Математика
рабочая программа по математике (3 класс) по теме

Булыгина Любовь Сергеевна

Календарно-тематическое планирование по математике 3 класс ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                Календарно -тематическое планирование    3 класс

п/п

Тема  урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Вид

самостоя

тельной работы

Дата провед.

П

Ф

Числа от 1 до 100. Сложение  и вычитание.

9

1.

Повторение. Устные и письменные приёмы   сложения и вычитания.                             С. 4

1

 Использовать приёмы вычислений, основанные на нумерации; называть компоненты  и результаты  действий при сложении и вычитании.

2.

Письменные приёмы  сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток.

                                                                    С. 5

1

 Использовать приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток; приёмы сложения, опираясь на переместительный закон сложения.

Преобразовывать и сравнивать именованные числа; решать текстовые задачи.

3.

Выражение с переменной.                       С. 6

1

Читать и записывать латинские буквы; использовать приёмы письменного сложения и вычитания.

находить периметр прямоугольника, решать задачи.

4.

Решение уравнений на основе связи слагаемых и суммы.                                  С. 7

1

научиться решать уравнения и текстовые задачи.

5.

Решение уравнений на основе связи между уменьшаемым, вычитаемым и разностью. Карточки.                                                  С. 8-9

2

научиться  решать уравнения; сравнивать и преобразовывать; логически мыслить, рассуждать.

Провероч

ная работа

6.

Обозначение геометрических фигур буквами.

                                                                     С. 10

1

 Научиться  обозначать геометрические фигуры буквами.

7.

Что узнали. Чему научились.                   С. 14

1

Распределять работу в паре, оценивать выполненную работу.

Обнаруживать и устранять ошибки в ходе решения текстовых и геометрических задач, уравнений, примеров.                                       Объяснять ход решения задач,

отмечать изменения в их решении  при изменении ее условия или вопроса.

 

8.

Контрольная работа №1.

Сложение и вычитание чисел от 1 до 100.

1

Соотносить результат проведенного самоконтроля с поставленными целями при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Контрольная

9.

Работа над ошибками.

Закрепление изученного.                       С.15-16

1

            Умножение и деление.

34

10.

Таблица умножения. Задачи на умножение.  

                                                                                                   

                                                                    С.18

1

Понимать смысл действия умножения.

 Заменять сложение умножением, решать задачи на нахождение произведения; преобразовывать единицы.

11.

Таблица умножения и соответствующие случаи деления.                                                         С. 19

1

Понимать  связь между компонентами и результатом умножения;

 решать текстовые задачи и уравнения.

12.

Четные и нечетные числа.

                                                                      С. 20        

1

Определять  чётные и нечётные числа;

 решать текстовые задачи.

13.

Таблица умножения и  соответствующие случаи деления  на 3.                                 С. 21

1

Выучить таблицу умножения и деления на 3.

решать текстовые и геометрические задачи.

14.

Примеры взаимосвязей между величинами.

                                                                      С. 22

1

 

Понимать термины «цена», «количество», «стоимость»; решать задачи нового типа.

15.

Закрепление. Задачи с величинами: цена, количество, стоимость.                               С. 23

1

16-17.

Порядок выполнения действий.           С 24-25

2

 Выполнять порядок действий в выражениях со скобками и без скобок; решать текстовые и геометрические задачи.

18-20.

 Что узнали. Чему научились.

Математический диктант № 1.    

                                                                С.29-31

3

М / д

Провероч

ная

21.

  Контрольная работа № 2.       Тест.  

1

Соотносить результат проведенного самоконтроля с поставленными целями при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Контрольная

22.

Умножение четырёх, на 4 и соответствующие случаи деления.

                                                                  С. 34            

1

Выучить таблицу умножения и деления на 4.

решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость; рассуждать и анализировать.

,

23.

Знакомство с таблицей Пифагора.

 Таблица на «4» Решение задач.            С. 35

1

Составить таблицу Пифагора; решать простые задачи на умножение и деление; находить  периметр квадрата.

24-25.

Знакомство с выражением «в несколько раз больше».Задачи на увеличение числа в несколько раз.                                      С. 36-37

2

Раскрыть смысл выражения «в 2 (3, 4…)раза больше»; решать простые задачи на умножение и деление.

26-27.

Знакомство с выражением «в несколько раз меньше».  Задачи на уменьшение числа в несколько раз.                                            С. 38-39

2

Раскрыть смысл выражения «в 2 (3, 4…) раза меньше»; решать  простые и составные задачи.

28.

Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления.                                                           С. 40

1

Составить таблицу умножения и деления пяти и на 5;  решать  простые и составные задачи.

29.

Сравнение чисел с помощью деления.                                                            

                                                                      С. 41

1

Использовать различные приемы проверки правильности выполненных вычислений;решать задачи на кратное сравнение; составные задачи.

