Урок по шахматам.1 год обучения.
методическая разработка (2 класс) на тему

Хамаганова Любовь Галсановна

Открытый урок по шахматам по теме "Шах". Первый год обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_1_god_hlg.rar1.35 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Могойтуйская СОШ № 2 им. Ю. Б. Шагдарова»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по шахматам по теме:

«Шах»

Учитель:Хамаганова Любовь Галсановна

 

         

2015 - 2016 учебный год

Первый год обучения (2-е классы)

Тема занятия: Шах.

Цель занятия: дать понятие, что шах – это нападение на неприятельского короля.

Задачи:

  • Закрепление изученных тем: названия всех фигур, их ходы, их место в начальном положении;
  • Шах. 3 способа защиты от шаха;
  • Решение дидактических заданий, развитие умения находить правильные ходы;
  • Воспитание интереса к шахматам, привитие любви к игре.

          Развитие умения думать, составлять план действий «в уме», расширение кругозора, внимательности и наблюдательности;

Оборудование и дидактическое оснащение урока:

  • Демонстрационная доска;
  • Наборы шахматных фигур;
  • УМК   И.Г.Сухина «Шахматы»  2 часть .1 год обучения;
  • Загадки, задачи на шахматную тему;

Словарь:     Шах.

I.    Организационный момент: Прозвенел долгожданный звонок.

                                                   Начинается урок!

                                                   Настроение каково? ВОО!

                        I.  Вводно-мотивационный этап.

-Повторение  пройденного материала.   1) Загадки шахматные

А)Из названий какой шахматной фигуры потерялась одна буква, если получилось слово  «КРОЛЬ».

В)Безопасные поля поищи для _______

Г)Какой король не умеет говорить?

Д)Кто может подсказать пароль? Его величество ___________

2)   «Волшебный мешочек». Ребёнок на ощупь угадывает шахматную фигуру, показывает детям.      Пешка, король, ферзь, слон и т.д.

Дети показывают  их ходы (горизонталь, вертикаль, диагональ)

                 


II.Операционно-содержательный этап

Мотивация: Чтение шахматных терминов с таблицы:                                                                       Король.  Шах.   Ферзь.   (Это на доске)

-Какие из  этих терминов вам уже  знакомы? (Король, ферзь). 

-Чем похожи слова король и ферзь? (Оба  слова  обозначают шахматных фигур, оба  заканчиваются на мягкий  знак.

-Чем особенны эти фигуры? (Ферзь- самая сильная фигура, а король –самая важная фигура. Без короля нет игры. 

-Какое слово  вам ещё не знакомо?  Не встречалось на наших уроках? (ШАХ)

-Какие  же задачи поставите перед собой на  данный урок?  

 (что такое шах?   Какими фигурами поставить шах? Как защитить  от шаха короля)

      1.  Изучение нового материала.      Объяснение учителя идёт.

-Учитель:  Что  же такое шах?  

-Учитель: Шах – это нападение на неприятельского короля. (Табличку повесить)  Какими фигурами можно объявить шах?                    

  Демонстрационная доска.

1)  Ставлю  на одно из  угловых полей белого ферзя, а на другое – чёрного короля. Вот так ферзь нападёт на вражеского короля.              (Показываю на демонстрационной доске.) 

2) Ставлю на крайних полях любой вертикали или горизонтали располагаю белую  ладью и чёрного короля, показываю шах ладьёй. (h8 – Кр.h1)

(Показываю на демонстрационной доске.) 

3)  Показываю шах слоном: Белый  белопольный слон   (а8) объявил шах королю.(Кр. H1)

 4) Показываю шах конём: Белый конь объявит шах королю. (g 3- Кр.h1)

 5)Показываю шах пешкой. Запомните!!! Пешка объявляет шах только по диагонали. Ходит пешка вперёд, а нападает по диагонали. Король съесть пешку не может, потому что она защищена слоном.  

(f3- Кр е4)     Слона поставить на h1- это защита пешки.

             2. Первичное закрепление по презентации.(Фронтальная работа)

        Презентация:     1 слайд без стрелки.  –

 На данной диаграмме   видите  шах? (Да)  Кто объявил шах королю? (Белая ладья) 

         1 ученик должен проговорить.  Белая ладья b 3 – h3.

Появляется  2 слайд со стрелкой.

3 слайд: - Что можете сказать про эту позицию?  Ученик должен проговорить (Белый белопольный слон  ( с е 8)объявил шах  чёрному королю (b 3).

 Появляется 4 слайд со стрелкой.

 5 слайд. – Существует ли здесь угроза королю?  (Да) Какой фигурой? (Ферзём)   Называет ученик.

Появляется 6 слайд со стрелкой.

7 слайд.- Здесь кто объявил шах?  (Конь)

Слайд  (8) со стрелкой появляется.

9 слайд.  Пешка объявила шах королю.   (По диагонали)

10 слайд  со стрелкой появляется.

ВЫВОД: Что такое шах?     (Угроза, удар)

Какими фигурами  можно поставить шах вражескому королю?  (шах можно поставить  любой фигурой, кроме короля)

 Учитель: Раз на короля напали, значит ,он  должен  защититься.

               Оставаться под шахом король не может.

             - Какими же  способами можно защититься королю  от шаха? УЧЕБНИК с.30.  

 - Существуют  3 способа защиты от шаха: Повесить на доску: 3 СПОСОБА

 1) Король уходит из-под шаха.  Рассмотреть 1 способ               УЙТИ  

 2) Рассмотрим второй способ. Что вы скажете? Добиваться от детей полного ответа.  (Чёрный ферзь а3 объявил шах белому королю на а1 и не заметил как  оказался под ударом белого коня)    

  Что должен сделать КОНЬ?     (Конь бъёт ферзя)                        ПОБИТЬ                          

3)Что вы видите? Чёрный  ферзь  поставил  шах  белому  королю.

