Разитие вычислительных навыков (из опыта работы)
опыты и эксперименты по математике по теме

Подглазова Елена Владимировна

В материале представлены упражнения, помогающие ученику быстро и прочно усвоить таблицы сложения и умножения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 122741_razvitie_vychislitelnykh_navykov.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Дульдургинская СОШ»

   

«Развитие вычислительных навыков »

(Из опыта работы)

          Учитель Подглазова Елена Владимировна

Октябрь 2013г.

Актуализация проблемы развития личности в современных условиях.

   

    Перемена в жизни современной школы характеризуется бурными процессами демократизации и гуманизации обучения и воспитания. Идет пересмотр целеё образования, так как появился новый социальный заказ общества: нужна развитая личность. Поэтому  следует выделить следующие задачи обучения:

  1. Обеспечить умственное развитие детей в процессе обучения.
  2. Обеспечить познавательную самостоятельность детей.
  3. Обеспечить плавный переход от игровой деятельности дошкольника к учебной деятельности, от образного к понятийному мышлению.
  4. Формирование умения учиться (способность человека ясно сознавать границы своих знаний и умений и преодолевать эти границы).

    Поиск путей активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности - задача, которую призваны изучать психологи, методисты, учителя.

В недалёком прошлом учитель, в процессе обучения, был призван решать задачу получения детьми прочных знаний, умений и навыков, что зачастую сводилось к многочисленным тренировочным упражнениям.

Л.В. Знаков писал: «Развитие ребят – это не только рост их прирождённых способностей, но ещё в большей мере результат целенаправленной и систематической  работы учителя над развитием его питомцев. Интенсивное продвижение ребят в развитии достигается в процессе всей учебно-воспитательной работы: и приобретения знаний, и овладения навыками и формирование пробуждения к учению».

     Традиционно эффективность учебно-воспитательного процесса определяется тем, что знают и умеют школьники, но при этом часто остается неясным, насколько эффективен сам учебно-воспитательный процесс. Учитель не всегда имеет возможность своевременно выявить  причины различного рода трудностей в учебно-воспитательной работе с учащимися. В такой ситуации учителю необходима помощь школьного психолога. При наличии тандема учитель + психолог, задача всестороннего развития ребенка будет реализовываться гораздо эффективнее, и, естественно из стен школы выйдет личность общественно ориентированная необходимыми личностными качествами.

    II  Интенсификация процесса обучения математике в области вычислительных навыков с точки зрения развития некоторых качеств личности обучаемых.

    а) Прочные знания – это результат упорного, настойчивого труда. Всем известна истина: - дети любят учиться, но здесь часто опускается одно слово: дети любят хорошо учиться! Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, то есть осознания смысла и результата своих усилий, а следовательно и продвижения в своем развитии.

    Серьезные  затруднения дети испытывают при переходе от яркой, доступной наглядности к более серьезному материалу, когда на основе усвоенных выводов надо строить свои суждения. А это у некоторых не получается. Это и обусловливается проявление, а затем и нарастание пассивности в работе. Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых вычислительных навыков помогают опорные схемы. Схема – это опора мысли ученика, опора его практической деятельности. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорой мысли и действия ученика: он строит свой ответ, пользуясь схемой, читает её (здесь также развивается и речь ученика, его умение говорить на языке математики).

    Схемы – опоры очень действенны при применении их с целью формирования вычислительных навыков.

   

 Опора «Складушки» применяется в 1 классе для формирования автоматизированных навыков сложения и вычитания в пределах первого десятка. На каждой карточке имеется вспомогательный рисунок, на которой ориентируются на первых порах все дети, а затем более слабые учащиеся.

4

+

2

=

6

 

    Опоры «На сравнение однозначных чисел»  применяются в 1 классе при первичном знакомстве учащихся со знаками сравнения с целью уточнения имеющихся знаний по данной теме, а также для развития математической речи.

3 > 2

 

   

 Опоры «Домики» ставшие традиционными в работе учителя по теме «Состав чисел первого десятка».

   

«Свободные таблицы» используются при сложении и вычитании чисел, основанное на нумерации и свойствах арифметических действий.

70-1

69

69+1

70

69-60

9

69-9

60

    Схемы – опоры помогают избавить учеников от механического зазубривания и формулировок. Они усваивают осмысленно: составляют правило по данной схеме – опоре, выполняя практическое задание.

             

      б) Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.

                Средством позволяющим организовать целенаправленную и систематическую работу над развитием учащихся в процессе обучения математики, являются учебные задания. Выполняя их, учащиеся овладевают новыми знаниями, приемами умственной деятельности, закрепляют и совершенствуют умения и навыки.