30.

Знакомство с выводом, « во сколько раз меньше, во сколько раз больше».            С. 42

1

Ознакомиться  с правилом,  по которому можно узнать, во сколько раз одно из данных чисел больше или меньше другого; решение задач.

31.

Проверочная работа. Решение задач.  

1

Соотносить результат проведенного самоконтроля с поставленными целями при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

32.

Умножение шести, на 6 и соответствующие случаи деления.                                          С. 44

1

Составить таблицу умножения и деления 6. и на 6;

 записывать выражения с переменной, решать уравнения; логически мыслить, анализировать, рассуждать.

33.

 Решение задач на выражение «в больше, меньше».                                                  Математический диктант № 2.                                     

                                                                    С. 45

1

 Решать задачи, делать схематический чертёж; оценивать выполненную работу.

34-35.

Решение составных задач.

                                                               С. 46-47

2

Решать составные задачи, рассуждать, мыслить.

36.

Умножение семи, на 7 и соответствующие случаи деления.                                                      

                                                                    С. 48

1

Моделировать и объяснять ход  составления таблицы умножения 7 и на7.

37.

Проект «Математические сказки»

                                                            С. 50-51

1

Определять и составлять план работы. Составлять математические сказки. Выполнять задания творческого и поискового характера.


Проект

38- 41

 Что узнали. Чему научились.          

                                                             С. 52-55

4

Решать примеры на табличное умножение и деление 2,3,4,5,6,7.

Решать задачи, сравнивать, вычислять, рассуждать.

42.

Контрольная работа № 3.

Табличное умножение и деление на числа 2-5.

1

Соотносить результат проведенного самоконтроля с поставленными целями при изучении темы,

Контрольная

43.

Работа над ошибками. Решение составных задач.

1

 Решать простые и составные задачи, уравнения, рассуждать; оценивать свою работу и делать выводы.

Площадь. Единицы площади.

18

44-45.

Сравнение площадей способом наложения.

                                                               С 56-57.

2

Различными способами сравнивать площади фигур «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую, с использованием различных единиц измерения площадей; решать задачи.

46.

Квадратный сантиметр.

                                                               С. 58-59.

1

 Применять на практике единицу измерения площади – квадратный сантиметр;

находить площадь фигуры, используя новую единицу; решать составные задачи.

47.

Площадь прямоугольника.

                                                               С. 60-61.

1

Определять правило вычисления площади прямоугольника; решать задачи; составлять и решать уравнения.

48.

Умножение восьми, на 8 и соответствующие случаи  деления.                                        С. 62.

1

Моделировать и объяснять ход  составления таблицы умножения 8 и на8.

49.

Решение задач и примеров изученного вида.

                                                                     С. 63

1

Решать составные задачи; логически мыслить, рассуждать.

Обнаруживать и устранять ошибки в ходе решения задачи и в вычислениях при решении задачи.

50.

Решение составных задач.

                                                                     С. 64

1

51.

Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления.                                         С. 65

1

Моделировать и объяснять ход  составления таблицы умножения

9 и на 9.

52.

Квадратный дециметр.

                                                                 С. 66-67

1

Применять на практике единицу измерения площади – квадратный дециметр.

53.

Таблица умножения.

                                                                С. 68

1

Решать примеры на табличное умножение и деление.

54.

Решение составных задач.

                                                                С. 69

1

Решать простые и составные задачи; преобразовывать линейные единицы; размышлять, анализировать.

55.

Квадратный метр.

                                                                С. 70-71

1

 Научиться сравнивать, сопоставлять новую единицу измерения площади – квадратный метр с раннее изученными единицами измерения. Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.

56.

Закрепление изученного материала.

                                                                С. 72

1

Закрепить пройденный материал.

57-60.

Что узнали. Чему научились.

                                                              С. 76-79

4

Излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища.

61.

Контрольная работа № 4.                 Тест.

Табличное умножение и деление на 6, 7, 8, 9.

1

Выполнить контрольную работу.

Контрольная

Оценивать свою работу и делать выводы.

   

Умножение  на 1, умножение на 0.

                       

6

62.

Работа над ошибками.

Умножение числа 1 и на 1.

                                                                    С. 82

1

Определять правила умножения на 1;

 

правила умножения на 0;

приёмы деления числа на тоже число и на 1;

приёмы деления нуля на число.

 

Оценивать свою работу и делать выводы.

Решать составные задачи.

63.

Умножение числа 0 и на 0.

                                                                  С. 83

1

64.

Случаи деления вида: 6:6, 6:1.

 Математический диктант №3.              С. 84

1

М /д

Провероч

ная работа

65.

Деление нуля на число.

