Программа дополнительного образования "Почемучки"
календарно-тематическое планирование по математике (3 класс) на тему

Лазарева Татьяна Ананьевна

 

Программа позволяет учащимся начальных классов ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций, общему интеллектуальному развитию, умению самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. .

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                            Утверждена:

                                                                      Методическим советом

                                                                              Центра детского творчества

                                                                                    «     »                          2013г.

               

Муниципальное образовательное  автономное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Почемучки»»

     

      Направление - культурологическое

      Тип программы – образовательная

      Срок реализации программы 1 год (1 ступень)

                                                 

  Составитель:

                                                    педагог дополнительного образования

                                                    Лазарева Татьяна Ананьевна

                                                               г. Пыть – Ях

2013г.

I. Программа

1 год обучения

Пояснительная записка

Программа позволяет учащимся начальных классов ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций, общему интеллектуальному развитию, умению самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. .

Отличительные особенности программы «Почемучки» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.

  Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 9-10 лет. Дети 9 лет способны на среднем уровне выполнять предлагаемые задания.   Сроки реализации образовательной программы 1 год.

   Программой предусмотрены методы исследовательской и проблемно-поисковый, что способствует достижению высоких результатов.

     Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.

     Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность младшего школьника  в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка.

   Программа направлена на:

  • создание условий для развития ребенка;
  • развитие мотивации к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • профилактику ассоциативного поведения;
  • интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
  • укрепление психического здоровья.

      Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.

     Программа отражает:

  • принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность)
  • дифференцированное обучение;
  • владение методами контроля.

Эффективным для математического развития является такое введения нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческого потенциала. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, а новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.

    Программа рассчитана на 144 часа в год. Занятия проводятся в течение 9 месяцев с сентября по май с периодичностью 4 часа в неделю

Цель:

развивать математический образ мышления

 1.1. Задачи программы на 1 год обучения

  1. Воспитывать интерес к предмету через занимательные упражнения.
  2. Обучить методике выполнения логических заданий

3.Создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету.

                                                    1.2. Тематический план

                                                       для детей от 9 до 10 лет

 1 год обучения

(4 часа в неделю)

Содержание и виды работ

Общее

кол-во

часов

Теория

Прак

тика

1.

Математика – царица наук

2

1

1

2.

Удивительный мир чисел

30

20

10

3.

Тропинка наблюдений и поиска закономерностей

14

10

4

4.

  Обыкновенные и необычные задачи

22

12

10

5.

Магическая математика

12

6

6

6.

Геометрические фигуры и величины

12

6

6

 7.

Логические рассуждения

14

10

4

8.

Арифметические фокусы, игры, головоломки.

12

8

4

9.

Жизнь замечательных математиков

4

3

1

10.

Конкурсы знатоков

6

6

11.

Математический КВН

8

8

12.

Математические игры и тренажёры

8

4

4

13.

ИТОГО

144

80

64

1.3. Содержание программы

1. Тема: Введение. Математика – царица наук.  2 ч

Теория : ознакомление с целью и задачами кружка, т/б.

Практика: КВМ «Царица наук»

2. Тема: Удивительный мир чисел  30 ч

Теория Знакомство с недесятичными системами счисления Числа и операции над ними

Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел

Практика. Запись числа разными способами. Восстановление чисел и их записи. Нахождение в записи числа неизвестных цифр, заменённых буквами. Разгадывание математических кроссвордов. Игры с числами.

3. Тема: Тропинка наблюдений и поиска закономерностей.14ч

Теория: ознакомление с искусством вычислений. Составление закономерностей. Магические квадраты..

Практика: составление орнаментов

.4. Тема: Обыкновенные и необычные задачи 22 ч

Практика: Решение задач на переливание жидкости. Решение задач на уравнивание данных. Решение задач, связанных с промежутками. Решение задач на планирование действий. Решение задач, связанных с величинами. Решение арифметических текстовых задач разными способами. Оригинальные способы решения арифметических задач. Решение комбинаторных задач.

5.Тема :Магическая математика (12 ч)

Теория: математика-гимнастика ума.

 Практика:Игры с шашками. Игры с домино. Выигрышные ситуации. Предсказания.

6.Тема:Геометрические «превращения»  10 ч

 Построение и конструирование геометрических фигур. Развёртки. Решение задач на деление и разрезание геометрических фигур. Заполнение площади геометрической фигуры геометрическими фигурами меньшей площади. Геометрические иллюзии.

 Практика: Конструирование геометрических фигур.        

7. Тема:  Логические  рассуждения 14ч

 Построение высказываний. Истинные и ложные высказывания. Значение слов «каждый», «любой», «хотя бы один».

Практика: Решение логических задач с помощью рассуждений. Решение логических задач с помощью составления таблиц. Решение задач на установление взаимнооднозначного соответствия между множествами. Решение задач на упорядочивание множеств. Использование приёмов рациональных вычислений.

