Урок математики по теме "Число и цифра 3"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

УМК «Перспективная начальная школа», 1 класс

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

Цели урока: • познакомить с образованием числа 3 и цифрой 3;
• формировать умение сравнивать числа 1, 2, 3;
• научить соотносить числа 1, 2, 3 с соответствующим множеством предметов;
• научить писать цифру 3.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_matematike_3.docx40.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики по теме: "Число и цифра 3".

УМК «Перспективная начальная школа», 1 класс

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

Цели урока: • познакомить с образованием числа 3 и цифрой 3;
• формировать умение сравнивать числа 1, 2, 3;
• научить соотносить числа 1, 2, 3 с соответствующим множеством предметов;
• научить писать цифру 3.

Задачи:

воспитательные: формирование норм нравственно-этического поведения в разных формах работы;

метапредметные: развитие навыка работы с учебником; развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; уточнение и расширение словарного запаса учащихся при использовании математической терминологии;

предметные: формирование понятия числа и цифры 3; умение сравнивать числа; определение места числа в числовом ряду, написание цифры 3.

Планируемый результат: знать название числа 3; уметь находить число 3 в числовом ряду; уметь находить предметы, представленные по три; уметь записывать цифру 3.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Система контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.

Средства обучения: учебник А.Л.Чекин «Математика», 1 класс.

Личностные УУД.

  1. Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД.

  1. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
  2. Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
  3. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД.

  1. строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  2. проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД.

  1. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  2. формулировать собственное мнение и позицию;
  3. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Оборудование: демонстрационное: плоскостные фигуры Миши и Маши, карточки с животными, карточка с цифрой 3, карточки с цифрами 0,1,2,3 и знаками «больше», «меньше», «равно», «Светофорик», мяч, муляжи грибов (белого гриба, подосиновика, мухомора).

У обучающихся на партах: учебник, тетрадь для самостоятельной работы, счетные палочки, фишки, карточки с цифрами от 0 до 3.

                                                                     .

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Мотивирование

(самоопределение) к деятельности.

Включение учеников в учебную деятельность. «Хочу, потому что смогу». Приемы: добрые пожелания, девиз, загадка и т.д. У детей должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Прозвенел для всех звонок

Начинаем мы урок.

- Руки? Дети: “На месте!”

- Ноги? Дети: “На месте!”

- Локти? Дети: “У края!”

- Спина? Дети: “Прямая!”

А сейчас я хочу, узнать с каким настроением вы начинаете урок.

Поудобнее садитесь,

Не шумите, не вертитесь.

Всё внимательно считайте,

А спрошу вас – отвечайте.

Вам условие понятно?

Это слышать мне приятно.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

Включаются в учебную деятельность.

Отвечают на вопросы учителя.

Дети получают эмоциональный настрой.

2.Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.

Подготовка мышления детей; повторение изученного материала, необходимого для « открытия» нового знания; выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение в деятельности.

Повторение изученного материала.

1. «Разминка». Учитель бросает ученикам мяч, называя задание, ученики отвечают, возвращая мяч.

- Посчитайте до 10, обратно.(вместе)

- Посчитай от 2до 7, от 5 до10,

- Назови соседей числа 2, 7,

- Какое число стоит между числами 2 и 4, 7 и 9,  

- Назови число, следующее за числом 2, 4.

-Назови число, предшествующее числу 1,4.

2. Игра « Молчанка».

- Я буду показывать указкой на числовые карточки, а вы – поднимать нужные цифры. (Числовые карточки: домашние животные)

3. Возникновение проблемной ситуации.

- Сколько я показала лошадей? (3). Чего мы еще не знаем? (Как получается число 3 и пишется цифра 3).

 -Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? («Число и цифра 3»). Проверим название по учебнику (с.40).

Какова цель нашего урока? (Будем учиться получать число 3, сравнивать числа 1,2,3; писать цифру 3).

А помогут нам в этом наши помощники Маша и Миша.

- Работа по учебнику - №1 (с.40).

- Сколько лошадей запряжено в повозку? (Тройка лошадей).

-А как правильно назвать это число? (Три).

