урок математика - шахматы
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Ромашева Татьяна Михайловна

Урок математики во 2 классе

(программа «Школа 2100»)

 

(Урок рефлексии)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon romasheva-shakhmaty.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики во 2 классе

(программа «Школа 2100»)

(Урок рефлексии)

Цели:

  1. закрепить умение решать выражения с переходом через разряд;
  2. повторить таблицу умножения на 2 и на 3;
  3. повторить решение задач на нахождение площади и периметра;
  4. расширять кругозор, мышление, воспитывать характер через игру в шахматы, формировать алгоритм рефлексивного мышления.

Оборудование:

  • демонстрационная шахматная доска,
  • большие шахматные фигуры,
  • листы с заданиями,
  • поля белые и черные, телевизор,
  • DVD-проигрыватель,
  • ленты для цифр

Ход урока

  1. Организационный момент

Сегодня у нас необычный урок. Для начала разделимся на две команды.  Выберите поле: белый или черный квадрат. Выберите главную шахматную фигуру для названия своей команды.

  1. Актуализация знаний

На экране - фея Математика (слайд 1)

Фея Математика. Больше всего на свете я люблю все непонятное, загадочное, волшебное. А вы?  Вы любите сказки? А загадки? Я уверена, что любите. Тогда я приглашаю вас в путешествие вместе со мной и моими шахматными друзьями: Королем, Ферзем, Ладьей, Слоном, Конем и Пешками. Путешествие будет нелегким, даже опасным. Но я уверена, что вы преодолеете все препятствия. Если задания покажутся трудными, можно попросить  помощи у взрослых, но лучше подумать самим. Итак, мы отправляемся в удивительную страну шахмат и математики.

На экране «Малыши играют в шахматы» (слайд 2)

Учитель.    Хочу задание вам дать

Игры названье угадать!

Там мчатся кони резвые,

Трубят поход слоны,

И клетки черно-белые

Чудес и тайн полны.

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Кто же придумал эту увлекательную игру?

Есть такая легенда. Много сотен лет назад народ этой страны страдал от бесконечных кровавых битв между армиями воинственных и жестоких правителей. Чтобы помочь людям, мудрецы придумали шахматы. Они говорили: если хотите воевать друг с другом, то вот вам доска – поле боя, вот фигуры – офицеры и солдаты, конница, боевые слоны и колесницы. Вот вам честные правила борьбы. Зачем убивать друг друга? Лучше  воевать на шахматных досках. Люди согласились с этим, и в страну пришел мир.

  •  Как же называется эта страна?

На доске примеры (в столбик):

210 – 96 = 114 (Д)

300 – 189 = 111 (И)

407 – 318 = 89 (Н)

800 – 635 = 165 (Я)

Первые два примера решают Белые, вторые два примера – Черные.

111

89

114

111

165

И

Н

Д

И

Я

                (Буквы закрыты фигурами)

Записать ответы и объяснить алгоритм вычитания с переходом через разряд

Шахматный властелин – самая главная фигура в шахматной стране:

На шапке пика острая,

Завидна его роль,

Всех выше, выше ростом он.

Конечно, он – Король

(Начальное положение: белый -  е1, черный - е8)

(на демонстрационной доске)

(Слайд 3)

  • На сколько полей может пойти король со своего места? (Ответ: 5)

Решите задачу: Король задумал число, умножил его на 3, прибавил 6, результат разделил на 7 и получил 3. (на доске)

х

5

 3

: 3

+ 6

- 6

: 7

 7

3

(Алгоритм «Обратное действие»)

  • Назовите эти поля на шахматном языке:

Белые: d1, d2, e2, f2, f1

Черные: d8, d7, e7. f7, f8

А теперь следующая загадка Феи:

Стоит рядом с Королем,

Но не путать со Слоном,

И с Ладьей сравнить нельзя

Суперсильного … (Ферзя)

( начальное положение: белый - d1, черный -  d8)

 _          (Слайд 4)

  • Может ли Ферзь вычертить своими ходами на шахматном поле квадрат, прямоугольник, треугольник? (Да)
  • Укажите адреса  на шахматной доске (верхний правый угол - a2, a6, g2, g6), поставьте точки, соедините их. Какая фигура получилась?

8

7

6

5

4

3

2

1

а

b

c

d

e

f

g

h

  • Найдите:

Белые – площадь фигуры.                  S = a ∙ b                S = 2 ∙ 3 = 6  см2 

Черные – периметр фигуры                P = (a + b) ∙ 2                P = (2 + 3) ∙ 2 = 10 см

Он ушастый и гривастый,

Смело скачет сквозь огонь!

