Урок математики в 4 классе на тему "Четыре арифметических действия"
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Балашова Маргарита валентиновна

Урок математики в 4 классе на тему "Четыре арифметических действия. Закрепление изученного. Экскурсия по заповедным местам  родного края.

На уроке закрепляется  изученный материал, совершенствуются  вычислительные навыки, умение решать задачи, развивается логическое  мышление  и творческое  воображение, воспитывается  любовь к родному краю, бережливое  отношение к природе родного; прививается интерес к математике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор : Балашова Маргарита Валентиновна

Место работы: МБОУ лицей № 4 города Данкова Липецкой области

Должность: учитель начальных классов

Урок математики в 4 классе  на тему : «Четыре арифметических действия . Закрепление изученного. Экскурсия по заповедным местам  родного края.» УМК «Школа России»

Тема урока:  Четыре арифметических действия . Закрепление изученного.

                     Экскурсия по заповедным местам  родного края.

Цели урока: закреплять изученный материал, совершенствовать  вычислительные навыки, умение решать задачи, развивать логическое  мышление  и творческое  воображение, воспитывать  любовь к родному краю, бережливое  отношение к природе родного; прививать интерес к математике.

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, таблица на доске, карточки с буквами «По заповедным местам»,  индивидуальные карточки для учащихся,  карточки – помощницы, карточки с цифрами.

Ход урока.

  1. Организация учащихся.

Наш урок сейчас науке посвящается

Что математикой у нас

С любовью называется

Она поможет воспитать

Такую точность мысли,

Чтоб в нашей жизни все познать,

Измерить и исчислить.

Сегодня на уроке мы закрепим изученный материал, усовершенствуем вычислительные навыки, умение решать задачи. Мы совершим заочную экскурсию. А куда, вы узнаете, посчитав устно.

  1.  слайд -    ЗАКРЕПЛЕНИЕ   ИЗУЧЕННОГО.
  1. Устный счет.

Проверим, готовы ли вы к нашей экскурсии.

а)  Перед вами карточки с выражениями. Найти правильные ответы.( карточки по выбору – разноуровневые, 1- желтые, 2- зеленые, 3- белые)

2 слайд.

 1.    

9*3+15                   1) 42       2) 39      3) 126

6*6+16                   1) 132     2) 52      3) 126

92-9*6                    1) 60       2) 38      3)180

9*5-6                      1) 51       2) 12      3) 39

9*7-37                    1) 84       2) 26      3) 26

15+5*6                   1) 45       2) 120    3) 47

100-20*2                1) 60       2) 160    3)62

( 29-26)*11            1)35        2) 33      3) 39

         2.

63:3*2                   1) 42      2) 39     3) 126

78:3*2                   1) 132    2) 52     3) 126

12*3+3                  1) 60      2) 38     3)180

88:-5                      1) 51      2) 12     3) 39

13*4:2                   1) 84      2) 26     3) 26

15*6:2                   1) 45      2) 120   3) 47

45:3*4                   1) 60      2) 160   3)62

77:7*3                   1)35       2) 33     3) 39

3.

25*4-29*2                1) 42     2) 39      3) 126

15*6-19*2                1) 132   2) 52      3) 126

96:3+12*3                1) 60     2) 38      3)180

80:5+46:2                 1) 51     2) 12      3) 39

16*4-76:2                 1) 84     2) 26      3) 26

75 : (50:2)*15           1) 45     2) 120   3) 47

80 : (24-8)*12           1) 60     2) 160   3)62

45 : (5*3)*11            1)35      2) 33     3) 39

3 слайд.

Самопроверка:        1,2,2,3,3,1,1,2.

У доски работают 3 ученика

1-  Расположить ответы в порядке убывания (карточки с цифрами на столе)

42,52,38,39,26,45,60,33

( 60,52,45,42,39,38,33,26)

2 - Увеличить в 2 раза: 120,104,90,84,78,76,66,52

3 - Увеличить на 2: 62,54,47,44,41,40,35,28

Консультант проверяет.

2. Весь класс работает устно коллективно.

1.) Кроссворд

4 слайд

По горизонтали:

  1. Что образуют два луча, выходящие из одной точки?

                                                                  УГОЛ.

  1. Что получим, если на прямой на некотором расстоянии друг от друга поставить две точки?

                                                                  ОТРЕЗОК.

  1. Родственник круга, но больше похож на яйцо птицы.

                                                                  ОВАЛ.

  1. В  нем 100см. или 10 дм.    

                                                                  МЕТР.

