Рабочая программа кружка "Юный конструктор"
рабочая программа по математике (1 класс) по теме

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

  «Юный конструктор»

для 1-4 классов

 

Направление внеурочной деятельности:

общеинтеллектуальное

Учитель начальных классов

Романова Наталья Викторовна

 

Рабочая программа разработана на основе программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И. Волковой, О.Л. Пчёлкиной, программы  факультативного курса «Наглядная геометрия». 1 -4 кл. Н.Б.Истоминой. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №15

Рассмотрена и

 рекомендована к утверждению

педагогическим советом

Протокол №1 от  29.08.2013

                    Утверждаю

Директор МОУ СОШ №15

_____ ______И.М.Скляров

                            Приказ № ____

                                       «____» ________ 2013

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

  «Юный конструктор»

для 1-4 классов

Направление внеурочной деятельности:

общеинтеллектуальное

Учитель начальных классов

Романова Наталья Викторовна

  1. Пояснительная записка.

 «Вдохновение    нужно   в   геометрии,  как  и  в  поэзии»

А.С. Пушкин

Рабочая программа разработана на основе программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И. Волковой, О.Л. Пчёлкиной, программы  факультативного курса «Наглядная геометрия». 1 -4 кл. Н.Б.Истоминой. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Курс «Юный конструктор» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.

    В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в  центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

    Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения. Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Разрезание на части различных фигур, составление из полученных частей новых фигур помогают уяснить инвариантность площади и развить комбинаторные способности. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения. Дети самостоятельно проверяют истинность высказываний, составляют различные построения из заданных фигур, выполняют действия по образцу, сравнивают, делают выводы.

Предлагаемый курс предназначен для развития математических

способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание курса «Юный конструктор» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

  1. Цель и задачи курса «Юный конструктор»

Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:

     а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,

     б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,

     в) формирование картины мира.

Задачи:

Обучающие: 

  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями,
  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
  • обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,
  • сформировать умение учиться.
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,
  • обучение различным приемам работы с бумагой,
  • применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие: 

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера,
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,
  • выявить и развить математические и творческие способности.

Воспитательные: 

  • воспитание интереса к предмету «Геометрия»,
  • расширение коммуникативных способностей детей,
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
  1. Особенности программы.

Принципы.

      Принципы, которые решают современные образовательные задачи с учётом  запросов будущего:

     1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно- познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.

     2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

     3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

     4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному  уровню.

     5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.

     6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.

     7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

     8. Принцип системности. Развитие ребёнка - процесс, в котором взаимосвязаны и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребёнка.

     9. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.

   10. Адекватность требований и нагрузок.

   11. Постепенность.

   12. Индивидуализация темпа работы.

   13. Повторность материала.

Ценностными ориентирами содержания данного курса  являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять

простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного

воображения;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

     На четвёртом году учёбы, учитывая психологические особенности данной возрастной группы, акцент перемещается от групповых форм работы к индивидуальным. Способы общения детей друг с другом носит дискуссионный характер.

     В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:

    - словесные,

    - наглядные,

    - практические,

    - исследовательские.

     Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований могут, кроме учителя, становиться дети.

     Для развития различных сторон мышления в программе предусмотрены разнообразные виды учебных  действий, которые разбиты на три большие группы: репродуктивные, продуктивные ( творческие)  и контролирующие.

     К репродуктивным относятся:

   а) исполнительские учебные действия, которые предполагают выполнение заданий по образцу,

   б) воспроизводящие учебные действия направлены на формирование вычислительных и графических навыков.

     Ко второй группе относятся три вида учебных действий - это обобщающие мыслительные действия, осуществляемые детьми под руководством учителя при объяснении нового материала в связи с выполнением заданий аналитического, сравнительного и обобщающего характера.

    Поисковые учебные действия, при применении которых дети осуществляют отдельные шаги самостоятельного поиска новых знаний.

    Преобразующие учебные действия, связанные  с  преобразованием примеров и задач и направленные на формирование диалектических умственных действий.

    Контролирующие учебные действия направлены на формирование навыков самоконтроля.

    Виды деятельности:

- творческие работы,

- задания на смекалку,

- лабиринты,

- кроссворды,

- логические задачи,

- упражнения на распознавание геометрических фигур,

- решение нестандартных задач,

- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,

- решение комбинаторных задач,

- решение задач на части повышенной трудности,

- задачи, связанные с формулами произведения,

- решение геометрических задач.

  1. Место факультатива в учебном плане.

Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Занятия по этому курсу включают не только геометрический материал, но и задания конструкторско-практического характера.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю  в 1 классе – 66 часов в год,                                 2-4 классы – 68 часов.

Сетка часов

1 класс

1четверть

2 четверть

3 четверть  

4 четверть

год

2 класс

1четверть

2 четверть

3 четверть  

4 четверть

год

23 класс

1четверть

2 четверть

3 четверть  

4 четверть

год

4 класс

1четверть

2 четверть

3 четверть  

4 четверть

год

  1. Методы и приемы изучения геометрического материала.

Одна из важных особенностей  курса “Юный конструктор” - его геометрическая направленность, реализуемая в блоке практической геометрии и направленная на развитие и обогащение геометрических представлений детей и создание базы для развития графической грамотности, конструкторского мышления и конструкторских навыков.

