Главные вкладки

    План-конспект занятия (2 класс) на тему:
    Методическая разработка внеклассного занятия в рамках по общеразвивающей программе Н.Б. Истоминой «Наглядная геометрия» для учащихся 2 класса Тема: «Путешествие в страну Геометрия» (обобщающее занятие по разделу «Геометрические фигуры»)

    Теплякова Екатерина Анатольевна

    Познакомить учащихся с разными способами мышления во внеурочной деятельности по программе « Наглядная геометрия».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya.docx230.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    МБОУ «Школа №1»

    Методическая разработка внеклассного занятия в рамках

    по общеразвивающей программе Н.Б. Истоминой

    «Наглядная геометрия» для учащихся 2 класса

    Тема:  «Путешествие в страну Геометрия»

     (обобщающее занятие по разделу

    «Геометрические фигуры»)

                                                                  Разработала: Теплякова

                                                                   Екатерина Анатольевна,

                                                                       учитель начальных классов

    г. о. Семеновский

    2017 г.

    Цель: познакомить учащихся с разными способами мышления во внеурочной деятельности по программе « Наглядная геометрия».

    Задачи:

    1. Обобщить материал об изученных  геометрических фигурах;  дать учащимся  представление о «методе шести шляп мышления Эдварда де Боно »;

    2. Прививать интерес к геометрии как к предмету;

    3. Способствовать развитию речи, памяти, внимания и творческих способностей на занятиях наглядной геометрии посредством метода Эдварда де Боно».

    Я, Теплякова Екатерина Анатольевна – учитель начальных классов, МБОУ «Школа №1» работаю по программе УМК «Гармония», а также веду внеурочную деятельность по «Наглядной геометрии» во 2 классе, автор которой Н.Б. Истомина. Мне бы хотелось поделиться своими наработками с коллегами.

            Вообще, курс общеразвивающей программы по «Наглядной геометрии» включает в себя несколько разделов. Одним, из которых является раздел занятий, посвященный изучению и обобщению геометрического материала. Таким образом,  тема данного занятия была выбрана по календарно-тематическому планированию и является обобщающим занятием по данному разделу.

    В своей практике я люблю использовать  метод  «Шести шляп Эдварда де Боно» или по - другому «Метод критического мышления». Для закрепления геометрического материала мною был использован именно этот метод, который позволил в игровой форме с разноцветными шляпами включить в себя разнообразные задания для закрепления по  данной теме, а также способствовал развитию критического мышления на занятии. Данный метод позволяет в непринужденной форме  замотивировать учащихся работать в группах и мыслить в различных направлениях.        Прежде, чем описать ход занятия по наглядной геометрии, мне бы хотелось познакомить Вас с притчей данного метода и с его принципом работы.

    Принцип работы в режиме «Шляпы Мышления» состоит в том, что каждый в процессе обсуждения проблемы одевает на себя определенную «Мыслешляпу» и работает определенный промежуток времени «под полями выбранной шляпы» в соответствии с правилами, определенными для каждой «шляпы». Метод Эдварда де Боно легко может быть использован на уроке или на занятии любой предметной области. Использование данного метода  развивает у обучающихся способность структурировать информацию, в «Шести шляпах мышления» автор представляет простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем. Он разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление.

    Метод «Шести шляп» Эдвард де Боно

    ПРИТЧА

    В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

    Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

    Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.

    Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

    Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.

    Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.

    Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

    Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

    Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.

    Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше решении задачи.

    Ход занятия

    1.Орг. Момент

    Не крутите пестрый глобус,

    Той страны, страны особой.

    О которой речь ведем.

    В той стране живут фигуры.

    Точки, линии, тела,

    Треугольники, квадраты.

    Вот такие вот дела!

    Пусть в эту страну

    Не идут, не едут поезда.

    Страна геометрия

    Рядом с нами в школе всегда!

    2. Сообщение темы занятия.

    Вводная беседа.

    У: Сегодня мы отправляемся в удивительное путешествие  по чудесной стране под названием Геометрия.  На  нашем занятии по наглядной геометрии мы с вами будет учиться  размышлять, творить, сравнивать фигуры,  измерять, конструировать, строить…

    У: Для этого вам нужно  крепко закрыть глаза и внимательно слушать мои слова. «Ваши мысли сосредоточены на том, что мы будем делать сейчас. Мы будем думать, отвечать, действовать. Наши мысли будут ясными, наша речь будет понятной, наши действия будут решительными. Открываем глаза».

    На экране появляется Мыслик, который появился из ваших голов.

    У: У каждого человека в голове живет Мыслик. Он может работать хорошо, а может и лениться. Он пришел сегодня к нам, для того чтобы заставить вас размышлять для чего нужна геометрия и что можно сделать из геометрических фигур.  В стране Геометрии живут еще и другие  жители - Мыслики, но все они носят различные геометрические разноцветные шляпы. На слайде появляются Мыслики в разноцветных шляпах.

    У: Мыслики в белых шляпах – это  ученые, Мыслики в черных шляпах всегда ищут недостатки, они всегда чем – то не довольны. Мыслики в красных шляпах – очень эмоциональные и все знают про эмоции. Мыслики в желтых шляпах всегда думают только о хорошем. А вот Мыслики в зеленых шляпах  имеют очень много интересных идей. Ну и, наконец, Мыслики в синей шляпе всегда все анализируют и делают выводы.

     У: И так, жители страны Геометрии предлагают вам разбиться на 6 команд по цветам шляп  и попробовать выполнить следующими заданиями, для того, чтобы , как можно больше узнать об этой загадочной стране.

    У: Ну что ж, начнем нашу игру, за каждое правильно выполненное задание  вы от Мыслика будете получать разноцветную шляпку. Чья команда больше наберет этих шляп, та и победит.