  1. Замкнутая ломаная из 3 звеньев.

                                                                 ТРЕУГОЛЬНИК.

  1. Через нее можно провести бесконечное множество прямых.

                                                                 ТОЧКА.

  1. Что за фигура: четыре стороны равны, а все углы прямые?

                                                                 КВАДРАТ.

  1. Какой линией можно соединить 3 точки, которые не лежат на одной прямой?

                                                                 КРИВОЙ.

  1. Как называется линия, которая образует пятиугольник?

                                                                 ЛОМАНАЯ.

Какое слово здесь лишнее?     (МЕТР).

Почему?  (Обозначает единицу длины).

Что обозначают остальные слова? ( ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ).

Как называется раздел математики, изучающий геометрические фигуры?  (ГЕОМЕТРИЯ).

2.) Геометрические фигуры.

  1.  слайд.

       

       Сколько на рисунке квадратов? (1).

Сколько прямоугольников? (2).

Сколько треугольников? (5).

3.) Работа с числами.

6 слайд.

Прочитай числа: 12, 1122,111222,…,…    .

Что заметили? (состоят из цифр 1,2).

Продолжить ряд: 11 112 222, 1 111 122 222.

7 слайд.

III. Сообщение темы урока.

К экскурсии вы готовы.  А куда мы отправимся, вы узнаете ,разгадав зашифрованное выражение. Решив выражение, поставьте букву на место полученного результата.

125*2-Ы        137+53-Д        642:2-М       147:7-З       840:4-Н      269-109-Е

527-500-А      232+223-Е       96:6-О         27*3-О        32*20-М    137-48-В

121*3-М        164:4-П            729*0-П       1000-540-Т    280+260-А   226+230-С

0 16 21 27 41 81 89 160 190 210 250 324 363 455 456 460 540 640

П   О   З   А   П    О   В    Е    Д    Н    Ы    М   М   Е    С    Т    А    М

8 слайд- рисунок «Заповедники».

Как называется наш край?

Чтение стихотворения уч-ся.

Есть такая земля,-

Пядь от пяди Орла и Тамбова,

Что всевышнею стала

И родиной нам, и судьбой

Лип медовых шатры

И берез лебединые взлеты,

Дона Тихого омуты,

Мечи Красивой разлив …

Есть такая земля-

Вековечной любви и заботы,

И печали, и веры,

Что душу берут на разрыв.

Какие места называют заповедными?

( Заповедный - неприкосновенный, запретный.

Заповедник - заповедный участок, где оберегаются  и размножаются редкие и ценные растения, животные, реликты.

Реликты- растения и животные,  сохранившиеся как пережиток древних эпох.)

 В Липецкой области находятся два заповедника: «Галичья гора», «Воронежский биосферный государственный заповедник».

IV. Закрепление изученного.

9 слайд.

1. Самостоятельная работа по выбору

Решив уравнения, узнаем сколько участков содержит заповедник «Галичья гора».

(по выбору).

78:х=196-183    х*15+127=217          х*24-36=108

Проверка устно:

Кто решал 1 уравнение?

Чему равен х?

Что находили в 1 уравнении? (делитель).

Как найти делитель?

Кто решал 2 уравнение?

Чему равен х?

Что находили в 2 уравнении? (множитель).

Как найти множитель?

Кто решал 3 уравнение?

Чему равен х?

Что находили в 3 уравнении? (множитель).

Сколько участков содержит заповедник «Галичья гора»?

10 слайд.- Карта.

Заповедник «Галичья гора « состоит из 6 разрозненных участков.

Галичья гора и Морозова гора находятся в Задонском районе на берегу реки Дон.Галичья на правом берегу , Морозова на левом.

Плющань - в Краснинском районе на правом берегу Дона и речки Плющанки.

Быкова Шея - занимает долину давно пересохшей речки Сухая Лубна на границе Липецкого и Задонского районов.

Воронов Камень и Воргольское  расположены в Елецком районе в низовьях реки Воргол, в узкой, на глубине 60 метров долине.

11 слайд.

2.  Решение задачи по рядам самостоятельно:

У доски- 9240:40-площадь всего заповедника

1 ряд-7980:70-занято лесами

2 ряд- (10000-1200):80- занято лугами

3 ряд- (4200+2100):900- занято водоемами

Взаимопроверка.

 12 слайд.

Какова площадь всего заповедника?

                                (231 га)

Что это за единица измерения площади-га?

Вырази в более мелких единицах?

                              (1 га-10000метров кв).

Какая площадь заповедника?