-  Король  может уйти?  (нет)         -  Он  может побить ферзя? (Нет).

Существует третий способ. Какой?  Короля должна закрыть другая фигура.

В нашем случае: БЕЛЫЙ БЕЛОПОЛЬНЫЙ СЛОН b1 ИДЁТ ВЛЕВО ПО ДИАГОНАЛИ НА а2, ПРИКРЫВАЯ КОРОЛЯ ОТ УДАРА.    ЗАКРЫТЬСЯ

ВЫВОД:  Сколько существует способов? (3) Уйти, побить, закрыться.

Запомнили.

Физминутка.             Я СМОТРЮ НА ПЕРВЫЙ РЯД,

ПО КРАЯМ ЛАДЬИ СТОЯТ.

РЯДОМ С НИМИ ДВА КОНЯ

ХИТРО СМОТРЯТ НА МЕНЯ.

МЕЖ КОНЕЙ ЗАКЛЮЧЕНЫ

НАШИ СЛАВНЫЕ СЛОНЫ.

И ЕЩЕ ДВА ПОЛЯ ЕСТЬ,

     А НА НИХ КОРОЛЬ И ФЕРЗЬ.

А теперь без спешки

Идут на место пешки.

Учебник СТР. 31. Кто встречает нас? Синеглазка. Помогите Синеглазке узнать объявлен ли шах чёрному королю? И какой фигурой?         Самостоятельно в парах работаете. Карандашом покажите.

(В это время  диаграмму №6 на демонстрационной доске расставить.)

Проверка. Обращаюсь к парам. №1 диаграмма. (ДА)

Докажи: Белая ладья а8 объявила шах чёрному королю на h8.

№2. НЕТ    №3. ДА. Проговори.  Белый ферзь h1 объявил шах чёрному королю на  а8.    №4    НЕТ  

 №5  ДА.  Белый конь  g 4 объявил шах чёрному королю на f 2.

А диаграмму №6 я перенесла на магнитную доску.

 Я считаю, что белая пешка е4 объявила шах чёрному королю е5.     Вы согласны с этим? (Нет)

А почему?   Белая пешка вперёд же ходит. Значит она напала на короля.  Это же шах?    Ответ детей: Белая пешка ест только по диагонали.      Молодцы! Вы не попались на эту ловушку.

                                Физминутка.

Покажи горизонталь, вертикаль, диагональ.-3 раза,

Практическая часть.  

1.Учебник СТР.32. Кто нас встречает? Весёлый карандаш-герой детского журнала «Мурзилка». Вместе с весёлым карандашом попробуйте сами поставить шах вражескому королю. Дети работают в учебнике карандашом простым.

 Проверка по рядам (Самой пройтись, помощники мне помогают)

Диграмму №3 на магнитную доску перенести одной паре.  

(пара детей) .     Один белые фигуры ставит, другой чёрные)

Объясните нам , как вы поставили шах.  А вы проверьте.

(Белая пешка g7 съест чёрного коня на h8 и превратиться  в  белого коня. Шах  чёрному королю поставлен.)  Показать должны.

 2. Рабочая тетрадь СТР. 13.

1.  Я читаю первое задание.     Ответ: ШАХ    +  усл.знак показать.

2.  Второе задание я читаю, а помощник  в это время расставит фигуры  на  первую диаграмму

Показать запись: Л е1 +                              f е7+

Д.З  будет. Задание 3   покажите взрослым дома и проверьте их. Смогут ли они поставить шах королю.

Задание 4.           «Защита от шаха»

Помощник расставляет фигуры на первую диаграмму, я читаю задание.

Посмотрите. Какая фигура объявила шах?( Чёрная ладья g8 напала на белого короля. Рассеянный художник не знает, что делать. Найди за белых лучшую защиту. Покажи стрелкой и запиши. Думайте!!!

(Белая ладья с 7 идёт вправо по горизонтали на g 87)

Рефлексия.

--Что значит дать шах? (Угроза для вражеского короля.)

Король может защититься? ДА. Он может  УЙТИ,  ПОБИТЬ, ЗАКРЫТЬСЯ. Молодцы.

Отгадайте эхо-загадки: У какого слона нет хобота? ( У шахматного)   В каких клетках не держат зверей?   На каких полях ничего не растёт?

Понравился урок?  Покажите своё настроение ( Смайлики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математика - шахматы

Урок математики во 2 классе(программа «Школа 2100») (Урок рефлексии)...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по шахматам по теме: «Шахматные фигуры»

Открытый урок предназначен для обучения шахматам младших школьников по программе федерального курса "Шахматы - школе", первый год обучения...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по шахматам по теме: «Шах. Двойной шах. Открытый шах.»

Урок предназначен для обучения по шахматам в первый год обучения по программе федерального курса "Шахматы - школе"....

ОТКРЫТЫЙ УРОК по шахматам по теме: «Шах. Двойной шах. Открытый шах.»

Урок предназначен для обучения по шахматам в первый год обучения по программе федерального курса "Шахматы - школе"....

Урок по шахматам.1 год обучения.

Открытый урок по шахматам по теме "Шах". Первый год обучения....

Урок по шахматам 2 год обучения

Конспект урока шахмат во 2 классе по теме:«Тактический прием «сквозной удар»....

Урок по шахматам 3 год обучения

Конспект урока по шахматамв 3 классе по теме "Тактический прием "отвлечение"...