Урок по шахматам 2 год обучения
план-конспект урока (2 класс)

 

Конспект урока шахмат во 2 классе по теме:

«Тактический прием «сквозной удар».

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shahmaty2.doc277 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Тематический прием «сквозной прием»

Цель урока: познакомить учащихся с понятием с новым тактическим приемом «сквозной удар», выполняемым слоном, ладьей, ферзем.

Задачи:

Образовательные - познакомить с понятием «сквозной удар»,   повторить тактический прием «ловля фигуры»;

Развивающие – развивать умение  дидактические задания,  умение находить правильные ходы, развивать внимание и наблюдательность;

Воспитательные  – воспитание интереса к шахматам.

Оборудование : учебник Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. «Шахматы в школе . Второй год обучения.» М, « Просвещение»,  2017 г.; демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски ( по одной на парту).

Ход урока:

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок…

2. Актуализация знаний учащихся.

- Ребята, начинаем наш урок!

Шахматы – это интересно,

И для головы полезно,

Шахматы – это обучение,

Шахматы - это развлечение,

Это множество друзей,

Вместе с другом веселей! (Даниленко Н.А.)

- Поможем друг другу - вспомним :  какие шахматные фигуры мы знаем.

- Поиграем в  «Волшебный мешочек».

- Ваша задача, ощупывая предмет в мешочке, узнать шахматную фигуру,  рассказать всё, что вы знаете о ней. Остальные слушают, добавляют  или исправляют информацию о фигуре (название, место расположения, правила хода, правила рубки, стоимость, количество на доске).

( Учитель располагает названные фигуры на шахматном поле большой демонстрационной доски,  а ученики на индивидуальных досках.)

3. Постановка цели урока.

- Ребята,  какя фигура на шахматной доске главная? ( Король)

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом нападения – это нападение на короля.

4. Знакомство с новым материалом.

- Откройте учебники на стр. 102.

- Прочитайте,  как называется такой вид нападения? ( Шах)

- Шах – это нападение на неприятельского короля. Король находится под шахом, означает, то есть - под боем фигуры противника. Король в этом случае  должен защититься.

- Уважаемые дети, запомните, что шах дают, а не ставят. Выражение «поставить шах» - опытные игроки не применяют.

- В шахматной нотации шах обозначается знаком « +».

- Рассмотрим диаграмму  № 1 ( см. Приложение)

(Учитель располагает фигуры на демонстрационной доске, учащиеся - у себя на индивидуальных досках).

. Шах можно поставить любой фигурой ,  кроме короля.

 Под шахом король не может оставаться.

- Что же нам надо делать? («Спасать» короля).

- Правильно! Сегодня мы узнаем, какими способами будем защищаться от шаха.

- Спастись от шаха можно тремя способами:

1) Король уходит из-под шаха.

2) Берется атакующая фигура (Конечно, если это возможно).

 3) Короля закрывает другая фигура (Это защита не годится при шахе конём и пешкой).

-Рассмотрим все способы.

- Диаграмма № 2 (см. Приложение) Рассмотрение начинаем с очереди хода. От этого зависит правильность решения.

(Учитель располагает фигуры на демонстрационной доске, учащиеся - у себя на индивидуальных досках).

- Так можно увести короля из – под шаха .

- Диаграмма № 3  (см. Приложение)

- Побить ( «взять») атакующую фигуру.

- Диаграмма № 4 ( см. Приложение).

- Перекрыть линию удара ( закрыть короля).

Динамическая пауза ( под музыку).

Руки вверх по вертикали,

Руки вверх по диагонали,

Руки в стороны по горизонтали,

Руки вниз по диагонали,

                                            Руки вниз по вертикали.

5. Первичное закрепление.

 Расставим позицию так же, как на диаграмме № 5 (см. Приложение).  Надо найти лучшую защиту от шаха.

- Чей ход на диаграмме? ( Ход чёрных).

- Покажем  первый способ – увести короля из- под шаха.

Чёрный король может отойти из – под шаха на поле b 8.

( Учитель показывает на демонстрационной доске, ученики – у себя на индивидуальных досках).

- Вернём чёрного короля на поле a8. Второй способ защиты- «побить» фигуру, которая нападает на короля.

- Какой фигурой сможем побить ферзя белых? ( Ферзем и конём).

- Третий способ. Вернём чёрного короля на поле a8.

- Какой фигурой можем перекрыть линию удара? ( Только чёрный ферзь может защитить своего короля и пойти на поле b7).

