Проблемно-ориентированный анализ по предметам.1 класс. 2 класс.
материал по математике (1 класс) на тему

Шарапова Елена Пагбаевна

Проблемно-ориентированный анализ по предметам.1 класс-2007-2008уч.год. 2 класс-2008-2009 уч.год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnyy_analiz_1_kl.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемный анализ о состоянии учебных дисциплин по предметам  

 в 1 классе Цагатуйской СОШ за 2007-2008 г.  Учитель: Шарапова Е.П.

В 1 классе обучение велось по развивающей системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Технология развивающего обучения самой методикой и организацией урока включает учащихся в исследовательскую деятельность. Участвовать в учебном процессе в качестве его субъекта ребенок может лишь в том случае, если он способен самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач. В этом году работала над методической темой «Организация учебной деятельности и способов общения учащихся».  

 По итогам тестирования класс был с низким уровнем способностей, многие не посещали детский сад. У большинства детей плохо была развита мелкая моторика рук, слабая речь, сниженная познавательная активность и познавательный интерес. Поэтому возникали большие трудности для организации учебной деятельности учащихся, так как только в рамках этой деятельности могут быть реализованы цели развивающего обучения.

По русскому языку занимались по учебникам «Букварь», «Русский язык» В.В. Репкина. Структурная единица учебника – является моделью решения учебной задачи. Поскольку учебная задача предполагает выяснение общего способа решения практических и познавательных задач, объем материала, который необходимо проанализировать для конструирования и обоснования такого способа, значительно больше того, который традиционно выделяется в учебниках в качестве единицы усвоения. Были большие трудности при обучении, так как многие дети не понимали русскую речь, словарный запас не велик. В учебнике много трудных слов,  для усвоения и понимания учащимися с неродным языком. В конце учебного года  контрольный диктант написали на «4» - 6 уч,(35%) на «3» - 8 уч.(47%) и не  справились  - 3 уч.(17%), по технике чтения  2 уч.- выше нормы, 6 уч. – в норме, 4 уч.- средн, 5 уч. - ниже нормы.

По математике ( автор учебника Э.И. Александрова) содержание обучения направлено на преобразование наглядно – образного мышления, в теоретический тип мышления. На начальном этапе обучения математики познакомились с различными величинами и их отношениями в ходе решения задач, требующих предметно-практических преобразований вещей или какого-либо материала. При сравнении периметра и площади фигур учащиеся должны были выполнять по рабочей тетради практические упражнения, за урок не успевали, так как многие не умели вырезать ножницами, недостаточно развита мелкая моторика рук. Учащиеся научились выделять разные свойства в одном предмете, сравнивать предметы по разным признакам, моделировать отношения равенства и неравенства величин с помощью отрезков (графическое моделирование) и буквенной формулы (знаковое моделирование), овладели понятием части и целого, научились решать несложные текстовые задачи с буквенными данными. Введение действий сложения и вычитания величин и изучение их свойств сначала было на предметном уровне, затем с опорой на графическую и знаковую модели. При умении оперировать с числами, выполнять вычисления, подбирать «подходящие» числа вместо букв в формулах дети должны были использовать дошкольный опыт. Поэтому возникали большие трудности, т.к. многие дети не имели необходимую дошкольную подготовку, не знали цифры и в конце пострадали вычислительные навыки. Поэтому в следующем году нужно разработать дидактические материалы, использовать тренажеры для отработки устных вычислительных навыков.

            Проблемно-ориентированный анализ педагогической деятельности

                  во 2  классе Цагатуйской СОШ за 2008-2009 учебный год.

                                                                                            Учитель:Шарапова Е.П.

В современных условиях образовательной системы большое внимание стали уделять развитию коммуникативных навыков, организации культурной среды, обеспечивающей разностороннее развитие личности школьника. Поэтому в этом учебном году МО учителей начальных классов работало по методической теме «Формирование коммуникативных навыков на уроках литературного чтения». В данном классе второй год работаю по системе РО Эльконина-Давыдова. Концепция развивающего обучения Эльконина-Давыдова состоит в формировании теоретического мышления детей и обучение учащихся навыкам учебного сотрудничества. Главная задача РО - научить детей учиться. Дети учатся видеть, как они действуют, каким способом нужно действовать, чтобы решить определенную задачу. Поэтому на уроках РО дети слушают друг друга, продолжают мысль друг друга, учатся задавать вопросы друг другу, причем задавать такие вопросы, чтобы помочь разобраться, выявляют способы действия друг друга, учатся выражать свои мысли, учатся общению.

