н.Н. Дягина               ____________С.Н. Шаляева                     ____________С.Н. Кулакова

Протокол №1 от 29.08.2013 г.                               30.08.2013 г                          Приказ №____от 02.09.2013 г.

Рабочая программа

учебного курса  

«Математика»

УМК «Школа России»

 3 класс

        на 2013-2014 учебный год

Составитель:  учитель начальных классов

     Дягина Н.Н.

                                   

Баево

2013 год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основана на программе по предметной линии учебников Моро М.И., М.А. Бантовой, Бельтюковой,  Г.В, Волковой С.И., Степановой С.В. и обеспечена учебником для общеобразовательных учреждений «Математика. 3 класс.  (М.: просвещение).

Общая характеристика курса

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Основными целями обучения математике в 3 классе являются:

развитие образного и логического мышления, воображения;

формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

освоение основ математических знаний, формирование первоначальных

представлений о математике;

воспитание интереса к математике, стремления использовать

математические знания в повседневной жизни.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

  • формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  • развитие пространственного воображения;
  • развитие математической речи;
  • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
  • формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
  • формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
  • развитие познавательных способностей;
  • воспитание стремления к расширению математических знаний;
  • формирование критичности мышления;
  • развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Основные содержательные линии

         Основу курса математики в 3 классе составляет табличное умножение и деление, внетабличное умножение и деление, изучение нумерации чисел в пределах 1000 и четыре арифметических действия с числами в пределах 1000.

Рабочая программа предполагает вместе с тем прочное знание изучаемых алгоритмов и отработку навыков письменных вычислений.

При ознакомлении с письменными приемами выполнения арифметических действий важное значение придается алгоритмизации. Все объяснения даются в виде четко сформулированной последовательности шагов, которые должны быть выполнены. При рассмотрении каждого алгоритма сложения, вычитания, умножения или деления четко выделены основные этапы, план рассуждений, подлежащий усвоению каждым учеником.

Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Тема раздела «Нумерация» неразрывно связана в курсе с темой  «Величины», содержание которой составляют ознакомление с новыми единицами измерения и обобщение знаний о величинах, приобретённых ранее составление сводных таблиц единиц длины, массы, времени и работа над их усвоением.

Перед изучением внетабличного умножения и деления обучающиеся знакомятся с разными способами умножения суммы на число. Изученные свойства действий используются также для рационализации вычислений, когда речь идет о нахождении значений выражений, содержащих несколько действий.

Особое внимание в рабочей программе заслуживает рассмотрение правил о порядке выполнения арифметических действий. Эти правила вводятся постепенно, начиная с первого класса, когда обучающиеся уже имеют дело с выражениями, содержащие только сложение и вычитание. Правила о порядке выполнения действий усложняются при ознакомлении с умножением и делением в теме «Числа от 1 до 100». В дальнейшем рассматриваются новые для обучающихся правила о порядке выполнения действий в выражениях, содержащих две пары скобок или два действия внутри скобок. Эти правила иллюстрируются довольно сложными примерами, содержащими сначала 2 – 3 действия, а затем 3 – 4 арифметических действия.

Следует подчеркнуть, что правила о порядке выполнения действий – один из сложных и ответственных вопросов курса математики в 3 классе. Работа над ним требует многочисленных, распределенных во времени тренировочных упражнений. Умение применять эти правила в практике вычислений вынесены в основные требования программы на конец обучения в начальной школе.

Важной особенностью курса математики является то, что рассматриваемые в нем основные понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач. Именно на простых текстовых задачах обучающиеся знакомятся и со связью между такими величинами, как цена – количество – стоимость; нормы расходы материала на одну вещь – число изготовленных вещей – общий расход материала; длина сторон прямоугольника и его площадь.        

Такие задачи предусмотрены рабочей программой каждого года обучения. Система в их подборе и расположении их во времени построена с таким расчетом, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также задач взаимообратных.

Обучающиеся учатся анализировать содержание задачи, выбирать действия при решении задач каждого типа, обосновывать выбор каждого действия и пояснять полученные результаты, записывать решение задачи по действиям, а в дальнейшем и составлять по условию задачи выражение, вычислять его значение, устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность ее решения. Важно, чтобы обучающиеся подмечали возможность различных способов решения некоторых задач и сознательно выбирали наиболее рациональный из них. Работе над задачей можно придать творческий характер, если изменить вопрос задачи или ее условие.  

