ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕЖШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
статья по теме

Зенина Инна Николаевна

Данная статья поможет руководителям методических обединений проанализировать свою работу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_mmo.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ

РАБОТЫ МЕЖШКОЛЬНОГО методического объединения учителей начальных классов

Зенина Инна Николаевна,

руководитель межшкольного методического объединения учителей начальных классов

МОУ «Красненская СОШ им. М.И.Светличной»

с. Красное

Красненского района

Белгородской области

     

 В 2011-2012 учебном году  межшкольное методическое объединение учите лей начальных классов  работало  по проблеме «Обновление содержания начального общего образования посредством внедрения федерального государственного образовательного стандарта второго поколения», решая следующие задачи:

  1. изучение психологической, дидактической, методической и нормативно-правовой литературы по проблеме;
  2. создание условий эффективного психолого-педагогического и методического сопровождения участников педагогического процесса по введению ФГОС начального общего образования;
  3. внедрение современных образовательных технологий как значимого компонента содержания образования;
  4. разработка инструментария и мониторинга уровня профессиональной компетентности учителей начальных классов в условиях методического объединения;
  5.  повышение уровня самообразования каждого учителя (как одно из требований к условиям введения ФГОС);
  6. создание условия для обобщения и распространения педагогического опыта как показателя роста профессиональной компетентности учителей начальных классов.

В соответствии с поставленными задачами работа межшкольного методического объединения осуществлялась по следующим направлениям:

- работа с руководителями школьных методических объединений;

-повышение квалификации, профессионального мастерства и                                                                            категорий кадров;

- проведение теоретико-практических семинаров;

- научно – методическое информационное сопровождение.

Вся работа была направлена на свободный обмен практиков педагогическим опытом. Основными формами и видами работы методического объединения являлись:

  1. семинары – практикумы, круглые столы,
  2. доклады, сообщения, дискуссии,
  3. конференции,
  4. открытые уроки, внеклассные мероприятия
  5. аттестация,
  6. изучение, обобщение и распространение АПО,
  7. проведение предметных недель,
  8. заседания методических объединений,
  9. взаимопосещение уроков.

Сведения о кадрах:

Всего работающих в 2011-2012 учебном году - 20 педагогов, из них

  1. Имеют  звание «Почётный работник общего образования РФ»- 3 педагога МОУ Красненская средняя общеобразовательная школа имени М.И. Светличной,1 педагог   МОУ Сетищенская средняя общеобразовательная школа;
  2. Имеют 1 категорию -  3 педагога МОУ Красненская средняя общеобразовательная школа имени М.И. Светличной, 1 педагог МОУ  Лесноуколовская средняя общеобразовательная школа, 1 -  МОУ Готовская средняя общеобразовательная школа имени Маснева; 1- МОУ Сетищенская  средняя общеобразовательная школа.
  3. Имеют высшую категорию - 2 педагога  МОУ Красненская средняя общеобразовательная школа имени М.И. Светличной; 1- МОУ Сетищенская  средняя общеобразовательная школа

План повышения квалификации учителей начальных классов выполнен на 90%.

  Из планированных на год пяти заседаний проведены все. На них рассматривались наиболее актуальные проблемы теории и методики обучения: изучались вопросы мониторинга достижений учащихся, обсуждали и утверждали рабочие программы, рассматривали вопросы повышения квалификации учителей, прохождении аттестации, динамики профессиональной компетентности учителя, анализ открытых уроков, предметных недель, изучены методические особенности проектной деятельности учащихся.

      Особое внимание в работе методического объединения уделялось реализации стандарта второго поколения в УМК «Начальная школа 21 века», организации внеурочной деятельности,  проведению открытых уроков. Межшкольным методическим объединением начальных классов были изучены и рассмотрены следующие вопросы по темам:

  1. системно - деятельностный подход в рамках ФГОС;
  2. деятельность учителя по формированию УУД  в 1 классе при внедрении ФГОС НОО;

  3. организация внеурочной деятельности;

  4. организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время;
  5. педагогическая диагностика как эффективная форма контроля динамики становления универсальных учебных действий младших школьников.