                              (2 310 000м.кв.).

Какая площадь занята лесами?

                              (114 га).

Какая площадь занята лугами?

                              (110 га).

Водоемами?

                              ( 7 га).

 13 слайд.

3. Самостоятельная работа по вариантам -1-6.

 Вставив пропущенные числа, узнаем площадь каждого участка.

  1. Галичья гора - 2*5*…= 190
  2. Морозова гора- 16*5*…= 8000
  3. Плющань - 4*25*…- 4000
  4.  Быкова  Шея – 3*10*…= 930
  5. Воронов Камень- 25*8*…= 1900
  6. Воргольское - 3*2*…= 186

      14 слайд.      

 Проверка устно

Чему равна площадь Галичьей горы?

                                                            (19 га)

Чему равна площадь Морозовой горы?

                                                            (100 га)

Чему равна площадь Плющани?

                                                            (40 га)

Чему равна площадь Быковой Шеи?

                                                            (31 га)

Чему равна площадь Воронова Камня?

                                                            (9,5га).

Воргольских скал?

                                                           (31 га).

15 слайд - рисунки.

Участок Галичья гора – это причудливые скалы древнего известняка, большое обилие  трав и кустарников.

     Пологие склоны Морозовой горы покрыты дубравой и березняками.

     Лесное урочище Плющань – крутые склоны долин Дона и Плющанки покрыты дубравами, с часто встречающимися березами и липами. Здесь находится уникальная  «хризантемова поляна», на                                                                                      которой разместился уголок алтайского горного луга. Его часто называют «Липецкая Швейцария».

     Быкова Шея - крутые долинные склоны с хорошо сохранившейся степной растительностью.

     Воронов Камень - огромные глыбы известняка на крутых берегах, поросших лиственным лесом. В скалах пещера длиной 25 метров.

     Воргольское – здесь растут растения, свойственные Альпам и Кавказу.

  1. Чтение стихотворения уч-ся.

Здесь растут под привольным небом

Травы Юга, Сибири, Альп

Кто еще на Галичьей не был?

Обделенные, мне вас жаль!

Драгоценным живым изумрудом

Стала Галичья наша гора

Прикоснуться к этому чуду

Может каждый. И будет рад!

  1. Как местонахождение остатков – реликтов древней доледниковой и ледниковой флоры Галичья гора стала известна с 1872г.

 16 слайд.

Решив выражения, узнаем  когда были  объявлены заповедниками его части.

По вариантам- 1-6 , все в тетрадях , у доски по одному ученику от варианта.

1-Галичья гора – 41*25+900

2- Морозова гора- 38*25+991

3- Плющань- 53*25+644

4- Быкова Шея- 42*25+913

5- Воронов Камень- 62*25+413

6-Воргольское- 74*25+119

 17 слайд

Проверка устно.

Когда была признана заповедником Галичья гора?

                                   1925г.

Морозова гора?

                                   1941г.

Плющань?

                                  1969г.

Быкова Шея?

                                  1963г.

Воронов Камень?

                                  1963г.

Воргольское?

                                  1969г.                                

  1. Заповедник Галичья гора называют «Страной живых ископаемых».  Он известен в стране и за рубежом произрастающими здесь реликтовыми, редкими и исчезающими видами растений.

18 слайд.

Решение задачи самостоятельно.

В заповеднике 35 видов реликтовых растений, высших растений на 913 видов больше, чем реликтов. Грибов на 202 вида больше,чем высших растений. Сколько видов высших растений, грибов растет в заповеднике?

КАРТОЧКА-ПОМОЩНИК для слабых учащихся

Реликты - 35в.

Высшие -? на 913в. больше,чем

Грибы - ? на 202в. больше, чем

Проверка устно.

19 слайд.

Сколько видов высших растений?

                         (948).

Сколько видов грибов?

                        (1150).

20 слайд - рисунки.

Во флоре заповедника особый интерес представляют реликтовые растения, распространенные преимущественно в горных районах Кавказа, Алтая, Альп, таежных лесах Севера:

  ЛИЛИЯ-САРАНКА

  ЛАПЧАТКА-ДОНСКАЯ

  КОВЫЛЬ  ПЕРИСТЫЙ

  ГОРИЦВЕТ    ВЕСЕННИЙ

  БУРАЧОК      ГМЕЛИНА

ОНОСМА ПРОСТЕЙШАЯ

21 слайд.