8. Тема: Арифметические фокусы, игры, головоломки

Знакомство с шарадами, головоломками.  умение их разгадывать

Практика: решение математических загадок,. шарад, головоломок

9.Тема  Жизнь замечательных людей (4ч.)

Знакомство с великими математиками древности Архимедом и Пифагором.

10. Тема.  Конкурсы знатоков

Практика: решение нестандартных заданий

11. Тема: Математический КВН

Практика: работа в группах

12. Тема:Математические игры и тренажёры 6 ч

Что такое «Математический тренажёр»

Практика: Игра «На лесной полянке»

Игра «Сто к одному»

Тренажёр «Табличное умножение»

Игра «Кто хочет стать миллионером?»

1.4. Оценка эффективности программы к концу 1 года обучения

Воспитанник будет знать:

  • свойства арифметических действий;
  • способы сравнения и измерения площадей;
  • разрядный состав многозначных чисел;
  • названия геометрических фигур;
  • способы решения головоломок, шарад, ребусов.

Воспитанник будет уметь:

  • устно выполнять вычислительные приемы;
  • использовать знания для решения заданий;
  • узнавать и изображать геометрические фигуры;
  • строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;
  • анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
  • осуществлять самостоятельный поиск решений;

Способы проверки результатов освоения программы проводится в форме презентации, где отражается деятельность воспитанников.

1.5 Методическое обеспечение программы

Карточки-задания для самостоятельных работ;

карточки-задания для усвоения нового материала;

 карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила);

викторины; кроссворды;

тесты; ребусы;

загадки; загадки с подсказкой;

загадки-обманки;

рассказы-загадки;

анаграммы;

таблицы;

спец.наборы  «Волшебный круг»; головоломки; круговые примеры;

                                                      Литература

  1. Б. А. Кордемский, А.А. Ахадов «Удивительный мир чисел»

     Москва «Просвещение» - 1986

  1. О.А. Ефремушкина «Школьные олимпиады для начальных классов»

     Ростов –на- Дону «Феникс» - 2006

  1. М.Б. Беденко «Самостоятельные и контрольные работы по математике»

     Москва «Веко» - 2005

  1. М.В. Александров, О.И. Волошина «Тесты по математике»

    Москва «Дрофа» - 1998

  1. В.В. Волина «Занимательная математика»

     С.-Петербург «Виктория Специальная литература» - 1996

6. М.А.Калугин  «После уроков: кроссворды, викторины, головоломки»

     Ярославль «академия развития» - 1988



Предварительный просмотр:

                                                                                                            Утверждена:

                                                                      Методическим советом

                                                                              Центра детского творчества

                                                                                    «     »                          2013г.

               

Муниципальное образовательное  автономное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Почемучки»»

     

      Направление - культурологическое

      Тип программы – образовательная

      Срок реализации программы 1 год (1 ступень)

                                                 

  Составитель:

                                                    педагог дополнительного образования

                                                    Лазарева Татьяна Ананьевна

                                                               г. Пыть – Ях

2013г.

I. Программа

1 год обучения

Пояснительная записка

Программа позволяет учащимся начальных классов ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций, общему интеллектуальному развитию, умению самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. .

Отличительные особенности программы «Почемучки» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.

  Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 9-10 лет. Дети 9 лет способны на среднем уровне выполнять предлагаемые задания.   Сроки реализации образовательной программы 1 год.

   Программой предусмотрены методы исследовательской и проблемно-поисковый, что способствует достижению высоких результатов.

     Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.

     Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность младшего школьника  в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка.

   Программа направлена на:

  • создание условий для развития ребенка;
  • развитие мотивации к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • профилактику ассоциативного поведения;
  • интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
  • укрепление психического здоровья.

      Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.

     Программа отражает:

  • принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность)
  • дифференцированное обучение;
  • владение методами контроля.

Эффективным для математического развития является такое введения нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческого потенциала. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, а новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.

    Программа рассчитана на 144 часа в год. Занятия проводятся в течение 9 месяцев с сентября по май с периодичностью 4 часа в неделю

Цель:

развивать математический образ мышления

 1.1. Задачи программы на 1 год обучения

  1. Воспитывать интерес к предмету через занимательные упражнения.
  2. Обучить методике выполнения логических заданий

3.Создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету.

                                                    1.2. Тематический план

                                                       для детей от 9 до 10 лет

 1 год обучения

(4 часа в неделю)

Содержание и виды работ

Общее

кол-во

часов

Теория

Прак

тика

1.

Математика – царица наук

2

1

1

2.

Удивительный мир чисел

30

20

10

3.

Тропинка наблюдений и поиска закономерностей

14

10

4

4.

  Обыкновенные и необычные задачи

22

12

10

5.

Магическая математика

12

6

6

6.

Геометрические фигуры и величины

12

6

6

 7.

