Открытый урок по математике в 3 Б классе по теме "Решение уравнений"
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

Светлана Ивановна Данюкова

Решение уравнений

Урок-путешествие

Урок проведен 11 февраля 2014 года. Программа Школа России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение                                                                                                      средняя общеобразовательная школа№1

c Верхняя Хава 2013-2014 учебный год

Решение уравнений

Урок-путешествие                                                                                                                                                                

 3 класс

                                                                           

                                  Учитель начальных классов

                                         Данюкова Светлана Ивановна

Урок проведен 11 февраля 2014 года.                      Программа Школа России

  1. Тема: "Решение уравнений"

Дидактическая цель: Повторить пройденный материал, закреплять умение решать уравнения, вычислительные навыки

Задачи:

 образовательные:

  • совершенствовать навыки самоконтроля, вычислительные навыки  сложения и вычитания в , умения решать задачи ;  

развивающие:

  • активизировать мыслительную деятельность; развивать внимание, память, математическую речь;
  • развивать скорость вычислительных действий, познавательный интерес;

воспитательные:

  • воспитывать целеустремленность и уверенность в каждом ученике; дружелюбное отношение друг к другу;
  • воспитывать трудолюбие, самостоятельность, аккуратность, чувство товарищества,
  • развивать эмоции учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности, парадоксальности, элементы новизны;
  • показать учащимся возможности компьютера, не только как средства для игры

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация «Математика», экран, карточки для ответов на тестовую работу, учебник.

Планируемые результаты: учащиеся научатся решать уравнения  и выполнять проверку, используя взаимосвязь умножения и деления, читать и сравнивать уравнения, используя математическую терминологию, анализировать и делать выводы, работать в парах, контролировать свою работу и её результат.

ХОД УРОКА.

  1. Вхождение в урок.

Заливистый школьный звонок

Позвал опять на урок.                                        

   Звучит запись «Шум моря»     

 

  Слайд 2

Но урок у нас сегодня необычный. Наш класс отправляется в путешествие.                                      -Вы догадались, где проложим мы свой путь?

Верно, нас ждёт корабль и океан с математическими островами.    

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и хлопните в ладоши друг друга.

II. Актуализация знаний.

Ребята, вы согласны, что нам пригодиться такое умение - как быстро считать?

А что  нам необходимо сохранить во время путешествия, вы узнаете, если расшифруете слово. А для этого нужно назвать доли круга в порядке их увеличения и в соответствии с этим записать буквы. Слайд №3.

Дети:

1/12

1/8

1/6

1/4

1/3

1/2

З

Р

Е

Н

И

Е

Слайд №4.

Это не  случайно, потому что больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Зрение помогает различать цвета и предметы, их размеры, форму, узнавать далеко они или близко, движутся или неподвижны. Именно благодаря зрению мы читаем, смотрим телевизор, любуемся красотой природы.

  1. III. Устный счет.

Учитель: Глаза – одно из величайших изобретений природы. И природа изобрела их несколько типов, каждый раз настраивая наилучшим образом для того или иного видения. Скажем, глаза рыб отлично приспособлены различать окружающее под водой, кошки отлично ориентируются в темноте… Ребята, а как вы думаете у кого самое острое зрение?

1. Это и многое другое мы с вами узнаем, если устно решим примеры и ответы соотнесем с картинками.

У кого самое острое зрение? Слайд №5.

20х3

Учитель: Самое острое зрение у орла, он парит в высоте и из-за облаков высматривает добычу.

Кто лучше всех видит ночью? Слайд №6.

40х2

Учитель: Лучше всех ночью видит сова, она отыскивает свою добычу в темноте.

Кто из животных видит только движущие объекты? Слайд №7.

20х5

Учитель: Лягушка видит только движущиеся объекты, чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать двигаться.

У какого животного глаза расположены на специальных антеннах – стебельках, они выдвигаются далеко вперед и могут вращаться, и еще у него есть особый глаз на хвосте? Слайд №8.

30х3

Учитель: У раков, глаз расположенный на хвосте помогает ориентироваться, когда рак пятится назад. А вот у морских звезд – по одному глазу на конце каждого луча.

Слайд №9.

Учитель: Природа заботливо оберегает наши глаза. Глаз закрывается веком. Если со лба потечет пот, то его остановят брови. Если ветер понесет в лицо пыль – ее задержат реснички. А вы знаете, что на каждом веке у человека насчитывается по 80 ресниц. Посчитайте: сколько всего у человека ресниц.

2.А как вы думаете, сколько дней “живет” одна ресничка?

Значение данного выражения будет ответом на этот вопрос.

40х3+20 = 100

Одна ресничка “живет” 100 дней, а потом она выпадает, а на её месте вырастает новая.

Дети выполняют отметку в листе самооценки.

  1. IV. Актуализация знаний. Слайд №10.

Учитель: Человек не такой зоркий, как орел. Но глаза у человека именно такие, какие нужны ему, человеку. Зрение нужно беречь. Читать и писать нужно только при хорошем освещении, но помните, что яркий свет не должен попадать в глаза. Следите, чтобы тетрадь и книга были на расстоянии 30-35 сантиметров от глаз. Давайте вспомним, как определить примерно это расстояние.

Ответы детей. Для этого нужно поставить руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянуться до виска.

Демонстрация правильной посадки.

Молодцы, ребята! Правильно сели и настроились для важной работы.

Какие знания понадобились для решения примеров? (Знания таблицы умножения и деления)

Отлично справились с заданием.

Продолжаем путешествие.

III. Подводящий диалог к формулированию  темы.

2. Игра.