Одновременно с изучением арифметического материала и в органичном единстве с ним выстраивается система задач и заданий геометрического содержания, расположенных в порядке их усложнения и постепенного обогащения новыми элементами конструкторского характера. Основой освоения геометрического содержания курса является конструкторско-практическая деятельность учащихся, включающая в себя:

  • воспроизведение объектов;
  • доконструирование объектов;
  • переконструирование и полное конструирование объектов, имеющих локальную новизну.

Большое внимание в курсе уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий, самостоятельному получению свойств геометрических понятий, самостоятельному решению некоторых важных проблемных вопросов, а также выполнению творческих заданий конструкторского плана.

В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста, и материал представляется в форме интересных заданий, дидактических игр и т.д.

При первоначальном введении основных геометрических понятий (точка, линия, плоскость) используются нестандартные способы: создание наглядного образа с помощью рисунка на известном детям материале, сказочного сюжета с использованием сказочных персонажей, выполнение несложных на первых порах практических работ, приводящих к интересному результату. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур и выявления их основных свойств, отыскание введенных геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий. Для выполнения заданий такого характера используются счетные палочки, листы бумаги и картона, пластилин, мягкая проволока и др. Дети знакомятся и учатся работать с основными инструментами: линейка, угольник, циркуль, ножницы и др.

Так, после введения одной из важнейших линейных геометрических фигур – отрезка – предусмотрена целая серия специальных заданий на конструирование из отрезков одинаковой и разной длины различных линейных, плоскостных и пространственных объектов. Первые задания направлены на выявление равных и неравных отрезков, на умение расположить их в порядке увеличения или уменьшения. Далее отрезки используются для изготовления силуэтов различных объектов, в том числе и каркасов геометрических фигур, как на плоскости и в пространстве. Задания предполагают доконструирование, переконструирование различных силуэтных объектов. При этом переконструирование проводится: с сохранением числа использованных отрезков, но с изменением положения определенного условием числа отрезков; с изменением (увеличением, уменьшением) их числа (игра “Волшебные палочки”). В последнем случае предполагается обязательная фиксация (запись в числовом виде) проведенного действия. В практике выполнения заданий такого характера дети, проводя арифметические операции, отсчитывая нужное число палочек, увеличивая или уменьшая их число, не только используют изученные свойства геометрических фигур, но и выявляют их новые свойства. Сначала выкладывают силуэты плоскостных объектов и фигур (модели цифр, букв, различных многоугольников), но постепенно уровень трудностей заданий растет, и дети подводятся к возможности использования линейных элементов (в частности, отрезков) для изготовления каркасов пространственных фигур и самостоятельно изготавливают модели правильной треугольной пирамиды, призмы, куба, используя для соединения ребер в вершинах маленькие шарики из пластилина.

Большое внимание в курсе уделяется развитию познавательных способностей. Термин познавательные способности понимается в курсе так, как его понимают в современной психологии, а именно: познавательные способности –это способности, которые включают в себя сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами. Основа развития познавательных способностей детей как сенсорных, так и интеллектуальных - целенаправленное развитие при обучении математике познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте выделяются: внимание, воображение, память и мышление.

Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты

изучения курса «Юный конструктор».

Личностными результаты

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
  • преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
  • любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
  • мышления.

Метапредметные результаты

  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 11и др., указывающие направление движения.
  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты

  • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11,  указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
  • Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
  • Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,

таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

  • Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром  конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
  • Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
  • Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
  • Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
  • Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление

(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

  • Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.

Универсальные учебные действия

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
  • использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Содержание курса

Основное содержание курса представлено двумя крупными разделами: «Геометрическая составляющая курса» и «Конструирование».

Геометрическая составляющая

Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые I незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. 1еление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.

Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.

Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.

Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.

Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии

Конструирование.

Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.

 Чертёж.   Линии   на  чертеже:   основная   (изображение   видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.

Технологический   рисунок.   Изготовление   аппликаций   по отологическому рисунку.  Технологическая карта.   Изготовление изделий по технологической карте.

Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты.  Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.

Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих  форму  названных  многогранников.   Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино». Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.

Содержание программы

1 класс (66 часа) 

1. Пространственные, линейные и плоскостные представления. (6ч)

Пространственные представления. Расположение объектов: вверху, внизу, справа, слева, перед, за, между, рядом. Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Получение прямой линии путем перегибания листа бумаги. Вычерчивание прямой. Изучение свойств прямой линии. Отрезок прямой. Луч. Рассмотрение и изготовление моделей отрезков путем перегибания листа бумаги, вырезание полосок бумаги, сгибание кусков проволоки (складывание стрелы, оригами: бабочка, птица). Отыскивание моделей отрезков в окружающих предметах. Сравнение отрезков «на глаз», наложением. Вычеркивание отрезков разной длины, размещение их в порядке возрастания, убывания.

2. Ломаная линия.(16ч)

Отрезок. Конструирование линейных и плоскостных объектов из отрезков одинаковой длины (счетных палочек) и отрезков разной длины (куски проволоки) - геометрических фигур, букв, цифр, различных предметов: елочки, домики, лодочки с парусом.

Представление о плоском угле. Конструирование моделей угла из палочек, проволоки, бумаги или картона.