    3. Актуализация знаний. - Работаем в группах. Выбираются капитаны  команд. Выбираются капитаны  команд. На обсуждение в группах вам дается 5 минут. За каждый правильный ответ команды будут поощряться разноцветными шляпками.

    Вопросы от Мыслика в белой шляпе:

    1. Что означает слово "геометрия"?
    2. Когда, как и с какой целью зародилась наука – геометрия?
    3. Что изучает геометрия?

    Д. (Предполагаемые ответы):

    Геометрия – это раздел математики, изучающий свойства различных фигур (точек, линий, углов и др.).

    Вопросы от Мыслика в черной шляпе: найдите недостатки в следующей картине. Дорисуйте   каждую из имеющиеся геометрических фигур, так, чтобы превратить ее в тот или иной предмет.

    Вопросы от Мыслика в красной шляпе: Разгадать загадки и ответить на вопрос, какие специальные инструменты нужны на занятии геометрии?

    За каждый правильный ответ мы вас наградим нашими аплодисментами и красной шляпкой.

    Палочка волшебная

    Есть у меня, друзья.

    Палочкою этой

    Могу построить я

    Башню, дом и самолет,

    И большущий пароход. (Карандаш)

    Ноги очень интересны

    У таинственного друга:

    Если первая на месте,

    То другая ходит кругом! (Циркуль)

    Я люблю прямоту, Я сама прямая.
     Сделать новую черту
     Вам я помогаю.
     Что-нибудь без меня
     Начертить сумей-ка.
     Угадайте-ка, друзья,. Кто же я?-…  
    (Линейка)

    Листы у неё белые-белые,

    Они не падают с веток.

    На них я ошибки делаю

    Среди полосок и клеток. (Тетрадь)

    Острым клювиком, как птица,

    Она водит по страницам –

    И в моей тетрадке

    Выводит строчек грядки. (Ручка)

    Вы цветным карандашом

    Все рисуночки раскрасьте.

    Чтоб подправить их потом,

    Очень пригодится... (Ластик)

    В уголок листа упрямо

    Он прижался носом прямо.

    Почему он так упрям?

    Потому, что угол прям!  (Угольник)

    В этой узенькой коробке

    Ты найдешь карандаши,

    Ручки, перья, скрепки, кнопки,

    Что угодно для души. (Пенал)

    У: Попробуйте воспроизвести весь инструментальный набор вашего пенала, необходимый для работы на уроке "Наглядная геометрия". (Ответы детей)

    У: Карандаш, ластик, линейка, угольник, циркуль… - вот такая наша канцелярия!

    Небольшое уточнение. Линейка, циркуль, угольник, карандаш – чертежные инструменты.

    ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА. (Учащиеся рисуют руками, ногами, головой геометрические фигуры.)

    Вопросы от Мыслика в желтой шляпе: Назовите положительные стороны занятия по наглядной геометрии.

    Д: развивает мышление, логику, память, внимание, воображение, творческие способности.

    Вопросы от Мыслика в зеленой шляпе: Вам нужно выполнить задание творческого характера, а именно, составить из геометрических фигур новое королевство для наших жителей страны Геометрия. (На столах лежат заранее приготовленные геометрические фигуры).

    4. Рефлексия

    Вопросы от Мыслика в синей шляпе: Подведите итог нашего занятия. Что вы узнали о стране Геометрия? И что мы сегодня научились делать при помощи разноцветных шляп? (Ответы детей).

    У: Ребята, так чему же мы научились делать на занятии геометрии?

    Д: Мы учились размышлять в заданном нам направлении, при помощи разноцветных шляп.

    5.Итог. У: Сегодня мы отлично поработали, приобрели бесценный опыт общения! А теперь нам пора подвести итоги нашего путешествия и попрощаться с  гостеприимными жителями страны Геометрия.

    Ученик:

    Есть у геометрии почет,

    Это ей дано давать ответы,

    Как хороший выполнять расчет

    Для постройки зданья и ракеты.

    Ученица:

    Ты нам, геометрия даешь

    Для победы трудной закалку.

    И в творческом труде

    Выручаешь в трудные моменты,

    Мы сегодня искренне тебе

    Посылаем гром аплодисментов.

    У: До новых встреч!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа элективного курса по математике «Наглядная геометрия» для учащихся начальных классов.

    Программа курса «Наглядная геометрия» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у млад...

    Методическая разработка внеклассного занятия в 1 -4 классе «В здоровом теле - здоровый дух»

    Предлагаемая методическая разработка – попытка разнообразить профилактическую работу среди младших школьников по бережному отношению к своему здоровью. Она разработана с учетом особенностей сельского ...

    методическая разработка внеклассного занятия в 4 классе на тему"Урок семьи"

    Представлено подробное описание занятия в ГПД на тему "Моя семья". Занятие рекомендовано для учащихся 4 класса....

    Методическая разработка внеклассного занятия в группе продленного дня по теме "Осень". Автор: воспитатель группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титова Е.В.

    Викторина предназначена для детей младшего школьного возраста.Главная задача занятия - повторение признаков осени, осенних явлений в природе....

    Рабочая программа по факультативу «Наглядная геометрия» для обучающихся 2 класса (образовательная система "Гармония")

    Рабочая  программа по факультативу «Наглядная геометрия»  для 2 класса составлена  основе следующих нормативно-правовых документов: Федерального  государственного образовательного ...

    Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию для учащихся 2 класса Тема: Путешествие в страну правовых знаний. Форма проведения: игра-викторина.

    Знакомство учащихся с правами и обязанностями ребёнка, конвенцией о правах ребёнка в игровой форме....