Урок по математике с элементами экологии. "Встреча на экологической тропе. Закрепление пройденного"
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Климова Татьяна Петровна

Тревожно звенит колокольчик. В гости к ребятам спешит Лесовичок. Он просит о помощи. В лесу случилась беда. Кто -то хозяйничает в лесу. Срубает деревья, стреляет из рогаток в птиц. Чтобы помочь Лесовичку ребятам предлагается решить разнообразные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vstrecha_na_ekologicheskoy_trope.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Форма представления урока.

ФИО учителя Студенкова Татьяна Петровна

Район, школа Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Сарафановская средняя общеобразовательная школа» Молчановского района Томской области.

Класс 4 класс

Тип урока: интегрированный урок

Цель урока: закрепить  изученный  материал, воспитывать интерес к предмету, бережное отношение природе, развивать логическое мышление, память, наблюдательность, воспитывать чувство взаимоподдержки, развитие художественно-образного мышления, воображения. формирование культуры общения, умения сотрудничать при  работе в паре, группе.

Планируемые результаты:

Предметные: в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться наблюдать, анализировать; уметь записывать числа, решать уравнения, решать примеры на деления и умножения, на однозначное число и круглые числа; закреплять умения решать задачи

Метапредметные:

регулятивные: в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться принимать учебную задачу, выполнять учебные действия, в практической и мыслительной форме, фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работы; самостоятельно формировать тему урока; учиться формировать вместе с учителем учебную проблему; составлять план решения проблемы совместно с учителем;

познавательные: ориентироваться в информационном материале (сообщения учащихся), начало урока, осуществлять поиск необходимой информации, при выполнении заданий проводить сравнение, анализ, высказывать свою точку зрения; добывать новые знания;

коммуникативные: включаться в диалог с учителем, учащимися, в коллективное обсуждение, отвечать на вопросы учителя; высказывать свои мысли; довести свою точку зрения до других учащихся; уметь слышать и слушать;

личностные:  проявлять положительное отношение к предмету экологии и математике, самостоятельно высказывать правила  общения в сотрудничестве; делать выбор, какой поступок совершить; умение определять свое отношение к окружающему миру;

Этап урока

задача–результат каждого этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников.

УУД, формируемые на каждом этапе.

I этап. Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

-Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

I этап. Организационный момент.

- Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

II этап. Актуализация знаний.

Цель – закрепить знания в пределах

1 000 000

Выдвигает проблему.

Ребята, слышу, как звенит тревожно колокольчик. Вот этот звон все ближе и ближе. К нам в гости спешит Лесовичок, он очень взволнован.

  • Почему?

Да, ребята, в лесу случилась страшная беда. Какие-то разбойники творят страшные дела. Они хотят хозяйничать в лесу. Ломают ветки деревьев, срубают вековые кедры,  сосны, лиственницы. Стреляют из рогаток в птиц.

Лесовичок:. (иллюстрация на слайде).

«О, мой лес. Мой дивный лес.                       Был высок он до небес.

                       Пели птицы до зари.                       Заливались соловьи.

(Звучит музыка Чайковского “Вальс цветов”)

Да все это было. Но сейчас опустел лес. Не поют птицы, не слышно звона цветов, оставшиеся деревья затягиваются паутиной, разные вредители поедают листья.

Ребята, сегодня нам нужно спасти лес, Лесовичок

просит нас об этом.

  • Поможем Лесовичку?
  • Чтобы попасть в волшебный лес, проведем экологическую минутку.

Предлагает задания 

  • Запишите числа, которые услышите Каждый гектар влажного тропического леса выделяет ежегодно 28 тыс. кг кислорода.
  • Б) Ежегодно на планете исчезают лесные массивы на площади 120000 кв.м.
  • В) Ежедневно в джунглях всего мира под пилами падает 1 млн. деревьев.
  • Г) Ежедневно на планете вырубается более 33000 га леса.

Организует:

Работу в парах,  взаимопроверку

Ответы детей: возник пожар в лесу, хулиганят ребятишки в лесу, стреляют из рогаток в птиц, разоряют гнезда, пилят лес.

Мы найдем этих злодеев и как следует их взгреем.

Записывают числа.

28 000

120 000 000 000

1 000 000

33 000 га

осуществляют взаимный контроль

II этап. Актуализация знаний.