Сравнение углов «на глаз» и путем наложения. Выделение равных углов. Отыскивание углов в окружающих предметах. Построение углов. Знакомство с прямым углом.

Ломаная линия. Изготовление модели ломаной линии из палочек, проволоки: геометрические фигуры, каркасы космических объектов. Рисование ломаной линии.

3. Простейшие геометрические фигуры. Многоугольник. (26ч)

Простейшие геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат. Получение этих фигур путём перегибания листа бумаги, путём сгибания куска проволоки, выкладывания палочек, по шаблону, трафарету.

Многоугольник. Изготовление многоугольника на плоскости из палочек (одинаковой и разной длины), из кусков проволоки.

Построение многоугольника из простейших геометрических фигур: прямоугольников, квадратов, треугольников. Разбиение многоугольника на прямоугольники, квадраты, треугольники.

Конструирование различных композиций, бордюров из геометрических фигур на плоскости. Составление плоских предметов из заданных частей геометрической формы. Выполнение заданий на видоизменение данной или построенной фигуры. Используем Математический набор для первоклассника, бумагу, лёгкий картон.

4. Величины геометрических фигур. (10ч) 

Измерение длины и ширины прямоугольника. Понятие площади прямоугольника. Определение размеров заготовки прямоугольной (квадратной) формы. Разметка и вырезание прямоугольника заданных размеров по краю бумаги прямоугольной формы. Изделия: закладки, открытки, игрушки, аппликации, тематические композиции из геометрических фигур по образцу, по описанию, по замыслу, по указанию их назначения.

5. Компьютер. (3ч) 

Экскурсия в компьютерный класс лицея. Знакомство с персональным компьютером.

6. Систематизация и обобщение знаний.(5ч)

Повторение пройденного. Подведение итогов. Выставка лучших работ. Награждение учащихся.(Отметок нет.)

Математика и конструирование.

2 класс 66 часов

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ

Геометрическая составляющая

Угол. Построение прямого угла на нелинованной бумаге с помощью чертежного треугольника. Отрезок. Середина отрезка. Деление отрезка пополам.

Прямоугольник (квадрат). Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей.

Треугольник. Соотношение сторон треугольника.

Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).

Построение прямоугольника, вписанного в окружность, окружности, описанной около прямоугольника (квадрата).

Деление фигур на части и составление фигур из частей. Преобразование фигур по заданным условиям.

Конструирование

Изготовление моделей прямоугольного треугольника, прямоугольника (квадрата) путем сгибания бумаги.

Практическая работа по выявлению равенства противоположных сторон прямоугольника; построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием равенства его противоположных сторон с помощью чертежного треугольника и линейки.

Линии разных типов: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба).

Технологическая карта. Изготовление по технологической карте изделий (пакет для мелких предметов).

Технологический рисунок. Изготовление изделий по технологическому рисунку (подставка для кисточки).

Изготовление модели круга. Кольцо, составление технологической карты для его изготовления.

Изготовление изделий на базе кругов (ребристые шары).

Изготовление по чертежу изделий и аппликаций (закладка для книги, аппликация «Цыпленок»).

Оригами. Изготовление способом оригами изделий («Воздушный змей», «Щенок», «Жук»).

Изготовление по чертежу аппликаций технических машин («Трактор с тележкой», «Экскаватор»).

Работа с набором «Конструктор». Ознакомление с видами деталей: их названием, назначением, способами сборки, способами крепления и рабочими инструментами.

Организация рабочего места и правила безопасной работы при работе с набором «Конструктор».

Виды соединений: простое, жесткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное.

Сборка из деталей набора «Конструктор» различных изделий: моделей геометрических фигур, моделей дорожных знаков, игрушек «Петрушка»,«Настольная лампа» и др. Изготовление моделей двухосной тележки и аптекарских весов. Разборка изготовленных изделий.

              В течение второго года обучения по курсу «Математика и конструирование» продолжается работа по расширению и уточнению геометрических представлений и знаний учащихся, по формированию и развитию конструкторских и графических умений, по развитию воображения и основ мышления учащихся.

В содержательном плане курс второго года обучения охватывает детальное изучение прямоугольника (квадрата) с рассмотрением его основных свойств, ещё не знакомых детям: вводится понятие диагонали многоугольника, в том числе и прямоугольника, рассматриваются свойства диагоналей прямоугольника (квадрата):

1) диагонали прямоугольника равны; 2) точка пересечения диагоналей прямоугольника делит их пополам; 3) диагонали квадрата, пересекаясь, образуют прямые углы.

Эти свойства будут использоваться в дальнейшем для построения прямоугольника (квадрата) произвольного размера на нелинованной бумаге.

Расширение геометрических представлений и знаний учащихся идёт не только за счёт углубления в изучении геометрического материала, но и за счёт его расширения. Так, в курсе вводятся новые для детей геометрические фигуры — окружность, круг и их элементы: центр, радиус, диаметр, формируются умения работать с циркулем, вычерчивать окружность (круг), проводить радиус и диаметр окружности (круга), рассматривается взаимосвязь между кругом и окружностью.

Кроме того, в курсе разработана система заданий, направленных на формирование умений читать и выполнять простые чертежи, изготавливать по ним аппликации и различные предметы; читать, составлять и использовать при конструировании несложные технологические карты. Все задания такого вида построены на использовании знаний детей об изученных геометрических фигурах в новых для них условиях, часто предполагающих их прикладное использование. Большая часть заданий выполняется практическим способом, когда учащимся нужно начертить, закрасить, разделить фигуру на части или составить фигуру из частей, вырезать, наклеить и т. п.

