"Нахождение числа по его части" урок математики 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ( компетентностный подход). Включён самоанализ урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_drobi_4_klass.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Рыжкова Екатерина Владимировна, учитель начальных классов, МАОУ «СОШ № 153 с углубленным изучением иностранных языков» г. Пермь.

Математика 4 класс. Тема «Дроби»

  • Тема урока: Нахождение числа по его части.
  • Тип урока – комбинированный
  • Целеполагание для учителя: создание условий для осознанной творческой деятельности учащихся, направленной на решение проблемы урока – нахождение способа вычисления целого числа по его части. Целеполагание для учащихся: найти способ вычисления числа по его части. Совместная цель: создание положительного эмоционального климата и творческой атмосферы на уроке.

  • Проблема урока: Найти ответ на вопрос: «Как вычислить целое число, если известна его часть?»
  • Название компетенции:

Ключевая – социально - трудовая

Общепредметные – обнаружение и формирование учебной цели и проблемы, умение представить свою работу, умение работать в группе, проводить рефлексию; умение работать с информацией; умение анализировать, делать выводы; строить логические рассуждения.

Предметные - способность выделять математические отношения, способность создавать математические модели ситуации, способность анализировать и преобразовывать математические ситуации.

  • Круг реальных объектов действий: деньги, ситуация - покупка продуктов в магазине
  • Перечень знаний составляющих компетенцию: операции с числами (сложение, вычитание, умножение, деление), понятие «дробь», знание правила нахождения части числа.
  • Умения и навыки, относящиеся к компетенции: умение работать со схемами, графически представить условие задачи, умение работать в группе, планировать свою деятельность, представлять результаты своего исследования, умение анализировать ответы одноклассников, проводить рефлексию.

  • Личная значимость: умение распоряжаться денежной суммой, рассчитывать расходы, что послужит в дальнейшем успешной адаптации в обществе.
  • Каким образом организована образовательная ситуация: создание проблемной ситуации на этапе формулирования темы урока, цели урока; работа в группах на этапе поиска выхода из проблемной ситуации; выполнение продуктивные задания на этапе закрепления нового материала.
  • Способы деятельности по отношению к кругу реальных объектов: самостоятельное исследование, представление своего исследования с опорой на схему  (рисунок), анализ (при составлении схем, решении задач), систематизация знаний (выведение алгоритма нахождения целого числа, соотнесение с известным алгоритмом нахождения части числа), дифференциация (умение различать два типа задач на нахождение части числа и целого числа).
  • Минимальный необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции: умение совершать покупки.
  • Этапы урока:

1. Организационый момент - 1 минута

2.Актуализация знаний («громкая» коллективная работа) - 5 минут

3.Формулирование цели урока - 2 минуты

4.Поиск выхода из проблемной ситуации (« тихая» индивидуальная работа -5    минут, работа в группах – 7 минут). Всего - 12 минут

5.Подведение итогов групповой работы - 5 минут

6.Физкультминутка - 5 минут

7.Первичное закрепление материала  и выполнение контрольно - оценочного задания («тихая» индивидуальная работа) - 10 минут

8.Рефлексия деятельности - 3минуты

9.Домашнее задание - 2 минуты

Описание урока

1.Организационный момент:

Ученик решал задачу,

 Стоя у доски,

 Но решить никак не мог,

 Как не поверни.

По условию задачи

 Нужно посчитать

 Сколько стоит литр сока

 И ещё ноль пять!

Дроби он не знал и вот

 Не может он решить

 Нужно знать нам половину,

 А потом сложить.

Дроби надо подучить

 И тогда в дневник

 Вам напишут за задачу

 -Браво, ученик!

2.Актуализация знаний:

- Ребята, что мы изучаем сейчас на уроках математики? (Дроби).

- Что значит «разделить целое на доли?» (Разделить на равные части).

- Что обозначает знаменатель дроби? (Знаменатель показывает на сколько равных частей разделили целое).

- Что показывает числитель дроби? (Числитель показывает сколько равных частей взяли).

- Как вычислить часть от целого числа? (Надо целое разделить на знаменатель и умножить на числитель). Правило фиксируется в виде схемы. Схема появляется на левой части доски.

У девочки Маши завтра именины. Она решила устроить чаепитие и пригласить гостей. Мама просит Машу помочь купить продукты для праздничного стола. Она дала Маше 1000 рублей.

-2/10 от этой суммы можно потратить на конфеты. Сколько денег может потратить Маша на конфеты? (1000:10*2=200 руб.)

- 40% от общей суммы будет стоить торт. Сколь будет стоить торт? (1000/100*40=400 руб)

А что еще нужно купить на праздничный стол? Правильно, фрукты.

- На 90 руб. Маша купила яблоки. Это 3/9 от той суммы, которую планировалось потратить на фрукты. А сколько всего денег планировала потратить на фрукты мама? ( Это проблемный вопрос. Если дети применят известный алгоритм, то получится - 30 рублей. Этого не может быть.)

- Вы смогли выполнить задание? (Нет).

-Почему? Чем оно отличается от предыдущих заданий? (Мы находили часть, а здесь надо найти целое число. Мы этого не умеем.) Происходит осознание затруднения.

3. Формулировка цели:

- Какой же вопрос у вас возник? (Как найти целое число, если известна часть?)

- Какова же цель нашего урока? (Цель – найти ответ на вопрос: как вычислить целое, если известна часть числа).

4. Поиск выхода из проблемной ситуации:

- Попробуйте найти ответ на этот вопрос сначала самостоятельно, а потом представьте результаты решений в группе. Свои рассуждения подтвердите схемой или рисунком. (Правила работы в группе учащимся известны. Время оговаривается. На индивидуальную работу- 5 минут, обсуждение результатов в группе – 7 минут).