Ну, отгадывай, не хвастай…

Да, конечно, это … (Конь)

        (Слайд 5)

  • Выполните действие по заданному алгоритму

а

+3

15

 да

нет

- 8

х

Белые

Черные

а

5

12

х

9

10

  • Почему Конь приготовил нам испытание с циклическим алгоритмом? (Стрелка похожа на его ход)

  1. Физминутка «Мы пешки»

Ребята держат в руках пешки и выполняют движения

Пешку в руки мы возьмем,

И на цыпочках пойдем.

Руки вверх подняли,

Пешку показали.

Пешка – круглая головка.

Наклоним ее немножко.

Влево, вправо наклоняем.

Пешкой в шахматы играем.

Пешком ходит пешка,

Не нужна ей спешка.

Вот противник на пути,

Наискосок его бери.

  1. Включение в систему знаний и повторение

Очень трудно ошибиться:

Шапка острая на нем?

Стоит рядом (не садится)

И с Ферзем и с Королем.

(Слон)

 (начальные позиции: c1, g1, с8, g8)

(На демонстрационной доске)

(Слайд 6)

Решите задачу: Василиса Премудрая и Кошей Бессмертный играли в шахматы. Василиса Премудрая выиграла 25 партий, в Кошей Бессмертный на 19 партий меньше. Сколько партий в шахматы выиграла Василиса Премудрая? (Ответ: 25)

25

?

19

(В задаче содержится ответ.)

  • А какой вопрос можно поставить к этой задаче?

Башня круглая такая

И бойницы сквозь зубцы.

На доске в начале – с краю.

Отгадали? Молодцы!

(Ладья)

(начальные позиции: а1, h1, d8, h8)

(Слайд 7)

Прямолинейная бесхитростная фигура

Сосчитайте:

Белые: от 2 до 20, присчитывая по 2

2

4

6

8

10

12

14

16

18

20

Написать маркером на ленте по горизонтали

Черные: от 3 до 30, присчитывая по 3

3

6

9

12

15

18

21

24

27

30

Написать маркером на ленте по вертикали

Их в игре по 8,

Отгадывай без спешки,

Не ошибись, мы просим.

Конечно, это … (Пешки)

(Слайд 8)

Задача: Пешки расставили в два ряда по 8 пешек в каждом ряду. Сколько всего пешек на шахматной доске? (ответ: 16)

Белые решают сложением, черные умножением.

  1. Рефлексия деятельности
  • Задания каких фигур вам показались трудными?
  • Чему еще надо поучиться?

Играйте в шахматы,

Не знайте бед

Желаем вам удачи и побед

                (Слайд 9)

Песня «Играйте в шахматы» (на музыку Э. Ханка «Песня первоклассника»)

Шахматы давным-давно,

Как игра возникла,

В школу быстро все равно

Шахматы проникли.

Изучаем шах и пат,

Знаем все на свете,

Ставят папе «детский мат»

Собственные дети.

То ли еще будет,

То ли еще будет,

То ли еще будет, ой-ой-ой!

Шахматы – наши друзья,

Мы их любим очень,

Нам без них никак нельзя,

Снятся даже ночью.

В шахматы играем мы,

Устали не зная,

Чемпионами страны

Стать всегда мечтаем.

То ли еще будет,

То ли еще будет,

То ли еще будет ,ой-ой-ой!

Чтоб гроссмейстерами стать,

Надо непременно

Правила все изучать,

И тогда, наверное,

На доске мы в бой пойдем

Пешками, Слонами,

Всех ребят мы позовем,

Вы играйте с нами!

То ли еще будет,

То ли еще будет,

То ли еще будет, ой-ой-ой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК по шахматам по теме: «Шахматные фигуры»

Открытый урок предназначен для обучения шахматам младших школьников по программе федерального курса "Шахматы - школе", первый год обучения...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по шахматам по теме: «Шах. Двойной шах. Открытый шах.»

Урок предназначен для обучения по шахматам в первый год обучения по программе федерального курса "Шахматы - школе"....

ОТКРЫТЫЙ УРОК по шахматам по теме: «Шах. Двойной шах. Открытый шах.»

Урок предназначен для обучения по шахматам в первый год обучения по программе федерального курса "Шахматы - школе"....

ОТКРЫТЫЙ УРОК по шахматам по теме: «Ничья. Пат.»

Урок для первого года обучения федельного курса "Шахматы - школе"...

Урок по шахматам.1 год обучения.

Открытый урок по шахматам по теме "Шах". Первый год обучения....

Урок по шахматам.1 год обучения.

Открытый урок по шахматам по теме "Шах". Первый год обучения....

Конспект урока по шахматам "Ладья", 1 класс, с презентацией

Тема: Ладья, 1 класс.1.                Организационный моментСегодня мы будем изучить новую тему. Будем играть, решать шахмат...