"Числовой луч" - 22.03.2014 г.
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Бардина Анна Михайловна

Автор учебника математики - Л. Г. Петерсон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 22.06.14-chislovoy_luch-4_b.doc102 КБ
Office presentation icon chislovoy_luch.ppt1.95 МБ

Предварительный просмотр:

Бардина А. М.

22.01.14

Тема урока:  " Числовой луч".

Цели:

  • ввести понятие “луч”, на основе сравнения – сопоставления геометрических фигур
  • формировать основы сравнения – сопоставления, как мыслительной операции, обучать отбору (выбору) существенных критериев
  • научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
  • продолжать закреплять нумерацию многозначных чисел
  • совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки
  • выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
  • оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию, в рамках учебного диалога.
  • согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение.

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока

1.Создание мотивационной ситуации.

    Проверка готовности уч-ся к уроку. Эмоциональный настрой уч-ся.

2.Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке мы продолжаем наше путешествие в удивительную страну Математику.

В стране “Математика” много городов. С одним из них мы давно уже знакомы. С каким из них мы уже давно знакомы. С каким? (Арифметика)

-Кто живет в этом городе? (Числа и знаки.)

-Верным помощником и экскурсоводом у нас будет весёлая точка. Из каких цифр она состоит?( 3, 6, 1, 9, 8)

-Составьте самое маленькое и самое большое четырехзначное число и запишите.

(13689 98631)

Его характеристика.

-Запишите последующее и предшествующее. (аукцион)

УСТНЫЙ СЧЁТ:

-Веселая точка приглашает нас в город, его название нужно узнать Вам:

  1. Найдите частное чисел 210 и 7? (30) Е
  2. Какое число меньше 720 на 100? (620) М
  3. Запишите число, которое больше 20 в 5 раз? (100) О
  4. На сколько надо разделить 560, чтобы получилось 80? (7) Г
  5. К какому числу надо прибавить 100, чтобы получилось 360? (260) И
  6. Увеличь 350 в 2 раза. (700) Т
  7. В одной пачке 10 книг. В библиотеку принесли 3000 книг. Сколько пачек с    книгами принесли в библиотеку? (300) Я
  8. Найдите площадь комнаты если длина комнаты 15 метров, а ширина 7 метров? (105) Р
  9. 6 картофелин варилось 30 минут. Сколько минут варилась одна картофелина? (30) Е

7

30

100

620

30

700

105

260

300

г

е

о

м

е

т

р

и

я

3. Постановка проблемы.

 -Итак, сегодня мы отправляемся в город “Геометрию”. В переводе с греческого это слово означает “землемерие” ;гео – земля, “метрия” мерить

Появление геометрии было связано с различными измерительными работами при проведении дорог и строительстве зданий.

-Кто живёт в этом городе? (Фигуры, отрезки, лучи, прямые)

http://festival.1september.ru/articles/633697/Image2274.jpg

-Из каких фигур состоят эти человечки? (Прямые, отрезки, окружность, квадраты, ломаные линии)

-Нарисуйте недостающую фигуру.

-Пришла пора узнать новых жителей этого города и познакомиться поближе со старыми знакомыми.

4. Открытие новых знаний.

-Мы попали в город. Но здесь большой переполох. Потерялся малыш и ищет свой дом. Постучался он в первый дом. Здесь жили ломаные линии, а они его не пускают.

Мы с тобой родственники, но ты живёшь в другом доме.

-Почему?

Постучался во второй дом

Здесь жили отрезки, и они его не пускают. Мы с тобой родственники, но ты живёшь в другом доме.

-Почему?

Постучался в другой дом.

Там живут прямые. Его опять не пускают. Мы с тобой родственники, но ты живешь в другом доме.

-Почему?

Постучался в третий дом.

Там жили прямые линии, но у них было только начало.

-Как вы думаете, что произошло?

-А как зовут нашего малыша?

-Почему во всех домиках жили родственники, но никто его не пустил?

-Давайте, сравним наших героев. По каким критериям или параметрам будем сравнивать?

http://festival.1september.ru/articles/633697/img1.gif  http://festival.1september.ru/articles/633697/img2.gif

http://festival.1september.ru/articles/633697/img3.gif  http://festival.1september.ru/articles/633697/img4.gif

СОСТАВЛЯЕМ И ЗАПОЛНЯЕМ ТАБЛИЦУ

 

кривые

отрезки

прямые

лучи

Есть начало

-

+

-

+

Есть конец

-

+

-

-

Можно ли измерить

-

+

-

-

Использование чертежных принадлежностей

-

+

+

+

Цвет

+

+

+

+

Толщина

+

+

+

+

Горизонтально

+

+

+

+

Вертикально

+

+

+

+

Из значительного количества критериев мы отобрали только три существенных, т.е. важных.

ВЫВОД:

  • Что мы представляем, когда говорим луч?
  • Чем отличается луч от прямой?
  • Чем отличается луч от отрезка?

-Посмотрите на рисунки. С какими геометрическими фигурами они у вас ассоциируются, надпишите эти геометрические фигуры. (Они указаны стрелками)

http://festival.1september.ru/articles/633697/img5.jpg

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

-Наш малыш так обрадовался, что запел песенку:

ПЕСНЯ:

Чтоб прямую получить
Надо просто прочертить,
Ни начала, ни конца
Не найдешь ты никогда

Если точку ты возьмешь
К ней прямую проведешь
Луч получится тогда,
Есть начало, нет конца

У отрезка как он есть
Есть начало и конец
Его измерить можешь ты
Лишь линейку приложи.

