«Решение задач с использованием графической модели».
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Грачева Елена Алексеевна

Составление графической модели задачи помогает детям логически грамотно вести рассуждения, помогает видеть зависимость между искомым и данными задачи, смоделировать схему анализа задачи, грамотно проанализировать её и составить план решения задачи. Всё это способствует развитию образовательной компетентности, т. е. способности  устанавливать  и реализовывать связь между «знанием - умением» и ситуацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 24._urok_m-ki_3_kl._rayon.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Грачева Елена Алексеевна

учитель начальных классов  МОУ Лицей г. Истры

Урок математики. 3 класс.

«Решение задач с использованием графической модели.

Табличное умножение и деление.»

Составление графической модели задачи помогает детям логически грамотно вести рассуждения, помогает видеть зависимость между искомым и данными задачи, смоделировать схему анализа задачи, грамотно проанализировать её и составить план решения задачи. Всё это способствует развитию образовательной компетентности, т. е. способности  устанавливать  и реализовывать связь между «знанием - умением» и ситуацией.

Цели:

- совершенствовать знания табличных случаев умножения и деления, умение анализировать и решать задачи с использованием графической модели задачи;

- развивать мотивационную и эмоционально-волевую сферу личности через реализацию образовательных задач урока, продолжить формирование логического мышления, развитие математических способностей, внимания и интереса к предмету через доказательства и обоснования ответов учащихся;

- формировать культуру межличностных отношений, культуру умственного труда через формы организации обучения, способы взаимодействия учащихся и учителя на уроке.

Ход урока.

Звучит песня «Ты да я, да мы с тобой» (Слайд 1)

  1. Организационный момент.

- Дети, скажите, что вас удивляет в жизни?

Удивление встречает нас часто. А моё удивление вызывает солнце. (Слайд 2)

Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться. Протяните руки к солнцу. Щедрые солнечные лучи, как нежные руки мамы, обнимают, гладят, согревают нас своим теплом. В душе наступает покой и благодать. Нам хочется смеяться и радоваться новому дню. Волшебное солнце растопило все обиды, болезни, грусть и печаль. Оно наполнило сердце любовью и добротой.

Звучит песня «Дорога добра» - 1 куплет и припев.

Все: (Слайд 3) – читают хором и показывают:

                  Свет солнца в ладони возьму

                  И к сердцу я приложу.

                  И станет вокруг всё добрее,

                  Нежнее, светлее, милее.

Вот с такой добротой в наших сердцах мы и начнём наш урок, а работать мы будем под девизом:

(Слайд 4)   В жизни много интересного,

                     Но пока нам неизвестного,

                     Будем думать и считать!

                     И о многом узнавать!

В классе сегодня маленькие солнышки. Они необычные, с заданиями, которые вам предстоит выполнить.

Снимите первое солнышко. Читай. (Проверяй-ка.)

Давайте проверим домашнее задание.

2.Проверка д/з. 

У: Вспомним, что нового узнали на прошлом уроке.

Д: Особые случаи с числом «один» и «ноль».

У: Проверим, как вы поработали дома. К доске идёт …  (Компьютер. Диск: «Математика» 3 класс М. И.  Моро)

Задание 1. Солнышко растопило мыло, и полетели мыльные пузыри.

У: Нужно лопнуть мыльный пузырь с неверным ответом. Класс будет давать сигнал: верный ответ или нет.

Задание 2. Вычисли значение выражений.

Начнём со 2-го ряда цепочкой. (Дети выходят к компьютеру и нажимают на цифры.)

У: Найти лишнее число.

У: Какие знания вам потребовались, чтобы выполнить эти задания?

3.Определение детьми темы урока. Постановка учебных задач.

У: Слушаем и думаем, с какой целью я поставила эту песню. (Звучит песня «Дважды два – четыре»)

Д: Чтобы определить тему. «2*2 – четыре». Наверно, будем повторять таблицу.

У: Верно, а что ещё на каждом уроке?

 (Слайд 5) Хором!

Д: Решение задач.

4.Устная работа. Математическая разминка.

3 человека снимите солнышки.

  1. Индивидуальная работа у доски. (3 человека выходят к доске, выбирают солнышки, читают задания и находят нужную запись на доске)

Задания на солнышках.

1.Реши уравнение.