Отдельным разделом проходят основы конструирования из деталей набора «Конструктор». Этому материалу посвящено приложение 4, в котором учитель найдёт перечень основных вопросов и тех предметов (изделий), которые ученики должны изготовить

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 клас

1. Простейшие геометрические фигуры (25 ч)

Представление о геометрической фигуре угол. Угольник. Построение прямоугольного угла на нелинованной бумаге. Получение моделей простейших геометрических фигур путем перегибания листа бумаги неправильной формы. Вычерчивание прямоугольника, квадрата на клетчатой бумаге. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге по кромке листа бумаги, картона. Получение квадрата из бумаги прямоугольной формы. Деление прямоугольника (квадрата) с помощью линейки и угольника на другие геометрические фигуры меньших размеров (прямоугольники, квадраты, треугольники) Деление квадрата на прямоугольники, квадраты, треугольники. Вырезание из бумаги и картона полученных фигур. Построение прямоугольника (квадрата) из простейших геометрических фигур.

Конструирование фигур, объектов, сюжетов из отрезков, из отрезков и геометрических фигур, из геометрических фигур (космические объекты).

Построение бордюров из прямоугольников, квадратов, отрезков по заданным условиям, по замыслу учащихся (панно, аппликации).

2. Окружность. Круг. (15 ч)

Замкнутая кривая линия. Окружность и овал. Сходство и различие.

Центр окружности, радиус, диаметр. Изображение окружности с помощью циркуля. Концентрические окружности. Вычерчивание «розеток». Изготовление модели окружности из проволоки, ниток. Взаимное расположение окружностей. Вписанные и описанные окружности.

Круг. Изготовление модели круга из бумаги. Сходство и различие между кругом и окружностью. Деление круга на части. Сектор. Сегмент. Изготовление модели часов, выпуклой звезды.

Изготовление плоскостных сюжетных картин по заданной теме (Звёзды, в гости ждите нас!) с использованием кругов, овалов, их элементов. Изготовление предметов технической направленности (трактор, экскаватор, автомобиль, ракета, самолет) в виде аппликаций из моделей изученных геометрических фигур.

3. Преобразование фигур (14 ч)

Графическое изображение на бумаге изготавливаемых изделий. Знакомство со схематическим чертежом, техническим рисунком, их чтение и конструирование изделий по ним, применяя творческий подход и фантазию.

4. Конструктор и техническое моделирование. (6 ч)

Конструктор и его виды. Назначение. Знакомство с деталями конструктора, монтажными инструментами. Приёмы работы с конструктором. Правила техники безопасности и личной гигиены при работе с конструктором и монтажными инструментами. Изучение правил. Организация рабочего места. Виды соединения деталей в конструкторе: обычное, шарнирное, жесткое, внахлестку. Подвижные и неподвижные механизмы. Изготовление изделий: садовая тележка, вертолёт, дорожный знак, бульдозер, водный транспорт, детская площадка.

5. Компьютер.(4ч)

Знакомство с графическими возможностями компьютера. Координаты точки на плоскости. Движение точки на экране монитора: вверх, вниз, вправо, влево. Рисование отрезков, углов, простейших геометрических фигур (квадратов, (прямоугольников, треугольников, кругов, овалов). Составление композиций.

6. Систематизация и обобщение знаний.(2ч)

Подведение итогов по изучению теоретического материала. Выставка практических работ учащихся. Награждение учащихся (отметок нет).

Содержание программы

3 класс (66 часов) 

1. Простейшие геометрические фигуры (18ч)

Закрепление и углубление знаний и умений при выполнении простейших геометрических построений. Конструирование из линейных и плоскостных геометрических фигур. Преобразование, видоизменение отдельных элементов фигур, фигур и объектов, их построение. Взаимное расположение двух фигур. Построение объектов из геометрических фигур. Танграм. Ось симметрии. Конструирование объектов с использованием оси симметрии (ребристые игрушки).

2. Техническое моделирование и конструирование (36 ч)

Технический рисунок, эскиз. Правила чтения технического рисунка, эскиза, чтение и изготовление по ним изделий с предварительным составлением плана выполнения этапов работы.

Примерный перечень изделий: коробки, конверты, сотовый телефон. Игры: лото, театр зверей.

Техническое моделирование и конструирование. Технические сведения о транспортирующих устройствах и машинах: принцип действия, назначения, применения. Сбор и изготовление машин: катамаран, пароход, подъемный кран, легковой автомобиль.

Совершенствование изготовленных моделей, расширение их функций в области применения. Изготовление действующих игрушек, их совершенствование, улучшение внешнего вида (колодец с воротом, калейдоскоп).

Электрический конструктор. Электрическая цепь и её элементы: провода, выключатель, реостат, лампочка, батарейка. Проводники и изоляторы. Последовательное, параллельное и смешанное соединения. Чертеж схемы электрической цепи. Сборка простейших электрических цепей из конструктора.

3. Компьютер. (6 ч)

Рисование простейших геометрических фигур. Решение простейших геометрических задач. Перенесение технического рисунка на компьютер. Способы изменения технического рисунка на экране компьютера. 

