Главные вкладки

    Конспект урока математики 2 класс. Смысл умножения
    план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

    Вафина Надежда Геннадьевна

    Конспект составлен по требованиям ФГОС. Используемая образовательная система «Гармония". Используемый учебник Математика Н.Б.Истомина Смоленск, изд. «Ассоциация ХХIвек», 2006.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока

    Вафиной Н.Г. НС(к)ОШ№87

    Математика 2 класс

    Используемая образовательная система «Гармония»

    Используемый учебник Математика Н.Б.Истомина Смоленск, изд. «Ассоциация ХХIвек», 2006.

    Тема: Смысл умножения

    Цели: Ввести новое арифметическое действие умножение, раскрыть его смысл и практическую целесообразность. Познакомить с соответствующей терминологией и символикой.

    Задачи:

    Развивающая: формирование умения анализировать, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия.

    Воспитывающая: воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество, аккуратность при выполнении письменных работ.

    Коррекционное: способствовать формированию навыков оценивания результата своей деятельности на уроке.

    Планируемые достижения учащихся:

    1. Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, способности к самооценке
    2. Познавательные УУД: выполнять замену суммы одинаковых слагаемых произведением и наоборот, используя соответствующую терминологию и символику; объяснять, что обозначает каждое число в записи примера на умножение; выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения, строить речевые высказывания в устной форме, и т.д.
    3. Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне.
    4. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы, принимать участие в работе парами, договариваться и приходить к общему решению.

    Формы организации познавательной деятельности учащихся:  фронтальная, индивидуальная, групповая

    Методы обучения:

    1. Проблемные «классические» и «сокращенные»
    2. Репродуктивные (повторение изученного)
    3. Словесные (информационное сообщение учителя. Стихи, беседа)
    4. Наглядные (работа с таблицами и схемами)
    5. Частично-поисковый (исключение лишнего, определение темы, постановка учебных задач)
    6. Исследовательский (выбор рационального способа)

    Методы стимулирования и мотивации:

    1. Стимулирование интереса детей через игровой сюжет
    2. Стимулирование долга и ответственности

     Методы контроля и самоконтроля:

    1. Устный контроль
    2. Сверка с образцом
    3. Компьютерный

    Средства обучения:

    1. Презентация power point к уроку
    2. Карточки для индивидуальной работы

    Учебные пособия:

    Математика Н.Б.Истомина Смоленск, изд. «Ассоциация ХХIвек», 2006.

    Этапы работы

    Содержание этапа

    1. Мотивация к учебной деятельности

    Задача учителя: подготовить учащихся к работе на уроке. Создание ситуации успеха, доверия.

    Метод: беседа, стимулирование

    Задачи учащихся: получить мотивацию к учебной деятельности

    -Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня у нас будет необычный урок математики, мы узнаем что-то новое, интересное, что еще не умели делать, а помогать нам будут в этом герои мультфильма «Простоквашино», посмотрите, нас встречают добрые друзья, кто это?

    1слайд(кот Матроскин и Шарик) Они желают нам успехов в нашем путешествии.

            2)Актуализация знаний 

    Задача учителя: актуализировать те, имеющиеся знания, которые будут необходимы для изучения нового материала

    Метод: контроля и самоконтроля, дискуссия, беседа

    Задача учащихся: уметь осуществлять самопроверку и взаимопроверку

    -но сначала предлагая нам проверить, правильно ли они справились с домашним заданием. Мы им в этом поможем ?(Да)

    - Кто нам скажет, в чем заключалось задание? (Надо было выражение каждого столбика разбить на 2 группы).

    _ Что для этого надо было сделать? (Найти общее  и различное в выражениях каждого столбика)

    - Кто быстро и легко справился с этим задание поднимите желтую сигнальную карточку.

    - Молодцы!

    - У кого возникли трудности, но они с помощью родителей справились с заданием – зеленую карточку.

    - Молодцы!

    - Давайте, теперь проверим, как с этим заданием справились наши друзья.