6. Первичное закрепление. Работа по учебнику.

1)-Откройте учебник на с. 57. Прочитайте текст.

Работа с текстом.

2)- Начертите произвольный отрезок АВ (слайды 3, 4)

  • начертите прямую
  • начертите луч с началом в т.О

-Чем отличается луч от отрезка? Чем отличается луч от прямой?

-На построенном луче с началом в точке О будем откладывать равные отрезки длиной 1 см. У начала луча поставим т.О и пронумеруем один за другим концы отрезков 1,2, 3, 4

У нас получился числовой луч (слайды 7, 8).

-На этом луче можно изобразить любое число, обозначив его точкой, т.к. луч бесконечен. Отрезки могут быть любой величины, но обязательно равные (слайд 6)

- С помощью луча можно сравнивать числа. Чем правее точка от начала луча, тем большее число она обозначает. Чем левее точка от начала луча, тем меньшее число она обозначает.

Начертите луч с началом в т.В. Отметьте на нем точки от 1 до 10 обозначив их, если единичный отрезок равен 5 мм.

7. Самостоятельная работа

1)№3, стр.58 (учебник,ч.2)

2)№5, стр.58 (учебник,ч.2)

3)Работа в парах. 

-Соедините геометрические фигуры с их названием.

http://festival.1september.ru/articles/633697/img6.gif

8.Обобщение. Итог урока. Рефлексия (слайды 15-16).

  • Что мы представляем, когда говорим луч?
  • Чем отличается луч от прямой?
  • Чем отличается луч от отрезка?
  • Назовите отличие числового луча от простого?
  • Как сравнивать числа при помощи числового луча?

10. Дом. задание: задача №12; выражение №14 (а), стр.60 (учебник, часть 2)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

__ _______ ___

Слайд 2

Отгадайте загадки Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжёт, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печёт? Великан стоит в порту, Освещая темноту, И сигналит кораблям: «Заходите в гости к нам!» Весь день стоит на улице, Прохожим улыбается. Их служба начинается, Когда уже смеркается.

Слайд 3

Луч А

Слайд 4

Геометрические фигуры

Слайд 5

Постановка проблемы. Открытие нового знания 1 1

Слайд 6

1 2 3 4 5 0 1 2 0 1 2 3 0 50 см 180см 100 см Единичный отрезок

Слайд 7

Вывод: Числовой луч – это бесконечная шкала. С помощью числового луча можно сравнить числа. Из двух чисел меньше то, которое расположено левее. С помощью числового луча можно прибавлять и вычитать . 1 2 4 3 1 5 2 3

Слайд 8

Чем отличается шкала числового луча от шкалы линейки? Найди ошибки в изображении числового луча. 0 0 0 1 1 1 1 2 2 2 2 7 3 6 5 4 8 3 3 3 4 4 5 5 5 6 6 6 7 7 7 8 8 9

Слайд 9

Алгоритм: Поставить точку, провести вправо луч. У начальной точки луча поставить 0. Выбрать единичный отрезок и отложить его вправо от нулевой точки. Найти место для чисел в соответствии с единичным отрезком.

Слайд 10

Каким числам на числовом луче будут соответствовать планеты Солнечной системы в порядке удаления их от Солнца? 0 О

Слайд 12

Каким числам на числовом луче будут соответствовать планеты Солнечной системы в порядке удаления их от Солнца? 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 М В З М Ю С У Н П О

Слайд 13

Реши уравнения х + 37 = 40 х + 26 = 32 45 + х = 50 О

Слайд 14

Домашнее задание

Слайд 15

Продолжи фразу: Я узнал (а) ….. Я повторил (а) …. Я научился (лась) …. Итог урока

Слайд 16

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 кл. (2014 год) Интерактивный тест-игра "Числовые домики"

Интерактивный тест- игра «Числовые домики» предназначен для проведения устного счета на уроке при проверке знания состава чисел 5-10 (1 класс).  Открывается в режиме показа слайдов. В...

2 класс. Математика. Сложение и вычитание чисел с помощью двух и более числовых лучей или числовых прямых (линеек). Присчитывание как новый способ нахождения суммы.

Конспект по обучению грамоте по РО система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова. Предмет: Математика Класс: 2 Тема: Сложение и вычитание чисел с помощью двух  и более числовых лучей или числовых прям...

: Сложение и вычитание чисел с помощью двух и более числовых лучей или числовых прямых (линеек). Присчитывание как новый способ нахождения суммы.

: Сложение и вычитание чисел с помощью двух и более числовых лучей или числовых прямых (линеек). Присчитывание как новый способ нахождения суммы....

Числовые выражения. Составление числовых выражений. 2 класс

Цель данного урока: закрепить умение составлять числовые выражения, используя числа, арифметические знаки, скобки; умение читать выражения разными способами; составлять и решать задачи....

Конспект урока по математике. Тема :Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Скобки. Сравнение числовых выражений.2 класс.УМК "Школа России".

КОНСПЕКТ УРОКА по математикеТема: Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Скобки. Сравнение числовых выражений.Цели деятельности учителя: развитие умений учащихся решать задачи в д...