   В 1 классе не проводились уроки литературного  чтения т.к. было мало часов, вместо 7 часов 5, не успевали пройти программный материал по русскому языку, у учащихся был низкий уровень готовности к обучению в школе, многие  не понимали русскую речь, плохо развита моторика руки.  Поэтому в конце учебного года, многие читали плохо, по слогам, лишь 2 научились читать целыми словами, не понимали смысл прочитанного, не могли пересказать текст. В начале 2 класса при проверке техники чтения (входной контроль) не справились с пересказом из 13 - 8 учащихся, не выполняли норму чтения 9 учащихся. Поэтому во 2 классе  работала над такой методической темой «Формирование учебной деятельности и речевого взаимодействия в сотрудничестве». Учебная деятельность- это высокая культура самообучения с помощью взрослых и товарищей. Дети такой культурой не владеют. Требуется прививать ее ученикам.

  • дети должны научиться ставить учебные цели и на примере задач осваивать универсальные способы;
  • дети должны научиться общению друг с другом – слушать, слышать, выражать свою мысль…, т.е. культурным способам коммуникации;
  • дети должны освоить важнейшие способы мыслительной деятельности – способы моделирования.

  Чтобы учить детей учиться, общаться, сотрудничать друг с другом, моделировать применялись такие приемы, как анализ, синтез, доказательство, сопоставление. Также выявление причин, познавательные беседы, диалог, дискуссии, учебные экскурсии, работа со словарями и схемами, использование групповой работы. Преобладали поисково-исследовательские, ориентированно- мотивационные, практические, рефлексивно- оценочные методы.                                                                

  При проведении уроков организовались такие этапы учебной деятельности.

 - постановки учебной задачи.                                      

 - моделирование нового понятия.  

 - конструирование нового понятия.

 - применение изученного понятия для решения частных задач.

 - самоконтроль.

 - самооценка.

Занятия РО отличаются от традиционных занятий одной особенностью. Традиционно дети смотрят, прежде всего, на учителя, отвечают, прежде всего, учителю, от учителя ждут оценки и отметки. На занятиях РО дети слушают друг друга, продолжают мысль друг друга, задают друг другу вопросы, выявляют способы действия друг друга...

Сущность развивающего обучения состоит не в заучивании правил, а в формировании навыков активного, осознанного и правильного использования языковых средств и речи. Правила на уроках выводим вместе с детьми, порой они ошибаются, но дети не боятся ошибаться, они знают, что на ошибках учатся. Вместе начинаем искать, где что не так. Одной из главных ценностей для учащихся является умственная, интеллектуальная деятельность, связана с самостоятельным добыванием знаний, которая вызывает яркие интеллектуальные чувства открытий. На уроках организовывается обмен мнениями при решении различных учебных задач. Используются дискуссионные формы познания, диалогические основы общения, поощрение различных точек зрения. В течение учебного года именно во взаимодействии с учениками  старалась формировать самооценку и рефлексию ребенка, присваиваются им способы действия. Ребенок еще сам не умеет решать некоторую задачу, но класс в целом справляется с ней. Способ решения задачи исходно существует как коллективно-распределенная деятельность. И только потом присваивается индивидуально каждым ребенком.                                                                                                                                    

    Таким образом, особенностями обучения в технологиях РО является дискуссия, диалог, активное деловое взаимодействие, коллективная мыслительная деятельность школьников, способствующие приобретению опыта делового сотрудничества, что является одной из важнейших задач, решаемых при использовании данной технологии.

При организации учебной деятельности применялась групповая форма работы, обучение в сотрудничестве. Дети научились работать в группах, эта форма деятельности очень нравится им. Они учатся вместе, каждый участник группы отвечает за свои успехи и успехи товарищей, каждый имеет свою внутри групповую роль, обсуждают группой качество работы (рефлексия). В ходе обучения в сотрудничестве контролируется не только выполнение задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу. Технология РО предусматривает различные формы организации совместной деятельности и речевого взаимодействия школьников. При постановке учебной задачи чаще используется общение «учитель- ученик», при самоконтроле и самооценке - работа в паре «ученик- ученик», групповая работа и общение при поиске способа решения задачи и межгрупповое речевое взаимодействие используется при обобщении. Такое деловое сотрудничество на достаточном уровне показали на открытых уроках МО учителей начальных классов своей школы и на районном МО. Также поделилась своим опытом работы на педагогическом совете, при выступлении по теме: «Современные подходы и требования к организации учебной деятельности в начальной школе».