    2 слайд

    - Как вы думаете, правильно ли распределили выражения I столбика (Да)

    - По какому признаку? (Iгр.– однозначные слагаемые,IIгр.- однозначные + двузначные)

    -Можно ли было по другомураспределить на 2 группы? (Да) Как?

    (Iгр. – количество слагаемых 4,IIгр.- количество слагаемых 5)

    3 слайд – 2 столбик

    - Вы согласны с тем, как  здесь разделили на 2 группы? (Да)

    - По какому признаку они это сделали? (Я думаю, Iгр. – все слагаемые одинаковые,IIгр.- одинаковые)

    - Можно использовать другой способ (Да) какой?

    (По количеству слагаемых)

    -Хорошо, молодцы! И последний 3 столбик (4 слайд)

    - По какому признаку разбили выражения на группы? Верно? (Я думаю, неверно, т.к. надо было Iспособ- по количеству слагаемых,II способ – одинаковые или разные слагаемые )

    - Кто думает по-другому? (Я думаю верно, т.к. Iгр.- в слагаемых разные цифры,II- одинаковые десятки)

    - Как мы можем оценить  выполнения домашнего задания Кота Матроскина и Шарика? (хорошо, они справились)

    3)Проблемное объяснение нового знания Постановка учебной задачи

    Задача учителя: : создание условия для интеллектуального затруднения, для выявления «чего мы еще не знаем», помочь ученикам понять, что необходимы новые знания, недостаточно, имеющихся проблемное объяснение, разъяснение предметного смысла действия умножения

    Методы: проблемный, поисковый, групповой,

    Задача учащихся:  осознать проблемы и словесно их оформить, свободно высказывать свое мнение по поводу решения проблемы

    - Кот Матроскин приготовил к нашему приезду молочка от своей любимой коровы, разлил его в банки по 2 литра в каждую и просит нас посчитать, сколько молока у него всего?

    5 слайд

    -Как это можно сделать? (2+2+2+2+2+2= 12 л. ) ПРОВЕРКА С ДОСКОЙ.

    _ что интересного вы заметили в этом выражении? (одинаковые слагаемые)

    - Где нам встречались такие выражения? (в домашнем задании)

    - Как вы думаете, можно ли эти выражения с одинаковыми слагаемыми прочитать гораздо быстрее, чем все время повторять одно  и тоже число? Кто попробует? (число 2 сложить 6 раз, по два сложить 6 раз, по 2 взять 6 раз). Давайте потренируемся читать выражения вернуть слайд 4 (дети читают: по 12 взять 4 раза, по 34 взять 4 раза и т.д.) (Но среди этих примеров появляется пример с разными слагаемыми) Какой пример мы не смогли прочитать таким способом?( 12+12+12+13=49)

    - а почему? (есть другое слагаемое)

    -Верно, попробуйте сформулировать о каких выражениях мы сегодня будем с вами говорить, т.е.  тему нашего сегодняшнего урока?(Сложение нескольких слагаемых) А поточнее (сумма одинаковых слагаемых)

    - Верно, значит сегодня нас будет интересовать сумма одинаковых слагаемых?

    - Кот Матроскин запутался и  просит вас помочь ему посчитать сколько будет литров молока у него  через 3 дня , если он так же разливает в 5 банок каждый день, по 2 литра. Сколько банок у него будет за три дня? (15)  А как же найти сколько литров ? (по 2 сложить 15 раз) (Вызываются к доске 2 ученика) Как вы думаете? (сложить по 2 15 раз) Проверяют ребята. Теперь проверьте сами у себя. Быстро ли вы справились с этим заданием ?(нет) А почему? (слишком долго надо писать, можно запутаться)

    - Так как вы думаете чему мы с вами, сегодня должны научиться? (коротко записывать сумму одинаковых слагаемых, заменять выражения с одинаковыми слагаемыми на другое, более короткое)

    -Верно!

    Прочитайте еще раз это выражение:

    2+2+2+2+2+2 (по 2 взять шесть раз)

    -Раз мы читаем это выражение по 2 взять 6 раз, подумайте и предложите свой способ записи этого выражения (Обсуждение версий)

    -Можем ли мы это записать известными математическими символами? (нет, нужен новый) может кто-нибудь уже знает какой именно?