      Были посещены уроки в первых  классах: «Знакомство с задачей» (урок математики в 1 классе, учитель Готовской основной  школы Сенюкова Н.И.), «Сложение с числом 0» (урок  математики в  1  классе, учитель  Кругловской ООШ Корнева Е.Т.), «Работа с текстом рассказа  В.Осеевой «Кто наказал его?». Е. Пермяка  «Торопливый ножик» (урок  литературного чтения в  1 «А» классе ,  учитель  Красненской СОШ Новикова Н.А.),  «На сколько больше или меньше», (урок  математики   в 1 «Б»    классе,  учитель  Красненской СОШ), «Решение задач на сравнение», (урок математики в 1   классе,   учитель Лесноуколовской ООШ  Манаева В.В.).

Для построения занятий в рамках ФГОС НОО учителя придерживались следующих  критериев результативности урока.

 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

       Разнообразные по форме проведения занятия и внеклассные мероприятия вызывали большой интерес у коллег.

        Хочется обратить внимание на учителей, которые работают творчески. Каждый их урок – интересное открытие, школа воспитания больших чувств,  глубины мысли, самостоятельных поисков. Такими учителями являются Кудинова Т.И., Федяева В.И. (Сетищенская средняя школа), Гордо С.А., Афанасова В.И. (Красненская СОШ), Ванюнина К.И. (Лесноуколовская СОШ), Корнева Е.Т. (Кругловская ООШ), Сенюкова Н.И. (Готовская ООШ).

Большой педагогический опыт, знания, любовь к детям, стремление к повышению мастерства, готовность помочь советом и делом – все это характерно данным учителям.

      Наряду с уроками ведется внеклассная работа по предметам, которая способствует развитию учебной мотивации.

По графику ММО проводились   предметные недели начальных классов :

- с 12.03.12 по 17.03.12 Красненской СОШ, тема «Охранять природу – значит, охранять Родину»;

          - с 19.12.11  по 24.12.11 Готовская ООШ, тема «Весёлая наука математика»;

         -  с 13.02.12 по  18.02.12 Сетищенская ООШ, тема «Русский Язык в школе».

Цели предметных недель:

  1. формировать универсальные учебные действия через исследовательскую деятельность первоклассников во внеурочное время;
  2. активизировать познавательную деятельность учащихся;
  3. содействовать развитию творческих способностей.

      В течении 2011-2012 года  педагоги участвовали в  районных и областных профессиональных конкурсах:

  1.  Зенина И.Н., учитель Красненской СОШ,  районный  конкурс «Лучший урок ― 2011»  по направлению начальная школа, победитель, ноябрь 2011 год;
  1. Ванюнина К.И., учитель Лесноуколовской ООШ,  районный  конкурс «Лучший урок ― 2011»  по направлению начальная школа, призёр, ноябрь 2011 год;
  2. Кудинова Т.И., учитель Сетищенской ООШ, районный конкурс кабинетов, победитель, май 2012 год;
  3. Ванюнина К.И., учитель Лесноуколовской ООШ,  районный  конкурс кабинетов, призёр, май 2012 год;
  4. Зенина И.Н., учитель Красненской СОШ,  районный  конкурс кабинетов, призёр, май 2012 год;

             С целью создания благоприятных условий для самоопределения, творческой самореализации, развития интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного и младшего школьного возраста, вовлечения их в научно-исследовательскую деятельность, привлечения общественного внимания к решению вопросов раннего выявления и поддержки талантливых детей

Был проведён  межшкольный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» с 7 декабря 2011 года по 25 декабря 2011 года. Активное участие приняли педагоги Красненской  и  Лесноуколовской школы. Победителями стали:

 - Мамонов Дмитрий, Красненская СОШ, 3 класс, «Магнит и его тайны», руководитель Зенина И.Н.;

- Лукашова Алина, Красненская СОШ, 2 класс, «Чудесная соль», руководитель Гордо С.А.;

- Шамрина Маргарита,  Красненская СОШ, 4 класс, «Про домового» руководитель Скулова В.Н.;

- Тягнеряднев Андрей, Бессмельцева Марина, учащиеся Лесноуколовской ООШ, 2 класс, «Магическое число семь», руководитель Ванюнина К. И.