                                                                  С. 85

1

66-67.

Решение задач.

                                                                   С. 86

2

Доли.

13

68.

Доли.

                                                           С. 92-93

1.

Моделировать образование долей. Название  и запись долей..

Усвоить  понятия окружность, круг; диаметр окружности, круга.

Строить окружности с помощью циркуля. 

Решать задачи, сравнивать доли;

 делить на доли; решать задачи на нахождение числа по доле и доли по числу.

Выполнить контрольную работу.

69.

Круг. Окружность.

                                                         С. 94-95

1

70-71.

Диаметр окружности (круга).

                                                         С. 96-97

2

72.

Контрольная работа №5.

Умножение и деление изученных видов.

1

Контрольная

73.

Единицы времени. Год. Месяц.

                                                            С. 98-99

1

Определять  единицы времени: год, месяц, неделя,

Пользоваться календарём, решать задачи.

74.

Единицы времени.  Сутки.

                                                             С. 100

1

 Определять единицу времени: сутки. 

75-79.

Что узнали. Чему научились.

                                                        С. 104-108.

5

 Решать простые и составные задачи изученных видов; преобразовывать единицы длины, времени; решать уравнения, геометрические задачи.

80.

Контрольная работа № 6.               Тест

1

Выполнить контрольную работу.

Контрольная

Внетабличное умножение и деление.                                

32

81.

Устные приемы внетабличного умножения и деления.                                                         С. 4

1

 Устанавливать правило приёмов  умножения и деления на однозначное число двузначных чисел, оканчиваю-

щихся нулём.

Записывать выражения и вычислять их значение.

82.

Случаи деления вида 80:20.

                                                                       С. 5

1

 Объяснять новые случаи деления.

83-84.

Умножение суммы на число 2-мя способами.

   Математический диктант № 4.                                               

                                                                  С. 6-7                                                          

2

Определять  различные способы умножения суммы двух слагаемых на какое – либо число;

М / д

Провероч

ная

85-86.

Способы умножения двузначных чисел на однозначное число.                                  С. 8-9

2

Устанавливать правило приёмов  умножения на однозначное число двузначных чисел.

Записывать выражения и вычислять их значение.

87-88.

Закрепление изученного. Решение задач.

                                                                 С. 10-11

2

Применять различные способы умножения суммы на число и в решении задач; решать уравнения; сравнивать выражения.

89.

Самостоятельная работа 

по изученным темам.                  

1

Соотносить результат проведенного самоконтроля с поставленными целями при изучении темы,

Оценивать свою работу и делать выводы.

С / р

Провероч

ная

90-91.

Способы деления суммы на число.

                                                                 С. 13-14

2

Определять  различные способы деления суммы двух слагаемых на какое – либо число.

92.

Способы деления двузначного числа на однозначное.                                          С. 15-16

1

Определять  различные способы деления двузначного числа на однозначное; классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать.

93.

Способы проверки деления.

                                                                     С. 17  

1

Применять различные способы проверки деления.

94.

Способы деления двузначного на двузначное путём подбора. Деление вида 87: 29.

                                                                  С. 18

1

Научиться  делить двузначное число на двузначное путём подбора.; решать задачи.

95.

Проверка умножения.

                                                                  С. 19

1

Определять  способ проверки умножения..

96-97.

Решение уравнений на «деление, умножение с проверкой».

                                                               С. 20-21

2

Выполнять проверку деления умножением и наоборот; решать уравнения.

98-99.

Что узнали. Чему научились.

                                                                С. 24-25

2

Применять различные способы умножения и деления; решать уравнения, составные задачи.

100.

Контрольная работа №7 по теме Умножение и деление ( приёмы устных вычислений). 

1

Выполнить контрольную работу.

Контрольная

101-103.

Деление с остатком.        

                                                                С. 26-28

3

Установить правило  приёма деления с остатком;  приёмы внетабличного умножения и деления.

 Установить способ деления с остатком методом подбора.

Определить то, что при делении остаток всегда меньше делителя.

Научиться  выполнять деление с остатком, когда в частном получается нуль ( делитель больше делимого ).

Научиться выполнять проверку при делении с остатком; решать задачи.

.

104.

Деление с остатком методом подбора.

                                                                      С. 29                    

1

105.

Решение задач  на деление с остатком.

                                                                  С. 30

1

106.

Случаи деления, когда делитель больше делимого.                                                  С. 31

1

107.

Проверка деления с остатком.

                                                                   С. 32

1

108-110.

Что узнали. Чему научились.

Тест.                                                       С. 33-35

3

Применять практически пройденные приёмы внетабличного умножения и деления. 

Выполнять деление  с остатком, решать простые и составные задачи, рассуждать, делать выводы.

111.

Проект  «Задачи - расчёты».