    (кто-то из детей может предложить 2*6,

         4)Первичное закрепление во внешней речи

    Задача учителя: помочь ученикам усвоить смысл умножения и использовать в речи новые понятия

    Метод: дискуссия, беседа 

    Задачи учащихся: научиться объяснять, что обозначает каждое число в записи примера на умножение, использовать термины и символы. Учиться сотрудничеству

    - Это выражение можно записать так

                      2∙6

    Слайд5

    - откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

    - Сколько клеток надо отступить от домашней работы (4 клетки)

    Запишите равенство

    2+2+2+2+2+2= 2∙6

    - На столе у вас лежат карточки с выражениями. Поработайте в паре и запишите эти выражения, заменяя новым. Выработайте и составьте алгоритм, как вы это делали.

    (8+8+8+8= 8∙4

    4+4+4+4+4= 4∙5

    9+9+9= 9∙3

    3+3+3+3+3+3+3+3=3∙8

    - Кот Матроскин и Шарик записали так: слайд 6

    - Какой новый знак мы использовали для сокращения записи выражений (Точку), верно, это знак нового действия       ∙

    - Кто-нибудь знает как это действие называется? (Умножение , и т.д._

    -Это знак нового действия – умножения! И используется этот символ  ∙.

    -Напомните мне какова тема сегодняшнего урока, которую мы сегодня определили? (сумма одинаковых слагаемых)

    - А теперь уточните как по-новому можно назвать эту же (Умножение)

    - Кто может сделать вывод, что же такое умножение (Умножение – это сложение одинаковых слагаемых, учитель помогает строить речевые высказывания в устной форме)

    Выражения (показывается запись в рамках слайд 6) называют произведениями, а числа, которые умножают множителями

    Слайд 7

    Физминутка зарядка для глаз

    - Мы устали, и наши друзья предлагают нам отдохнуть

    - Откройте учебники на странице 118, прочитайте №363.

    - Как можно прочитать выражение (9∙5 или по 9 взять 5 раз и т.д.)

    - Какое число повторяем, сколько раз, кто догадался, что обозначает первый множитель? ( первый множитель показывает, какие слагаемые складываю)

    (второй множитель – сколько раз складывают) (сколько таких слагаемых)

    - Посмотрите кот Матроскин уже посчитал  и записал значение этих выражений

    Слайд 8

    - А кто догадался, как называют результат действия умножения? (произведение)

    - Молодцы!

    - Посмотрите на слайд (возвращается слайд 7)повторим хором, результат умножения называют значением произведения, как нам проверить, верно ли кот Матроскин нашел значение произведения? (Сложить одинаковые слагаемые)

    - Что такое умножение? (умножение  - это сложение одинаковых слагаемы, заменим сложением)

    - Сделаем запись в тетради (по одному ученику у доски)

    9∙5= 9+9+9+9+9= 45

    -Прочитай (по 9 взяли 5 раз)

    7∙4 = 7+7+7+7= 28 (по 7 взяли 4 раза)

    8∙5= 8+8+8+8+8 = 40

    - Кот Матроскин ошибся, значит произведение равно 40

    и.д.

         5)Самостоятельная работа с самопроверкой 

    Задачи учителя: учить детей самостоятельной работе, и умения рефлексии

    Метод: продуктивный

    Форма- фронтальная, индивидуальная

    Задачи учащихся: усвоение детьми определения умножения, как сложения одинаковых слагаемых, осознание ими новой математической записи. Использование приемов сравнения, выбора, преобразования.

