Педагогический проект "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
проект по математике по теме

Ахтямова Гульшат Ураловна

 

       Образовательные стандарты нового поколения направлены на обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся, к подготовке их к жизни в современных условиях на основе включения в процесс социализации, придание образовательному процессу воспитательной функции. Для обеспечения такого перехода в основу новых стандартов положен системно-деятельностный подход, предусматривающий, в первую очередь, развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Презентация инновационного педагогического проекта

       Образовательные стандарты нового поколения направлены на обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся, к подготовке их к жизни в современных условиях на основе включения в процесс социализации, придание образовательному процессу воспитательной функции. Для обеспечения такого перехода в основу новых стандартов положен системно-деятельностный подход, предусматривающий, в первую очередь, развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества.

             Если целью прежней традиционной системы обучения являлась передача учащимся всех необходимых знаний, навыков и умений в рамках школьной программы, то методика Петерсон, помимо передачи знаний, формирует у учеников способность к самостоятельному принятию решений, практических действий, адекватному анализу полученных результатов. Дети на уроках учатся общаться между собой, уважать друг друга и других людей.  

    Вся система обучения по Петерсон строится по принципу наслоения, так называемого «слоеного пирога» - постоянного развития сложности материала и периодического повторения основных методических и содержательных основ курса. По сути, ребенок от трех до десяти лет получает одни и те же знания, но с разным уровнем сложности, соответствующим по возрасту.

    На каждом этапе, ребенок исходя уже из имеющегося интеллектуального багажа, пополняет его дальше, но уже с более глубоким проникновением в сущность предмета и с более осмысленным восприятием материала. В процессе обучения ребенку дается возможность отставить на время ту задачу, которую ему сложно решить, он будет сталкиваться с нею позднее, но уже с чуть более высоким вариантом сложности.

          Педагог в начале занятия ставит перед учениками задачу; дети, активно участвуя в процессе ее решения, путем логических умозаключений и выводов, приходят к ее решению; и в конце вместе с учителем анализируют полученные результаты. Методика Петерсон дает детям главное – мотивацию. Построенная по игровому принципу, понятно и интересно, на основе реальных предметов и вещей, доступных для детского понимания.

    Методика Петерсон Л.Г. предлагает обучение детей с разного возраста и с разными способностями. Материал учебников организован таким образом, что есть обязательный минимум для усвоения, и есть дополнительные задания с повышенным уровнем сложности. Главные положения, которые должны лечь в основу развивающей технологии, следующие:

1. Математика – это интересная интеллектуальная игра со своими правилами, которые ребенок должен сам открыть, чтобы их принять.

 2.  Каждый ребенок способен заниматься математикой, необходимы только правильный выбор уровня трудности задания и поощрение учителя. Детей не сравнивают друг с другом, допустимо сравнение ученика только с самим собой, вчерашним и сегодняшним.

3.  Необходима определенная интеллектуальная база у каждого ребенка для успешного изучения математики, которая развивается при выполнении заданий с использованием разнообразных приемов мыслительной деятельности, таких, как сравнение, классификация, обобщение и др.   необходима смена видов деятельности каждые 3–5 минут;

  введение нового материала начинается на 10–12-й минуте;

  динамические паузы обязательны, возможны и две: первая проводится как активная и подвижная для всего тела, а вторая предполагает отдельные упражнения для глаз, рук или шеи;

  домашнее задание дается творческого характера и выполняется по желанию ребенка;

  урок начинается и заканчивается по звонку.

                                 Структура урока

1.На этапе актуализации знаний и постановки  учебной задачи предлагаются задания на повторение изученного материала развивающего характера: на сравнение, анализ, классификацию и другие приемы умственной деятельности. Знания, которые лежат в основе выполнения данных заданий, являются базовыми для изучения нового материала. Заканчивается этап постановкой частично поисковых и творческих заданий. Они выполняют и мотивационную функцию, и функцию постановки учебной задачи.

2.На следующем этапе осуществляется открытие детьми нового знания в результате совместных действий учителя и учеников. Выдвигаются гипотезы, которые затем принимаются или отвергаются, выделяются существенные признаки понятия, устанавливаются связи с ранее изученным материалом. Данный этап требует иногда целой системы подводящих творческих заданий, ведущих к самостоятельному открытию. Новые знания, приобретенные в ходе совместного открытия, являются личностно значимыми и присваиваются учениками сразу же, без дополнительных усилий на запоминание.

3.На этапе первичного закрепления используются задания репродуктивного характера разнообразном содержательном материале. Главная цель этого этапа – тренировка в выполнении некоторого алгоритма, правил действия.

4.На этапе выполнения обучающих самостоятельных работ используются задания тренировочного характера. Регулярное выполнение небольших самостоятельных работ на 2–5 минут воспитывают ответственность за качество обучения.

5.На этапе повторения работа проводится по принципу «опережающей многолинейности» и предлагаются задания тренировочные, частично поисковые и творческие. Конечно, при выполнении заданий имеет место и репродуктивная деятельность,        которая        связана        с использованием математической терминологии, с вычислениями, с применением правил и свойств арифметических действий. Но даже такие задания сопровождаются выявлением тех или иных закономерностей, связей и поэтому тоже носят развивающий характер. Заканчиваться урок должен на высоком эмоциональном уровне, чтобы, уходя с урока, ученики обсуждали интересную задачу. Поэтому последнее задание урока – это нестандартная задача.