                  Одной из центральных задач начального курса математики является формирование у учащихся прочных и сознательных вычислительных навыков. Безусловно, навык формируется в процессе многократных (повторений) упражнений, тем не менее, не следует ослаблять работу и над развитием учащихся. Этого можно достигнуть, используя в процессе обучения такие задания, которые пробуждают учащихся не только к воспроизведению, но и требует наблюдения, анализа, сравнения.

                  Конечно, многих учителей волнует вопрос: можно ли решить одновременно, в тесной взаимосвязи такие задачи, как формирование прочных вычислительных навыков и развитие познавательных способностей школьника?

                   Присутствие в вычислительных упражнениях элемента занимательности, догадки, сообразительности, умение подменить закономерности, выявить сходство и различие в решаемых примерах – вот те основные особенности методики формирования вычислительных навыков, реализация которых позволит решить в практике обучения задачу формирования прочных вычислительных навыков, и задачу развития познавательных способностей учащихся.

В 1 классе ученикам предлагается решить примеры и сравнить их: 2+1

                                                                                                                   2+2

    Учитель называет образец выполнения задания или ставит перед учениками ряд вопросов, через которые выявляются сходства и сравнения, дети используют ее при выполнении аналогичных заданий. В этом случае самостоятельности наблюдений относительно мала. Но, тем не менее, на определенном этапе и такая работа оказывается полезной как в плане развития математической наблюдательности, так и в плане развития вычислительных навыков. Сопоставляя предлагаемые равенства, ученики, непроизвольно запоминают их.

    Такие задания способствуют развитию математической наблюдательности, умению видеть сходства и различия, выявлять определённые закономерности.

    Для того чтобы ученики овладели навыком сравнения предлагаю им такие задания:

  1. 6+1=7

Сколько нужно прибавить к 6, чтобы не 7, а 8?

Уч – к: 8>7 на 1. Чтобы получилось число на 1 больше семи, надо прибавить на 1 больше, т.е. 2. (Но ученик может дать ответ сразу, на основе усвоенной таблицы. Тогда я предлагаю сравнить примеры 6+1=7 и 6+2=8 и выяснить, почему получено значение суммы на одну единицу больше предыдущего).

  1. 5+2=

5+3=

Задание: сравнить эти примеры и вычислить результат. Необходимо,             чтобы ученик рассуждал вслух.

     3.6+2=8

Задание: как получить не 8, а 9?Здесь ученик не сможет ограничиться ответом  6+3=9, а будет вынужден прибегнуть к рассуждению.

     4.5+3=

        5+4=

Задание: могут ли в данных примерах получиться одинаковые ответы? Ученик вынужден прибегнуть к сравнению, причём самостоятельно.

  1. 4+3=

4+…=6

Задание: какое число можно оставить вместо точек число 3, чтобы вторая запись была верной?

  1. 5+2=7

2+…=7

Задание: какое число можно поставить вместо точек, чтобы второе равенство было верным? Почему? (перемест. закон.)

  1. 5+1=6, 3+4=7, 5+3=8, 9+1=10

Задание: какой из этих примеров поможет найти верный результат в примере 3+5?

8. 5+4    5+3

    3+5    7+0

    4+5    9+1

    6+1    0+7

Задание: Укажите примеры, в которых суммы одинаковы.

    Для выполнения этого задания ученик должен использовать операцию сравнения. Но он может ограничиться и вычислением результатов и на основе их сравнения сделать вывод.

    Я считаю, что такие задания способствуют решению задачи для развития познавательных способностей, и при этом отрабатываются вычислительные навыки. Подобные задания подбираю, руководствуясь методикой Л.В. Занкова.

   в) Неотъемлемой частью формирования вычислительных навыков являются тренировочные упражнения. Любое сложное  умение – совокупность простых     . Поэтому довести до автоматизма простые навыки необходимо.

Фрагмент урока

  1. На доске:

5+3, 4+3, 8-3, 6+3, 7-3, 9-3.

Уч – ль: В чем сходство  и различие этих выражений?

Уч – ки: а) в трех примерах знак «+», в других «-»

               б) в первой группе «+3», а во второй «-3».

2. Карточки на наборной полочке:

1+1, 2+1, 3+1, 4+1, 6+1, 7+1.

     Уч – ль: Что заметили?

     Уч – ки: а) во всех примерах знак «+»

               б) второе слагаемое везде равно 1

               в) пропущен пример 5+1.  

  1. Таблица умножения.

Демонстрационные карточки ~ 15*15 см. с цифрами от 2 до 9. Учитель показывает и спрашивает: «Сколько?»

         

        Ученики зрительно воспринимают цифры, не на слух, и хором отвечают; при этом сразу слышен неправильный ответ.