2.Расставь скобки так, чтобы равенства были верными.

3.Составь верные равенства и неравенства.

На доске.

4*8;  5*6;  44-12

9*10-7=27

А*6=48

46-36:4-8=45

  1. Работа с классом.

У: Пока ребята работают у доски, приведём в порядок мысли. « Мы творим это дело только силой ума и души».

Кто хочет снять солнышко? Читай. (Повторяй-ка. «Тройка слов»)

У: Я говорю первые два слова, а вы договариваете третье.

- уменьшаемое, разность, … (вычитаемое)

- стоимость, количество, … (цена)

- делимое, делитель, … (частное)

- меньше, равно, … (больше)

- 1 множитель, произведение, … (2 множитель)

- площадь, ширина, … (длина)

- сумма, 2 слагаемое, … (1 слагаемое)

У: Снимите следующее солнышко. Читай. (Повторяй-ка. Таблица.)

(Слайд 6)

У: Задание у вас на столе. Прочитайте его и спрогнозируйте свою работу на прямой.(На прямой дети ставят крестик. Если они считают, что с работой справятся –  наверху; если сомневаются – посередине; не справятся – внизу.)

Задание: Вычисли значение выражений и запиши ответы в строчку через запятую.

                  Пропусти вниз 2 клетки и запиши эти числа в порядке возрастания.

Проверка. (Слайд 7)

У: Сравните запись в своих тетрадях с записью на доске и оцените свою работу на оценочной прямой. Там, где вы прогнозировали выполнение данной работы. Поднимите руку, у кого прогноз совпал с оценкой. Хорошо, а остальные в следующий раз постараются более объективно подойти к прогнозу.

Какую работу вы можете предложить с данными числами?

Д: - рассказать о каждом числе;

- найти лишнее число;

- разделить на группы;

- расположить в порядке убывания;

- составить с числами выражения

У: Найти лишнее число. (30)

Разделить на группы. (чётные и нечётные; двузначные и однозначные)

Выпишите двузначные нечётные числа.

27,  35

Дети, я нашла ещё число 9! (ловушка)

Д: Елена Алексеевна, я с Вами не согласен, т. к. хотя  9  -  это и нечётное число, но оно однозначное, а задание было: выписать …

У: Ваше мнение, дети. Покажите сигналом. Что можете рассказать о выписанных числах?

Д: 27< 35, а 35>27;   в числе 27 – 7 единиц и 2 десятка и т. д.

У: Какие знания помогли вам правильно выполнить все задания?

Проверим, как справились с работой дети, работавшие у доски. … читай задание.

Ваше мнение. Задайте … вопрос. (Отметка)  И т. д. Какие знания потребовались уч-ся? (Знания таблицы, знания нахождения 1-го множителя, порядка действий и т. д.) А какие умения? (Умение  находить 1-ый множитель, умение  расставить скобки, вычислительные умения)

5.Физминутка. (Под музыку песни «Выглянуло солнышко»)- (Слайд 8)

У:  Снимаем следующее солнышко. Читай.

Хоть ты смейся, хоть ты плачь,

Будет много здесь задач.

6.Решение задач.  Устная работа.  (Слайд 9)

На слайде 4 схемы.

У: Найти лишнюю схему.

Д: Я считаю, что схема №3, т. к. эта схема к задаче на тройку величин. А я, считаю, что схема №2, т. к. эта схема к составной задаче задаче.

У:  Кто прав? (оба)

У: Рассмотрите схемы простых задач и придумайте по ним задачи.  …  расскажи, а класс внимательно слушает, решает устно и показывает ответ с помощью сигнального круга.

Придумайте составную задачу. Мы не будем её решать. Давайте обоснуем выбор дейстия. Какое 1-ое действие? (Вычитание.) Обоснуй. (Знак вопроса стоит на «части», а чтобы найти «часть», надо из «целого» вычесть другую «часть».) И т. д.

А теперь я расскажу задачу, а вы найдите схему. А теперь вы расскажите задачу, а я найду схему. (Показ неверной схемы.) Ваше мнение? (Нет.) Почему? (Эта схема к задаче, которая решается сложением; эта линейная схема, а нам нужна ступенчатая.)

Письменная работа.