1

Определять и составлять план работы. Составлять Задачи - расчёты. Выполнять задания творческого и поискового характера.

112.

Контрольная работа № 8.

 Внетабличное умножение и деление.

1

Выполнить контрольную работу.

Контрольная

          Числа от 1 до 1000.   Нумерация.

11

113-114.

Работа над ошибками.

Образование и название трехзначных чисел.

                                                              С. 42-43

2

Образовать новую счётную единицу – 1000; решать обратные задачи.

115-116.

Запись чисел от 100 до 1000.  

Устная нумерация.                               С. 44-45

2

Записывать числа натурального ряда от 100 до 1000.

 Составлять уравнения, решать задачи с пропорциональными величинами, вычислять..

117.

Способ образования трёхзначных чисел путём отсчитывания и присчитывания по 1.

                                                                  С. 46

1

Образовывать  трёхзначные числа путём отсчитывания и присчитывания по 1.

                                                               

118.

Увеличение, уменьшение чисел в 10, 100 раз.

                                                                 С. 47

1

Научиться  увеличивать и уменьшать натуральные числа в 10, 100 раз.

Уметь решать задачи на кратное и разностное сравнение; читать и записывать трёхзначные числа.

119-120.

Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.               С. 48-49

2

 Усвоить новый приём записи трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

 решать задачи, рассуждать.

121.

Способы сравнения трёхзначных чисел.

                                                            С. 50

1

Усвоить  приёмы сравнения трёхзначных чисел.

 решать задачи.

122.

Состав трёхзначного числа.

Математический диктант № 5                                                              

                                                                С. 51

1

 Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе; сравнивать, рассуждать.

Оценивать свою работу и делать выводы.

М / д

Провероч

ная

123.

Чтение и запись римских цифр.

                                                             С. 52-53

1

Научиться читать и записывать римские цифры.

                   Единиц массы.

6

124.

Единицы массы. Грамм.

                                                                   С. 54

1

Усвоить  новую единицу массы – грамм. Соотношение между граммом и килограммом.

Ррешать задачи, уравнения.

125-128.

Что узнали. Чему научились.

                                                              С. 58-61

4

Применять практически вычисления по пройденным темам.

129.

Контрольная работа № 9.                   Тест

Нумерация чисел в пределах 1000.

1

Выполнить контрольную работу.

Контрольная

         Сложение и вычитание.

14

130.

Работа над ошибками.

Приёмы устных вычислений круглых сотен.

                                                             С. 66

1

Усвоить приёмы устных вычислений круглых сотен; устную и письменную нумерацию.

 Решать задачи.                                                                 

131.

Разные способы сложения, вычитания круглых трёхзначных  и двузначных чисел.

 Примеры вида: 450+30, 620-200.                                                                                                  

                                                                 С. 67

1

Научиться решать примеры вида 450 + 30; 620 – 200; задачи; делить с остатком; рассуждать..

132.

  Способы сложения и вычитания десятков с трёхзначными числами.

Приёмы вычислений вида: 470+80, 560-90.

                                                                С. 68

1

Усвоить способы сложения и вычитания десятков с трёхзначными числами, приёмы  решения  примеров вида 470 + 80; 560 – 90; задачи.

133.

Способы сложения, вычитания круглых трёхзначных чисел.

                                                                 С. 69

1

Усвоить способы сложения и вычитания круглых трёхзначных чисел.

134.

Приёмы устных и  письменных вычислений.

                                                                  С.70

1

Моделировать и объяснять приёмы устных и письменных вычислений.

135.

Письменное сложение трехзначных чисел.

                                                                   С. 71

1

 Усвоить правило приёмов письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел.

 решать задачи; рассуждать.

136.

Письменное вычитание трехзначных чисел.

                                                                   С. 72

1

137-138.

Виды треугольников.

                                                              С. 73-74

2

Различать  виды треугольников Чертить разные видов треугольников. Решать задачи.

139-142.

Что узнали. Чему научились.

Математический диктант №6.          

                                                               С. 76-79

4

Применять практически пройденные приёмы сложения и вычитания двузначных и трёхзначных чисел. решать простые и составные задачи, рассуждать, делать выводы.

Различать  виды треугольников

Оценивать свою работу и делать выводы.

М / д

Провероч

ная

143.

Контрольная работа № 10

Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

1

Выполнить контрольную работу.

Контрольная

Умножение и деление.

20

144-145.

Работа над ошибками.

Умножение и деление. Приёмы устных вычислений .

                                                             С. 82-83

2

 Научиться умножать и делить числа, оканчивающихся одним или двумя нулями (табличное умножение и деление).

146.

Способ деления круглых трёхзначных чисел.

                                                              С. 84

1

 Усвоить приёмы устных вычислений деления и умножения круглых трёхзначных чисел.

