IT - урок геометрии в 4 классе по теме "Геометрические преобразования фигур"
план-конспект урока (математика, 4 класс) по теме

Елиференко Айгуль Макатовна

IT-урок геометрии содержит современные образовательные технологии, главные из которых интерактивные и информационные. Класс работает на ноутбуках. Задание разноуровневые. Используются активные приемы и методы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._otkrytyy_it-_urok.docx23.54 КБ
Файл razdatochnyy_material4.docx13.54 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый  IT-урок в 4д классе

Тема урока  «Геометрические преобразования фигур»

Цели урока:

  1. Формировать умение решать геометрические задачи, задачи на построение;
  2. Уметь различать виды движения, знать основные элементы преобразования фигур;
  3. Развивать пространственное мышление, логику, образность, абстракцию;
  4. Воспитывать трудолюбие, ответственность, самостоятельность.

Оборудование: ноутбуки, интерактивная доска, телевизор, аудисистема, кубики, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности: - 1 мин.

 - Добрый день! Ребята, подарите свою улыбку нашим уважаемым гостям. Улыбка – это добро, а человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Выдохните волнение, тревогу, вдохните свежесть зимнего дня. Вы у меня талантливы, любознательны, и поэтому  спокойны и уверены в себе.  Я желаю вам хорошего настроения и вдохновения. Ведь вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии.

- Урок у нас сегодня необычный – интерактивный. На протяжении всего урока мы будем обобщать изученное, исследовать неизведанное, окунемся в удивительный мир геометрии, а главное – смотреть на мир глазами геометрии.

- В конце урока я хочу, чтобы вы ответили, зачем мы изучаем геометрию, какое место в окружающем мире она занимает?

  1. Актуализация знаний. 10 мин
  1. Блиц – опрос:

- Что такое геометрия?

- Что означает слово «геометрия»?

- Свойства и  признаки каких фигур изучает геометрия?

- Поработаем с плоскими фигурами. Разделите на группы треугольники. Слайд 2

- Назовите все виды четырехугольников.

- Перечислите  признаки четырехугольников.

- Слайд 3- Составьте вложенность множеств по их признакам..

- Какой четырехугольник  имеет больше всего свойств? Какие?

- Чем отличаются плоские фигуры от объемных?

- Какие приемы используются для изображения объемных тел?

Слайд 4 –проведи невидимые линии.

- Как называется поверхность пространственных фигур? А шара?

- Слайд 5 - На какие группы делятся объемные фигуры?

- Расскажите, как образовались тела вращения?

- Как образуется конус, цилиндр, шар?

- Чем отличаются от тел вращения многогранники?

Слайд 6 –покажи невидимую грань, на которой сидит жук.

- Какие многогранники вам известны? 

- У меня в руке многогранник – у него 8 вершин. Что это?

-Помогите Незнайке:

 Занимательные устные геометрические задачи:

- Незнайка пришел в гости к Знайке  и сел на стул под стеклянной полочкой. Он поднял голову и увидел такую картину: слайд 7.

На вопрос Незнайки «Что это?» Знайка ответил, что на полочке стоят кубики, конусы и цилиндры. Помогите определить, на каком месте стоят кубики, конусы и цилиндры.

- Какой вывод можно сделать?

-Представьте, что вот этот инопланетянин (слайд 8) сверху смотрит на эти объемные тела. Он говорит, что видит красный круг. Какие фигуры могут быть красного цвета?

-Теперь он видит зеленый четырехугольник. Какие фигуры могут быть зеленого цвета?

-Инопланетянин видит синий треугольник. Какие фигуры могут быть синего цвета?

    2) Фронтальная и самостоятельная работа. -5 мин

- Продолжаем урок и начнем мы с плоских фигур. На данном этапе выясним, какая фигура будет в пересечении многогранников, тел вращения и  разрезе объемных тел.

1 вариант – работа в программе «Зазеркалье» (1ряд – 6 вариант, 2 ряд – 5 вариант, 3 ряд – 4 вариант)

2 вариант –Раздатка №1 (желтого цвета)  - показать пересечение объемных фигур

  1. Пересечение многогранников
  2. Пересечение тел вращения.
  3. Показать плоскую фигуру в разрезе.

У доски  – Построить треугольник по 3 сторонам;

 На интерактивной доске  показать, какая плоская фигура будет в сечении – слайд 9.

- Какая же фигура в пересечении и в разрезе?

- Что такое сечение? 

3) Конструирование и моделирование. – 5мин

-  Угадайте, что у меня в мешочке. Задавайте вопросы, я могу отвечать только ДА и НЕТ.

- Куб. Как можно его еще назвать? Какой вид деятельности с ним ассоциируется у вас?

- Какие профессии связаны с данным видом работы? (архитектор, строитель, проектировщик, конструктор, дизайнер).

 - На интерактивной доске – по конструкции из кубиков постройте три его вида – слайд 10

- Представьте, что вы являетесь архитекторами или проектировщиками. От вас требуется внимание, творчество, креативность.

1 ряд – работа в парах - раздатка №2 (розовая) – у каждого отмечена схема-

построить по данным видам конструкцию из кубиков.

2 ряд – раздатка №2 – построить по данной конструкции три его вида

 3 ряд – раздатка №2 – найти и отметить правильные виды к конструкции кубиков и представить конструкцию и достроить третий его вид.

4)Физминутка (под космическую музыку). -1 мин

Конструирование геометрических абстракций. (Развитие воображения, пространственного мышления, смена статической позы, снятие мышечного напряжения.)