13 января 2012 года на базе МОУ «Сетищенская основная общеобразовательная школа» проведен муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь».

     В конкурсе приняли участие юные исследователи в возрасте до 10 лет, представив как  индивидуальные, так и групповые проекты  по трем  возрастным группам 7-8 лет; 8-9 лет; 9-10 лет.

    Признаны победителями и награждены дипломами 1 степени отдела образования, физической культуры и спорта управления образования, молодёжной политики, физической культуры и спорта администрации Красненского района

Возрастная группа 8-9 лет:  естественнонаучная секция, Кузнецова Юлия, ученица Красненской СОШ (руководитель Афанасова Валентина Ивановна);

Возрастная группа 9-10  лет: естественнонаучная секция, Тягнеряднев Андрей, Бессмельцева Марина, учащиеся Лесноуколовской ООШ  (руководитель Ванюнина Клавдия Ивановна);

Возрастная группа 9-10  лет:  Секция физика и техника, Мамонов Дмитрий, ученик Красненской СОШ (руководитель Зенина Инна Николаевна);

Возрастная группа 9-10  лет: гуманитарная  секция, Шамрина Маргарита Сергеевна, ученица Красненской СОШ (руководитель Скулова Валентина Николаевна).  

     Признаны призёрами конкурса и награждены дипломами второй степени  отдела образования, физической культуры и спорта управления образования, молодёжной политики, физической культуры и спорта администрации Красненского района

Возрастная группа 9-10 лет:  естественнонаучная секция, Елисеев Антон,  учащийся Красненской СОШ (руководитель Лицукова Анна Ивановна);

Возрастная группа 9-10 лет:  гуманитарная секция , Лесунова Анна, учащаяся Готовской ООШ (руководитель Ломова Татьяна Митрофановна);

      Признаны призёрами конкурса и награждены дипломами третьей степени  отдела образования, физической культуры и спорта управления образования, молодёжной политики, физической культуры и спорта администрации Красненского района

Возрастная группа 8-9  лет: естественнонаучная секция, Лукашова Алина, учащаяся Красненской СОШ (руководитель Гордо Светлана Николаевна);

Возрастная группа 9-10  лет: естественнонаучная секция, Першин Никита, учащийся Сетищенской ООШ (руководитель Федяева Валентина Ивановна);

Возрастная группа 9-10  лет: гуманитарная секция, Пастухова София Владимировна, учащаяся Сетищенской ООШ (руководитель Головина Вера Петровна).

          Региональный этап Конкурса «Я - исследователь» (отборочный тур) по  Белгородской области  проходил 14 февраля 2012 года. Защита исследовательских работ проходила в форме стендового доклада на базе МБОУ «Троицкая СОШ». Сертификаты участников получили:

  1. Кузнецова Юлия, ученица Красненской СОШ (руководитель Афанасова Валентина Ивановна);
  2. Тягнеряднев Андрей, Бессмельцева Марина, учащиеся Лесноуколовской ООШ  (руководитель Ванюнина Клавдия Ивановна);
  3. Шамрина Маргарита Сергеевна, ученица Красненской СОШ (руководитель Скулова Валентина Николаевна).  
  4. Мамонов Дмитрий, ученик Красненской СОШ (руководитель Зенина Инна Николаевна).

    Мамонов Дмитрий, ученик 3 класса Красненской СОШ вышел в финал и стал призёром данного конкурса ( 2 место).