  1. Самостоятельная работа по уровням.
  1.  Среди фауны заповедника насчитывается 2500 видов беспозвоночных.  Позвоночных на 2204 вида меньше, чем беспозвоночных. Насекомых на 1004 вида больше, чем позвоночных. Сколько видов  позвоночных, насекомых насчитывается в заповеднике?
  2. В заповеднике обитает 749 видов перепончатокрылых, бабочек на 176 видов меньше, чем перепончатокрылых, а птиц на 387 видов меньше, чем бабочек.

Поставь вопрос и реши задачу.

  1. Составь и реши задачу:

Пауков- 132в.

Жуков -? На 378в. больше, чем

Насекомых - ? на 790в. больше, чем

Проверка устно.

22 слайд.

Сколько видов позвоночных?

                                              296 видов.

Сколько видов насекомых?

                                              1300в.

Какой вопрос поставили к задаче?

Сколько насчитывается видов бабочек?

                                               573 в.

Сколько видов птиц?

                                              186в.

Какую составили 3-ю задачу?

Сколько видов жуков?

                                              510в.

Сколько видов насекомых?

                                              1300-в.

23 слайд - рисунки.

Обитателем старых дубрав является серая неясыть.  Многочисленными жителями лесов являются  обыкновенный ёж и благородный олень.

V.  Итог урока.

Что нового узнали на уроке?                                                                

 24 слайд-кроссворд.

         

По горизонтали:

  1. Самый большой по площади участок.
  2. Участок, где находится пещера.
  3. Первый участок, признанный заповедным.
  4. Площадь всего заповедника.
  5. Сколько видов  реликтовых растений в заповеднике?  
  6. Как называют урочище Плющань?
  7. Где представлены ковыльные степи?

По вертикали:

  1. Оценка вашего труда.

      VI. Выставление оценок.

     VII. Задание на дом.

ИНДИВИДУАЛЬНО НА КАРТОЧКАХ. – по выбору.

  1. В Воронежском заповеднике 6000 видов насекомых, птиц на 5792вида меньше, чем насекомых.  Млекопитающих на 154 вида меньше, чем птиц. Рыб на 15 видов меньше, чем млекопитающих. Сколько видов птиц, рыб, млекопитающих в заповеднике?
  2. В заповеднике «Галичья гора» обитает  187 видов птиц, млекопитающих на 149 видов меньше, чем птиц. Грызунов на 8 видов меньше, чем млекопитающих.  Насекомых в 200 раз больше, чем грызунов.

Поставь вопрос и реши задачу.

  1. Составь и реши задачу:

Рыб-57в.

Амфибий -? На 50в. меньше, чем

Рептилий -? на 1 в. меньше, чем

Земноводных -? На 2 в. больше, чем.

      КАРТОЧКА ДЛЯ СИЛЬНЫХ.

  1. Найди площадь Воронежского заповедника

1280*25

  1. Территория заповедника в Усманском районе:

560:4*(25*4)

  1. Год создания Воронежского заповедника:

3854:х+1258=1260

  1. Травянистых и древесно-кустарниковых видов растений:

125*4+250*2

  1. Составь и реши задачу:

Млекопитающих-54в.

Птиц -? На 154в. больше, чем

Насекомых -? На 5792в. больше, чем

Рыб - ? на 5961в. меньше, чем


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор : Балашова Маргарита Валентиновна Место работы: МБОУ лицей № 4 города Данкова Липецкой области Должность: учитель начальных классов Урок математики в 4 классе на тему : « Четыре арифметических действия Закрепление изученного . Экскурсия по заповедным местам родного края.»УМК «Школа России»

Слайд 2

Тема урока Четыре арифметических действия. Закрепление изученного

Слайд 3

63:3·2 1) 42 2) 39 3) 126 78:3·2 1) 132 2) 52 3) 180 12·3+2 1) 60 2) 38 3) 34 88:2-5 1) 51 2) 12 3) 39 13·4:2 1) 84 2) 20 3) 26 15·6:2 1) 45 2) 120 3) 47 45:3·4 1) 60 2) 160 3) 62 77:7·3 1) 35 2) 33 3) 39 9·3+15 1) 42 2) 39 3) 126 6·6+16 1) 132 2) 52 3) 180 92-9·6 1) 60 2) 38 3) 34 9·5-6 1) 51 2) 12 3) 39 9·7-37 1) 84 2) 20 3) 26 15+5·6 1) 45 2) 120 3) 47 100-20·2 1) 60 2) 160 3) 62 (29-26)·11 1) 35 2) 33 3) 39 25·4-29·2 1) 42 2) 39 3) 126 15·6-19·2 1) 132 2) 52 3) 180 (96:3+12) - 6 1) 60 2) 38 3) 34 80 : 5+46:2 1) 51 2) 12 3) 39 16·4-76:2 1) 84 2) 20 3) 26 75: (50:2)·15 1) 45 2) 120 3) 47 80: (24-8)·12 1) 60 2) 160 3) 62 45: (5·3) ·11 1) 35 2) 33 3) 39

