Сложение и вычитание многозначных чисел. Бережное отношение к природе
план-конспект урока (математика, 4 класс) по теме

Немтырева Альфира Индусовна

На уроке математики совершенствуются устные и письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел, воспитывается бережное отношение  и любовь к природе родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_4_klasse.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 4 классе

Сложение и вычитание многозначных чисел. Бережное отношение к природе

Цели урока: совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки учащихся складывать и вычитать многозначные числа, закреплять умения преобразовывать величины, решать уравнения и задачи, развивать умения работать самостоятельно, прививать любовь к природе, бережное отношение к растениям, воспитывать любовь к родному краю, развивать экологический взгляд на мир, помочь каждому ребенку приобрести четкие представления о нормах и правилах поведения в природе, развитие памяти и внимания, воспитание наблюдательности.

Оборудование: таблицы с примерами, перфокарты, карточки с индивидуальными заданиями, тесты, карточки с цифрами, картина леса, рисунки детей по экологии, природоохранные знаки, пословицы, презентация, ноутбук, магнитофон (запись журчащего ручья, шелест листьев, пения птиц).

Ход урока

I.     Организационный момент.              

Умные глазки смотрят на меня. Улыбнулись нашим гостям. Улыбнулись друг другу. Молодцы! Улыбайтесь чаще, ведь самые серьезные глупости происходят с серьезным лицом. Что возьмём с собой на урок? (Ум, смекалку, доброту и хорошее настроение)

Одна хорошая минута

Сделала одно хорошее дело,

Десять хороших минут        

Сделали десять хороших дел.

А сколько хороших дел

Можно сделать за целый урок? (40)

Молодцы! Я желаю всем сегодня сделать много хороших дел.

II.     Беседа.  

Представьте себе, что вы находитесь около весело журчащего ручья. Вокруг ни души. Прекрасная солнечная погода, рядом шелестит лес, поют птицы. Кругом красота! Вам хорошо, спокойно на душе. Настроение прекрасное. (запись журчащего ручья, шелест листьев, пения птиц)

А теперь «вернулись» в класс на урок математики.

Мы с вами мысленно побывали около леса. А что нам даёт лес?

Лес нам даёт древесину, ягоды, грибы.

Лес – это дом для животных, растений и грибов.

Лес – это прекрасное место для отдыха, чистый воздух, в лесу легко дышится.

Лес – это здоровье.

Лес – это лекарственные растения, грибы и ягоды.

Лес – защитник воздуха, водоемов и почв.

Лес – «легкие нашей планеты»

Лес радует нас своей красотой.

А теперь гимнастика для ума.

III.     Устный счет

а) Какое самое большое однозначное число? (9)

б) Какое самое большое двузначное число? (99)

в) Какое самое большое трёхзначное число? (999)

г) Какое самое большое четырёхзначное число? (9999)

д) Какое самое большое пятизначное число? (99999)

е) Какое самое большое шестизначное число? (999999)

а) Какое самое маленькое однозначное число? (1)

б) Какое самое маленькое двузначное число? (10)

в) Какое самое маленькое трёхзначное число? (100)

г) Какое самое маленькое четырёхзначное число? (1000)

д) Какое самое маленькое пятизначное число? (10000)

е) Какое самое маленькое шестизначное число? (100000)

На доске появляется следующая запись:

9|1

99|10

999|100

9 999|1 000

99 999|10 000

999 999|100 000

Ребята, какой праздник приближается скоро? А какой главный атрибут Нового года? Много елочек срубается к Новому году. Что делают с елочками после праздника? А как сохранить в лесу зеленую красавицу? Какое время года сейчас? Какие деревья стоят? Вы сказали, что лес – «легкие нашей планеты». Под действием солнечного света все зеленый растения производят кислород. Но зеленые растения зимой сбрасывают листву и стоят покрытые снегом. Так откуда же кислород зимой? А ведь именно хвоя вечнозеленых растений обеспечивают нас зимой кислородом.

Леса уходят. Жалко мне леса.

Уходят ели, сосны и березы.

Рябины гасят пламенные гроздья.

Осинников смолкают голоса.

Когда-то жили в тех лесах дубы,

И ясени, и золотые клены.

Куда им деться от такой судьбы?

Лес вырубают — океан зеленый.

2) Посмотрите, какая елочка из чисел у нас получилась. Давайте с ней поработаем.

Работа с получившейся “ёлочкой” чисел.

а) Увеличьте самое большое двузначное число на 1 (100)

б) Уменьшите самое маленькое четырёхзначное число на 1 (999)

в) Увеличьте самое большое шестизначное число на 1 (1 000 000)

IV.     Работа по теме урока.

1) Прочитайте числа:

5901006, 312096312, 45003420, 198400002, 17642860000

Какие это числа? Многозначные.

2) Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока «Сложение и вычитание многозначных чисел». Сегодня мы с вами

закрепим навыки складывать и вычитать многозначные числа, преобразовывать величины, умение решать задачи и примеры с многозначными числами, а также вспомним, что нужно делать, чтобы не причинять природе вреда.

V.     Индивидуальная работа.  Тест (на карточках)

Вариант 1.

1. Какое из утверждений является верным?

а) век – это 365 суток

б) в одной минуте 60 секунд

в) в году 12 месяцев

2. Чтобы найти площадь прямоугольника, надо:

а) длину умножить на ширину

б) все стороны сложить

в) сложить длину и ширину

3. В каких сравнениях допущена ошибка:

а) 900001 > 901000

б) 5312000 < 5320000

в) 925 + 1 < 925

Вариант 2.

1. Какое из утверждений является верным?

а) в одном часе 60 секунд

б) год – это 365 суток

в) в 1 сутках – 12 часов

2. В каком ряду единицы измерения расположены в порядке убывания:

а) тонна, центнер, килограмм, грамм

б) центнер, грамм, тонна, килограмм

в) грамм, килограмм, центнер, тонна

3. В каких сравнениях допущена ошибка:

а) 738 + 0 > 738 – 0

б) 2415760 < 2415670

в) 9999999 < 10000000

VI.     Преобразовать единицы длины, массы, времени и площади (устно).

600см² = … дм²

9дм² 30см² = … см²

3600см² = … дм²

4м 63см = … см

42195м= … км … м

8ц 2кг = … кг

4т 550кг = … кг

1 мин 50 с = … с

VII.     Работа с перфокартами (по вариантам)

Вариант 1.                                          Вариант 2.

800см² = …дм²                                    700дм² = …м²

500га = … км²                                     600га = … км²

400кг = …ц                                         500кг = …ц

2т 6ц = …ц                                         3т 4ц = …ц

5дм 3см = …см                                  7м 8дм = …дм

2г. = …мес.                                        24 мес. = …г.

60 сек = …мин                                   60 мин = …ч

VIII.     Физкультминутка.

Прежде, чем заботиться о здоровье планеты, мы сами должны быть здоровыми, крепкими.

В небе солнышко сияет (поднять голову вверх, посмотреть влево-вправо).

Ветер тучи нагоняет (наклоны вправо-влево).

Резко тучи набежали о-ее-ей (руками обхватить голову).

Полил дождик проливной (руки вниз, пальцы растопырить и потрясти, как дождик).

Тучка быстро проплывает (распрямились).

Снова солнышко сияет (руки вверх,  в стороны).

IX.     Решение задач на экологическую тему.

1) В прошлом году в Танаевском лесу повесили 320 скворечников, а в этом году их повесили на 180 больше. Сколько всего скворечников повесили в Танаевском лесу? (820)

2) Дятел съел за лето 24кг жуков, которых он достал из коры больных деревьев. Сколько деревьев спас дятел, если с каждого дерева он съедал по 80г жучков? (300)

3) В нашей школе 400 учеников. Если каждый ученик в течение лета сорвет по 50 цветков, то, сколько цветов они погубят? (20000)

Относительно всего этого давайте вспомним экологическую кричалку

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Молодцы, продолжаем работать дальше.

X.     Выполни действия с проверкой: (самостоятельно в тетради, потом проверить с места)

345001 – 269873               936542 – 796854                    3240 : 60                    72090 ∙ 7

890975 + 347486               385746 + 236352                   6750 : 90                     93050 ∙ 9

XI.     Беседа.    

Ребята, скажите, из чего делают бумагу? Сколько нужно деревьев, чтобы получить 1 тетрадь?

Каждый день  мы все выкидываем на свалку тонны ненужной бумаги. Бумага копится в квартирах и офисах, собирает пыль и вызывает раздражение, мешает.

Лес – наш друг! Собирая макулатуру, мы занимаемся благородным делом защиты экологии. Процесс переработки макулатуры является более чистым и менее энергоемким.

1 тонна бумаги, изготовленная из макулатуры, позволяет сберечь примерно 17 деревьев, уменьшает использование воды на 60% – 30000 л воды, на 40% – 2000 Квт/ч электроэнергии. В хозяйственную деятельность вовлекают древесину, нанося тем самым ущерб лесным богатствам, на возобновление которых требуется 25-30 лет, при этом загрязнение воздуха снижается на 74%, воды - на 35%.

