Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование. Математика. 3 класс. Школа России.
    календарно-тематическое планирование по математике (3 класс) по теме

    Сидорова Ильсиярь Ризвановна

    Пояснительная записка и планирование уроков математики по учебникам Моро и Бантовой. Школа России.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mat.3kl.poyasn.docx36.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка.

    Рабочая программа предмета «Математика»  2 классе составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образования по математике для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Байтовой, Г.В. Бельтюковой, СИ. Волковой, СВ. Степановой «Математика. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).      

     Ввиду того, что  2 и 3 классы объединены в один класс-комплект, уроки проводятся в двух классах одновременно.

    Общая характеристика предмета:

     Начальный курс математики - курс интегрированный: в нём объединён арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.

    Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.

    Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами.

    Цели и задачи:

    Основными целями начального обучения математике являются:

    математическое развитие младших школьников;

    формирование системы начальных математических знаний;

    воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

    Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

    формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

    развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

    развитие пространственного воображения;

    развитие математической речи;

    формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

    формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

    формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

    развитие познавательных способностей;

    воспитание стремления к расширению математических знаний;

    формирование критичности мышления;

    развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

    Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

    Роль и место дисциплины:

    В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 136 часов в год при 4 часах в неделю.

    Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

    Моро М.И., Волкова С.И. Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2012.

    Основное содержание предмета:

     Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология). Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:

    сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за
    счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их
    помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приёма; предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.);

    рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребёнка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;

    система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени.

    Учебно-тематический план

    Наименование разделов и тем

    Всего часов

    1

    Числа от 1 до 100. Нумерация.

    18ч

    2

    Сложение и вычитание чисел от 1 до 100.

    46ч

    3

    Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (письменные вычисления).

    29 ч

    4

    Умножение и деление чисел от 1 до 100.

    25 ч

    5

    Табличное умножение и деление.

    18ч

    6

    Итоговое повторение

    ИТОГО

    136 часов

    Количество контрольных и проверочных работ

    Период обучения

    Тесты

    Контрольные работы

    Математические диктанты

    Проверочные работы

    Диагностические работы

    1 четверть

    1

    2

    2

    4

    1

    2 четверть

    -

    2

    2

    1

    1

    3 четверть

    2

    3

    2

    3

    -

    4 четверть

    2

    3

    2

    3

    1

    Итого:

    5

    10

    8

    11

    3

                                                                 

    Содержание тем учебного курса. 2 класс (136 ч)

    Числа от 1 до 100. Нумерация (18 ч)

    Новая счетная единица – десяток. Счет десятками. Образование и названия чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счете.

    Сравнение чисел.

    Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр.

    Соотношения между ними.

    Длина ломаной.

    Периметр многоугольника.

    Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты.

    Монеты (набор и размен).

    Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.

    Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание.

    Практические работы: Единицы длины. Построение отрезков заданной длины. Монеты (набор и размен).

    Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (75 ч)

    Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.

    Числовое выражение и его значение.

    Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них).

    Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений.

    Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).

    Проверка сложения и вычитания.

    Выражения с одной переменной вида + 28, 43-6.

    Уравнение. Решение уравнения.

    Решение уравнений вида 12 + х =12, 25 – х = 20, х – 2= 8 способом подбора.

    Углы прямые и непрямые (острые, тупые). Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника.

    Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.

    Решение задач в 1 – 2 действия на сложение и вычитание.

    Практические работы: Сумма и разность отрезков. Единицы времени, определение времени по часам с точностью до часа, с точностью до минуты. Прямой угол, получение модели прямого угла; построение прямого угла и прямоугольника на клетчатой бумаге.

    Числа от 1 до 100. Умножение и деление (43 ч)

    Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения • (точка) и деления: (две точки).

    Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений. Переместительное свойство умножения.

    Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3.Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2 – 3 действия (со скобками и без них).

    Периметр прямоугольника (квадрата). Решение задач в одно действие на умножение и деление.

    Итоговое повторение (4 ч)

    Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы.

    Решение задач изученных видов.

    Планируемые результаты освоения предмета

    Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, ме-тапредметных и предметных результатов.

    Личностные результаты

    Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

    Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

    Целостное восприятие окружающего мира.

    Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

    Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

    Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

    Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

    Метапредметные результаты

    Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

    Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

    Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

    Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

    Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

    Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением.

    Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

    Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

    Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

    Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

    Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

    Предметные результаты

    Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

    Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

    Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

    Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре; исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представлять, анализировать и интерпретировать данные.