Откройте учебник на с. 76 . Задача 2. Прочитайте её самостоятельно и поставьте перед собой цель. Какие цели поставили? (Я читал с целью: узнать – задача простая или составная; а я с целью: узнать – схема линейная или ступенчатая; а я с целью: запомнить задачу; а я с целью: узнать – есть ли в этой задаче тройка величин …)

(По ходу учитель спрашивает: «Узнал?» Докажи.)

Пойдёт чертить схему … , а остальные в тетрадях.

А я вам предлагаю свою схему. (Слайд 10)

 Ваше мнение? ( Она тоже верная, но на «линейной» схеме лучше видно последнее действие.)

К доске идёт … , а вы задайте ему вопросы по содержанию. ( …  покажи, сколько кг конфет было в 4 коробках. Ученик: «Я это не знаю». Все дают сигнал.  И т. д.)

А сейчас УЧИТЕЛЕМ будет … , он будет задавать вам вопросы. (Что это? Дети: «Это количество коробок с печеньем» и т. д.)

С какой целью мы провели эту работу? (чтобы хорошо запомнить задачу и суметь её верно проанализировать)

Идёт анализировать задачу … , а схему анализа будет чертить … . Все в тетрадях.

Ученик у доски показывает и анализирует: «Чтобы ответить на главный вопрос задачи: Сколько всего кг конфет и печенья привезли в детский сад? Надо знать: Сколько всего привезли кг конфет. Я это не знаю. И сколько всего привезли кг печенья. Я это не знаю. А чтобы узнать, сколько кг конфет всего привезли, надо знать, сколько кг конфет в одной коробке. Я это знаю-9. И ещё надо знать, сколько коробок с конфетами было. Я это знаю – 4. А чтобы узнать … и т. д. 2-ой ученик во время анализа чертит схему анализа задачи.

Пойдёт составит план решения задачи … . (Первым действием я узнаю … и обосновывает выбор действия по схеме и по содержанию задачи.)

Решаем задачу по действиям. Кто запишет решение по действиям, остановитесь.

Взаимопроверка.

Обменяйтесь тетрадями и оцените работу своего товарища на оценочной прямой, а на следующем уроке мы посмотрим, совпала ли ваша оценка с моей.

У: Запишите решение задачи выражением. У доски … . Проверяем. Ваше мнение? Сигнал. Запишите ответ.

Измените вопрос, чтобы последнее действие было вычитание. На сколько же больше привезли кг конфет, чем печенья? ( На 12.)

7.Итог урока.

У: Урок подходит к концу. Был ли он вам интересен?

Оцените свою работу на уроке. Возьмите пульты. (Слайд 11)

1. Я доволен своей работой на уроке.

2. Работал хорошо, но мог бы лучше.

3. Испытывал трудности.

(Дети нажамают кнопку пульта соответствующую выбранному ответу.)

У: Хорошо, вы оценили работу на уроке и, я думаю, поставили цель.

8. Дом. задание.

Тот, кто считает, что он доволен своей работой на уроке, возьмёт домой зелёное солнышко, на обратной стороне домашнее задание. Тот, кто посчитал, что он работал хорошо, но мог бы лучше, берёт домой жёлтое солнышко с другим дом. заданием. А тот, кто испытывал трудности на уроке, возьмёт красное солнышко. У вас своё дом. задание.

Под каким же девизом мы работали? (Слайд 12) Хором.

Солнышко улыбается вам! (Слайд 13 )Звучит песня «Песенка о дружбе» - 1 куплет и припев.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию: " Решение задач с использованием графических задач."

Материал содержит описание того как научить решать задачи с использованием графических схем....

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям с использованием графической модели задачи

Составление графической модели задачи помогает детям логически грамотно вести рассуждения, помогает видеть зависимость между искомым и данными задачи, смоделировать схему анализа задачи, грамотно проа...

Презентация к уроку по теме "Решение задач с использованием графической модели"

Составление графической модели задачи помогает детям логически грамотно вести рассуждения, помогает видеть зависимость между искомым и данными задачи, смоделировать схему анализа задачи, грамотно проа...

Презентация "Формирование познавательных УУД у младших школьников при решении задач с использованием краеведческого материала"

Использование краеведческого материала для составления задач позволяет воспитывать у ребят любовь к родному краю....

Развитие мышления при решении текстовых задач через построение графических моделей

В статье рассказывается о способе моделирования при решении задач....