Логические рассуждения

14

10

4

8.

Арифметические фокусы, игры, головоломки.

12

8

4

9.

Жизнь замечательных математиков

4

3

1

10.

Конкурсы знатоков

6

6

11.

Математический КВН

8

8

12.

Математические игры и тренажёры

8

4

4

13.

ИТОГО

144

80

64

1.3. Содержание программы

1. Тема: Введение. Математика – царица наук.  2 ч

Теория : ознакомление с целью и задачами кружка, т/б.

Практика: КВМ «Царица наук»

2. Тема: Удивительный мир чисел  30 ч

Теория Знакомство с недесятичными системами счисления Числа и операции над ними

Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел

Практика. Запись числа разными способами. Восстановление чисел и их записи. Нахождение в записи числа неизвестных цифр, заменённых буквами. Разгадывание математических кроссвордов. Игры с числами.

3. Тема: Тропинка наблюдений и поиска закономерностей.14ч

Теория: ознакомление с искусством вычислений. Составление закономерностей. Магические квадраты..

Практика: составление орнаментов

.4. Тема: Обыкновенные и необычные задачи 22 ч

Практика: Решение задач на переливание жидкости. Решение задач на уравнивание данных. Решение задач, связанных с промежутками. Решение задач на планирование действий. Решение задач, связанных с величинами. Решение арифметических текстовых задач разными способами. Оригинальные способы решения арифметических задач. Решение комбинаторных задач.

5.Тема :Магическая математика (12 ч)

Теория: математика-гимнастика ума.

 Практика:Игры с шашками. Игры с домино. Выигрышные ситуации. Предсказания.

6.Тема:Геометрические «превращения»  10 ч

 Построение и конструирование геометрических фигур. Развёртки. Решение задач на деление и разрезание геометрических фигур. Заполнение площади геометрической фигуры геометрическими фигурами меньшей площади. Геометрические иллюзии.

 Практика: Конструирование геометрических фигур.        

7. Тема:  Логические  рассуждения 14ч

 Построение высказываний. Истинные и ложные высказывания. Значение слов «каждый», «любой», «хотя бы один».

Практика: Решение логических задач с помощью рассуждений. Решение логических задач с помощью составления таблиц. Решение задач на установление взаимнооднозначного соответствия между множествами. Решение задач на упорядочивание множеств. Использование приёмов рациональных вычислений.

8. Тема: Арифметические фокусы, игры, головоломки

Знакомство с шарадами, головоломками.  умение их разгадывать

Практика: решение математических загадок,. шарад, головоломок

9.Тема  Жизнь замечательных людей (4ч.)

Знакомство с великими математиками древности Архимедом и Пифагором.

10. Тема.  Конкурсы знатоков

Практика: решение нестандартных заданий

11. Тема: Математический КВН

Практика: работа в группах

12. Тема:Математические игры и тренажёры 6 ч

Что такое «Математический тренажёр»

Практика: Игра «На лесной полянке»

Игра «Сто к одному»

Тренажёр «Табличное умножение»

Игра «Кто хочет стать миллионером?»

1.4. Оценка эффективности программы к концу 1 года обучения

Воспитанник будет знать:

  • свойства арифметических действий;
  • способы сравнения и измерения площадей;
  • разрядный состав многозначных чисел;
  • названия геометрических фигур;
  • способы решения головоломок, шарад, ребусов.

Воспитанник будет уметь:

  • устно выполнять вычислительные приемы;
  • использовать знания для решения заданий;
  • узнавать и изображать геометрические фигуры;
  • строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;
  • анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
  • осуществлять самостоятельный поиск решений;

Способы проверки результатов освоения программы проводится в форме презентации, где отражается деятельность воспитанников.

1.5 Методическое обеспечение программы

Карточки-задания для самостоятельных работ;

карточки-задания для усвоения нового материала;

 карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила);

викторины; кроссворды;

тесты; ребусы;

загадки; загадки с подсказкой;

загадки-обманки;

рассказы-загадки;

анаграммы;

таблицы;

спец.наборы  «Волшебный круг»; головоломки; круговые примеры;

                                                      Литература

  1. Б. А. Кордемский, А.А. Ахадов «Удивительный мир чисел»

     Москва «Просвещение» - 1986

  1. О.А. Ефремушкина «Школьные олимпиады для начальных классов»

     Ростов –на- Дону «Феникс» - 2006

  1. М.Б. Беденко «Самостоятельные и контрольные работы по математике»

     Москва «Веко» - 2005

  1. М.В. Александров, О.И. Волошина «Тесты по математике»

    Москва «Дрофа» - 1998

  1. В.В. Волина «Занимательная математика»

     С.-Петербург «Виктория Специальная литература» - 1996

6. М.А.Калугин  «После уроков: кроссворды, викторины, головоломки»

     Ярославль «академия развития» - 1988