Серьезное значение уделяется обучению решению текстовых задач, объясняется тем, что это мощный инструмент для развития у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, пробуждает у обучающихся интерес к математическим знаниям и понимание их практического значения. Решение текстовых задач при соответствующем их подборе позволяет расширять кругозор ребенка, знакомя его с самыми разными сторонами окружающей действительности.

Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:

  1. Методическими рекомендациями по преподаванию учебных предметов в 2013-2014 учебном году, разработанные авторским коллективом Мордовского республиканского института образования.
  2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 г. № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ».
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год» (зарегистрирован в Минюсте России от 30 января 2013 г. № 26755).
  4. Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (в редакции приказов Министерства образования и науки от 20 августа 2008 г. №241, от 30 августа 2010 г. №889).
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).
  6. Приказ Министерства образования РФ от 3 июня 2011 г. №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования,  утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 г. №1312»)
  7. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., рег. № 22540).
  8. Программы «Школа России» для  начальных классов по литературному чтению и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном образовательном стандарте общего образования (№ 1089 от 05.03.2004 г.);
  9. Федерального базисного учебного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования и науки РФ №1312 от 09.03.2004 г.);
  10. Федеральный государственного стандарт начального общего образования (приложение к приказу Минобрнауки России от 6.10.2009 г. №373).
  11. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  12. Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год (приказ №2080 от 24.12.10 г. Зарегистрирован Минюстом России 10 февраля 2011 г., регистрационный №19776).

Место учебного курса  «Математика» в учебном плане

Учебный курс «Математика» в 3 классе отводится 4 часа в неделю, всего -136 часов (34 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  •  в предлагаемом курсе математики изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников  формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи,  производить  анализ и преобразование информации. Решая задачи, рассматриваемые в данном курсе, можно выстроить индивидуальные пути работы с математическим содержанием, требующие различного уровня логического мышления. Отличительной особенностью рассматриваемого курса математики  является раннее появление (уже в первом классе) содержательного компонента «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей», что обусловлено активной пропедевтикой этого компонента в начальной школе.
  •  математическое содержание позволяет развивать и эту группу умений. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат (такая работа задана самой структурой учебника).
  •  в процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.

    Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах. Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия, является важнейшим умением для современного человека.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Программа обеспечивает достижение учащимся 3 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

           Личностными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе является формирование следующих умений:

  • Целостное восприятие окружающего мира.
  • Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
  • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
  • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, от несения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  • Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты 

Учащиеся должны уметь:

  • использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 1000;
  • использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения и вычитания чисел от 1 до 1000;
  • использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;
  • осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
  • использовать в речи названия единиц измерения длины, объёма, массы, площади: метр, дециметр, сантиметр, килограмм, грамм, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр;
  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;
  • осознанно следовать  алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 1000;
  • решать задачи в 1-2 действия и в 2-3 действия на сложение и вычитание измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
  • узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
  • узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
  • находить периметр и площадь многоугольника (треугольника, четырёхугольника).

Коррекция программы

В авторскую программу внесены следующие изменения: в раздел «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» добавлен 1 ч  из раздела «Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление», в раздел «Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление» добавлено 2 ч и  в раздел «Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание» добавлено 2 ч из раздела «Приемы письменных вычислений», оставшиеся часы раздела «Итоговое повторение» включили в раздел «Приемы письменных вычислений».

Тематическое планирование курса «Математика»

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Теоретичес

кое

обучение

практичес-

кие

работы

контроль-

ные

работы

Проекты

1

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание

9

13

1

1

2

Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление

55

31

7

3

1

3

Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление

29

26

2

2

1

4

Числа от 1 до 1000. Нумерация.

13

21

2

1

5

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание.

12

13

-

1

6

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление

5

-

-

7

Приемы письменных вычислений

13

1

2

1

Итого:

136

111

14

9

2

Проекты:

«Математические сказки»

 «Задачи-расчеты»

Содержание курса

3 класс

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание

Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.

Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).

Уравнение. Решение уравнения.

Обозначение геометрических фигур буквами.

Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.

Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.

Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.).

Решение уравнений на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

          Решение подбором уравнений вида х•3=21, х:4=9, 27:х=9.

Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними.

Площадь прямоугольника (квадрата).

Практическая работа. Площадь; сравнение площадей фигур на глаз, наложением, с помощью подсчета выбранной мерки.

Доли

Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.

Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.

Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).

Практическая работа. Круг, окружность; построение окружности с помощью циркуля.

Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление

Умножение суммы на число. Деление суммы на число.

Устные приемы внетабличного умножения и деления.

Деление с остатком.

Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.

Выражения с двумя переменными вида; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.

           Уравнения вида х •6=72, х:8=12, 64:х=16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.

Числа от 1 до 1000. Нумерация

Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.

Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел.

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.

Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.

Практическая работа. Единицы массы; взвешивание предметов.

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание

Устные приемы сложения и вычитания, сводимые к действиям в пределах 100.

Письменные приемы сложения и вычитания.

Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.

Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в течение года.

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление

Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.

Решение задач в одно – три действия на умножение и деление в течение года.

Приемы письменных вычислений

Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий.

Решение уравнений.

Решение задач изученных видов.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

3 класса

Обучающиеся к концу 3 класса должны знать/понимать:

- последовательность чисел в пределах 100

- таблицу сложения и вычитания однозначных чисел

-  таблицу умножения и деления однозначных чисел

- правила порядка выполнения действий в числовых             выражениях

- состав и значение единиц измерения

- последовательность чисел в пределах 1000

Обучающиеся к концу 3 класса должны уметь:

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100

- представлять многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых

- пользоваться изученной математической терминологией

- чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка

- решать текстовые задачи арифметическим способом

- вычислять значение числового  выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них)

- проверять правильность выполнения вычислений

- распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки)

- вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата)

- сравнивать величины по их числовым значениям

- выражать данные величины в различных единицах

- выполнять вычисления с нулём

- выполнять деление числа на это же число

- делить нуль на число

- выполнять устные арифметические действия над числами в пределах сотни

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000

- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел)

- выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное)

- выполнять самостоятельно задания контрольной работы

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)

Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

Горецкий В.Г., Канакина В.П. и др. Сборник рабочих программ. 1-4 классы.

Учебники

Моро М.И. , М.А. Бантова, Бельтюкова Г.В, Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.

Моро М.И. , М.А. Бантова, Бельтюкова Г.В, Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.

Рабочие тетради

  1. Моро М.И. Волкова С.И.  Математика. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.
  2. Моро М.И. Волкова С.И.  Математика. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.

Проверочные работы

  1. Ситникова Т.Н  КИМы. Математика. 3 класс.

Методические пособия

Ситникова Т.Н. Яценко И.Ф. Математика. Поурочные разработки. 3 класс.

Печатные пособия

Моро М.И. Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Комплект таблиц для начальной школы. 3 класс.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Аудиоцентр.

Ноубук.

Принтер лазерный.

Принтер лазерный цветной.

Сканер.

Фотокамера цифровая.

Технические средства

1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

2. Магнитная доска.

3. Персональный компьютер.

4. Мультимедийный проектор.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Наборы предметных картинок.

 Наборное полотно.

 Демонстрационная оцифрованная линейка.

 Демонстрационный  чертежный треугольник.

 Демонстрационный  циркуль.

 Палетка.

Оборудование класса

Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстрационного материала.

Список литературы по реализации программы.

1.Гордеев Э. В. 1200 задач и примеров по математике: 1-4-й кл.: Для нач. шк.

2.Зайцев В. В. математика для младших школьников: Метод. пособие для учителей и родителей.

3.Лавриненко Т. А. Как научить детей решать задачи: Методические рекомендации для учителей начальных классов.

4.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Контрольные и проверочные работы по математике, 1-4 класс: / Пособие для начальной школы. – М.: Аквариум, 1996.

5. Узорова О. В. 5500 примеров и ответов по устному и письменному счёту 1-4 класс: / Пособие для начальной школы.

6.Узорова О. В., Нефедова Е. А. 2500 задач по математике, 1-4 класс: / Пособие для начальной школы.

7.Узорова О. В. 3000 задач и примеров по математике. 1 класс. – М.: Аквариум, 1999.

 8.Я иду на урок в начальную школу: Математика. Часть I, II: Книга для учителя.

Журнал «Начальная школа», газета «Начальная школа» приложение к газете «Первое сентября»

        Материалы из ИНТЕРНЕТА (сайт газеты «Первое сентября»,  сайт «Учительский портал»»,  сайт «Завуч. Инфо», «Архив учебных программ и презентаций RusEdu», «Открытый класс (сетевые образовательные сообщества)»



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование курса «Математика»

п/п

Тема урока

Тип урока

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

Виды

самостояте

льной

работы

Дата проведения

П

Ф

1.Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание - (9 часов)

1.1

Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания

Повторение и закрепление изученных знаний

2

Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании.