 Решать задачи, рассуждать.

147.

Виды треугольников.

                                                              С. 85

1

Различать  виды треугольников Чертить разные видов треугольников. Решать задачи.

148.

Проверочная работа.

Устные приемы вычислений.

                                                                С. 86

1

 Применять изученные приёмы устных вычислений умножения и деления трёхзначных чисел; решать задачи.

Провероч

ная

149-151.

Приём письменного умножения трёхзначного числа на однозначное (столбиком).

                                                            С. 88-90

3

Усвоить  приём письменного умножения трёхзначного числа на однозначное без перехода через разряд. (столбиком).

 Решать задачи.

152.

Закрепление изученного.

                                                            С. 91.

1

Закрепить приёмы устных вычислений умножения и деления.

153-155.

Приём письменного деления трёхзначного числа  на однозначное.      

                                                            С. 92-94.                                            

3

Усвоить  приём письменного деления трёхзначного числа на однозначное;

 решать задачи и уравнения, анализировать, делать выводы.

156-157.

Проверка деления умножением.

                                                            С. 95-96.

2

Закрепить приём  деления трёхзначного числа и  усвоить приём проверки  деления умножением; рассуждать.

158.

Знакомство с калькулятором.

                                                             С. 97-98

1

Научиться пользоваться калькулятором.

159-161.

Что узнали. Чему научились.

  Проверочная работа.                                                                

                                                            С. 99-101

3

Применять практически пройденные приёмы умножения и деления. решать простые и составные задачи, рассуждать, делать выводы.

Различать  виды треугольников

Оценивать свою работу и делать выводы.

Провероч

ная

162.

Контрольная  работа №11.

Умножение трёхзначных чисел на однозначное.                              

1

Выполнить контрольную работу.

Контрольная

163.

Работа над ошибками.

Закрепление изученного.                          С. 102                                                          

1

Закрепить изученный материал.

Что узнали. Чему научились в третьем классе.

7

164.

Нумерация.                                          С.

1

Повторить пройденный материал третьего класса.

165.

Сложение и вычитание.                     С.

1

166-167.

Умножение и деление.                         С.

Математический диктант № 7                                                                                               

2

М/д

Проверочная работа

168.

Геометрические фигуры и величины.      С.

1

169.

Иитоговая контрольная работа № 12.

1

Выполнить контрольную работу.

Контроль

ная

170.

Работа над ошибками.

Закрепление изученного.

1

Оценивать свою работу и делать выводы. Закрепить изученный материал.

Итого

170ч



Предварительный просмотр:

                                              Математика -  3класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по математике для 3-го класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта начального образования.

Место предмета в учебном плане.

      На изучение математики в 3  классе отводится  5 ч в неделю  —   170 ч

(34 учебн. недели).

                              Общая характеристика учебного предмета

Курс математики в 3 классе – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. Основу курса  составляет табличное умножение и деление, внетабличное  умножение и деление, изучение нумерации чисел в пределах 1000 и четыре арифметических действия с числами в пределах 1000.

   Рабочая программа предполагает вместе с тем прочное знание изучаемых алгоритмов и отработку навыков письменных вычислений.

Курс предполагает формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся  с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами.

        Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся.

        Изучение начального курса математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружить учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечить необходимый уровень их общего и математического развития.

        Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, программа предполагает вместе с тем и доступное детям обобщение учебного материала, понимание общих  принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют  между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.

        Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатом действий. Важнейшее значение придаётся постоянному использованию  сопоставления, сравнения, противопоставления , связанных между собой понятий, действий и задач, выяснение сходства и различия, рассматриваемых фактов. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.

        Концентрическое построение курса связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала  и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.

        Ведущие принципы обучения математики в 3 классе: учет возрастных особенностей учащихся, органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развития познавательных способностей детей, практическая направленность преподавания, выработка для необходимого для этого навыков.

        Важнейшей особенностью  математики 3 класса является то, что рассматриваемые в нём основные понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач. например, решение простых текстовых задач (задач, решаемых одним действием) способствует более осознанному усвоению детьми смысла самих действий, отношений: больше – меньше ( на несколько единиц и в несколько раз), столько же (или равно), взаимосвязи между компонентами и результатами действий, использованию действий вычитания (делении) для сравнения чисел. Именно на простых текстовых задачах дети знакомятся и со связью между такими величинами, как цена – количество, стоимость;  норма расхода материала на 1 вещь – число изготовленных вещей и общий расход материала; скорость – время – пройденный путь при равномерном движении; длина сторон прямоугольника и его площадь и др.

