Внеурочное занятие: "Да здравствует, Математика!".
план-конспект занятия по математике (2 класс) на тему

Марина Анатольевна Карпова

Данное внеурочное занятие способствует привитию познавательного интереса

к математике; развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения; 

позволяет работать над развитием творческих способностей учащихся;

формировать умение сравнивать, обобщать, делать выводы.<?xml:namespace prefix = o /??>

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Да здравствует Математика!»

Цели: привитие познавательного интереса к математике; развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения; работать над развитием творческих способностей учащихся; формировать умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: стенд с презентациями учащихся, магнитные доски, маркеры, карточки с представленными задачами для капитанов, карточки с изображенными геометрическими фигурами, карточки с написанными названиями единиц длины и времени, карточки-анаграммы, карточки-числа,  числовые рисунки-ребусы.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

– Сегодня, ребята, мы с вами отправляемся в удивительную страну Математика. Путь будет нелегок. Но я надеюсь, что это путешествие прибавит вам творческих сил, укрепит веру в свои возможности, принесет вам радость и желание познавать новое. Урок пройдет в форме конкурсов между двумя командами. За правильные ответы на вопросы команды будут получать баллы. Команда, набравшая большее количество баллов, станет победительницей. Наши конкурсы будет оценивать жюри.

Ученики делятся на две команды. Каждая команда придумывает название, девиз, выбирает капитана.

– Итак, мы начинаем наше путешествие…

II. Конкурсная программа.

1-й конкурс: «Разминка». 

Вопросы команде 1:

– В этом конкурсе проверяются ваша внимательность и смекалка. Вопросы будут задаваться командам по очереди. Максимальная оценка ответа – 1 балл.

Командам поочередно задаются вопросы:

-Если эту цифру перевернуть, то число, которое она показывает, уменьшится на 3. Что это за число? (9)

- Когда мы смотрим на цифру 3 и говорим 15? (Когда это цифра на часах)

- На березе росло 50 яблок. Подул ветер, 10 яблок упало. Сколько яблок осталось? (На березе яблоки не растут)

- На столе лежат линейка, циркуль, карандаш и резинка. На листе нужно начертить окружность. С чего начать? (Надо достать лист бумаги)

- В комнате горело 50 свечей, 20 из них задули. Сколько останется? (Останется 20:задутые свечи не сгорят полностью)

-Назовите пять дней, не называя чисел (например: 1, 2, 3,..) и названий дней недели (например: понедельник, вторник, среда…). (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра). 

- Очень хорошая оценка знаний. (5.)

Вопросы команде 2:

- На тарелке лежало 6 пирожных. Два из них разрезали пополам. Сколько пирожных стало на тарелке? (6.)

- Очень плохая оценка знаний. (1.)

- По небу летели: воробей, ворона, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько птиц летело? (3.)

- Третий месяц летних каникул. (Август.)

- Треугольный платок. (Косынка.)

- Наименьшее четное число. (2.)

-  Сколько козлят было у многодетной матери козы? (7.)

Зрители участвуют в конкурсе «Пословицы и поговорки, содержащие число», заработанный балл получает команда, за которую они болеют.

Например: Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь – один раз отрежь.

         Жюри подводит итоги конкурса.

Учитель: Без математики мир был бы неинтересен. Люди не совершали бы научные открытия ни на море, ни на суше, ни во Вселенной. Уметь считать просто необходимо, кем бы вы ни стали в будущем.

2-й конкурс: «Посчитаем не спеша». 

Вопросы также будут задаваться по очереди. За каждый правильный ответ – 1 балл.

 - Сколько ушей у трех мышей? (6.)

 - Сколько лап у четырех медвежат? (16.)

 - У двух носорогов два рога. Сколько рогов у ста носорогов? (100.)

 - Сколько ножек у двух сороконожек? (80.)

 - Сколько пальчиков у шести мальчиков? (60.)

 - У одноголового змея один хвост. Сколько хвостов у девятиголового змея? (Один.)

 - Крошечка - Хаврошечка пошла в лес со своими сестрами – Одноглазкой, Двухглазкой и Трехглазкой. Сколько всего глаз было у честной компании? (8.)

 - Леший собрал 48 мухоморов, а Баба Яга на 8 мухоморов меньше. Сколько полезных грибов собрали Леший и Баба Яга вместе? (Нисколько. Мухомор – ядовитый гриб.)

Слово жюри

.

На уроках русского языка с помощью слов мы учимся грамотно, точно и красиво выражать свои мысли. Однако и в математике мы используем слова, с помощью которых воспринимаем задание и решаем его.

3-й конкурс: »Задачи в стихах».

                     1. Наша Маша рано встала,

                Кукол всех пересчитала:

                Две матрешки на окошке,

                Две Аринки на перинке,

                Две Танюшки на подушке,

                А Петрушка в колпачке

                На дубовом сундучке.  (2 + 2 +

                2. Две большие галки

                Шли домой с рыбалки.