4. Систематизация и обобщение знаний.(6ч)

Повторение пройденного в течение года. Тестирование учебного материала. Подведение итогов учебного года. Объявление качества знаний учащихся по предмету. Организация выставки работ учеников. Награждение активно участвующих детей в конкурсах, олимпиадах по предмету.

Практические работы

1. Изготовление модели правильной треугольной пирамиды из двух бумажных полосок, разделенных на 4 равных равносторонних треугольника

2. Изготовление из бумажных полосок игрушки (флексатон – “гнущий многоугольник”).

3. Изготовление по чертежу аппликации “Домик”

4. Изготовление по чертежу аппликации “Бульдозер”

5. Изготовление по технологической карте композицию “Яхты в море”

6. Изготовление многолепесткового цветка из цветной бумаги с использованием умений учащихся делить круг на 8 равных частей.

7. Изготовление модели часов с круглым циферблатом с использованием умений учащихся делить круг на 12 частей

8. Изготовление аппликации “Паровоз” с предварительным изготовлением чертежа по рисунку

Содержание программы

4 класс (___часа) 

1. Пространственные тела и пространственное конструирование. (___ч)

Элементы пространства (длина, ширина, высота объектов). Три проекции тела. Параллелепипед. Развертка параллелепипеда. Графическое изображение параллелепипеда на бумаге (рисунок, три проекции). Изготовление из бумаги моделей параллелепипеда и изготовление каркаса из проволоки. Знакомство с вершинами, ребрами, гранями параллелепипеда. Примеры тел, объектов, имеющих форму параллелепипеда.

Куб. Развертка куба. Изготовление из бумаги модели куба.

Изготовление объектов из параллелепипедов и кубов (робот, карандашница «Ёжик», комбинированные подвески).

2. Шар (___ч)

Изготовление модели шара из пластилина и изделий, имеющих форму шара. Отыскивание в окружающих предметах шара или его частей. Знакомство с другими объемными телами. Демонстрация моделей цилиндра (стакан), конуса (сыпучий материал принимает форму конуса, когда его высыпают на плоскость), пирамиды (рисунки египетских пирамид). Изготовление пирамиды путем перегибания листа бумаги, имеющего форму равностороннего треугольника, по его средним линиям; цилиндра, конуса по техническому рисунку. Изготовление объектов из объёмных тел (летающая тарелка, пингвин, игрушки-кувыркайки).

3. Техническое моделирование и конструирование (____ч)

Усечённые многоугольники. Платоновы тела (сочетание одинаковых геометрических фигур). Архимедовы тела (сочетание различных геометрических фигур). Чтение несложных чертежей и конструирование по чертежу. Анализ готовой конструкции. Изменения в чертеже и их реализация в конструкции. Определение размеров изделия по чертежу и взаимного расположения частей конструкции.

Изготовление объектов, конструкций из всех видов изученных тел (клубничка, зверушки, игрушки по замыслу, вертолёт, коттедж) и их оформление.

4. Компьютер. (____ч)

Составляем простейшие геометрические чертежи. Рисуем проекции объемных геометрических тел, изображаем модели геометрических фигур, тел (плоскостных, объемных). Конструируем тематические композиции, панно.

5. Систематизация и обобщение знаний (___ ч)

Обобщение закономерностей выполнения конструкций и их моделей; обобщение основных этапов работы над изделием. Творчество. Изготовление модели по замыслу. Составление эскиза коллективного объекта и его изготовление. Выставка работ как итог полученных знаний, умений и навыков по курсу «Математика и конструирование».

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 1 класса. 

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: термины — точка, прямая, отрезок, луч, угол, ломаная линия, многоугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник; название и назначение материалов (бумага, ткань, проволока); название и назначение инструментов и приспособлений (линейка, ножницы, шаблон, трафарет); правила техники безопасности при работе с названными инструментами; иметь представление и узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры; правила личной гигиены.

ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: собрать фигуру из заданных геометрических фигур или частей; преобразовать, видоизменить фигуру по условию и заданному конечному результату; сгибать бумагу, размечать фигуры прямоугольной формы на прямоугольном листе бумаги, изготавливать несложные аппликации из бумаги; соблюдать порядок на рабочем месте. 

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 2 класса.

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: термины - кривая линия, окружность, круг, овал, радиус, диаметр, центр окружности, круга. Правила техники безопасности, личной гигиены при работе с инструментами и деталями конструктора. Название и назначение различных инструментов, приспособлений, соединений.

ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: начертить и изготовить модель: отрезка, угла, круга, треугольника, квадрата, прямоугольника. Самостоятельно изготавливать несложные изделия по образцу и по описанию, проводить анализ образца изготовленного изделия, вносить в изготовленный объект изменения по заданным условиям; узнавать и выполнять простейшие соединения деталей конструктора: обычное, жесткое, шарнирное, внахлестку. Выполнять простейшие построения на персональном компьютере.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в 3 классе.

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: правила безопасности труда и личной гигиены при работе различными инструментами, при сборке деталей конструктора; название элементов электрической цепи, назначение и способы крепления деталей конструктора, способы контроля точности построения деталей (с помощью линейки, шаблона, угольника, циркуля); технические сведения о транспортных машинах, особенности их устройства, назначения, применения; правила работы на персональном компьютере.

ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: соблюдать правила личной безопасности и личной гигиены во всех видах технического труда; рационально размечать материал с помощью шаблона, угольника, линейки; выполнять технический рисунок и изготавливать по нему несложное изделие; вносить в технический рисунок и изготовленное изделие изменения по заданным условиям; выполнять простейшие функции при работе на персональном компьютере.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 4 класса. 

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: названия объёмных тел и их элементов, узнавать их по трём проекциям, по графическому изображению, изготавливать по чертежу, соединять части конструкции в одно целое, различать Архимедовы и Платоновы тела, использовать творческий подход к работе.

ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: читать чертеж; видеть проекции; конструировать модели объёмных геометрических тел и составлять из них объекты по заданию или замыслу; зарисовывать их на бумаге; анализировать и расчленять на части простейшие объекты; называть составляющие их части; сконструировать объект по схематическому рисунку, по техническому чертежу, видоизменить его и усовершенствовать по заданному условию; контролировать правильность изготовления деталей конструкции и всей конструкции; применять простейшие навыки пользователя персональным компьютером.

Оценка успешности обучения, диагностический инструментарий:

Критерий 1: Мотивация  учебной деятельности.

Показатели:

— сформированность познавательных мотивов;

— интерес к новому;

— интерес к способу решения и общему способу действия;

— сформированность социальных мотивов;

— стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;

— сформированность учебных мотивов;

— стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений;

— установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.

Инструментарий: диагностика «Незавершенная сказка».   (модифицирован-

ный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера)

 Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г. Ю. Ксензовой) .Опросник мотивации.

Критерий 2 :  формирование действия нравственно-этической ориентации

Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж. Пиаже, 2006)

Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже)

Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами)

Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э. Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой, 2004)

Критерий 3: сформированность действий регулятивного уровня

Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой)

Критерий 4: оценка коммуникативного компонента универсальных учебных действий детей

Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.)

Формы подведения итогов реализации  дополнительной образовательной программы.

• Выставка  лучших работ.
• Создание презентаций полученных продуктов.

Учебно-методическое обеспечение программы:

1. Технологические карты.

2. Методические разработки конспектов  занятий.

Литература

Литература для учителя.

  1. Программа. Математика и конструирование (С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина), Москва, Просвещение, 2001
  2. Программа. Наглядная геометрия (Н.Б.Истомина)
  3. Методические рекомендации к  тетрадям «Наглядная геометрия»  1,2,3,4  класс/Авторы: Н.Б.Истомина, З.Б.Редько; Смоленск «Ассоциация  XXI век», 2011 г
  4. С.И.Волкова Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование» 1-4кл. Пособие для учителя / С.И. Волкова – М. Просвещение , 2004 .- 143 с.
  5. В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 1994
  6. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.

Литература для ученика.

  1. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 1 класс.- М. «Просвещение»,  2010
  2. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 2 класс.- М. «Просвещение»,  2010
  3. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 3 класс.- М. «Просвещение»,  2010
  4. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 4 класс.- М. «Просвещение»,  2010



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

«Юный конструктор»

2 класс

Раздел

№п/п

Тема урока

Планируемые результаты.

Дата

Освоение предметных знаний.

Универсальные учебные действия

(личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Повторение

1

2

3

4

1

1

1

1

Повторение. Виды углов.

Повторение. Отрезок. Длина отрезка.

Повторение. Ломаная. Длина ломаной.

Повторение. Прямоугольник. Квадрат.

Повторение       геометрического материала: отрезок,   угол,   ломаная,  прямоугольник,

квадрат.

5

1

Оригами. Изготовление изделия «Воздушный змей»

Изготовление      изделий в технике «Оригами» — «Воздушный змей».

Треугольник.

2ч.

6

1

Треугольник.

Соотношение длин сторон треугольника

Определять, из каких трёх   отрезков   можно построить треугольник

7

1

Соотношение между длинами сторон треугольника

Прямоугольник

18 ч

8

1

Прямоугольник. Определение прямоугольника

Практическая  работа  «Изготовление      модели

складного       метра». Свойство   противоположных   сторон   прямоугольника. Диагонали  прямоугольника  и

их свойства.  Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства.

Изготавливать     модель складного метра.

Вычерчивать прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге.

9-10

2

Противоположные стороны прямоугольника.

11

1

Диагонали прямоугольника и их свойства.

12

1

Квадрат.

13

1

Диагонали квадрата и их свойства

14

1

Изготовление изделия «Модель складного метра»

15

1

Конструирование фигур из счетных палочек.

16-17

2

Преобразование фигур.

Преобразование   фигур   по заданному правилу и по воображению

Строить прямоугольник  на  нелинованной бумаге    с    помощью

чертёжного   треугольника

18-19

2

Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертежного треугольника

Построение      прямоугольника   на    нелинованой бумаге с помощью      чертёжного

треугольника.

20

1

Середина отрезка..

Середина отрезка.

Находить     середину  отрезка   с   помощью циркуля и неоцифрованной линейки  (без измерений).

21-22

2

Деление отрезка пополам

Построение    отрезка, равного   данному,    с помощью циркуля.

Строить отрезок, равный   данному,   с   использованием   циркуля (без измерения его длины).