        Такие задачи предусмотрены программой каждого года обучения. Система в их подборе и расположении во времени построена с таким расчётом, чтобы обеспечить  наиболее благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также задач взаимообратных. Это исключает возможность выработки штампов и натаскивания в решении задач: дети с самого начала будут поставлены перед необходимостью каждый раз проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для её решения.

        К общим умениям работы над задачей относится и умение моделировать описанные в ней взаимосвязи между данными и искомым с использованием разного вида схематических и условных изображений, краткой записи задачи.

        Наряду с простыми задачами вводятся и составные задачи. Это на первых порах задачи небольшой сложности (например, в 2 действия), направленные на разъяснение рассматриваемых свойств действий, на сопоставление различных случаев применения одного и того же действия, противопоставление случаев, требующих применения различных действий. В дальнейшем, сложность рассматриваемых задач постепенно возрастает. Это могут быть и задачи, решаемые в 3-4 действия. Однако, главным в усложнении задач является не столько увеличение числа действий, которыми они решаются, сколько относительная сложность «распутывания» того клубка связей, которые существуют между данными и искомым.

        При обучении математике важно научить детей самостоятельно находить пути решения предлагаемых программой задач, применять простейшие общие подходы к их решению.

        Дети учатся анализировать содержание задач, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи. Какие арифметические действия и в какой последовательности должны быть выполнены для получения ответа на вопрос задачи. Обосновывать свой выбор каждого действия и пояснять полученные результаты, записывать решение задачи на первых порах только по действиям, а в дальнейшем и составлять по условию задачи выражение, вычислять его значение, устно давать полный ответ на вопрос задачи и поверять правильность её решения. Важно, чтобы учащиеся подмечали возможность различных способов решения некоторых задач и сознательно выбирали наиболее рациональный из них.

        В процессе работы над задачами дети упражняются в самостоятельном составлении задач по различным заданиям учителя. Числовой и сюжетный материал для этого берётся как из учебника, так и из окружающей действительности.

        Работе над задачей можно придать творческий характер, если изменить вопрос задачи или её условие при сохранении вопроса, поставить дополнительный вопрос или снять его, предложив учащимся самим определить, что можно узнать из условия задачи.

        Серьёзнейшее значение, которое придаётся обучению текстовых задач, объясняется ещё и тем, что это мощный инструмент для развития у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, побуждает у учащихся интерес к математическим знаниям и понимание их практического значения. Решение текстовых задач при соответствующем их подборе позволяет расширять кругозор ребёнка, знакомя его с самыми разными сторонами окружающей действительности.

        Важным понятием курса является понятие величины. При формировании представлений о  величинах (длине, массе, площади, времени и др.), учитель опирается на опыт ребёнка, уточняет и расширяет его. Так, при ознакомлении с понятием длины, сначала использует приём сравнения на глаз, затем приём наложения, на следующем этапе вводятся различные мерки. В ходе практического выполнения таких заданий учащихся подводят к самостоятельному выводу о необходимости введения единых общепринятых единиц каждой величины. Дети знакомятся с измерительными инструментами.

        Ознакомление с единицами величин и их соотношениями проводится в течение всех лет обучения в начальной школе. Одной из основных задач третьего года обучения становится пополнение и обобщение этих знаний. Необходимо рассмотреть соотношения между единицами каждой величины. Эти соотношения усваиваются учащимися при выполнении различных заданий и заучивании соответствующих таблиц. Программой предусмотрено также изучение сложения и вычитания величин, выраженных в одних и тех же единицах 9 длины, массы, времени и др.), умножение и деление значений величины на однозначное число.

        Геометрический материал предусмотрен программой для каждого класса. Круг формируемых у детей представлений о различных геометрических фигурах и некоторых свойствах расширяется постепенно. Это точка, линии (кривая, прямая), отрезок, ломаная, многоугольники различных видов и их элементы (углы, вершины, стороны), круг, окружность и др.

        При формировании представлений о фигурах большое значение придаётся выполнению практических упражнений, связанных с построением, вычерчиванием фигур, с рассмотрением некоторых свойств изучаемых фигур ( например: свойств противоположных сторон  прямоугольника, диагоналей прямоугольника, в частности квадрата); упражнений, направленных на развитие геометрической зоркости (умения распознавать геометрические фигуры на сложном чертеже, составлять заданные геометрические фигуры из частей и др.).

        Работа над геометрическим материалом по возможности увязывается с изучением арифметических вопросов. Так, с самого начала геометрические фигуры и их элементы используются в качестве объектов счёта предметов. После ознакомления с измерением длины отрезка решаются задачи на нахождение суммы и разности двух отрезков, длины ломаной, периметра многоугольника и  в том числе прямоугольника (квадрата), а в дальнейшем и площади прямоугольника (квадрата). Нахождение площади прямоугольника (квадрата) связывается с изучением умножения, задача нахождения стороны прямоугольника (квадрата) по его площади – с изучением деления.