                В сумке каждая из них

                Пять сельдей несла больших.

                Сельди засолили,

                Сосчитать забыли.

                Сколько сельдей галки

                Принесли с рыбалки?  (5 + 5 = 10.)

                     3. Скоро одиннадцать лет Сереже.

                Диме нет еще шести.

                Дима все еще не может

                До Сережи дорасти.

                                        На сколько Дима младше Сережи? (На 5 лет.)

                     4. Коля с мамой в лес ходил,

                Там грибы он находил.

                А когда домой пришел,

                Все грибы сложил на стол.

               Тут сестренка его Оля

                Принялась считать их вскоре.

                Все, ребята, вместе с Олей

                Сосчитайте грибы Коли:

                Три лисички, пять маслят,

                Боровик и шесть опят.  (3 + 5 + 1 +6 = 15.)

                      5. Влетели к девочке в окно

                Две птички-невелички.

                Потом за ними заодно

                Еще четыре птички.

                Порхали птицы над столом,

                Чирикали и пели

                Почти минуту, а потом

                Куда-то улетели.

                Обратно – порх – через окно

                Одна, за ней четыре.

                Так сколько ж с девочкою той

                Осталось их в квартире?  (2 + 4 – 1 – 4 = 1.)

                      6. Яблоки дети в саду собирали.

                Взвесив их, урожай подсчитали.

                Дети собрали шестнадцать корзин.

                Восемь корзин увезли в магазин,

                Три – детскому саду отдали,

                Остальные в школу послали.

                Сколько же яблок для школы дадут,

                Когда все корзины они развезут?

3-й конкурс: «Математический словарь».

– В этом конкурсе сначала заканчивает предложение одна команда, затем другая.

Вопросы для 1 команды

 Результат сложения. (Сумма.)

 На него нельзя делить. (Нуль.)

 Умножив длину на ширину, … (найдем площадь).

 При счете используем… (цифры).

 Цена, количество, … (стоимость).

 Линия, состоящая из нескольких звеньев. (Ломаная.)

 Инструмент для построения отрезков. (Линейка.)

 Часть суток от утра до вечера. (День.)

 В математике их четыре. (Действия.)

 Число на букву «Д». (Два, девять, десять…)

 Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успехах. (Дневник.)

 Сколько дней в году? (365 или 366.)

Вопросы для 2 команды

 Результат вычитания. (Разность.)

 Им чертят окружность. (Циркуль.)

 Ничего   не  бывает  более  ровного,  чем  две параллельные прямые. (Знак равенства.)

 Сумма длин всех сторон. (Периметр.)

 Прямая, ограниченная с 2 сторон. (Отрезок.)

 У него все стороны равны. (Квадрат.)

 Бывает на карте, в конце предложения. (Точка.)

 100 лет. (Век.)

 Прямая, проведенная через центр окружности. (Диаметр.)

 Если 9 ∙  9, то получится… (81).

 Жюри подводит итоги.

4-й конкурс: «Конкурс капитанов». 

– Капитаны! Прошу вас выйти. Настал ваш час показать свои математические способности. Даю вам карточки с представленным текстом одной и той же задачи. Победит тот, кто быстрее её решит. Максимальная оценка – 4 балла.

             Каждый капитан получает таблицу, где записаны числа от 1 до 20.

Задание капитану команды 1 – за 2 минуты вычеркнуть четные числа красным карандашом.

Задание капитану команды 2 – за 2 минуты вычеркнуть нечетные числа синим карандашом.

6

11

4

16

8

2

15

5

10

12

1

17

3

9

18

20

13

14

19

7

5-й конкурс: «Расшифруй имя сказочного героя».

Каждой команде дается карточка-задание: расшифровать имя сказочного героя. Для этого следует вставить буквы в соответствии с ответами в таблице.

Задание команде 1.

70 – 43   С        90 – 37   А

50 – 16   Б        80 – 49   Ж

60 – 25   Л        40 – 14   К

90 – 61   Е        50 – 32   Н

80 – 28   Е        60 – 14   О

34

29

35

46

27

18

52

31

26

53

Б

Е

Л

О

С

Н

Е

Ж

К

А

Задание команде 2.

80 – 21   М        70 – 32   А

30 – 16   Д        90 – 35   В

50 – 26   Ю        30 – 12   Ч

90 – 62   Й        40 – 18   О

80 – 34   К        50 – 21   О

14

24

28

59

22

55

29

18

46

38

Д

Ю

Й

М

О

В

О

Ч

К

А

Зрители принимают участие в конкурсе: нужно вспомнить произведения художественной литературы, в названии которых есть число. Заработанные баллы получает команда, за которую болеют ответившие зрители.

6-й конкурс: «Домашнее задание». 