    I задание. Цель: соотнесение математической записи и рисунка № 364

    Самостоятельная работа с самопроверкой

    II задание. № 365 Выбор записи

    а) коллективно. Соответствие данному рисунку

    б) самостоятельно работаю  

    IIIзадание. Замена суммы произведением и наоборот

    Слайды 9, 10,11 (ученик рассуждает и ведет за собой класс)

    6)  Включение нового знания в систему знаний и повторение

    Задачи учителя: закрепить и включить новое знание в систему знаний учащихся

    Метод: репродуктивный

    Форма- фронтальная, индивидуальная

    Задачи учащихся: самостоятельное закрепление полученных знаний на уроке, осознание своих пробелов

    -Что мы изучали сегодня на уроке? (умножение)

    - Кто мне повторит, что же такое умножение? (сумма одинаковых слагаемых)

    А кто запомнил как называются числа при умножении? (1,2 множитель),

    - а как называется само выражение? (произведением)

    - а результат умножения? (результатом произведения)

    -Молодцы, вы хорошо потрудились, а чтобы запомнилось еще лучше, вам необходимо поработать и дома. Ваше домашнее задание:

    1. Индивидуальное задание 2-3 ученикам: Подготовить сообщение «Кто придумал умножение», найти в интернете стихи про умножение,
    2. Остальным: № 86,87 в тетради на печатной основе

    - Оцените свою деятельность на уроке?

    (своей работой на уроке зеленая карточка – я доволен, желтая – не совсем, красная – не доволен потому,что и т.д)

    - Над чем еще надо поработать?

    Учитель выставляет отметки за урок

    7) Рефлексия учебной деятельности на уроке

    Задачи учителя: учить детей рефлексии, самоконтролю, высказывать свое мнение

    Метод: беседа

    Задачи учащихся: учиться высказывать свое мнение по поводу своей работы на уроке и работе одноклассников

    - А давайте оценим  работу сегодняшних активных учеников, Как работали Ксюша, Толя, Петя, Зина (совместно с учителем)

    - Оцените свою деятельность на уроке?

    (своей работой на уроке зеленая карточка – я доволен, желтая – не совсем, красная – не доволен потому, что и т.д)

    Аргументируйте, почему именно так оценили себя?

    - Над чем еще надо поработать?

    Оценка  и выставление отметок за урок с учетом всех высказываний

    Приложение.

                    1 сл. «Простоквашино»                                     2 сл. 7+8+8+6        

                    Кот Матроскин и Шарик                                      9+5+1+5+5 и т.д.                                                                                              

          3сл. 9+9+9+9+9                                                          4 сл. 12+12+12+12

                  7+7+7+7+7 и т.д.и.т.д.

          5 сл. 2л 2л2л2л2л2л                                           6 сл. 8+8+8+8= 8∙4

           Появляется запись                                                     и т.д.

           2+2+2+2+2+2=12л

           2+2+2+2+2+2= 2∙6

                  7 сл

          1множ.    2 множитель                                         8 сл 9∙5 = 45

             2          ∙      6      =     12                                           7∙4 = 28         12∙4 =46

    Произвед.         Произвед.                                    8∙5 = 46          28∙3  = 74

          9 сл. Сосчитать сколько

        Рыбок в аквариуме и т.д.

                                                                                                11 сл.  Сколько лапок

                                                                                             У 12 куриц? И т.д.

         10 сл. Сосчитать сколько

          Лапок у утят и т. Д


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект по математике "Конкретный смысл умножения. Закрепление."

    Интегрированный урок по математике на тему "Конкретный смысл умножения. Закрепление."...

    Конспект урока математики по теме: "Умножение числа 3 на однозначные числа". 2 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

    Конспект урока математики "Умножение числа 3 на однозначные числа" 2 класс. УМК "Перспективная начаьная школа" (презентация к уроку),...

    План-конспект урока математики по теме "Умножение и деление" 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"

    План-конспект урока математики по теме "Умножение и деление"  3 класс УМК "Перспективная начальная школа"...

    Разработка урока математики "конкретный смысл умножения" с презентацией.

    Разработка урока математики "конкретный смысл умножения" с презентацией. 2 класс. "Школа России"....

    Конспект урока математики "Конкретный смысл действия умножения" ("Школа России" 2 кл. 2 ч.)

    Конспект урока математики "Конкретный смысл действия умножения" ("Школа России" 2 кл. 2 ч.)...

    Урок математики Конкретный смысл умножения 2 класс

    Урок по математике "Конкретный смысл умножения" 2 класс "Белоснежка и семь гномов"...