Познавательные УУД

Познавательные УУД

личностные УУД

Познавательные УУД

коммуникативные УУД

III этап

Закрепление пройденного

Цель-закреплять изученный материал по математике, воспитывать бережное отношение  к природе,

Предлагает:

 Вот мы попали в волшебный лес. Давайте подсчитаем площадь вырубленного леса.

«Задание: Вырубили площадь, имеющую прямоугольную форму, длиной 7 м, шириной 3 м, найти площадь».

Организует:

проверку выполнения упражнения.

Выдвигает  проблему.

  • С чего мы сейчас начнем, Как будем помогать Лесовичку?

Призывает найти злодеев.

Организует работу в группах.

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет    проверку.

Предлагает вписать в таблицу ответы при решении уравнений соответствующим буквам.

290       6        36

к

о

т

5          7      21

я

г

а

к-290, о -6, 5 –я, а- 21, 36 –т, г-7

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Зачем будем возвращать птиц?

Организует работу по возвращению птиц в лес.

Чтобы вернуть птиц, нужно решить примеры.

Осуществляет личностно-ориентированный контроль.

Побуждает к сообщению о птицах. Организует  работу в группе. 

Организует наглядность. (Презентация)

Первая прилетела синица.

Вторая прилетела ласточка.

Презентация. Фотография дятла.

Побуждает к действию, развитию мышления.

  • Каких еще птиц вернем в лес.
  • Вот еще кого нам нужно вернуть в лес. Отгадать загадку.
  • « Сам мал, незаметно хожу,
  • Но больше себя ношу.»      ( муравей)
  • ( иллюстрация муравья, презентация)

Презентация дятла

Выдвигает проблему.

  • Птиц, муравьев вернули, теперь, как будем помогать?

Организует самостоятельную работу. Обеспечивает мотивацию выполнения самостоятельной работы. Контролирует выполнения работы.

  • На маршрутных листах решаем примеры, посмотрим, сколько деревьев посадим.

Организует.

Убрать мусор в лесу. Найти ошибку.                                             636:6=106          872:8=19

Выдвигает проблему.

  • Вот мы с вами посадили деревья. А через, сколько лет он снова зашумит? 

Побуждает к решению задачи.

Задача: Продолжительность жизни сосны обыкновенной 350 лет, а сосны кедровой в 2 раза больше, а лиственницы на 100 лет меньше. Какова продолжительность жизни лиственницы?

Выдвигает проблему.

  • Какой можно еще поставить вопрос к задаче?

Сообщает.

Лиственницу сибирскую посадили в национальном парке Дружбы народов в Америке т. к это дерево занимает большие площади и древесина сохраняется много сотен и даже тысяч лет.

Формулирует задание.

  • Какое самое красивое дерево наших лесов? 

(ответ должен быть  ни такой)

Формулирует новый вопрос.

  • Какое дерево является лишним из перечисленных вами?

Выдвигает проблему. Хороша береза в смешанном лесу. Жить береза может долго, иногда до 300 лет. Однако дерева такого возраста не встретишь. Могут прожить до 150 лет.

  • Почему?  

Обобщает.

  • Причиной могут быть сборы березового сока, поврежденная береза за сутки теряет 5 литров сока, поэтому ослабевает и подвергается нападению вредных насекомых. Не следует наносить бесцельно такие повреждения деревьям. Раны зарастают медленно, древесина в этих местах начинает гнить.

Читает стихотворение-призыв.           «Не губи березы белой,

  Не губи души лесной,

Не губи и зла не делай,

    И особенно весной.

Не губи, не тронь березы,

Обойдись с ней по-людски,

   А иначе брызнут слезы

 Сам засохнешь от тоски.

Осуществляют взаимопроверку

анализируют, сравнивают, делают выводы, оценивают друг друга

Находят вырубленную площадь леса.

Выполняют задание в тетради.

Комментируют выполнения задания.

7*3 = 21

Размышляют, высказывают свою точку зрения, приходят к выводу:

  • а) Найти злодеев.
  • Б) Вернуть птиц.
  • В) Посадить деревья.

Работают в группах.

решают, осуществляют взаимодействие друг с другом,

высказывают свою точку зрения.