        Различные геометрические фигуры (отрезок, многоугольник, круг) используются и в качестве наглядной основы при формировании представлений о долях величины, а также при решении разного рода текстовых задач. Трудно переоценить значение такой работы при развитии как конкретного, так и абстрактного мышления у детей.

         К элементам алгебраической пропедевтики относится ознакомление детей с таким важным математическим понятием, как понятие переменной.  Уже в теме: «Числа от 1 до 100» после введения названий компонентов и результатов сложения и вычитания учащимся предлагаются упражнения, в которых, например, значения слагаемых заданы в табличной форме, требуется найти суммы и заполнить соответствующие клетки таблицы. В дальнейшем вводится буквенное обозначение переменной. Дети учатся находить значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв.

        Постепенно, начиная с решения подбором так называемых примеров с окошком, вида:  ±3 = 7, учащиеся знакомятся с простейшими уравнениями (х ∙ 8=56, х + 9=19,        х :4=7 и т.п.). это способствует формированию у детей понятий: равенство, левая и правая части равенства.

        Буквенные выражения используются при формировании некоторых обобщений. Так, например, в формулах вида: 1 ∙ b = b,  а ∙ 1 = а,  0 ∙ с = 0, b ∙ 0 = 0 и т.п. фиксируются общие положения, важные для понимания смысла действий.

        Содержание курса математики 3 класса позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, природоведение, трудовое обучение) Это открывает дополнительные возможности для развития у                       

               

                 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Арифметические действия    

Числа от 1 до 100. Сложение  и вычитание.

9

     

  Табличное умножение и деление-

71

    2.

Умножение и деление.

34

3.

Площадь. Единицы площади.

18

4.

Умножение  на 1, умножение на 0.

6

5.

Доли.

13

6.

Внетабличное  умножение и деление.

        32

Нумерация .

17

      7.

Числа от 1 до 1000. Нумерация.

11

8.

Единицы массы.

6

Арифметические действия (продолжение).

34

9.

Сложение и вычитание.

14

10.

Умножение и деление.

20

11.

Повторение.

Что узнали. Чему научились в 3-ем классе.

7

Всего

170 часов

                         Выполнение практической части программы

       

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Контрольные работы

3

3

3

3

12

Математические диктанты

2

1

2

2

7

Самостоятельные работы, проверочные работы, тесты

1

1

2

2

6

Проекты

1

1

2

Содержание учебного предмета.(170ч)

Наименование разделов  и их краткое содержание.

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100 (продолжение)

                                   Арифметические действия (9ч).

Устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Письменные приемы сложения и вычитания. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.

Решение задач в 1—2 действия на сложение, вычитание.

Цели: Использовать последовательность чисел в пределах 100; таблицу сложения и вычитания однозначных чисел. читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100; представлять многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; пользоваться изученной математической терминологией.

Табличное умножение и деление (71 ч)

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.

Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.

Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.).

Решение уравнений вида 58-х= 27, х-36 = 23, х+ 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

Решение подбором уравнений вида х· 3 = 21, х:4= 9, 27:х = 9.

Площадь Единицы площади: квадратный, сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения  между  ними.        

Площадь прямоугольника (квадрата).

Обозначение геометрических фигур буквами.

Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.

Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).

Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.

Цели: Чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка.   Понимать  таблицу умножения и деления однозначных чисел.  Пользоваться  изученной математической терминологией.  Решать  текстовые задачи арифметическим способом.   Понимать  правила порядка выполнения действий в числовых выражениях.  Вычислять  значение числового выражения, содержащего 2 и 3 действия (со скобками и без них); проверять правильность выполненных вычислений. Понимать  состав и значение единиц измерения.  Понимать   таблицу умножения и деления однозначных чисел.   Решать  текстовые задачи арифметическим способом.  Использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)

Внетабличное умножение и деление (32 ч)

Умножение суммы на число. Деление суммы на число.

Устные приемы внетабличного умножения и деления.

Деление с остатком.

Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.

Выражения с двумя переменными вида а + Ь, а-Ь, а·Ь, с:d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.

Уравнения вида х- 6 = 72, х:8= 12, 64:х = 16. и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.

Цели: Распознавать  изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки); вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата). Понимать   таблицу умножения и деления однозначных чисел.  Сравнивать  величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах.   Решать  текстовые задачи арифметическим способом (не более двух действий).  Выполнять  вычисления с нулем.   Выполнять  деление числа на это же число; делить нуль на число.

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000

Нумерация (17 ч)

Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.

Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Сравнение чисел.

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.