-Сколько детей в повозке? (Трое).

-Сколько голов у Змея Горыныча? (3).

- Каких еще вы знаете сказочных героев, встречающихся втроем? (3 медведя, 3 поросенка).

* Число 3 будем обозначать цифрой 3.

Сравни: 2 и 3, 3 и 2.

*Поставим число 3 в ряд натуральных чисел.

-За каким числом оно будет следовать?

№ 2 (с. 40).

-Найдите среди знаков цифру 3 и отметьте ее фишками.

-Сколько раз вам встретилась цифра 3? (3 раза). Звеньевые, проверьте правильность выполнения задания своими звеньями.

Тройка – третий из значков,

Состоит из двух крючков.

Цифра 3 словно

Ласточка. Смотри!

№3 (с. 40).

-Следующее задание выполняем в парах (пересаживаются парами).

- Какие предметы нарисовал художник?

-Поставьте фишки на те предметы или их части, которые похожи на цифру 3.

-Куда вы поставили фишки? Покажите друг другу.

-На что еще похожа цифра 3? (На букву З).

Дети отвечают на поставленные вопросы, повторяют изученный материал.

Включились в учебную деятельность.

Отвечают на вопросы.

3.Постановка учебной проблемы.

Учащиеся выполняют задания, актуализирующие их знания; учитель включает проблемный вопрос, создающий проблемную ситуацию для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия.

(- Не знаю, что происходит. Но

могу узнать.

- Мне это интересно!) Обсуждение затруднений

(-Почему возникли затруднения?

Чего мы еще не знаем?)

Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

- Что мы узнали о числе 3? (Как обозначается цифрой, за каким числом стоит в ряду натуральных чисел).

-Чего мы еще не знаем о числе 3?

(Написание цифры, состав  числа 3.)

-Кто из вас раньше видел цифру 3? Где?
(Номера домов, страницы в учебнике).

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Как получить число три?

Как писать цифру три?)

Дети высказывают свое мнение.

Диалог.

4. «Открытие» нового знания. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация проекта.

Обсуждение проекта решения проблемы, ее решение. Процессом руководит учитель. Методы: подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.

- Ребята, отсчитайте 3 палочки  и возьмите в 2 руки.

-Кто как взял?

На доске заполняем состав числа 3: 2 и 1, 1и 2, 3 и 0.

ФИЗМИНУТКА

А теперь мы отдохнем.

Физминутку проведем.

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы ногами топ-топ,

А потом –прыг-скок,

И еще разок. (Мы продолжим счет).

Побежим мы по дорожке:1, 2, 3!

И похлопаем в ладошки: 1, 2, 3!

И покрутим головами: 1, 2, 3!

Повторяйте вместе с нами: 1, 2, 3!

Дети высказывают свое мнение.

При помощи раздаточного

материала: палочек или

геометрических фигур.

Практическая работа.

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух алгоритмов действия. На этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала, так как речь не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа в сознании.

- Сейчас наступает важный момент нашего урока. Мы начинаем учиться писать цифру 3.


НАПИСАНИЕ ЦИФРЫ 3

№ 4(с.41).

Из скольких элементов состоит цифра?
Цифра 3 состоит из 2 элементов, двух полуовалов. Начинаем писать верхний правый полуовал, затем пишем нижний правый полуовал.
- следят глазами;

-в учебнике пальчиком, начиная со *, по направлению стрелок;
- прописывают в воздухе.

-Постарайтесь написать цифру 3 красиво.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ

Мы ладошкой потрясем,

Каждый пальчик разомнем,

1,2,3,4,5-начинаем мы писать!

-Но вначале давайте вспомним правила посадки при письме.

Я тетрадочку открою

И как надо положу,

Я от вас, друзья, не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- В тетради найдите рабочую строку, где вы будете писать цифру 3 (с.37, №1 тетради для самостоятельной работы).

-Напишите одну строку цифры 3.
Ученики в тетрадях прописывают  цифру 3.
- Как красиво у вас получается! А у кого получилось не совсем так, как он хотел, не беда! У вас обязательно получится!