23

1

Практическая работа. «Изготовление пакета для хранения палочек»

Практические работы: «Изготовление пакета для хранения счётных палочек»,     «Изготовление  подставки  для кисточки»,    

Изготавливать  изделия с использованием заготовок,    имеющих

форму прямоугольника (квадрата).

24

1

Практическая работа. «Изготовление подставки для кисточки»

25

1

Закрепление пройденного.

Окружность

15 ч

26-27

2

Окружность. Круг.

Круг. Центр,   радиус,   диаметр        окружности

(круга).     Построение прямоугольника, вписанного в окружность.

Чертить           окружность   (круг),   прямоугольник,   вписанный в окружность.

28

1

Центр, радиус

29

1

Диаметр окружности

30-31

2

Прямоугольник, вписанный в окружность.

32

33

2

Практическая работа  «Изготовление ребристого шара»

Практические работы: «Изготовление ребристого  шара»,  

Вырезать     круги     и использовать их для изготовления описанного изделия.

Изменять изготовленное изделие по предложенному условию.

34

1

Закрепление пройденного

«Изготовление   аппликации „Цыплёнок"».

35

36

2

Практическая работа  «Изготовление аппликации «Цыпленок»

37

38

2

Закрепление пройденного

39

40

2

Окружность. Розетки.

Деление   окружности на  6  равных частей. Вычерчивание  «розеток».

Делить     окружность на   6   равных   частей с использованием циркуля.

Изменять изготовленное изделие по предложенному условию.

Преобразование фигур по заданному условию

12 ч

41

42

2

Практическая работа «Изготовление закладки для книги» Составление технологической карты

Чертёж. Практическая работа «Изготовление закладки  для  книги» по       предложенному чертежу   с  использованием     в     качестве элементов         прямоугольников, треугольников, кругов.

Технологическая карта. Составление плана действий по технологической   карте   (как вырезать кольцо).

Читать    и    использовать     простейший чертёж   для   изготовления предложенного изделия.

Читать    технологическую карту и выполнять по ней дйствия.

43

44

2

Деление фигуры на части, подготовка к составлению чертежа.

45

1

Закрепление пройденного.

46

47

2

Практическая работа «Изготовление аппликации «Автомобиль». Чтение чертежа. Соотнесение деталей рисунка и деталей чертежа.

Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия. Изготовление по чертежу    аппликации  «Автомобиль».

Изготовление чертежа по рисунку изделия.

Читать чертёж и изготавливать по чертежу несложные изделия.

Вносить     изменения в изделие по изменениям в чертеже и наоборот.

Выполнять чертёж по

рисунку изделия.

48

1

Выполнение чертежа по рисунку объекта.

49-52

4

Практическая работа  «Изготовление аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор».

Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор».

Дополнять чертёж недостающим размером.

Компьютер 4 ч.

53

54

55-56

1

1

2

Графические возможности компьютера.

Рисование отрезков, углов, простейших геометрических фигур

Составление композиций.

Координаты точки на плоскости. Движение точки на экране монитора: вверх, вниз, вправо, влево. Рисование отрезков, углов, простейших геометрических фигур (квадратов, (прямоугольников, треугольников, кругов, овалов). Составление композиций.

Оригами

2 ч

57

58

2

Оригами. Изготовление изделий «Щенок», «Жук»

«Оригами».   Изготовление   изделий   «Щенок», «Жук».

Изготавливать       по чертежу      несложные изделия.

Работать     в     паре: распределять   обязанности,  обсуждать результат,      исправлять допущенные ошибки.

Работа с набором «Конструктор»

59

1

Сборка моделей геометрических фигур

Работа      с      набором «Конструктор».    Детали, правила и приёмы работы  с деталями  и инструментами   набора. Виды соединений.

Конструирование    различных предметов с использованием    деталей набора «Конструктор».

Усовершенствование изготовленных     изделий

Собирать несложные изделия    из    деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов

60

1

Сборка моделей дорожных знаков

61

1

Сборка игрушек

62

1

Сборка моделей

63-64

2

Самостоятельное творчество

Обобщение пройденного  2ч

65-66

2

Творческие работы. Выполнение мини проектов..

3 класс

Дата

п/п

Кол-во

часов

Тема

Планируемые результаты.

Освоение предметных знаний.

Универсальные учебные действия

(личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

1

1

Повторение. Отрезок.. Многоугольники.

Повторение       геометрического    материала: отрезок, ломаная, многоугольник.

2

1

Повторение. Построение отрезка, равного заданному.

3,4

2

Повторение. Многоугольники

5

1

Треугольник. Виды треугольника по сторонам.

6

1

Виды треугольника по сторонам: равносторонний и разносторонний, равнобедренный

Виды треугольников по сторонам:      разносторонний, равнобедренный, равносторонний.  Построение  треугольника по трём сторонам.

Виды    треугольников по углам: прямоугольный,   остроугольный, тупоугольный.

Конструирование моделей различных треугольников.

Различать    треугольники по сторонам и по углам.

Строить треугольник по трём сторонам с использованием циркуля и линейки.

Изготавливать модели треугольников разных видов.

7

1

Построение треугольника по трём сторонам.

8

1

Построение треугольника по трем сторонам, заданным их длинами.

9, 10

2

Соотношение между сторонами треугольниками

11,12

2

Конструирование фигур из треугольников

13,14

2

Виды треугольников по углам.

