урок математики 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Борисова Наталья Викторовна

Урок разработан в виде путешествия по  материкам. В ходе урока дети узнают много интересных фактов о материках. животных их населяющих. и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matem_4_klass_puteshestvie_po_miru.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Урок математики

Класс: 4.

Учитель: Борисова Н.В.

Дата: 24.02. 2012г.

Тема:  Решение задач на движение. Урок путешествие «За 45 минут вокруг света»

Цели: развивать умение логически анализировать условие задачи и решать ее;

 определять последовательность  многозначных чисел; закреплять умения выполнять умножение и деление на числа заканчивающиеся нулями;   нахождение периметра  и площади   прямоугольника, закрепить знания о материках;

 развивать вычислительные навыки, умение решать задачи, развивать математическую речь через   употребление математических терминов; развивать мышление через умение анализировать и   обобщать; развивать устойчивое внимание, пространственное восприятие;

  продолжить работу по воспитанию  аккуратности  при работе в тетради, побуждать к изучению планеты Земля.

Оборудование:   материки,  ватман-море,  название стран, чертеж задачи на движение, картины вулкана и реки, краткие записи задач, атлас, фотографии гепарда и страуса.

                                                 Ход урока

1. Организационный момент.

 Проверили готовность к уроку.  Сегодня на уроке гости, поприветствуем их.

Открыли тетради.

                                   24 февраля

                               Классная работа.

2.  Постановка темы и цели урока.

  - Сегодня на уроке отправимся в путешествие вокруг света. В 1872 году в Лондоне столице Англии почетные жители Лондона поспорили о том, сможет ли один из них, мистер Фогг, совершить кругосветное путешествие за 80 дней.  Эту историю рассказал Жюль Верн в своем знаменитом романе «Вокруг света за восемьдесят дней».  А мы совершим путешествие  вокруг света за 45 минут. За время путешествия   познакомимся с интересными фактами   и закрепим умение решать задачи  и примеры изученных видов.

    Учение утверждают , что в  течение миллионов лет движение  огромных плит внутри планеты  соединяло и разделяло земную сушу. Двести миллионов лет назад существовал единственный «суперконтинент» Он разделился на две части, которые затем тоже разделились, образовав в дальнейшем те материки, очертания которых знакомы нам сегодня.

3.  Закрепление полученных знаний.

      Чтобы отправиться в путешествие  нужно  расположить материки на  водной    поверхности.

 Разместим на карте материки  в порядке уменьшения  их площади.

 

 Назовите площадь материков. (Дети читают.)

 Африка –  30 354 000 кв.км

 Северная Америка-  22 078 000 кв.км    

 Южная Америка-  17 818 000 кв.км

 Евразия-  54 745 000 кв.км

 Антарктида –  13 177 000 кв.км

 Австралия –  7 614 000 кв.км

  Разместим на карте материки в порядке уменьшения их площади.

  1. Евразия
  2. Африка
  3. Северная Америка
  4.  Южная Америка
  5. Антарктида
  6.  Австралия

 

 Посмотрите на план нашего путешествия. Назовите,  в какой последовательности мы будем посещать  материки.

    *                  *

                   

                  *

    *            *

                    *

- На каком  материке живем мы с вами? (Евразия)

 Отсюда и начнется наше путешествие.

   Хорошо ли  мы с вами знаем наш материк?!

-Какие страны  мира, из указанных на доске,  расположены  на материке Евразия?

     Италия     Швеция     Египет   Китай      Бразилия    Казахстан    Ямайка     Мексика

     152000     281400       763000   245600      870000        252000        806000      348000

   Открываем учебник стр.30 № 7,  найдем значение этих выражений, и ответим на вопрос о странах.   (Один у доски, остальные в тетрадях.)

 3800          4200              1090          2900         580               402          3070          40300

   40              60                    700          300           600                 700          80              20

152000      252000           763000      870000    348000        281400    245600        806000

  Страны, расположенные в Евразии нам помогут узнать числа, закрепленные за названиями стран.  Это числа, в записи которых есть цифра 2.  Назовите страны, расположенные в Евразии.