    Количество контрольных и проверочных работ

    Период обучения

    Тесты

    Контрольные работы

    Математические диктанты

    Проверочные работы

    Диагностические работы

    1 четверть

    1

    2

    2

    4

    1

    2 четверть

    -

    2

    2

    1

    1

    3 четверть

    2

    3

    2

    3

    -

    4 четверть

    2

    3

    2

    3

    1

    Итого:

    5

    10

    8

    11

    3

    Требования к уровню подготовки обучающихся к концу второго класса

    Обучающиеся должны знать:

    - названия и последовательность чисел от 1 до 100;

    - названия компонентов и результатов сложения и вычитания;

    - правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);

    - названия и обозначение действий умножения и деления;

    - таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.

    Обучающиеся должны уметь:        

    - читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

    - находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных – письменно;

    - находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);

    - решать задачи в 1 – 2 действия на сложение и вычитание и задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;

    - чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка;

    - находить длину ломаной, состоящей из 3 – 4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).

    Общеучебные умения и навыки:

    I.        Организация учебного труда.

    Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.

    Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.

    II.        Работа с книгой и другими источниками информации.

    Ориентироваться в учебнике, пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.

    III.        Культура устной и письменной речи.

    Отвечать на вопросы, пересказывать условие и ход решения задачи.

    IV.        Мыслительные умения.

    Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Учиться разделять условия задачи на известное и неизвестное. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой.

    Выделять предмет мысли, отвечая на вопросы: «О ком (о чём) говорится? Что говорится об этом?». Выделять основное в несложном практическом задании.

    Сопоставлять на однотипном материале два предмета, картинки по количеству, форме, величине, цвету, назначению. Сопоставлять числа, геометрические фигуры. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.

    На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме.

            Перечень учебно-методического обеспечения:

    Печатные пособия:

    таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке;

    демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения;

    карточки с заданиями по математике для 2 класса.

    Технические средства обучения:

    Оборудование рабочего места учителя:

    классная доска с креплениями для таблиц;

    магнитная доска;

    персональный компьютер;

    телевизор с диагональю не менее 72 см.

    Экранно-звуковые пособия:

    видеофильмы, соответствующие содержанию программы по математике;

    мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программы по математике.

    Учебно-практическое оборудование:

    простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, треугольники, ластик;

    материалы: бумага (писчая).

    Демонстрационные пособия:

     объекты, предназначенные для демонстрации счёта;

    наглядные пособия для изучения состава чисел;

    демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркуль, набор угольников, мерки);

    демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, площади, периметра);

    демонстрационная таблица умножения, таблица Пифагора; демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур и тел.

    Оборудование класса:

    ученические парты;

    стол учительский с тумбой;

    шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.;

    настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.

    Список литературы:

    1.Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика: Учебник: 2 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2012.

    2.Моро М.И., Волкова СИ. Математика. Рабочая тетрадь: 2класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2012.

    3.Волкова СИ. Математика. Контрольные работы. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2010.

    4.Волкова СИ. Проверочные работы к учебнику «Математика. 2 класс». - М.: Просвещение, 2010.

    5.Волкова СИ. Математика. 2 класс. Устные упражнения. - М.: Просвещение, 2010.

    6.Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2класс. - М.: Просвещение, 2011.

    7.Крылова О.Н. Математика: итоговая аттестация: 2 класс: типовые текстовые задания. - М.: Экзамен, 2012.

    8.СД-РОМ. Универсальное мультимедийное пособие к учебнику М.И. Моро, СИ. Волковой, СВ. Степановой «Математика. 2 класс». - М.: Экзамен, 2012.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно-тематическое планирование 2 класс "Школа России"

    Литературное чтение- Л.Ф. КлимановаРусский язык - В.П.КанакинаМатематика- М.И. МороОкружающий мир-  А.А.ПлешаковИзобразительное искусство- НеменскийТехнология - Н.И. Роговцева...

    ФГОС Календарно-тематическое планирование 1 класс "Школа России"

    1. Обучение грамоте. Русский язык.2. Обучение грамоте. Литературное чтение.3. Математика.4. Окружающий мир.5. Изобразительное искусство.6. Технология.7. Музыка....

    Календарно тематическое планирование 2 класс Школа России

    Русский язык Тематическое планирование В помощь учителям...

    Календарно- тематическое планирование Математика ( УМК "Школа России")

    Календарно- тематическое планирование по математике составлено в соответствии с авторской программой...

    Календарно-тематическое планирование 2 класс Школа России по учебным предметам: математика (Моро).

    Календарно-тематическое планирование 2 класс Школа России по учебным предметам: математика (Моро).  В планировании имеются темы уроков, характеристика основных видов деятельности ученика (на уров...