Дети записывают в тетради.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа побуждает учеников ответственно относиться к выполняемой работе, учит оценивать результаты своих действий. В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Важно, чтобы на данном этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха (я могу, у меня все получается), и у него возникло желание закрепить удачный результат.

На этом этапе каждый работает самостоятельно.

Самопроверка:

-Подчеркните самую красивую цифру.

-Вас заинтересовала картинка учебника с домашними животными? (№5 (с.41). С ней мы поработаем на следующем уроке.

Выполнение упражнений в тетради для самостоятельной работы: №4 (с.38):

-Рассмотрите рисунки. Какие грибы вы видите? Какие из них съедобные?(Белые и подосиновик). Какие несъедобные? (Мухоморы). Запишите число грибов. (Проверка выполнения звеньевыми, показ карточками с цифрами ответов).

Расставьте знаки между числами (1 ученик – у доски). Проверка выполнения задания.

Дети самостоятельно выполняют задания. Сравнивают с эталонам. Оценивают работу.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Учащиеся выполняют задания, в которых тренируется использование изученного материала. Таким образом, происходит формирование навыка применения изученных способов действий и подготовка к введению в будущем следующих тем.

ИГРА «Найди свое место»

Карточки с цифрами 1-3 раздать детям. По сигналу они встают на свои.

Порядковый счет. Кто стоит первым, вторым, третьим?

Дети объясняют, как нашли свое место.

-Отгадайте загадку.

-У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня…

-О чем идет речь? (О светофоре).

-Что вы знаете о его цветах?

(Красный цвет – запрет движенья, желтый цвет-предупрежденье, а зеленый говорит: пешеходам путь открыт!)

Дети выполняют задание.

Оценивают работу.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Над какой темой работали на уроке?

- Что вы узнали о числе 3?

- Кто уверен, что сегодняшний материал он усвоил?

- Оцените вою работу на уроке.

Закрасьте фигуры с цифрой три.
Зеленым - Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.
Желтый - Настроение хорошее, но задания были не такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился.
Красный - Задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь!

«Завершается урок.

Он пошел ребятам впрок?

Постарались все понять?

Учились тайны открывать?

Ответы полные давали?

На уроке не зевали?

Все сумели? Все смогли?

Мы сегодня МОЛОДЦЫ!

Спасибо всем за урок».

Дети отвечают на вопросы.

Оценивают работу свою и класса в целом.

Объясняют свой выбор.

Самоанализ  открытого урока математики, проведенного в 1 «б» классе МОУ Молоковская СОШ им. Н.В.Огаркова 25 октября 2012 г. учителем начальных классов Виноградовой Г. И.

                            Характеристика класса. В 1 «б» классе – 14 обучающихся (8 девочек и 6 мальчиков). Почти все ученики до поступления в школу воспитывались в детском саду п. Молоково (исключение – Крундышева Оксана из Д.Турово). В классе есть как сильные по способностям ученики (Бирбина Е., Грудовенко В., Ерофеев А., Ефименко В., Ионова А., Конон И., Смирнов Е., Андреев И.), так и ребята, испытывающие трудности в обучении  (Коморина А., Никанорова В., Смирнова А., Удальцов Н.). Никанорова В. обучается в 1 классе второй год. Проблемы с поведением бывают у Образцовой Д., Крундышевой О. и Грудовенко В. Ионова А. является инвалидом детства по сахарному диабету.

Был показан  урок  математики в 1 классе по УМК «Перспективная начальная школа». Тема: «Число и цифра 3».  Данный урок является одним из уроков раздела «Числа и цифры».

Тип урока: урок «открытия» нового знания (изучение нового материала и первичного закрепления) с использованием подводящего к теме диалога.

При подготовке и проведении урока ставилась цель: создать условия для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры 3. Эта цель решалась с помощью задач:

воспитательных: формирование норм нравственно-этического поведения в разных формах работы;

метапредметных: развитие навыка работы с учебником; развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; уточнение и расширение словарного запаса учащихся при использовании математической терминологии;

предметных: формирование понятия числа и цифры 3; определение места числа в числовом ряду, написание цифры 3.

Планируемый результат: знать название числа 3; уметь находить число 3 в числовом ряду; уметь находить предметы, представленные по три; уметь записывать цифру 3.