1 группа:

х + 50= 340         х · 5 = 30  

     х - 16=20

2 группа:

 6 · х=42              

 х : 3=21        19 + х=24 

Вставляют в таблички  числа.

Получают слова: кот и яга).

Делают вывод: 1.Хозяйничают в лесу - кот Матвей и Баба Яга.

2. Нужно вернуть птиц в лес.

Высказывают свое мнение.

Птицы уничтожат вредителей леса

Работают по возвращению птиц в лес.

1.(на доске примеры, решают  примеры у доски)

400000+500=400500          670005-70000=600005            5400-5000=400

3000+74=3074

2)Работают по карточкам. По группам. Выполняют разноуровневые задания.

1. Реши примеры

   200 440 – 440 + 50 000= 250 000

   300 * 100 + 6 000 =36 000

2. Запиши величины в порядке возрастания.

    60 см, 6 см, 6 км, 6 м, 60 км.

    80 ц, 80 кг, 800 г, 80 т, 8 ц.

3. Реши задачу.

Экологи к месту происшествия прибудут через 5 суток 10 часов. На самолете будут лететь 18 часов, на поезде ехать на 32 часа больше, чем лететь на самолете. Остальное время будут плыть на пароходе. Сколько часов экологи будут плыть на пароходе?  

Делают сообщения о птицах, которые сами нашли в библиотеке.

1 группа.

Синичка: в наших лесах можно встретить синицу. Название синица получила, что в оперении птиц есть сине – голубая окраска. Своим клювом они проникают в трещины коры деревьев и извлекают оттуда личинки, взрослых насекомых. Синицы очень прожорливы, поедают за сутки столько пищи, сколько весят сами.

Организуют свое задание другим группам.

-Подсчитать, сколько в сутки съедают синицы.

(карточка: 6500-500=6000)

2 группа

Ласточка: питается насекомыми, за которыми охотятся в полете т. к. большую часть проводят в воздухе, летая в погоне за добычей. Их рот широко раскрыт и поэтому в него попадают различные мухи, комары, мошки.

Организуют свое задание другим группам.

-Прочитать сколько насекомых ловит ласточка за лето.

     10000000   (карточка)

3 группа:

-Какую птичку называют санитаром леса?.

Дятел: зимой уничтожает много семян хвойных деревьев, но их считают полезными птицами т.к. уничтожают много вредных для леса насекомых.

Кроме того, выбраковывают больные, зараженные вредителями деревья, подлежащие санитарной рубке.

Организуют свое задание другим группам.

  • Вычислить, длину тела дятла. (100 уменьшить в 4раза)
  • Вычислить, массу дятла.(1000 уменьшить в 10 раз.)

Рассуждают в группах.

сообщают.

Воробья, кукушку, скворца, ворону.

Отгадывают загадку.

Муравей.

Делают сообщение

Муравьи в день уничтожают 15-20 тыс. вредителей. Дятел за 3 недели уничтожит это же количество. Синица- 2 месяца. За лето обитатели одного муравейника уничтожают до 8 млн. насекомых. Вот почему в тех местах, где муравьев много, вредители не успевают размножаться.

  • Узнать, на сколько вредителей муравьи съедают  больше, чем синица.
  • (20000-6000=)

Решают задачу.

Делают выводы, на сколько муравьи больше поедают насекомых.

Отвечают на вопросы учителя.

Третье условие не выполнили. Нужно посадить деревья.

Выполняют самостоятельную работу.

          130000:100=1300           560:10=56             268:4=   67             175:5=  35          

196 · 3=598          368+195= 563         904-356=548      

   647-254=  393        225 · 3=675

Осуществляют взаимопроверку  в парах.

Находят ошибку в примерах.

Во втором примере, ответ 109.

Высказывают свое мнение.

(50 лет, 20 лет, 10 лет, 100 лет)

Решают задачу:

1.350*2=700(л)-кедровая сосна

2. 700-100=600(л)-лиственница

Анализируют, проводят сравнение. Ставят новый вопрос к задаче.   (На сколько  лет продолжительность жизни сосны меньше, чем

 лиственницы?)

Приводят примеры и обосновывают свое мнение: сосна, ель, пихта, береза.