6.На этапе подведения итогов урока ученики участвуют в оценочно-рефлексивной деятельности. Каждый ученик задумывается о том, что у него хорошо получается, а что еще не получается и над чем он планирует работать на следующих уроках в плане самовоспитания, саморазвития и самообучения.

Так строится урок по развивающей технологии. Критериями оценки развивающих уроков являются логика их построения, направленная на достижение учебной цели, вариативность предлагаемых заданий и взаимосвязь между ними, которая обеспечивается различными методическими приемами: продуктивная мыслительная деятельность учащихся, самостоятельные высказывания детей и способы их обоснований.

    Важным принципом в работе является принцип минимакса. Все дети разные, и каждый из них развивается в своем темпе. В традиционной школе обучение ориентировано в основном на некий средний уровень, который слишком высок для слабых детей и явно недостаточен для более сильных. Поэтому осуществить дифференцированный подход бывает очень трудно. В связи с этим все учебники,    отдельные задания, самостоятельные и контрольные работы, в том  числе и методические пособия, строятся по принципу минимакса, который заключается в следующем: школа предлагает ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик усвоит это содержание по минимальному уровню, т. е. на сколько  он способен усвоить. Система минимакса является оптимальной для реализации индивидуального подхода, т. к. это саморегулирующаяся система.  Работа ведется на высоком уровне трудности, но оценивается лишь обязательный результат и успех. Это позволяет сформировать у учащихся установку на достижение успеха, что важно для развития мотивационной сферы.

      Необходимым условием, определяющим в последующие годы успешное духовное и интеллектуальное развитие детей, является организация их самостоятельной        поисковой        деятельности.
    В силу этого учебный материал строится не в виде готовых знаний, а в виде проблем, побуждающих к самостоятельному поиску, "открытию".

Инновационный педагогический проект

Тема «Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках математики средствами дидактической игры»

Работа Ахтямовой Г.У.,

учителя  начальных классов

2010-2011 учебный год.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Слайд 2

Под « формированием познавательных интересов » понимается « состояние мобилизации всех психофизиологических систем обучающегося, обеспечивающих эффективное восприятие и выполнение определённых учебно-познавательных действии » .

Слайд 3

Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования познавательных интересов младших школьников на уроках математики средствами дидактической игры?

Слайд 4

Цель исследования: -выявить и теоретически обосновать педагогические условия формирования познавательных интересов младших школьников на уроках математики средствами дидактической игры; -определить уровень развития познавательного интереса младших школьников к обучению.

Слайд 5

Участники проекта: учащиеся начальной школы

Слайд 6

Сроки исполнения проекта: 4 года 1 класс: 2009-2010 уч.г. 2 класс: 2010-2011 уч.г. 3 класс: 2011-2012 уч.г. 4 класс: 2012-2013 уч.г.

Слайд 7

Гипотеза: формирование познавательных интересов младших школьников на уроках математики средствами дидактической игры будет осуществлена в том случае, если: а) будет создаваться ситуация успеха, атмосферы комфорта, поощрения и стимуляция учебной деятельности; б) будут использоваться различные виды дозированной помощи (скрытой помощи) в зависимости от типа работы, выполняемым младшим школьником (диалог, личностно – ориентированное взаимодействие, деятельностный подход); в) будут учитываться возрастные особенности детей, сбалансированная взаимосвязь структурных компонентов учебной и игровой деятельности;

Слайд 8

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: 1)изучить литературу, методики по формированию познавательных интересов младших школьников; 2) показать специфику формирования познавательных интересов младших школьников средствами дидактической игры; 3) экспериментально проверить уровень формирования познавательных интересов младших школьников к концу обучения в начальной школе.

Слайд 9

Классификация дидактических игр (Г.К.Селевко) По дидактическим функциям: -развивающие; -обучающие; -воспитательные. По диапазону умений учащихся: -исследовательские; -познавательные; -творческие.

Слайд 10

По охвату учащихся: -индивидуальные; -индивидуально-групповые; -групповые; -коллективные.

Слайд 11

По степени активности: -спокойные; -подвижные. По характеру педагогического процесса: -обучающие; -развивающие; -диагностические и т.д.

Слайд 12

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое Эссе "Здоровьесбережение школьников первой ступени в рамках реализации государственных стандартов общего образования первого поколения" ступени

Здоровьесбережение  школьников первой ступени в рамках реализации государственных стандартов общего образования  второго поколения...

Сценарий.Встреча ветеранов педагогического труда со школьниками

В помощь учителю начальных классов. Передставлен сценарий встречи ветеранов педагогического труда с учащимися начальных классов....

Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника

Статья, раскрывающая основные характеристики младшего школьного возраста....

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в рамках внедрения ФГОС

Проблема обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины, которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной п...

Психолого-Педагогическое сопровождение младших школьников на уроках письма

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является определение и обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и психологического ра...

Приемы педагогической поддержки младшим школьникам

Под педагогической поддержкой понимается деятельность  педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психически...

СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

В статье Сергеевой В.А. представлена попытка привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме влияния семьи на предупреждение педагогической запущенности при обучении в школе.   Одни...