– «Цифра 7 известна всем». Семерка в древности была окружена большим почетом: 7 чудес света, 7 дней в неделе, в радуге 7 цветов, у индусов дарят 7 слоников на счастье, а окружающий мир мы воспринимаем через 7 «отверстий» в голове (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри, рот). Отголоски почитания этого числа дошли и до наших дней, когда мы употребляем пословицы и поговорки типа «Семь бед – один ответ». Итак, каждый из вас по очереди называет пословицу или поговорку, где встречается число 7.

 Семь раз отмерь – один раз отрежь.

 Семеро одного не ждут.

 У семи нянек дитя без глазу.

 Семеро с ложкой, а один с сошкой.

 Семь пядей во лбу.

 Семь пятниц на неделе.

 Двое пашут, а семеро руками машут.

 Быть на седьмом небе.

 На семи ветрах.

 Работают до седьмого пота.

 Знать предков до седьмого колена.

 За семью печатями.

 Лиса семерых волков проведет.

 Семь дел в одни руки не берут.

 Лук от семи недуг.

 Сам не дерусь, а и семерых не боюсь.

 Семь четвергов, и все в пятницу.

 Кота убить – семь лет счастья не видать.

 Семь бед – один ответ.

 Семеро пастухов одну овцу пасут.

 Чем семерых посылать, лучше самому побывать.

 Семь деревень, а лошадка одна.

 Для бешеной собаки семь верст не круг.

 Семерых одним ударом.

 Ходить семимильными шагами.

 Седьмая вода на киселе.

 У ленивого Емели 7 четвергов на неделе.

7-й конкурс: «Блицтурнир».

Командам предлагаются задачи, которые они должны решить за 1 минуту.

Вопросы для команд.

 -Сколько ног у двух гусей? У двух телят?

 -Сколько лет спал Илья Муромец?

 - 5 лампочек тускло горели в люстре.

 - Хлопнули двери – и две перегорели.

 - Сделать нужно вам малость:

 - Сказать, сколько ламп осталось.

       -Какой месяц в году самый короткий?

 -Сколько дней в летних каникулах?

 -Команда 2.

 - Сколько ушек у двух хрюшек?

 -А сколько ушей у пяти малышей?

 - Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря?

 -Семь воробьишек спустились на грядки.

 - Скачут и что-то клюют без оглядки.

         -Котик-хитрюга внезапно подкрался,

        -Схватил одного и умчался.

        -Вот как опасно клевать без оглядки.

        -Сколько теперь их осталось на грядке?

 - Какое самое короткое название месяца?

-  Сколько месяцев в сказке С. Я. Маршака?

Рефлексия. Подведение итогов.

Вот и закончена игра.

Итоги подводить пора!

Слово жюри.

– Проверим, как справились с задачей капитаны. Предложим им еще решить устную задачу:

 

В русской народной сказке репку, хотя и с большим трудом, но вытянули. Сколько пар глаз одновременно увидели этот овощ? (Дед, баба, внучка, Жучка, кошка, мышка – 6 пар глаз.)

– Говорят: «Математика – гимнастика ума». В прямом смысле гимнастика – это система упражнений для физического развития. А вот в математике это словосочетание употребляется для становления умственного развития человека: заставляет думать, искать простые и красивые решения, тренирует память и даже закаляет характер.

Награждение команды-победительницы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочных занятий "Дружим с математикой" для 2 класса на основе УМК "Начальная школа 21 век" автора Е.Э. Кочуровой

Рабочая программа внеурочных занятий по математике расчитана на 34 часа и составлена на основе авторской программы Е.Э. Кочуровой по УМК "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС.  Рабоча...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО ГЕОМЕТРИЯ»

В занимательной форме дети повторяют геометрические фигуры, их свойства. Работая в парах и группах, учащиеся решают различные нестандартные геометрические задачи....

Презентация к внеурочному занятию по предмету" Математика и конструирование" "Деление окружности на 12 частей. Изготовление модели часов."

Данная презщентация была подготовлена к открытому районному семинару по внеурочной деятельности. Она содержит материал о возникновении часов и о том, как можно на уроке изготовить их модель для практи...

Статья: Развитие логического мышления на уроках математике и внеурочных занятиях кружка "Занимательная математика"

В последние годы вопрос о необходимости специальной работы учителя начальных классов над развитием логической составляющей мышления ребёнка приобретает особую остроту по нескольким причинам:во-первых,...

конспект внеурочного занятия «Её величество – математика!» (3 класс)

Внеурочное занятие по теме: «Её величество – математика!»...

Внеурочное занятие Клуб весёлых математиков, 2 класс

Цели: развить навыки устного счёта, внимание, абстрактное мышление, логику, повышать интерес к математике, развивать речь, кругозор учащихся, способствовать сплочению детского коллектива....

Технологическая карта внеурочного занятия. Кружок "Законы математики" (4 класс)

Цель занятия: развитие у обучающихся познавательных способностей (внимание, восприятие, различные виды памяти и мышления) на основе системы развивающих заданий.Планируемые результаты:Предметные:знать ...