       Когда усвоена большая часть таблицы умножения, необходимо индивидуализировать работу. Для этого включая в работу набор №2 (один набор у учителя и по одному на парту). Количество карточек в одном наборе 64 штук. Показываю ученику поочередно каждую, а он называет результат. Ученик записывает те элементы, которые не знает.

  1. Для развития оперативной памяти используют набор карточек №3 (по В.Н. Зайцеву) с примерами умножения двузначных чисел на однозначные и наоборот:

3.Сложение многозначных чисел: здесь использую набор карточек №4

Вычитание аналогично (набор №5)

4.В 1 классе используя набор №2 для тренировочных упражнений на сложение и вычитание в пределах первого десятка.

    Эффективность набора №2 объясняется тремя важными свойствами:

  1. концентрация внимания на не усвоенных элементах таблицы умножения или сложения;
  2. увеличивают частоту тренировок;
  3. раскрепощают память в процессе игры, что обеспечивает более легкое запоминание.

Сводка усвоения таблицы умножения через применение

Набора №2.

Кол-во ошибок, допущенных из 64 элементов Т.У.

Имя ученика

1.Виталик В.

17

14

14

7

9

3

10

6

5

1

0

2.Юля Е.

39

39

33

34

27

25

21

18

4

5

3

3.Вова З.

30

27

27

22

18

20

12

13

11

8

3

4Женя К.

20

12

6

2

2

0

0

0

0

0

0

5.Алеша Л.

-

-

46

40

32

37

29

24

24

17

19

6.Вера Л.

33

32

30

23

19

23

11

11

8

8

5

7.Вова М.

40

33

30

25

20

22

19

23

23

13

11

8.Надя М.

5

0

0

1

0

3

0

0

0

0

0

9.Наташа М.

6

4

4

2

1

2

0

6

2

1

3

10.Таня М.

3

1

1

0

0

0

0

0

4

0

0

11.Света У.

12

8

8

1

0

1

1

0

0

0

0

12.Сережа Х.

36

30

Н

27

25

Н

24

12

21

16

9

13.Дима Ш.

7

4

5

Н

1

2

0

0

0

0

0

14Толя П.

4

0

0

3

0

1

2

0

2

0

0

Дата тренировки

24.10

25.10

27.10

1.11

2.11

3.11

13.11

14.11

15.11

16.11

20.11

После месяца тренировочных упражнений с «Сорбонками» 50% учащихся из 14 усвоили таблицу умножения.

Если учитель уделяет внимание развитию мышления, то эта задача оказывается преждевременной, так как ученики плохо вычисляют. Если поработать над вычислительными умениями, то можно быстрее добиться положительного результата в совершенствовании мышления.

III. Планирование, как один из факторов влияющих на формирование вычислительных навыков.

Для достижения эффективности учебного процесса в конкретном классе важно чётко спланировать учебный материал, оставив при этом пять шесть резервных часов в каждой четверти. При планировании используют ме6тод опережающего облучения, который изложен в методическом пособии «Методом опережающего обучения» С.Н. Лысенковой. Такой подход к планированию позволяет использовать учебное время и возможности конкретного класса более эффективно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование вычислительных умений и навыков" . ( Из опыта работы)

Вычислительные примеры представляются детям весьма абстрактными, лишёнными практической цели , а работа над ними – скучным занятием .Между тем именно вычислительные примеры являются основным средством...

Активизация познавательной деятельности учащихся при организации работы по формированию вычислительных навыков.

Оглавление1. Введение32. Общая характеристика формирования вычислительных навыков младших школьников43.Познавательный интерес – один из важнейших мотивов учения младших школьников64. Особенности...

Практическая работа над вычислительным навыком.

В работе над вычислительным навыком предложены математические выражения на порядок действий и действия с именованными числами ....

Формы работы над формированием вычислительных навыков как средство развития познавательной активности учащихся

Данный материал будет очень полезен на уроках математики в начальных классах при формировании у учащихся вычислительных навыков....

Один из приемов организации работы по формированию вычислительных навыков

Формирование вычислительных навыков – трудоемкая и скучная работа, если учитель не вносит разнообразие в ее организацию.Учебные задания с нематематической информацией – один из возможных приемов разно...

Выпускная квалификационная работа по теме "Создание сборника занимательных заданий для развития вычислительных навыков на уроках математики в начальных классах".

Выпускная квалификационная работа по теме "Создание сборника занимательных заданий для развития вычислительных навыков на уроках математики в начальных классах"....

Из опыта работы по теме "Развитие вычислительных навыков учащихся на уроках математики в начальной школе

            Развитие активности , самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу  - это требования самой жизни, определяющие во многом то направл...