  Следующий материк - Северная Америка  

       А знаете ли вы, что в  1850 году требовался бы 21 день (504 часа), чтобы совершить путешествие из Лондона в Нью-Йорк на  самом быстром корабле. Теперь  тоже самое расстояние можно преодолеть на сверхзвуковом реактивном самолете  за 3 часа

     Вот мы и попали в Северную Америку.

А знаете ли вы, что на территории  Северной Америки  в США самый большой в мире действующий вулкан

МАУНА - ЛОА.   Его  длина 120 км, а ширина 50км.  Найдем площадь основания вулкана.

 120

   50

 6000 (кв.км) – площадь основания вулкана.

 Ответ: 6000 кв.км.

  Продолжаем путешествие, следующий материк - Южная Америка.

  А знаете ли вы, что самое крупное государство Южной Америки  Бразилия.   Коренные жители Бразилии  племена кайяпо, тхукамадай, яномами, конга.

  Два всадника  племен кайяпо и тхукамадай  выехали одновременно навстречу друг другу. Первый ехал со скоростью 200м/мин, а второй проезжал в минуту на 20 м меньше. Всадники встретились через 50 минут. Найди расстояние между поселками.

 - О  каких величинах идет речь в задаче?

 - Что известно в задаче?

 - Как оформим краткую запись задачи? ( На доске)

 

 -Можем ли мы сразу найти расстояние между поселками?

-Что для этого сначала нужно узнать?

 1)  200-20 = 180 (м/ мин) – скорость 2-го всадника.

 2) 200+ 180= 380 (м/мин) – общая скорость.

 3) 380 Х 50= 19000 (м) – расстояние между поселками.

Ответ: 19 километров.

Следующая остановка нас ожидает в Африке.

       В Африке   живет самое быстрое животное в беге на короткие дистанции  - гепард. Преследую своих жертв в саванне, он может развить скорость -100км/ч.

     А знаете ли вы, что в Африке живет самая крупная птица – страус. Летать он не умеет, но бегает со скоростью 65 км/ч.  

 Давайте узнаем, на сколько  км скорость движения гепарда больше скорости страуса.

100-65 = 35 (км/ч) - на столько больше скорость гепарда.

Ответ: на 35 км\ч больше.

 Следующий материк – Антарктида.

       Вот мы и попали на Антарктиду.

А знаете ли вы, что Антарктида ледяной континент, не имеющий постоянных жителей. Часть года здесь на исследовательских станциях проводят ученые, но многие из них покидают Антарктиду с наступлением холодной темной зимы. Континент покрыт  обширным слоем льда, толщина которого в некоторых местах достигает 3 км.   Территория Антарктиды в разных ее участках принадлежит таким странам: как Россия, Франция, Австралия, Индия, Англия, США.

      На побережье живут императорские пингвины. Он и могут жить несколько недель при  температуре – 60 градусов. Толстый слой жира и густые перья помогают удерживать тепло.

 Чтобы не замерзнуть на  Антарктиде предлагаю активно  подвигаться.

Физминутка.

 

Идут себе вразвалочку, ступают вперевалочку

Пингвин-папа, пингвин-мама

И сынишка пингвинишка

В черном фраке и манишке.

Следующий материк,  на который мы с вами попадаем – Австралия.

  А знаете ли вы, что самая длинная река Австралии Муррей.  Её длина - 3740 км. Если бы  мы захотели   проплыть от истока до устья этой реки на теплоходе и плыли по течению со скоростью  20 км/ч. Сколько часов  длилось бы наше   путешествие по реке Муррей

 3740 : 20 = 187 (ч.) – длилось бы путешествие.  

Ответ: 187 часов.

 Возвращаемся  в Евразию.

   Материк Евразия, уникальный материк.  Его территорию делят на  две части Европу и Азию.  Россия, страна в которой мы живем, расположена как в европейской части материка, так и азиатской.   А вот  сколько  людей живет  в  России, на этот вопрос ответите, после того как запишите число в котором- 146единиц 3 класса,  395 единиц 2 класса.  

 - Сколько человек проживает на территории России?

 146 395 000

4. Итог урока.