Сравнивают. Дают ответ на поставленный вопрос.  Обосновывают свое мнение. (береза)

Береза является лишним деревом т.к. оно лиственное, а остальные хвойные деревья.

Отвечают на вопрос, обосновывают свое мнение.

Люди весной собирают березовый сок. Нужно при сборе сока замазывать ранку глиной, некоторые этого не делают, сок постепенно вытекает, или чтобы набрать сок, рубят дерево топором.

коммуникативные УУД

личностные УУД

регулятивные УУД

познавательные УУД

коммуникативные УУД

познавательные УУД

коммуникативные УУД

регулятивные УУД

предметные УУД

коммуникативные УДД

познавательные УДД

коммуникативные УДД

предметные УУД

предметные УУД

коммуникативные УДД

познавательные УУД

предметные УДД

предметные

УУД

коммуникативные УДД

регулятивные УУД

коммуникативные УУД

регулятивные УУД

познавательные УУД

познавательные УУД

познавательные УУД

регулятивные УДД

IV этап

Итог.

Рефлексивная деятельность

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

1.Чем занимались на уроке.

2.Какое мы, сегодня сделали доброе дело? 3.Почему нужно охранять, беречь лес?

4.Рефлексия. 

Я научился…

 Я смогу, если….

Сегодня мне удалось…

Теперь я умею…

Я буду стараться, чтобы…

 

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему. Высказывают свое отношение к окружающему миру.

личностные УУД

Авторская рефлексивная оценка:

Интегрированный урок математики с элементами экологии - систематизация знаний, умений и навыков. Рассмотрение учебного материала со стороны двух предметных областей (математики и экологии). Урок был организован на основе системно-деятельностного  подхода.

Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. На уроке применялись активные методы изучения. Использование методов и приемов предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на всех этапах урока; характер – компетентностно-ориентированный. Сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности, развивались ключевые компетентности  (познавательные,  регулятивные, коммуникативные). Усвоение материала происходило в процессе решения практической, познавательной проблемной ситуации. Использовались технологии: игровые, интерактивные (работа в группах, парах), ИКТ, личностно-ориентированный подход, проблемно-диалогическая технология.   Урок результата достиг.

Результат достигнут каждым учащимся.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на…

  • Убрать мусор в лесу. Найти ошибку.
  •                                                  636:6=106          872:8=109
  • Вот мы с вами посадили деревья. А через, сколько лет он снова зашумит? Но прежде чем ответить, решим задачу.
  • Задача: Продолжительность жизни сосны обыкновенной 350 лет, а сосны кедровой в 2 раза больше, а лиственницы на 100 лет меньше. Какова продолжительность жизни лиственницы?
  • Какой можно еще поставить вопрос к задаче?

     (На сколько  лет продолжительность жизни сосны меньше, чем

     Лиственницы?)

  • Лиственницу сибирскую посадили в национальном парке Дружбы народов в Америке т. к это дерево занимает большие площади и древесина сохраняется много сотен и даже тысяч лет.
  • Какое самое красивое дерево наших лесов? (береза)

Напоминает обучающимся, как…

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:

  • индивидуальный контроль;
  • выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

Диктует.

Дает:

  • комментарий к домашнему заданию;
  • задание на поиск в тексте особенностей...

Организует:

  • взаимопроверку;
  • коллективную проверку;
  • проверку выполнения упражнения;
  • беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
  • оценочные высказывания обучающихся;
  • обсуждение способов решения;
  • поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);
  • самостоятельную работу с учебником;
  • беседу, связывая результаты урока с его целями.

Подводит обучающихся к выводу о…

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Записывают слова, предложения.

Делят (звуки, слова ит.д.) на группы.

Выполняют упражнение в тетради.

По очереди комментируют…

Обосновывают выбор написания…

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

Проговаривают по цепочке.

Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.

На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.

Составляют схемы слов (предложений).

Проводят морфемный анализ слов.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания по карточкам.

Называют правило, на которое опирались
при выполнении задания.

Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.

Озвучивают понятие…

Выявляют закономерность…

Анализируют…

Определяют причины…

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Сравнивают…

Читают текст.

Читают план описания…

Подчеркивают характеристики…

Находят в тексте понятие, информацию.

Слушают стихотворение и определяют…

Слушают доклад, делятся впечатлениями о…

Высказывают свое мнение.