При использовании таких различных форм совместной деятельности, у детей развивается мышление, память, письменная и устная речь. Некоторые учащиеся научились высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения. Могут составить небольшие сочинения, рассказы. На уроках литературного чтения учащиеся во взаимодействии  друг с другом и с учителем научились занимать разные позиции, усвоили отношения в литературной деятельности - работали то в позиции «читатель», то в позиции «автор» сочиняли, в позиции «критика» критическая оценка, в позиции «теоретика». Для введения и освоения этих основных позиций применялся принцип коллективно-распределенной деятельности. Проводились уроки творчества, уроки-обсуждения домашних сочинений, коллективные творческие работы (н/р «Разговор кочанов капусты», «Забытый грузовик», «Разговор кота с сосулькой»), уроки «праздники читательских удовольствий» ( Путешествие в зимнее царство», «Моя осень», «Путешествие в Сонное царство») сюжетно-ролевые игры. Такие уроки особенно нравятся детям.

Основными методами работы с текстом являются методы наблюдения, «замедленного чтения», основными приемами толкования слов - толкование с помощью контекста, синонима или антонима, с помощью оборота, включающего уже известное однокоренное слово, а также обращение к словарю. Внимательное, вдумчивое отношение к языковым средствам, интерес к толкованию слов, объяснение их употребления в роли в тексте оказывают положительное влияние, как на создание собственных высказываний детей, так и на самостоятельное восприятие художественных произведений, на формирование правильного типа читательской деятельности, школьникам становится интересен не только сюжет, но и художественная сторона произведений. Они интересуются личностью автора, запоминают поэтов и писателей, чьи произведения читают.

На уроках литературного чтения дети определяют жанр произведения, способ построения текста, используют слова из словаря «настроений».

Используя новые формы, методы и средства обучения углубили процесс восприятия художественного произведения. Выше нормы темп чтения составляет 25%, в норме 50%, ниже нормы 25%.Средний балл 4. Качество знаний 75%.

    Одной из направлений воспитательной работы: формирование основ читательской культуры у детей, потребности в читательском самовыявлении. Все учащиеся с удовольствием посещают школьную библиотеку,…

    Результатом своей работы для формирования учебной деятельности и речевого взаимодействия считаю следующее:

   Рост учебной мотивации, углубление понимания учебного материала. Дети научились  работать в группах, в духе сотрудничества, взаимопонимания, чуткости, доброжелательности. Повышение и улучшение  техники чтения,  многие  стали понимать смысл прочитанного, могут пересказать текст. Научились сочинять небольшие рассказы, работая в позиции «автор-художник»

Для успешного решения методической проблемы было просмотрено и изучено много различных материалов по РО, такие темы по самообразованию: «Развивающее обучение языку и проблема орфограммой грамотности», Вестник №1. Репкин В.В; « Как научиться решать задачи», М.Бура; «Современные образовательные технологии», «Проблема совместной деятельности учителя и ученика в теории и практики РО»,  М.В.Каминская; «Типы уроков в системе РО», «Урок в развивающем обучении» И.С.Якиманская, «Системный подход и анализ урока РО», «Особенности организации учебного процесса в технологиях РО», «Организация учебной деятельности и способов общения учащихся», также статьи из журнала «Начальная школа»: «Учебное сотрудничество младших школьников на уроках»,Землянская Е.П.; «Обучение русскому языку в интересах речевого развития»,Л.Я.Желтовская;«Творческая самореализация младшего школьника», О.Н.Костышина ит.д.                                        

Были проблемы и трудности  в ходе реализации поставленных целей. Степень готовности детей к обучению в сельской школе, в основном, невысокая. Многие не умеют слушать, мобилизоваться на работу, удерживать в сознании учебные задания,  плохо развита моторика руки и особенно устная речь. Многие не понимают русскую речь, нужна большая подготовительная работа в детском саду или предшкольная подготовка. Также нужна консультация логопеда, так как  некоторые учащиеся неправильно выговаривают звуки, и это сказывается при чтении и при письме. При проверке техники чтения 5-6 учащихся не справляются с нормой чтения и не могут пересказать прочитанный текст. С ними предстоит еще дополнительная работа, развивать устную речь, обогащение словарного запаса слов. Для этого учитывая особенность класса, в следующем учебном году поработать над проблемой: «Формирование и развитие русской речи в условиях двуязычия на основе развивающего обучения». Для этого создавать благоприятный психологический фон на уроках, развивать  устную и письменную речь, обогащение словарного запаса слов, развитие познавательных способностей учащихся.