Цели: Пользоваться  изученной математической терминологией.   Проверять  правильность выполненных вычислений.   Выполнять  устно арифметические действия над числами в пределах сотни.   Понимать  таблицу умножения и деления однозначных чисел

Арифметические действия (34ч) Продолжение.

Устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Письменные приемы сложения и вычитания. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.

Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.

Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.

Решение задач в 1—3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление в течение года.

Итоговое повторение (7 ч)

Планируемые результаты изучения курса.

Личностные результаты

— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

 — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

 — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 — Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

 — Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 — Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты 

— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта,
 измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

 — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

Материально-техническое обеспечение

учебного предмета

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.Рабочая  программа.

2. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник. 3кл. в 2частях

3.. Беденко М.В. Самостоятельные и контрольные работы. Сборник текстовых задач. Москва. «Вако».2005г.

4. Волкова С.И. Устный счет. Москва. Вако.2010

6. Волкова С.И. Проверочные работы. Москва. Вако.2011г.

К

К

К

К

Библиотечный фонд скомплектован на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ.

Печатные пособия

1.Разрезной счётный материал по математике

- карточки (цифры, математические знаки),

- наборы (предметные картинки, геометрические фигуры, монеты, полоски для измерения длины).

- математические игры («Круговые примеры», «Домино с картинками и цифрами»).

2. Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Комплект таблиц для начальной школы.

3. Таблица классов и разрядов.

4. Таблицы "свойства суммы, разности, произведения, частного".

5. Набор цифр, букв, знаков.

П К

     Д

Д

Д

Разрезной материал предназначен для организации самостоятель-

ной практической работы детей,  используется на протяжении всего первого года обучения.

Комплект охватывает большую часть основных вопросов первого года обучения.

 Демонстрационный материал многоразового использования.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс.

Ф

Диски предназначены для самостоятельной работы учащихся на уроках или в домашних условиях. Материал представлен по трём аспектам: рассмотрение нового учебного материала, использование новых знаний в изменённых условиях, самоконтроль.

Технические средства обучения

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
  2. Магнитная доска.
  3. Компьютер.
  4. Мультимедийный проектор.
  5. Сканер, принтер .

Д

Д

Д

Д

Компьютер,мультимедий-

ный проектор,сканер, принтер находятся в компьтерном классе.

Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование

1. Наборы счётных палочек.

2. Наборное полотно.

3. Наборы предметных картинок.

4. Набор геометрических тел:    

     многоугольники, круги.

5. Модель часов.

6. Линейка классная 1м. деревянная.

7. Модели дециметра.

8. Весы учебные с гирями.

9. Счёты.

К

Д

Д

Д

     

      Д

Д

К

Д

Д

 4 комплекта

Весы находятся в кабинете физики.

Игры (настольные, развивающие игры, конструкторы)

1.

Список используемой литературы.

    Для учителя: 

     1.Закон РФ «Об образовании» 2011. Эл. адрес  

«1 sentyabrya.ru/zknd/obra/»

          2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Е.С.Савинов, Москва, «Просвещение» - 2011г.

         3. Авторская программа Математика. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.  Москва. «Просвещение».2011г.

        4. Учебник. Математика 3 класс в двух частях.

 Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.     Москва.   Просвещение.2013г.

         5. «Планируемые результаты начального общего образования».

  Ковалёва Г.С, Логинова О.Б.,    Москва «Просвещение» 2011г.

    6. «Концепция духовно-нравственного развития» 

            Данилюк А.Я.,        Москва  «Просвещение» 2011г.

        7. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной              

             школе».

              О.Б.Логинова,        Москва. «Просвещение» 2011г.

                9. Беденко М.В. Самостоятельные и контрольные работы.

          Сборник текстовых задач. Москва. «Вако».2005г.

       10. Волкова С.И. Устный счет. Москва. Вако.2010

       11. Волкова С.И. Проверочные работы. Москва. Вако.2011г.

   

       

      Пособия для учащихся:

  1. Математика 3 класс в двух частях.Учебник. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.     Москва. Просвещение.2013г.
  2. Моро М.И., Волкова С.И. Рабочие тетради. Москва. Просвещение.2013г.
  3. Волкова С.И. Самостоятельные и проверочные работы. Москва. Просвещение.2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартный урок математики в 4 классе на тему "Математика в углу"

Цель: познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла”, “вершине угла”, понятиях “острый угол”, “тупой угол”, “прямой угол”. Учить находить прямой угол среди других углов. Зак...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

Урок математики, "Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества".

Цель:выявить роль математики в жизни людей; познакомить с учебником и правилами работы по нему....

Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по математике для 3-ого класса по учебнику Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой, Т.Б. Бука «Математика»»

Данное программно-методическое сопровождение по математике для 3-его класса поможет педагогам в проверке знаний учащихся. Удобство данного материала заключается в том, что весь материал разбит на инди...