Осуществляют:

  • самооценку;
  • самопроверку;
  • взаимопроверку;
  • предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

\

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Тема:  Встреча на экологической тропе. Интегрированный урок по математике и экологии. Закрепление пройденного.

Цель: закрепить  изученный  материал, воспитывать интерес к предмету, бережное отношение природе, развивать логическое мышление, память, наблюдательность, воспитывать чувство взаимоподдержки, развитие художественно-образного мышления, воображения. формирование культуры общения, умения сотрудничать при  работе в паре, группе.

Предметные: в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться наблюдать, анализировать; уметь записывать числа, решать уравнения, решать примеры на деления и умножения, на однозначное число и круглые числа;

Метапредметные:

регулятивные: в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться принимать учебную задачу, выполнять учебные действия, в практической и мыслительной форме, фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работы; самостоятельно формировать тему урока; учиться формировать вместе с учителем учебную проблему; составлять план решения проблемы совместно с учителем;

познавательные: ориентироваться в информационном материале (сообщения учащихся), начало урока, осуществлять поиск необходимой информации, при выполнении заданий проводить сравнение, анализ, высказывать свою точку зрения; добывать новые знания;

коммуникативные: включаться в диалог с учителем, учащимися, в коллективное обсуждение, отвечать на вопросы учителя; высказывать свои мысли; довести свою точку зрения до других учащихся; уметь слышать и слушать;

личностные:  проявлять положительное отношение к предмету экологии и математике, самостоятельно высказывать правила  общения в сотрудничестве; делать выбор, какой поступок совершить; умение определять свое отношение к окружающему миру;

Оборудование:  интерактивная доска с использованием презентации, карточки, музыка Чайковского «Вальс цветов».

Используемые технологии:

  1. Интерактивные методы: работа в парах, работа в группах.
  2. Использование активных методов, которые способствуют формированию положительной мотивации, активному вовлечению обучающихся в образовательный процесс, повышению познавательной активности учащихся, стимулированию самостоятельной деятельности, развитию творческих способностей и нестандартности мышления, развитию коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося.
  3. Проблемные, исследовательские методы обучения.
  4. ИКТ.
  5. Технология оценивания учебных успехов.
  6. Личностно-ориентированный подход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 3 классе.Тема: Повторение и закрепление пройденного материала. Правописание слов с б/гласной, непроизносимой согласной.

Урок по русскому языку в 3 классе.Дата: 24.05.2012.Тема:   Повторение и закрепление пройденного материала....

интегрированный урок (математика и чтение) Х.К.Андерсен "Снежная королева", "Закрепление пройденного материала"

Конспект интегрированного урока (математика и чтение), 2 класс, УМК "Школа России"...

Открытый урок математики 2 «В» класс Тулякова Татьяна Владимировна Тема: Закрепление пройденного материала

Цели урока:1. Повторить решение задач изученного вида.2. Закреплять сравнение именованных чисел; нумерацию чисел.3. Воспитывать интерес к урокам математики, любовь к природе, бережное отношение к ней,...

Конспект урока математики в 1 классе по программе «Школа России» Закрепление пройденного материала по теме: «Числа от 1 до 10».

Конспект урока математики в 1 классе по программе «Школа России» Закрепление пройденного материала по теме: «Числа от 1 до 10».На уроке учащиеся закрепляют знания состава чисел, формируются...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Экскурсия по экологической тропе"

Цели: 1.      Уточнить знания детей о состоянии растений весной: на деревьях набухают почки, появляются проталины у основания деревьев, так как начинается сокодвижение; дать п...

Конспект уроков по математике 3 класс. Поупражняемся в изменении площадей и повторим пройденное

Предмет: математикаКласс: 3-2Тема урока: Поупражняемся в изменении площадей и повторим пройденное  Цели урока: закреплять умение измерять площадьПланируемые результаты:Предметные: закреплять умен...

Урок математики в 4 классе. Урок- сказка "Муха-Цокотуха".Нумерация чисел до 1000 и более. Закрепление пройденного материала.

Использование игровых моментов и уроков в игровой форме являются необходимым средством активизации познавательной деятельности учащихся. Умелое применение текстов сказок позволяет сделать урок яр...