15

1

Представление о развертке правильной треугольной пирамиды

Правильная треугольная  пирамида.   Изготовление модели правильной   треугольной пирамиды   сплетением  из двух одинаковых полосок,  каждая из которых разделена на 4 равносторонних треугольника.     Изготовление     каркасной модели      правильной

треугольной   пирамиды   из   счётных   палочек.          Вершины, грани    и   рёбра   пирамиды.     Изготовление     геометрической игрушки «Флексагон» (гнущийся        многоугольник)   на   основе полосы  из   10 равносторонних треугольников. Периметр многоугольника,      в      том числе

прямоугольника (квадрата).

Изготавливать    различные   модели   правильной   треугольной пирамиды.

16

1

Правильная треугольная пирамида

17

1

Практическая работа № 1.

Изготовление модели правильной треугольной пирамиды

18

1

Практическая работа № 2

Изготовление из бумажных полосок игрушки .

19-21

3

Периметр многоугольника(квадрат)

Периметр          многоугольника.

Вычислять периметр

многоугольника.

22

1

Свойства диагоналей прямоугольника.

Построение     прямоугольника    на    нелинованой бумаге с использованием свойств его   диагоналей.   Построение квадрата на нелинованой     бумаге по заданным его диагоналям.

Строить прямоугольник   на нелинованной бумаге с использованием   свойств  диагоналей   прямоугольника (квадрата).

23

1

Составление прямоугольников из данных частей

24,25

2

Вычерчивание прямоугольника (квадрат) на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей.

26

1

Практическая работа № 3

Изготовление по чертежу аппликации “Домик”

Чертёж. Изготовление по чертежам аппликаций «Домик»,  «Бульдозер».

Составление     аппликаций          различных фигур   из   различных частей определённым образом разрезанного

квадрата.   Технологический рисунок.

Изготавливать       по чертежу      различные аппликации.

27-29

3

Закрепление пройденного

30

1

Практическая работа № 4

Изготовление по чертежу аппликации “Бульдозер”

31-32

2

Решение практических задач.

33

1

Практическая работа № 5

Изготовление по технологической карте композиции “Яхты в море”

Изготовление по технологическому рисунку композиции «Яхты в море».

Выстраивать композиции  по технологическому рисунку.

34

1

Площадь фигуры. Сравнение площадей.

Единицы площади.       Площадь прямоугольника (квадрата),         различных фигур,   составленных из     прямоугольников ии квадратов

Определять площадь

прямоугольника (квадрата)

35

1

Единицы площадей. Площадь прямоугольника

36

1

Вычисление площадей фигур, составленных из прямоугольников.

Разметка окружности. Деление    окружности (круга) на 2, 4, 8 равных частей. Изготовление  модели  цветка с использованием деления круга на 8 равных частей

Делить     окружность (круг) на 2, 4, 8 равных частей.

37

1

Площадь прямоугольного треугольника

38

1

Вычерчивание окружности.

39

1

Деление круга на 2, 4, 8 равных частей

40

1

Практическая работа № 6

Изготовление многолепесткового цветка.

41

1

Преобразование фигур.

42-43

2

Деление окружности (круга) на 3, 6, 12 равных частей

Деление    окружности на   3,   6,   12   равных частей.   Изготовление модели часов.

Делить     окружность (круг) на 3, 6, 12 равных частей.

44-45

2

Практическая работа № 7

Изготовление модели часов

46-47

2

Взаимное расположение окружностей на плоскости

Взаимное расположение   окружностей   на плоскости.

Чертить    пересекающиеся,    непересекающиеся   (в  том  числе    концентрические) окружности.

48

1

Деление отрезка пополам с помощью циркуля и линейки без делений

Деление   отрезка  пополам   без   определения его длины (с использованием циркуля

и линейки  без делений).

Выполнять    деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки  без делений.

49-50

2

Взаимное расположение фигур на плоскости

Получение  практическим   способом   треугольника, вписанного в окружность (круг)

Строить      практическим   способом   треугольник,   вписанный в круг.

51-52

2

Практическая работа № 8

Выполнение  чертежа по рисунку .

Изготовление аппликации “Паровоз”

Изготовление   аппликации         «Паровоз».

Изготавливать     аппликации   из   частей игры «1анграм».

53

1

Изготовление набора для геометрической игры “Танграм”.

Изготовление   геометрической   игры «Танграм» и аппликаций фигур из частей игры «Танграм».

54-56

3

Составление фигур из набора “Танграм”.

57-59

3

Изготовление из бумаги изделия способом оригами.

«Оригами».    Изготовление    изделия    «Лебедь». и других..

Работать   в   технике «Оригами»

60

1

Техническое моделирование. Знакомство с транспортирующими машинами

Техническое    конструирование   из   деталейнабора «Конструктор».Изготовление по приведенным       рисункам моделей    «Подъёмный кран» и «Транспортёр»

Конструировать по рисункам модели из набора «Крнструктор»

61-64

1

Изготовление модели действующего подъёмного крана.

65

1

Обобщение изученного.

66

1

КВН «В мире геометрии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочие программы по конструктору.

Рабочие программы с КТП по конструктору рабочих программ.УМК "Школа России" 1 класс....

Рабочие программы по конструктору.

Рабочие программы 1 класс. УМК "Школа России"...