Обозначать геометрические фигуры буквами.

Выполнять задания творческого и поискового характера

3.09

1.2

Повторение и закрепление изученных знаний

4.09

1.3

Выражения с переменной

Повторение и закрепление изученных знаний

1

6.09

1.4

Решение уравнений

комбинированный

2

9.09

1.5

закрепление изученных знаний

тренировочный

10.09

1.6

Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами

комбинированный

Самостоятельная работа

11.09

1.7

Странички для любознательных

Повторения и закрепления

изученных знаний

Контролирующий

Тест 1

13.09

1.8

Контрольная работа по теме «Повторение: сложение и вычитание»

Проверка знаний.

Контролирующий

16.09

1.9

Анализ контрольной работы

Коррекция

знаний.

1

17.09

2. Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление - (55 часов)

2.1

Связь умножения и сложения

комбинированный

1

Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.

Вычислять значения числовых выражений в два-три действия со скобками и без скобок.

Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений.

Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях).

Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме.

Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами.

Решать задачи арифметическими способами.

Объяснять выбор действий для решения.

Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения.

Составлять план решения задачи.

Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану.

Пояснять ход решения задачи.

Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении её условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в её решении. Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.

Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.

Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений.

Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Работать в паре. Составлять план успешной игры.

Составлять сказки, рассказы с использованием математических понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел, геометрических фигур, математических терминов.

Анализировать и оценивать составленные сказки с точки зрения правильности использования в них математических элементов. Собирать и классифицировать информацию.

Работать в паре. Оценивать ход и результат работы.

Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений.

Сравнивать геометрические фигуры по площади.

Вычислять площадь прямоугольника разными способами.

Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0.

Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов.

Чертить окружность (круг) с использованием циркуля.

Моделировать различное расположение кругов на плоскости.

Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации.

Находить долю величины и величину по её доле.

Сравнивать разные доли одной и той же величины.

Описывать явления и события с использованием величин времени.

Переводить одни единицы времени в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Выполнять задания творческого и поискового характера.

Дополнять задачи-расчёты недостающими данными и решать их.

Располагать предметы на плане комнаты по описанию.

Работать (по рисунку) на вычислительной машине, осуществляющей выбор продолжения работы.

Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.

18.09

2.2

Связь между компонентами и результатом умножения. Четные и нечетные числа

комбинированный

1

20.09

2.3

Таблица умножения и деления с числом 3

комбинированный

1

23.09

2.4

Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость»

комбинированный

1

24.09

2.5

Решение задач с понятиями «масса» и «количество»

комбинированный

1

25.09

2.6

Порядок выполнения действий.

комбинированный

3

27.09

2.7

Закрепления

изученных знаний

30.09

2.8

Закрепления

изученных знаний

01.10

2.9

Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились.

Повторение и закрепления

изученных знаний

1

Индивид.

(по карточкам)

02.10

2.10

Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3»

Проверка знаний.

1

04.10

2.11

Анализ контрольной работы. Таблица умножения и деления с числом 4

Коррекция

знаний.

1

07.10

2.12

Закрепление изученного

Повторение и закрепления

изученных знаний

1

08.10

2.13

Задачи на увеличение числа в несколько раз

комбинированный

2

09.10

2.14

комбинированный

11.10

2.15

Задачи на уменьшение числа в несколько раз

комбинированный

1

14.10

2.16

Решение задач

Закрепления

изученных знаний

1

15.10

2.17

Таблица умножения и деления с числом 5

комбинированный

1

16.10

2.18

Задачи на кратное сравнение

комбинированный

2

18.10

2.19

комбинированный

21.10

2.20

Решение задач

Закрепления

изученных знаний

1

Контролирующий

Проверочная работа

22.10

2.21

Таблица умножения и деления с числом 6

Экскурсия

1

23.10

2.22

Решение задач

комбинированный

3

25.10

2.23

комбинированный

28.10

2.24

Закрепления

изученных знаний

Контролирующий

Самостоятельная

работа 8

29.10

2.25

Таблица умножения и деления с числом 7

комбинированный

1

Тренировочный

30.10

2.26

Странички для любознательных. Наши проекты

комбинированный

1

01.11

2.27

Что узнали. Чему научились

Повторение и закрепление изученных знаний

1

11.11

2.28

Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление»

