Главные вкладки

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    статья по математике по теме

    Малашенко Маргарита Николаевна

    Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования  – одна из центральных задач на данном этапе обучения.  В связи с этим остро стоит проблема формирования универсальных учебных действий и в частности универсальных логических действий, которые направлены на установление связей и отношений в любой области знания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл malashenko_m.n.statya.docx66.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Малашенко Маргарита Николаевна

    Курский государственный университет

    Студентка 2 курса магистратуры, факультета педагогики и психологии

    УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ  ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

                 

               Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе. В связи с этим остро стоит проблема формирования универсальных учебных действий и в частности универсальных логических действий, которые направлены на установление связей и отношений в любой области знания.

              Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

              В учебно-методических комплексах, разработанных в соответствии ФГОС, уделяется большое внимание развитию универсальных логических действий. Однако, это требует пересмотра в планировании и организации уроков математики, которые должны учитывать наличный уровень сформированнности УУД, и методических приемов их формирования. В связи с этим появилась необходимость в систематическом включении в урок учебных заданий, направленных на развитие и использование УЛД.

            Работу по формированию универсальных логических действий мы начали ещё при подготовке к школе будущих первоклассников. В ходе наблюдений за детьми и изучения литературы нами были выведены следующие рекомендации, которым мы следовали в дальнейшей работе:

    ___________________________________________________________

    Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.

    Сазонова Л. Н. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

    - целенаправленное использование заданий на развитие универсальных логических действий, то есть используемые задания должны развивать именно универсальные логические действия, а не другие способности;

    - разнообразие заданий и их формулировок: необходимо избегать однотипности для формирования интереса и стимулирования активности детей;

    - использование комплексных и многовариантных заданий, что обеспечивает активную мыслительную деятельность учащихся и тем самым осуществляет формирование УЛД;

    - преемственность дошкольного и начального образования.

            В последние дни предшкольной подготовки дети были продиагностироны. Сначала мы определили уровень конкретных логических операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), а затем, ориентируясь на полученные данные и собственные наблюдения, установили уровень развития универсальных логических действий.

                         

    Гистограмма №1 «Уровень УЛД у старших дошкольников»

    Большое значение при обучении математике имеет формирование общего приема решения задач. Анализ практики показывает, что основное внимание уделяется ознакомлению со специальными способами решения отдельных типов задач. Это часто приводит к тому, что учащиеся не приобретают умения самостоятельно анализировать и решать различные типы задач. Поэтому проблема овладения общим приемом решения задач продолжает оставаться актуальной и должна разрабатываться в методике обучения математике.

                   

    Как видно из гистограммы уровень развития УЛД достаточно высок, что говорит о правильности и продуктивности выведенных нами рекомендаций.

    На первом году обучения с обучающимися проводилась подобная работа. Также  в учебнике Л.Г. Петерсон, по которому обучались первоклассники, ведётся большая работа по формированию общего приёма решения задач. Общий прием решения задач

    "Перспектива". Сборник рабочих программ. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: «Просвещение», 2011.

    включает: знания этапов решения (процесса), методов (способов) решения, типов задач, оснований выбора способа решения в зависимости от умения анализировать текст задачи, а также владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями. Важную роль в этой системе играет построение схемы. Если ребёнок овладеет способом построения схем, то сможет выполнить задачу любого типа (на целое и части или на сравнение).

               Н.Б. Истомина в своих учебниках также ведёт работу по формированию общего приёма решать задачи.  Рассмотрим ниже методические приёмы:

    I. Выбор схемы.

    II. Выбор вопросов.

    III. Выбор выражений.

    IV. Выбор условия к данному вопросу.

    V. Выбор данных.

    VI. Изменение текста задачи в соответствии с данным решением.

    VII. Постановка вопроса, соответствующего данной схеме.

    VIII. Объяснение выражений, составленных по данному условию.

    IX. Выбор решения задачи.

                 В конце первого года обучения также была проведена диагностика, которая показала положительную динамику. Важно отметить результаты, которые удалось выявить в течение длительных наблюдений:

    1. Активность детей в применении УЛД. Основная часть детей находилась на высоком уровне развития универсальных логических действий. Важно отметить, что большинство учащихся, как показала диагностика, на начальном этапе уже имели высокий уровень развития и к концу эксперимента их показатели остались на прежнем уровне. Об этом можно судить по активности детей при выполнении заданий на формирование компонентов универсальных логических действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сериации, классификации, аналогии; построение логической цепи рассуждений. Дети не только охотно, но и безошибочно выполняли задания данного типа, что говорит о высоком уровне развития универсальных логических действий.
    2. Самостоятельность в использовании УЛД. Более значительно  то, что  дети могут самостоятельно использовать УЛД без

    __________________________________________________________Каирова Л.А., Заяц Ю.С.. Методика преподавания математики в начальных классах Учебно-методическое пособие для студентов дневного отделения

            руководства учителя. Учащиеся могут находить несколько           снований сравнения и классификации, даже когда этого не требует задание.

    1. Опора на УЛД при изучении и закреплении материала. У детей выработалась потребность в постоянной активной поисковой деятельности, они не ограничиваются однозначным ответом. Для учителя столь высокий уровень УЛД служит опорой при изучении нового материала и закреплении и это делает данные этапы более эффективными. Например, состав чисел изучался с помощью заданий на классификацию. С помощью методического пособия Истоминой дети, выполняя классификацию, делили гномов на две группы и при этом без особых усилий осознавали, что семь это  6 и 1, 5 и 2, 4 и 3, 3 и 4, 2 и 5, 1 и 6.

             Подобная работа проводилась в первой четверти второго года обучения. Для диагностики универсальных логических действий была выбрана методика «Нахождение схем к задачам» по Рябинкиной, рассчитанная на детей 7 – 9 лет. Результаты диагностики не были такими же успешными, как за два предыдущих года. Наблюдались и очень низкие результаты. Это можно объяснить тем, что схемы к задачам строились несколько иначе, чем в учебниках Петерсон Л.Г.. Обучающимся в силу возраста не хватило опыта работы над задачами. У второклассников сложился некий стереотип работы  над задачей в определённых условиях.              

               Исходя из вышеизложенного, можно дополнить, данные ранее, рекомендации:

    - использование специально разработанной системы заданий, способствующей усвоению материала, рассчитанного на интеллектуальное развитие школьников, применению его в новых условиях, в процессе изучения различных предметов;

    - учет нарастающей степени сложности;

    - включение детей в продуктивную деятельность;

    -обеспечение единства мотивационного, содержательного и операционного компонентов обучения;

    - постепенное повышение степени их самостоятельности в овладении мыслительными операциями;

    - побудительно-интенсифицирующая деятельность учителя.

              Соблюдая данные условия, работу по формированию универсальных логических действий можно сделать наиболее продуктивной. Ведь возможности формирования и развития УЛД в период младшего школьного возраста особенно велики.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе.

    Задача формирования вычислительных навыков  является     центральной в курсе преподавания математики в начальной школе. Однако, не всегда вычислительные навыки у учащи...

    Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

    Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

    Статья "Формирование ключевых компетентностей на уроке математики в начальной школе"

    В статье характеризуются ключевые компетентности , которые формируются на уроках математики в начальной школе....

    Формирование познавательных ууд на уроках математики в начальной школе.

    Формирование познавательных ууд на уроках математики в начальной школе....

    Статья «Формирование познавательных УУД на уроках математики в начальной школе»

    Статья «Формирование познавательных УУД на уроках математики в начальной  школе»...

    Методический семинар на тему "Формирование ключевых компетенций на уроках математики в начальной школе"

    Мметоды и приемы работы   на уроках математики, которые способствовали бы реализации компетентностого подхода к обучению математики в начальной школе....

    ВКР "Формирование УДД моделирования на уроках математики в начальной школе"

    ВКР на тему "Формирование УУД моделирования на уроках математики в начальной школе" (при решении задач во 2 классе)...