-Представьте себе большой шар, погладьте его со всех сторон. Он большой, гладкий.(Ученики «обхватывают» руками и гладят воображаемый шар.)

-А теперь представьте себе конус, дотроньтесь до его вершины. Конус растёт вверх, вот он уже выше вас. Допрыгните до его вершины.

-Представьте, что вы внутри цилиндра, похлопайте по его верхнему основанию, потопайте по нижнему, а теперь руками по боковой поверхности.

-Цилиндр стал маленькой подарочной коробочкой. Представьте, что вы сюрприз, который находится в этой коробочке. Я нажимаю кнопку и… сюрприз выскакивает из коробочки!

  1. Систематизация знаний. – 7 мин

1) Устная работа:

-Что такое движение?

- В жизни мы все совершаем перемещение. Это является движением?

- Почему? Какие главные условия движения?  слайд 11 

- Какие фигуры называются равными?

- Эти фигуры равны? (показываю две фигуры)

- Значит и площади их равны?

- У этих фигур площади тоже равны. Значит фигуры тоже равны?

- Назовите виды движения.

- Слайд 12. – Какие виды движения вы видите?

- Слайд 13 – Какая связь между геометрией и данными словами?

2)Самостоятельная работа:

Интерактивная доска - слайд 14 – найти все оси симметрии плоских фигур -    

У доски – преобразуйте картинки заданным видом движения.

1 вариант – раздатка №3 (зеленая)

1 ряд – практическим способом определить, сколько осей симметрии имеют плоские фигуры.

2 ряд – разделить фигуры на две равные фигуры.

3 ряд – определить вид движения.

2 вариант – ноутбуки – Paint – Что это за программа? С какими объектами мы работаем? Какие действия можно выполнять в этом редакторе?

Слайд-шоу «Наши рисунки в PAINTE» (показ на телевизоре)

1 ряд – покажите преобразование фигуры звездочка  с помощью центральной симметрии;

2 ряд – покажите преобразование фигуры горизонтальная стрелка с помощью осевой симметрии;

3 ряд – покажите преобразование фигуры пятиугольник с помощью параллельного переноса.

   - Что необходимо для выполнения поворота, параллельного переноса, осевой и центральной симметрии?

- Какие фигуры не имеют осей симметрии?

  1. Исследовательская  творческая работа. -3 мин

- На компьютере откройте папку «Геометрия вокруг нас». Исследуйте фотографии на предмет связи с геометрией. Заполните таблицу.

- Итак, какие геометрические понятия вы заметили на картинках?

5. Рефлексия. -6 мин

- Совсем недавно мы провели исследовательскую работу по теме «Симметрия вокруг нас».  Самое удивительное открытие для вас при исследовании?

- А в жизни с чем связана геометрия? (архитектура, исскуство, быт)

- Только ли красота есть в геометрии?

- Зачем мы изучаем геометрию?

- Какая она – геометрия?

- Ролик «Геометрия вокруг нас» (рассказывает Зюлькова И)

-  Предлагаю закончить предложения:

- Сегодня на уроке я узнал, что....

- Мне на нашем уроке очень понравилось...

- У меня сегодня очень хорошо получалось...

- Я был удивлен тем, что...

- Ребята! В заключение я хочу сказать вам, что открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира поможет нам удивительный, волшебный предмет – геометрия.

- Спасибо за урок, дети!



Предварительный просмотр:

Раздаточный материал №3.

Геометрия в окружающем мире

Номер

фото

Функция постройки

Строитель

Тип постройки

форма

1

замок

человек

архитектура

2

замок

человек

архитектура

3

оса

гнездо

4

Древние люди

Египетские пирамиды

5

оса

Гнездо

6

здание

человек

архитектура

7

Птичка-печник

гнездо

8

Кремль

человек

архитектура

9

иволга

Гнездо

10

стрекоза

11

паутина

12

Навозный жук

Навозный шар

13

ловушка

14

скарабей

15

ткачик

гнездо

16

Масковый ткач

гнездо

17

Мышь малютка

гнездо

18

оса

19

мышата

гнездо

20

пчелы

соты

21

Термиты

22

Термиты

23

термиты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок технологии 1 класс "Мозаика из геометрических фигур"

Урок проводится в 1 классе в 4 четверти по новым образовательным стандартам с учетом формирования УУД...

Урок геометрии 2 класс по теме Треугольник. Виды треугольников.

Урок разработан в рамках общеобразовательного модуля "Мир геометрии"...

Учебно-методический комплект для проведения урока математики в 3 классе по теме "Преобразование фигур"

Предмет: математикаТема урока: Преобразование фигурЦели урока: познакомить с преобразованием (переносом) фигур на плоскости; закрепить навыки деления на 10, 100, 1000 и т.д. с остатком.Планируемые...

Техкарта урока математики 3 класс Тема: Площадь. Сравнение фигур по площади

Техкарта урока математики 3 класс Тема: Площадь. Сравнение фигур по площади...

Технологическая карта урока по математике "Преобразование фигур" (УМК «Перспектива» 3 класс

Цель урока: формирование умения для овладения обучающимися знаниями о преобразовании фигур на плоскости – параллельным переносом. Задачи урока Дидактические:Формировать...

Технологическая карта урока математики "Преобразование фигур", 3 класс (УМК "Перспектива")

Цель урока: знакомство учащихся с преобразованием фигур на плоскости – параллельным переносом.Задачи урокаДидактические:Познакомить с понятием “Преобразование фигур”;Отрабатывать нав...