Проверка знаний

1

Контролирующий

12.11

2.29

Анализ контрольной работы

Коррекция знаний

1

13.11

2.30

Площадь. Сравнение площадей фигур

комбинированный

2

Практическая работа

15.11

2.31

комбинированный

Практическая работа

18.11

2.32

Квадратный сантиметр

комбинированный

1

19.11

2.33

Площадь прямоугольника

комбинированный

1

20.11

2.34

Таблица умножения и деления с числом 8

комбинированный

1

22.11

2.35

Закрепление изученного

Повторение и закрепление изученных знаний

1

25.11

2.36

Решение задач

Закрепление изученных знаний

1

26.11

2.37

Таблица умножения и деления с числом 9

комбинированный

1

27.11

2.38

Квадратный дециметр

комбинированный

 1

29.11

2.39

Таблица умножения. Закрепление

Повторение и закрепление изученных знаний

1

Контролирующий

Тест 2

02.12

2.40

Закрепление изученного

Повторение и закрепление изученных знаний

1

Самостоятельная работа

03.12

2.41

Квадратный метр

комбинированный

1

Практическая работа

04.12

2.42

Закрепление изученного

Закрепление изученных знаний

1

Контролирующий

Тест 3

06.12

2.43

Странички для любознательных

Закрепление изученных знаний

1

09.12

2.44

Что узнали. Чему научились

Закрепление изученных знаний

2

10.12

2.45

Закрепление изученных знаний

Контролирующий

Тест

 (в учебнике)

11.12

2.46

Умножение на 1

комбинированный

1

13.12

2.47

Умножение на 0

комбинированный

1

16.12

2.48

Умножение и деление с числами 1, 0. Деление нуля на число

комбинированный

1

17.12

2.49

Закрепление изученного

Закрепление изученных знаний

1

Контролирующий

Тест 4

18.12

2.50

Доли

комбинированный

1

20.12

2.51

Окружность. Круг

комбинированный

1

23.12

2.52

Диаметр круга. Решение задач

комбинированный

1

24.12

2.53

Единицы времени

комбинированный

1

25.12

2.54

Контрольная работа за первое полугодие

Проверка знаний

1

контролирующий

27.12

2.55

Анализ контрольной работы. Странички для любознательных

Коррекция знаний

1

30.12

3. Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление - (29 часов)

3.1

Умножение и деление круглых чисел

комбинированный

1

         

Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами.

Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный.

Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление.

Вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результата.

Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.

Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку.

Решать текстовые задачи арифметическим способом.

Выполнять задания творческого и поискового характера: задания, требующие соотнесения рисунка с высказываниями, содержащими логические связки: «если не ..., то», «если не ..., то не ...»; выполнять преобразование геометрических фигур по заданным условиям.

Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами.

Проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их.

Составлять план решения задачи.

Работать в парах, анализировать и оценивать результат работы.

Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.

16.12

3.2

Деление вида 80:20

комбинированный

1

17.12

3.3

Умножение суммы на число

комбинированный

2

19.12

3.4

комбинированный

20.12

3.5

Умножение двузначного числа на однозначное

комбинированный

2

23.12

3.6

комбинированный

24.12

3.7

Закрепление изученного

Закрепление изученных знаний

1

3.8

Деление суммы на число

комбинированный

2

26.12

3.9

комбинированный

27.12

3.10

Деление двузначного числа на однозначное

комбинированный

1

3.11

Делимое. Делитель

комбинированный

1

3.12

Проверка деления

комбинированный

1

3.13

Случаи деления вида 87:29

комбинированный

1

3.14

Проверка умножения

комбинированный

1

3.15

Решение уравнений

комбинированный

2

 

3.16

Закрепление изученных знаний

Контролирующий

Проверочная работа

3.17

Закрепление изученного

Закрепление изученных знаний

2

3.18

Закрепление изученных знаний

3.19

Контрольная работа по теме «Решение уравнений»

Проверка знаний

1

Контролирующий

3.20

Анализ контрольной работы. Деление с остатком

Коррекция знаний

1

3.21

Деление с остатком

комбинированный

3

3.22

комбинированный

3.23

Закрепление изученных знаний

3.24

Решение задач на деление с остатком

комбинированный

1

3.25

Случаи деления, когда делитель больше делимого

комбинированный

1

Контролирующий

Проверочная работа

3.26

Проверка деления с остатком

комбинированный

1

3.27

Что узнали. Чему научились

Закрепление изученных знаний

1

3.28

Наши проекты

Закрепление изученных знаний

1

3.29

Контрольная работа по теме «Деление с остатком»

Проверка знаний

1

Контролирующий

4. Числа от 1 до 1000. Нумерация. – (13 часов)

4.1

Анализ контрольной работы. Тысяча.