На какие 2 группы можно разбить записи? (Слайд № 3 по щелчку)

505 - 5

Х+ 20= 70

Х- 40 =30

808 - 8

150 - Х = 70 (Уравнения и числовые выражения)

Что такое уравнение? (Равенство с неизвестным)

-Кто может назвать тему урока?

   Слайд 3

Путешествуя мы продолжим совершенствовать свои умения в решении уравнений, вычислительных навыках  и решении задач, закрепим навыки самоконтроля.

Посмотрите, перед вами карта нашего путешествия.    

Слайд 4

(Передвижение парусника от острова к острову происходит по щелчку. Острова являются гиперссылками к заданиям. Для возвращения к карте путешествий используется штурвал)

 Вы готовы? В путь! 

 Первый  остров на пути — остров Уравнений                                                                            

 Как вы думаете, почему он так называется?

Какие задания ждут нас здесь?

 Внимание!

-Обратимся к математическому словарю и вспомним, что значит решить уравнение?

-Какова структура уравнения?

-Давайте составим алгоритм решения уравнений

(Вспомнить компоненты действия данного уравнения.

Определить неизвестный компонент.

Вспомнить правило нахождения неизвестного компонента.

Применить правило и найти неизвестный компонент.

Записать ответ.)

Открыли бортовые тетради, записали число, классная работа.

Работа по учебнику.

1.

Упр №1

-Что неизвестно в уравнениях? (Делимое, множитель, делитель.)

- Какие компоненты находят делением? (Множитель, делитель.)

-  Найдите карточку, которая подходит для нахождения делимого.

- Какой компонент находят умножением? (делимое)

-Найдите карточку для нахождения делимого.

3 ученика работают у доски с комментированием, 2 человека работают с карточками.

2. Работа в парах

Упр №2

- Что значит увеличить в 8 раз?

__Уменьшить на 8?

--Оцените свою  работу.

Сигналы

(Дети делают отметку в листе самооценки.)

Остров «Отдыхайка» -    Физ минутка

Остров — Задач

3. решение задачи №9 (21)

_ Прочитайте задачу. Повторите условие задачи.

-Что надо узнать в задаче? (Сколько часов экономит самолёт для пассажира).

-Что это значит? (На самолёте быстрее  добраться от Москвы до Ставрополя.)

-Как можно по- другому сформулировать главный вопрос?

(На сколько меньше летит самолёт, чем идёт поезд?)

-Запишем задачу кратко  

- Какие слова возьмём для краткой записи?

Поезд — 28ч.                       

Самолёт -?, в 14 раз б) на ? М

-Что значит — в 14 раз меньше?

Какое действие нужно выполнить? (Деление).

-Как узнать, на сколько часов в пути самолёт был меньше 7 (Вычитанием)

- Запишите решение задачи по действиям.

1) 28: 14=2 (ч) — летит самолёт

2) 28-2=26 (ч) - экономит самолёт  для пассажира                                                                                                                             

   

 Молодцы!  Путешествуем дальше. Нас ждёт следующий остров.

Как вы думаете, какое задание нам предстоит выполнить на острове Исследований?

  1. V. Совместное "открытие" нового знания.
  2. Работа в парах. На партах у вас карточки.

2+х=5*3

  1. Проведём свои наблюдения, исследовательскую работу. Помогайте друг другу.
  2. С чего бы вы начали решение этого уравнения?
  3. Сделайте его проще! (Можно найти произведение 5 и 3. Мы получили уравнение, которое уже умеем решать: Х +2 = 15)
  4. Неизвестно 1 слагаемое. Чтобы его найти, необходимо из суммы вычесть известное слагаемое.
  5. Корень - 13 (слайд № 8 по щелчку)
  6. Молодцы! Вы сделали открытие!
  7. Смогли сами справиться с таким сложным заданием.

Сделайте отметку в листе самооценки. Делают отметку в листе самооценки

  1. VII. Повторение и систематизация изученного материала.

Попытайтесь сами решить уравнение

  1. Самостоятельная работа Выберите уравнение, с которым вы можете справиться и решите самостоятельно

х +3 = 17 - 2 - 1  

9 - у = 36: 6 - 2

Х:9=3

Проверьте по эталону

Сделайте отметку  в листе самооценки

(слайд № 12)

  1. Молодцы!  Путешествуем дальше. Нас ждёт следующий остров.
  2. Как вы думаете, какое задание нам предстоит выполнить на острове Сравнительный ?
  3. Сравнение чисел

Слайд  14 

№  5  

     Проверяем работу.    Взаимопроверка 

Оцените свою работу

    Сделайте отметку  в листе самооценки                                                                                                     Молодцы. Корабль продолжает путь.                                                                                                     На горизонте новый остов. Почему его назвали Геометрический

Слайд 15 Сравните на глаз площади прямоугольников.

Проверим решением по вариантам.

S= 24                           s = 24   Площади равны.  

  Слайд  16   

    Сделайте отметку  в листе самооценки                                                                   

Продолжаем путь. Нас ждёт  следующий остров.                                                                            Какое испытание приготовил нам Тестовый остров?

  1. Тестовая работа

Получите карточки для тестовой работы. Запишите своё имя.                                     Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ.

                     ______________________

Вопрос

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

  Проверим  тестовую работу.

Сделайте отметку  в листе самооценки

Наш корабль вернулся в порт. Путешествие подошло к концу.                                                                

Задание какого острова  вам особенно понравилось?                                                                                                                      На каком острове было трудно?                                                                                                                                Мы возвращаемся в класс.

Рефлексия: Чему мы учились на уроке?  

Оцените свою работу на уроке.  

  1.   Домашнее задание                                                        

       Оценки