       Наше путешествие подошло к концу. Понравилось путешествовать?

-  Узнали ли вы что-то новое о нашей планете?

  Это лишь ничтожно малая доля сведений о планете Земля, узнать больше вам поможет  «Иллюстрированный атлас мира».

- Что повторили во время урока?                      

 - Зачем человеку нужны такие математические знания и умения?

 Во время путешествия хорошо работали:

«5»……….                    «4»……..                 «3»……..

Дом. задание: Стр. 30 № 10 (Закрепите умение выполнять : и •  многозначных чисел, повторите порядок действий в выражениях)

                   

 

            

              Самоанализ урока математики в 4 классе

 

 Учитель: Борисова Н.В.

Дата: 24.02. 2012г.

Тема:  Решение задач на движение. Урок путешествие «За 45 минут вокруг света»

Цели: развивать умение логически анализировать условие задачи и решать ее;

 определять последовательность  многозначных чисел; закреплять умения выполнять умножение и деление на числа заканчивающиеся нулями;   нахождение периметра  и площади   прямоугольника, закрепить знания о материках;  развивать вычислительные навыки, умение решать задачи, развивать математическую речь через   употребление математических терминов; развивать мышление через умение анализировать и   обобщать; развивать устойчивое внимание, пространственное восприятие;  продолжить работу по воспитанию  аккуратности  при работе в тетради,  побуждать к изучению   нашей   планеты.

 

Структура урока: 1. Организационный момент.

                               2.  Постановка темы и цели урока.

                               3. Закрепление изученного материала.

                               4. Итог урока.

Для достижения поставленных познавательных целей урока использовала: упражнения различных видов (примеры  на умножение, задачи разных видов,  новые знания о природе и животных материков), игровая форма создавала положительный настрой на работу.

Развивающие цели урока реализовались через систему заданий на развитие логического мышления (расставить  числа в порядке  убывания; ориентировка на  плане  путешествия развивает  устойчивое внимание, пространственное восприятие;  анализ условия задач; решение задач на нахождение S), побуждение к самопроверке, самоанализу;

Воспитательные цели урока реализовывались побуждение ребенка к аккуратной работе в тетради, познавательные вопросы о  природе,  побуждение к  рассматриванию и изучению «Иллюстрированного атласа мира».

    Объем учебного материала и сложность заданий соответствуют возрастным особенностям и учебным возможностям учащихся класса.

 Организация учебного процесса соответствует норме:

  • начало урока кратковременное, мобилизирующее;
  • временные рамки каждого этапа соответствуют норме;
  • сообщены тема и цель урока;
  • переход от одного этапа к другому логические;
  • итог урока подведён, в ходе которого дети определяют значимость собственных знаний;
  •  выполнялись психолого-гигиенические требования к уроку (посадка, физминутка).

 Организацию учебно-познавательной деятельности проводила, используя

методы: стимулирования мотивации к учению,  контроля  и самоконтроля,    словесный, наглядный, репродуктивные, дедуктивный, индуктивный;

средства:  книги, учебники, тетради, доска,  фотографии;

режим работы:  учитель- класс, учитель- ученик;

принципы обучения: научности, связи с жизнью, наглядности, доступности, сознательности,

                                                             

Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью подчинены целям и задачам урока и соответствуют уровню обученности учащихся. Психологическая атмосфера урока доброжелательная, всем детям хотелось высказать свое мнение, активность на уроке высокая.  Темп урока быстрый, интерес учащихся к уроку поддерживается на протяжении всего урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Конспект урока математики ; класс

"Решение  задач на нахождение неизвестных по двум разностям"...

Технологическая карта урока математики Класс 1

Технологическая карта урока математики, 1 класс, "Школа России"...

Конспект урока математики. Класс: 3 Тема: Периметр квадрата.

Вашему вниманию представлен конспект урока математики для 3 класс. Тема: Периметр квадрата. УМК "Перспектива"....

Конспект урока математики Класс: 2

Тип урока : закрепление новых знанийВид урока: урок – путешествиеЦель: закрепление навыка сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел с переходом через десяток.Задачи:Созд...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...