- Запомним три способа защиты от шаха:

1) УЙТИ

2) ЗАКРЫТЬСЯ

3) СЪЕСТЬ

- Какая защита будет лучшей в этой позиции? (Работа в парах, обсуждение вариантов: Kpb8- уйти? Фb7- закрыться? Ф:c6 или К:c6- съесть?)

- Лучший вариант- К:c6.

Динамическая пауза.

Шахматам учусь я в школе

Наш учитель мной доволен

Проиграть я не боюсь

Все умнее становлюсь.

Я пока и не гроссмейстер

И не чемпион страны

Но играю каждый день я

Мне ведь шахматы нужны.

Шахматам учусь я в школе

Тренирую памятью волю

В дождь,  и в ветер  и в мороз

Выхожу  я,  бегать  кросс.

Если зря не зазнаваться

Каждый день тренироваться

Бегать, прыгать, в шахматы играть

Сильным чемпионом можно стать!

6. Закрепление и самостоятельная работа.

- А теперь задача, которую вы должны решить !

 Диаграмма № 6 ( см. Приложение)

(Учитель располагает фигуры на демонстрационной доске, учащиеся - у себя на индивидуальных досках).

- Как  могут защитить своего короля черные от нападения?

Выберем лучший способ. ( Работа в парах, обсуждение способов защиты).

- 1) УЙТИ ( Крg7)

2) ЗАКРЫТЬСЯ (Сf8)

3) СЪЕСТЬ ( С:b8)- самый удачный способ

7. Подведение итогов. Рефлексия.

- Закончите предложения.

Король с королём не… ( не встречаются).

Шах – это нападение… (короля).

- Назовите три способа защиты от шаха

- Чему вы научились сегодня на уроке?

- Какое задание было самым интересным?

- За что вы можете похвалить себя?

Закончите предложения:

Я узнал (а)  ------------------------------------------

Я научился (лась)    -------------------

Я хочу рассказать родителям ----------------------

Приложение

Диаграмма №1

Описание: C:\Users\pc\Desktop\Без имени.jpg

Диаграмма №2

Описание: C:\Users\pc\Desktop\Без имени 1.jpg

Диаграмма №3

Описание: C:\Users\pc\Desktop\Без имени 3.jpg

Диаграмма № 4

Описание: C:\Users\pc\Desktop\Без имени 4.jpg

Диаграмма № 5

Описание: C:\Users\pc\Desktop\Без имени5.jpg

Диаграмма № 6

Описание: C:\Users\pc\Desktop\Без имени6.jpg

Использованная литература и ресурсы сети Интернет:

  1. Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. «Шахматы в школе . Первый год обучения.» М, « Просвещение»,  2017 г.

  1. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе. Методические рекомендации. Первый год обучения» М, «Просвещение», 2018 г.

3. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь: Книга для учащихся/Пер. с чеш. Е.И. Ильина, Н.Н. Попова; Ил. К. Франты.- М.: Просвещение, 1983. – 128с., ил.

4.Сайт  https://lichess.org/editor 

5. Сайт  https://www.chess.com/ru 

Рефлексия. (Слайд № 18)

- Что же интересного и нужного дал нам сегодняшний урок.  Закончите предложения.  (Учащиеся выполняют задание письменно на листочках.)

Я узнал (а)  ------------------------------------------

Я был (а) удивлён(а) тем, что     -------------------

Я хочу рассказать родителям ----------------------

Для меня храм – это ----------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математика - шахматы

Урок математики во 2 классе(программа «Школа 2100») (Урок рефлексии)...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по шахматам по теме: «Шахматные фигуры»

Открытый урок предназначен для обучения шахматам младших школьников по программе федерального курса "Шахматы - школе", первый год обучения...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по шахматам по теме: «Шах. Двойной шах. Открытый шах.»

Урок предназначен для обучения по шахматам в первый год обучения по программе федерального курса "Шахматы - школе"....

ОТКРЫТЫЙ УРОК по шахматам по теме: «Шах. Двойной шах. Открытый шах.»

Урок предназначен для обучения по шахматам в первый год обучения по программе федерального курса "Шахматы - школе"....

Урок по шахматам.1 год обучения.

Открытый урок по шахматам по теме "Шах". Первый год обучения....

Урок по шахматам.1 год обучения.

Открытый урок по шахматам по теме "Шах". Первый год обучения....

Урок по шахматам 3 год обучения

Конспект урока по шахматамв 3 классе по теме "Тактический прием "отвлечение"...