Слайд 5

1 2 3 4 5 6 7 8 9 У г о л о т р е з о к О в а л м е т р т р е у г о л ь н и к т о ч к а к в а д р а т к р и в о й л о м а н а я

Слайд 7

12, 1122, 111222, 11112222,1111122222

Слайд 9

78:Х=196 -183 Х·15+127=217 Х·24-36=108

Слайд 11

9240:40 7980:70 (10 000 – 1200):80 (4200+2100):900

Слайд 13

Площадь заповедника- Занято лесами - Занято лугами- Занято водоемами - 231 га 114 га 110 га 7 га

Слайд 14

Галичья гора 2·5· … = 190 Морозова гора … ·16·5 = 8000 Плющань 4·25· … = 4000 Быкова Шея … ·3·10 = 930 · … Воронов Камень … ·25·8 = 1900 Воргольские скалы … ·3·2 = 186 19 га 100га 40 га 31 га 9,5 га 31 га

Слайд 19

Галичья гора 41·25+900 Морозова гора 38·25+991 Плющань 53·25+644 Быкова Шея 42·25+913 Воронов Камень 62·25+413 Воргольские скалы 74·25+119 1925 1941 1969 1963 1963 1969

Слайд 20

В заповеднике Галичья гора 35 видов реликтовых растений, высших растений на 913 видов больше, чем реликтовых, а грибов на 202 вида больше, чем высших растений. Сколько видов высших растений, грибов произрастает в заповеднике?

Слайд 21

Высших растений – 948 в. Грибов – 1150 в.

Слайд 23

I. Среди фауны Галичьей горы – 2500 видов беспозвоночных, позвоночных – на 2204 вида меньше, чем беспозвоночных, насекомых на 1004 вида больше, чем позвоночных. Сколько видов позвоночных, насекомых насчитывается в заповеднике? II. В заповеднике обитает 749 видов перепончатокрылых, бабочек – на 176 видов меньше, чем перепончатокрылых, а птиц – на 387 видов меньше, чем бабочек. Поставь вопрос и реши задачу. III. Пауков – 132 в. Жуков - ? на 378 в. >, чем пауков Насекомых - ? на 790 в. >, чем жуков Составь и реши задачу.

Слайд 24

Позвоночные – 296 в. Насекомые – 1300 в. Бабочек – 573 в. Птиц – 186 в. Пауков – 510 в.

Слайд 26

1 2 3 4 5 6 7 М о р о з о в а г о р а Во р о н о в к а м ень Г а л и ч ь я г о р а дв е с т и т р и д ц а т ь о д и н т р и д ц а т ь п я т ь Л и п е ц к а я Ш в е й ц ар и я Бы к о в а Ше я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики 3 класс по теме:"Арифметические действия с трёхзначными числами

Урок -закрепление по математике 3 класс "Арифметические действия с трёхзначными действиями" На уроке испльзуется краевой компонент ( Природа Хабаровского края)...

Математика 3 класс «Порядок выполнения арифметических действий в выражениях без скобок, состоящих из трёх действий»

Цель: Ознакомить с правилом порядка выполнения действий в выражениях  без скобок, состоящих из трёх действий. Урок-путешествие по сказке А.Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино" с исп...

Математика 1 класс: «Изменение результатов арифметических действий в зависимости от изменения компонентов»

Цель данного урока – формировать умения устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатами действий сложения, закрепить навы...

Конспект урока математики 2 класс.Тема: "Конкретный смысл действия деление"

Предмет:математикаКласс:2гТема урока: «Конкретный смысл действия деление»Цели урока: разъяснить смысл действия деления в ходе решения задач на деление по содержанию; совершенствовать вычислительные на...

Урок математики. 5 класс.Тема «Среднее арифметическое нескольких чисел».

Урок математики в 5 классе.Слайд 1.Тема «Среднее арифметическое нескольких чисел»....

Урок математики 4 класс Тема: Закрепление арифметических действий с многозначными числами на исторических примерах

На уроке закрепляются действия с многозначными числами и преобразования величин в занимательной форме: с использованием числе, имеющих отношение к истории Отечественной войны 1812 года...