5. Подведение итогов:

Группы представляют свои решения. В результате обсуждений учащиеся приходят к выводу: чтобы найти целое, надо известное число (часть) разделить на числитель и умножить на знаменатель. Вывод фиксируется на доске. (Правильное рассуждение с опорой на рисунок: 90 это 3 доли. Значит одна доля 90:3=30. А у нас 9 таких долей. Значит, чтобы найти целое, надо 30*9= 270 руб. Столько денег мама планировала потратить на фрукты.)

- Какую цель мы поставили перед собой? (Найти ответ на вопрос...) Мы ответили на вопрос? (Да).

Возвращаясь к задаче можно спросить: «Сколько денег осталось у Маши, когда она сделала необходимые покупки? Какую сдачу она принесет маме с 1000 рублей?

6. Физкультминутка.

7. Первичное закрепление материала и выполнение контрольно-оценочного задания.

Первичное закрепление на материале учебника (с.88-89 № 1-2). Часть заданий выполняется с устным комментированием, часть самостоятельно с опорой на схему.

(Задания типа: запиши число 4/9, которого составляет х; запиши число 5% которого составляет у; найди число 4/15, которого составляет 8 ит.д.) Самопроверка с «громким» комментированием.

Контроль- оценочное задание:

Задачи: А) Пластилин стоит 120 руб., а коробка карандашей 2/3 от этой стоимости.     . Сколько стоят карандаши? Б). Тетрадь стоит 12 рублей. Это составляет 2/6 стоимости альбома. Сколько стоит альбом?

 Учащиеся должны определить, что неизвестно в задаче: часть или целое. Выполнить решение с опорой на выбранную схему.

8. Рефлексия.

9.Домашнее задание. (см. ниже)

  • Формы организации рефлексии: словесная рефлексия (учащиеся «поднимаются по ступенькам лестницы»: я знаю..., я умею..., я могу сам...) Какие задания вызвали затруднения?
  • Формы контроля и оценки результатов: взаимоконтроль, самоконтроль.
  • Контрольно – оценочное задание по определению уровня компетентности ученика: решение задач №3 на этапе закрепления материала (решение двух задач: на нахождение части числа и целого числа).
  • Задание на дом: 3 варианта на выбор учащихся:

1 Задание из учебника с.90 № 4,5 (Нахождение целого с опорой на схему; решение задач   на нахождение части и целого).

2. Задание по карточке: Используя данные составь простые задачи на нахождение части числа и целого числа и реши их.

(Карточка 1: Вы решили сделать небольшой ремонт в комнате – переклеить обои. Обои стоят 2000 руб., клей – 400 руб., грунтовка – 300 руб., кисти – 100 руб., валик – 200руб. Общая сумма денег, выделенных на ремонт – 3000 рублей.

 Карточка 2: Тебе необходимо купить школьные принадлежности. Пенал стоит 300 руб., тетради – 100 руб., дневник – 50 руб., ручки и карандаши – 200 руб.  Родители дали тебе 1000 рублей.)

3. Смоделируй свою ситуацию и составь вопросы на нахождение части числа и целого числа.

Защита урока

1.Мой урок отвечает требованиям ФГОС, т.к.

  • Урок  проходит в деятельностном режиме (учащиеся сами  ставят цель урока, ищут пути выхода из проблемной ситуации, проводят рефлексию своей деятельности)
  • Проблемная ситуация создается на примере ситуации приближенной к жизненной
  • Учащиеся работают в группах и парах, т.е. активно взаимодействуют.

2.Открытие нового способа действия.

3.Образовательный продукт – алгоритм деятельности при нахождении целого. Уникальность этого продукта в том, что он может быть представлен в виде схемы, графического изображения, зарифмован в стихах.

4.Я считаю, что цель мною достигнута.  На уроке созданы условия для формирования коммуникативной, информационной, учебно- познавательной, социально-трудовой компетенций. Для себя я решила, что необходимо включать в уроки решение эвристических заданий. Это действительно интересно, и мотивирует детей к познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока математики в 1 классе по теме "Решение задач на нахождение числа больше данного на несколько единиц". УМК "Начальная школа XXI века"

Развитие познавательной активности обучающихся осуществляется  в результате творческой деятельности с геометрическим материалом....

Практикум по математике в 4 классе. Нахождение числа по доле и доли по числу.

Данный материал может быть использован и на уроке, и в ходе домашнего задания, для общеклассной или индивидуальной работы....

Конспект урока математики "Решение задач на нахождение доли от числа и числа по его доле." 3 класс, УМК "Школа 2100"

Урок обобщения и повторения изученного.Целью данного урока является: закреплять понятие "доля", рассматривать решение задач на нахождение доли от числа, на нахождение числа по его доле....

Нахождение числа по доле и доли по числу. Задачи по математике для 4 класса.

Нахождение числа по доле и доли по числу. Задачи по математике для 4 класса....

Технологическая карта урока математики "Нахождение числа по его доле" 4 класс, УМК - "Начальная школа XXI века"

Цель деятельности учителя: формирование представления об алгоритме поиска числа по его доле; умение решать задачи на нахождение числа по его доле.Задачи урока: Дидактические:1) познакомиться с ал...

Адаптированный материал по математике "Нахождение части числа. Нахождение числа по его части. Нахождение процента числа"

Адаптированный материал по математике "Нахождение части числа. Нахождение числа по его части. Нахождение процента числа". Материал разработан для учеников 4 класса с РАС....