На данном этапе дети имеют уже достаточные знания, практические навыки: что обозначают числа 1, 0, 2; что для записи этих чисел используют цифры 1, 0, 2; определяют тему и цель урока; умеют выражать свое мнение.

Для достижения цели использовались методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, методы устного и письменного контроля и самоконтроля. Четко прослеживалась интеграция с уроком окружающего мира.

В ходе урока были использованы различные формы работы обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная. На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.

Данный  урок включает несколько этапов. I этап- организационный момент. Цель: 1) мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; 2) определить содержательные рамки урока. На этом этапе идет формирование личностных УУД (обозначается смысловая ориентация).

II этап - постановка цели и определение темы урока. Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке. На этом этапе идет формирование регулятивных УУД (целеполагание, прогнозирование).

III этап - первичное восприятие нового материала. Цель:1) учить находить предметы, представленные по три; 2)познакомить обучающихся с названием и обозначением числа 3; 3) уметь вести счет предметов.4) учить обучающихся писать цифру 3. На этом этапе идет формирование личностных УУД (проявляют познавательную инициативу в оказании помощи героям учебника и соседу по парте); познавательных (выполняют задания с использованием материальных объектов, формулируют правило); коммуникативных (умение слушать собеседника, вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие); регулятивных (взаимоконтроль, самоконтроль).

IV этап - первичное закрепление учебного материала. Цель: формировать навыки использования изученного материала. На этом этапе формируются личностные УУД (помощь героям учебника) ; познавательные ( знаково-символические действия  – работа с карточками, фишками); регулятивные (контролируют и оценивают процесс и результат деятельности).

V этап - подведение итогов урока. Рефлексия. Цель:1)подвести итог проделанной работе на уроке; 2)формировать личную ответственность за результаты своего труда.

При подготовке к уроку были учтены программные требования и образовательные стандарты. Обучение на уроке строилось на основе деятельностного подхода, «учение через деятельность».

Весь процесс на уроке представлял собой взаимодействие (учитель-ученик, ученик-ученик). Это способствует заинтересованности в предмете, дает возможность проявить способности детям, быть активным участником учебного процесса, не бояться высказать свое мнение.

Для соблюдения санитарно-гигиенических норм, достижения результативности урока формы работы видоизменялись, своевременно была проведена физминутка. Методы и приемы ведения урока способствовали продуктивной деятельности на уроке. Обстановка на уроке способствовала активизации умственной деятельности.

Урок своих целей достиг. Все обучающиеся были охвачены работой.

МОУ Молоковская средняя общеобразовательная школа имени Маршала Советского Союза Героя Советского Союза Н.В.Огаркова

УРОК  МАТЕМАТИКИ

ПО ТЕМЕ:

« ЧИСЛО И ЦИФРА 3»

Разработан и проведен:

 учителем начальных классов

Виноградовой Г.И.

Дата проведения:25.10.2012

Место проведения: кааб. №32

Класс: 1 «б»

Молоково, 2012Виноградовой Г.И

Начало формы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики Тема. Число и цифра 7

Урок математики в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа". Изучение нового материала....

Урок математики 3 класс "Римские цифры" "Школа России"

ЦЕЛЬ УРОКА:Познакомить учащихся с римскими цифрами.Обобщить и применить знания и умения учеников для решения конкретных задач с римскими цифрами. Проконтролировать уровень усвоения учащимися нов...

Урок математики. Тема:"Число девять. Цифра 9".

Тема урока "Число девять. Цифра 9" . Образовательная система "Школа 2100"...

Урок математики "Путешествие Колобка" (Числа, цифры от 1 до 7. Обобщение и повторение пройденного)

Конспект открытого урока по математике по теме «Числа, цифры от 1 до 7. Обобщение и повторение пройденного.»...

Презентация к уроку математики по теме: "Число3, цифра 3". 1 класс

Презентация к уроку математики по теме: "Число3, цифра 3". 1 класс...

Презентация к уроку математики ПНШ "Число и цифра 5"

Презентация  по  УМК ПНШ  математика 1 класс...