Коррекция знаний

1

Читать и записывать трёхзначные числа.

Сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения.

Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых. Упорядочивать заданные числа.

Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа.

Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию.

Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их.

Выполнять задания творческого и поискового характера: читать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать позиционную десятичную систему счисления с римской непозиционной системой записи чисел.

Читать записи, представленные римскими цифрами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков.

Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

4.2

Образование и названия трехзначных чисел.

комбинированный

1

4.3

Запись трехзначных чисел.

комбинированный

1

4.4

Письменная нумерация в пределах 1000

комбинированный

1

4.5

Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз

комбинированный

1

4.6

Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых

комбинированный

1

тренировочный

4.7

Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений

комбинированный

1

4.8

Сравнение трехзначных чисел

комбинированный

1

тренировочный Самостоятельная работа

4.9

Письменная нумерация в пределах 1000

комбинированный

1

контролирующий 

Тест 6

4.10

Единицы массы. Грамм

комбинированный

1

4.11

Закрепление изученного

Закрепление изученных знаний

2

тренировочный Самостоятельная работа

4.12

Закрепление изученных знаний

тренировочный

4.13

Контрольная работа по теме «Нумерация в пределах 1000»

Проверка знаний

1

контролирующий

5. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. – (12 часов)

5.1

Анализ  контрольной работы. Приемы устных вычислений

Коррекция знаний

1

Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000.

Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений.

Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных — равносторонние) и называть их.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.

Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника.

5.2

Приемы устных вычислений вида 450+30, 620-200.

комбинированный

1

5.3

Приемы устных вычислений вида 470 + 80, 560 — 90

комбинированный

1

5.4

Приемы устных вычислений вида 260 + 310, 670 — 140

комбинированный

1

5.5

Приемы письменных вычислений

комбинированный

1

5.6

Алгоритм сложения трехзначных чисел

комбинированный

1

5.7

Алгоритм вычитания трехзначных чисел

комбинированный

1

5.8

Виды треугольников

Комбинированный.

Проверка знаний

1

Тренировочный

5.9

Закрепление изученного

Закрепление изученных знаний

1

Контролирующий

Тест 7

5.10

Что узнали. Чему научились

Закрепление изученных знаний

2

5.11

Закрепление изученных знаний

5.12

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание»

Проверка знаний

1

Контролирующий

6. Числа от 1 до 1000. Умножение и деление – (5 часов)

6.1

Анализ  контрольной работы. Приемы устных вычислений

Коррекция знаний

1

Использовать различные приёмы для устных вычислений.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Находить их в более сложных фигурах.

6.2

Приемы устных вычислений

комбинированный

2

6.3

6.4

Виды треугольников

комбинированный

1

тренировочный

6.5

Закрепление изученного

Закрепление изученных знаний

1

7. Приемы письменных вычислений – (13 часов)

7.1

Приемы письменного умножения в пределах 1000

комбинированный

1

Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия.

Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора.

7.2

Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное

комбинированный

1

7.3

Закрепление изученного

Закрепление изученных знаний

2

7.4

Закрепление изученных знаний

Контролирующий

Самостоятельная работа

7.5

Приемы письменного деления в пределах 1000

комбинированный

1

7.6

Алгоритм деления трехзначного числа на однозначное

комбинированный

1

7.7

Проверка деления

комбинированный

1

7.8

Закрепление изученного

Закрепление изученных знаний

1

Тренировочный

Проверочная работа

7.9

Закрепление изученного. Знакомство с калькулятором

комбинированный

1

7.10

Закрепление изученного

Закрепление изученных знаний

1

Контролирующ

ий

Тест 8

7.11

Итоговая контрольная работа

Проверка знаний

1

контролирующ ий

7.12

Закрепление изученного

Урок-игра

1

Контролирующ

ий

Тест 8

7.13

Обобщающий урок. Игра «По океану математики»

1

ИТОГО

136


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по математике УМК"Школа России" 2 класс

Рабочая программа составлена согласно положения школы. Соответствует ФГОС....

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа для 3 класса по математике М.И. Моро УМК "Школа России"...

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 1 класс

Изучение математики имеет особое зна­чение в развитии младшего школьника. Приобретенные им зна­ния, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом для дальнейшего обучения э...

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по математике входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, авторы Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степ...

Рабочая программа по математике. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по математике (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....