     Педагоги межшкольного методического объединения начальных классов приняли активное участие в межшкольной научно-практической конференции, которая состоялась 3.11.11 года по теме «Профессионально-личностное развитие педагогов в условиях сетевой организации методической работы в опорной школе »:

  1. «Организация проектной деятельности учащихся 1 класса», Попова Л.Н., учитель начальных классов Красненской СОШ;
  2. «Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками на уроках окружающего мира», Зенина И.Н., учитель начальных классов Красненской СОШ;
  3. «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников»,   Ванюнина К.И. , учитель начальных классов Лесноуколовской ООШ;              
  4. «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном и воспитательном процессе в начальной школе», Новикова Н.А., учитель начальных классов Красненской ООШ;
  1. «Использование элементов методик В.Ф. Базарного, Э.С. Аветисова, В.А. Ковалёва на уроках в начальных классах как средство профилактики нарушения зрения у учащихся», Бугакова Т.А., учитель начальных классов Готовской ООШ;
  2. «Здоровьесберегающая организация учебного процесса в начальной школе», Афанасова В.И., учитель начальных классов Красненской СОШ. По итогам данной конференции выпущен электронный сборник.

     В марте 2012 года педагоги ММО начальных классов участвовали в районной конференции по введению ФГОС НОО: Новикова Н.Н., Попова Л. Н., Гордо С.А., Афанасова В.И. Красненская СОШ, Головина В.П., Кудинова Т.И. –Сетищенская ООШ, Бугакова О.Г. – Готовская ООШ.

    В региональный сборник «Начальная школа Белгородчины №6. Педагогическое мастерство учителей» вошли статьи учителей Красненской школы Новиковой Н.А.,  Поповой Л.Н. («Внеурочная деятельность первоклассников»), Зениной И.Н. («Нетрадиционные формы и методы проведения уроков в начальной школе»).

          Анализируя участие учителей в различных конкурсах и конференциях 2011-2012 года и 2010-2011, то можно отметить, что в этом учебном году увеличилось число участников: в конкурсах  учащихся – на 10 человек, в конкурсах  педагогов – 4 человека,  в конференциях – 8 человек, печатных статей – 7 человек.

    На основе проделанной работы методическим объединением по избранной проблеме  сделаем общие выводы:

- вся работа способствовала созданию условий для успешной организации процесса введения ФГОС начального общего образования в школах;

-осуществлялся педагогический поиск методических идей по формированию и развитию творческой личности каждого школьника в условиях работы по различным учебно-методическим комплектам;

-создана система обучения, обеспечивающая развитие каждого ребенка в соответствии с его интересами, возможностями;

-тематика заседаний отражает основные проблемные вопросы, поставленные перед методическим объединением.

На основе проделанной работы рекомендуется:

1.Особое внимание уделять реализации федерального государственного стандарта НОО.

2.Использовать современные образовательные технологии как условие формирования познавательной самостоятельности и самоорганизации учащихся.

3.Уделять большое внимание работе учителей, которые ведут обучение в классах – комплектах.

4.Вести работу в соответствии с индивидуальным темпом и уровнем развития учащихся.

5.Более тщательно и конкретно внедрять работу по освоению и обобщению педагогического опыта.

      Анализируя проделанную работу,  пришли к выводу, что в 2012-2013 учебном году работу методического объединения учителей начальных классов направить на продолжение осуществления системно-деятельностного подхода в обучении в рамках ФГОС.

Руководитель ММО ________________Зенина Инна Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы межшкольного методического объединения учителей начальных классов

Тема: «Современные технологии обучения как условие реализации государствен-ных стандартов начального общего образования». Задачи: 1. Повышение качества обучения: • активное использование современных...

Отчет о работе методического объединения учителей начальных классов на методическом совете школы.

В современной школе необходимо воспитывать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.Дости...

Проблемно-ориентированный анализ деятельности школьного методического объединения учителей начальных классов

Деятельность МО учителей начальных классов и эстетического цикла   в 2011/2012 учебном году строилась в соответствии с планом методической работы школы. В течение учебного года МО провело 5 ...

Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов

Данный материал представляет собой самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Приёмы и техники применяемые на каждом уроке в начальных классах"

Организационный момент в начале урока традиционно отводится учителем для наведения дисциплины, привлечения внимания к себе и уроку. Потеря пяти минут порой не дает  ожидаемого эффект, а дети...