Переработка макулатуры – очень наглядный пример охраны окружающей среды.

Сбор макулатуры и ее разумное использование не только предотвращают замусоривание среды нашего обитания остатками бумаги, но и сберегают ценную древесину, и благодаря этому ежегодно сохраняется 1500га леса.

1ц макулатуры сберегает 8 сосен. 1га леса поглощает 8кг углекислого газа за час. 20кг макулатуры сохраняют одно дерево.

Помните, что лес дает нам дополнительно 1300кг кислорода. Леса к тому же – это излюбленное место отдыха, хорошая защита от пыли и шума.

Поэтому лес надо беречь!

XII.     Работа в тетради.

Решение задачи №303 с.63

(по действиям в столбик, решение записываю сама, решают самостоятельно, потом решение проверяем у доски)

В январе – 4850т.

В феврале - ? на 365т меньше

Общие тетради – 6335т.

Школьные тетради - ?т

1) 4850 – 365 = 4485 (т.) в феврале

2) 4850 + 4485 = 9335 (т.) всего

3) 9335 – 6335 = 3000 (т.)

Ответ: 3000 тонн бумаги пошло на изготовление школьных тетрадей.

XIII.     Решить примеры (устно)

67 000 : 1 000

3 900 ∙ 100

9 000 ∙ 10 : 100

30 999 + 1

90 100 – 1

32 600 – 1 000

300 206 – 200

640008 – 40000

XIV.     Решить уравнения     (по вариантам)

9 7 8 3 + х = 2 6 3 5 4               5 9 3 5 4 – х = 4 5 1 7 6  

х : 5 = 1400 – 900                     х ∙ 3 = 1600 + 500

XV.     Итог урока. Чему учились на уроке? Оценки. Д.з.

Будь природе другом! Чтобы не случилось беды, надо помогать природе!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду её никому не дадим.

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг:

Тут речка, там – зелёный луг.

В лесу дремучем не пройдёшь,

Воды в пустыне не найдешь!

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой…

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря –

Всё называется Земля!

А теперь, давайте, вместе определим правила поведения в лесу.

1.Не разжигай в лесу костер!

На кострище несколько лет не растет трава. К тому костер может привести к лесному пожару, в котором могут погибнуть и растения и животные.

2.Не оставляй мусор в лесу!

Лес ни место для свалки мусора, а дом для животных и растений и в этом доме должно быть чисто.

3.В лесу ходи только по организованным тропинкам!

Помни: утаптывание лесной почвы приводит к снижению доступа кислорода к корням деревьев, необходимого для их дыхания.

4.Не рви цветы!

 Сорванные растения быстро погибают и не дают семян. Не будет семян – не будет цветущих растений. Любуйся их красотой или сфотографируй их.

Будь природе другом!

1.Не рвать цветы!

2.Не ломать деревья!

3.Не разорять гнезда!

4.Не разорять муравейники!

5.Не жечь костры!

6.Не шуметь в лесу!

Здоровым, красивым  и удобным должен быть город. Для этого недостаточно кирпича, железобетона, мрамора, недостаточно одной архитектуры, - для этого нужна ещё живая природа – деревья, цветы.

Город без зелени однообразен и скучен.

Растения оказывает благотворное влияние на самочувствие и на психику людей. Вот почему люди засаживают города и территорию вокруг него деревьями, кустарниками, цветниками.

Зелёные насаждения как бы насквозь пронизывают собой весь город Елабуга. Мало того они продолжаются и за его пределами.  Перешагнув городскую черту, они разрастаются все гуще вширь и вдаль.

Как хорошо, что на Земле есть растения! Они выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ.

Один гектар зелёных насаждений поглощает восемь килограммов углекислого газа за час, т.е. столько, сколько выдохнут его  за это время 200 человек. Растительность улучшает  экологию нашего города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 3 классе "Сложение и вычитание многозначных чисел"

Урок-путешествие. В ходе выполнения заданий по математике учащиеся знакомятся с океанами и их обитателями....

Урок по теме "Закрепление навыков сложения и вычитания многозначных чисел". 4 класс.

Этот ресурс можно использовать на уроке математики, изучая тему  "Закрепление навыков сложения и вычитания многозначных  чисел"....

Конспект урока математики в 4 классе по теме "Сложение и вычитание многозначных чисел"

Интегрированный урок (математика + окружающий мир) в 4 классе по теме "Сложение и вычитание многозначных чисел"...

Урок математики "Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел", 4 класс.

Данный урок построен на основе развивающего метода по программе "Школа России". Целью данного урока является не только закрепление знаний и умений, но и создание условий для развития логического мышле...