Перестановка слагаемых
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Селезнева Оксана Александровна

Данную тему пробывала разработать с требованиями ФГОС начального образования. урок проводится в 1 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  • Информация о разработчике:

ФИО: Селезнева Оксана Александровна

Образовательная организация/адрес организации: ГБОУ СОШ  796; г. Москва, ул. Перовская, д.44 А,Б.

  • Информация о проекте:
  • Вид разработки: урок
  • Разработка ориентирована на достижение образовательных результатов в соответствии с «Федеральный государственный стандарт начального общего образования второго поколения» (ФГОС НОО)

       3.Общая характеристика урока

3.1 Название урока: «Перестановка слагаемых»

3.2 Раздел тематического плана: Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (продолжение).

3.3 Целевая группа: младшие школьники 7 лет.

3.4 Цели урока: вывести правило о перестановке слагаемых; совершенствовать вычислительные навыки; развивать мышление память, расширять кругозор.

3.5 Компетентности, развиваемые в ходе урока: Личностные: воспитывать трудолюбие, взаимопомощь. Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в процессе учебной деятельности; отслеживание собственных учебных успехов на уроке; отслеживание правильности работы товарища. Познавательные: воспитывать интерес к учению, применять базовые знания для решения конкретной проблемы; использовать алгоритм в практической деятельности, продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог. Коммуникативные: приобретение навыков учебного сотрудничества в процессе работы в паре и в группе

3.6 Материалы и ресурсы, необходимые для занятия. Выходные данные программ, учебников и т.п.: Математика 1кл.,2 ч., М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова, М., «Просвещение», 2012.Сборник рабочих программ «Школа России» пособие для учителей образовательных учреждений, М., «Просвещение»,2013.Поурочные разработки по математике 1 класс к УМК М.И.Моро,Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко,М., «ВАКО», 2013. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, М., «Просвещение», 2011. Концепция и программы для начальных классов в 2-х ч.,М. А.Бантова, Г.В.Бельтюкова,С.И.Волкова и др., М., «Просвещение»,2010.Мультимедийный проектор, экран, ноутбук LENOVO, раздаточный материал (2 треугольника и 3 квадрата на каждого ученика, карточки с примерами на каждого ученика, лист самооценки,рыбки).

proekt_uroka_abdulovoy.docx;

http://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika/konspekt-uroka-matematiki-o-teme-perestanovka-slagaemyh

http://netedu.ru/node/9077.

3.7 Продолжительность занятия: 45 минут

3.8 На каком этапе используется мультимедийный проектор: на всех этапах урока.

3.9 Организационные формы целевой группы при использовании обучающих средств: групповые, общеклассные, индивидуальные.

3.10 Межпредметные связи: чтение, музыка, ИЗО.

3.11 Форма занятия: урок.

3.12 Планируемый результат занятия: учащиеся учатся выполнять вычисления вида __+1,2,3,4; решать задачи изученных видов; дополнять условие задачи одним недостающим данным; в сотрудничестве с учителем ставить и решать новые учебные задачи; делать умозаключения по результатам исследования; формируются УУД учащихся.

3.13 Что и как оценивается: дети за верные ответы получают карточку с изображением золотой рыбки.

3.14 Описание организации места проведения занятия: учебный кабинет.

3.15 Советы: ребенку, давшему правильный ответ во время урока, вручается золотая рыбка,(т.к. в 1-ом классе введена безотметочная система) дома дети ее раскрасят. (Приложение 1.)

Тема урока: «Перестановка слагаемых»

Цели урока: вывести правило о перестановке слагаемых; совершенствовать вычислительные навыки; развивать мышление память, расширять кругозор.

Задачи урока: Личностные: воспитывать трудолюбие, взаимопомощь. Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в процессе учебной деятельности; отслеживание собственных учебных успехов на уроке; отслеживание правильности работы товарища. Познавательные: воспитывать интерес к учению, применять базовые знания для решения конкретной проблемы; использовать алгоритм в практической деятельности, продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог. Коммуникативные: приобретение навыков учебного сотрудничества в процессе работы в паре и в группе.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Методы обучения: наглядные, активные методы (самостоятельная работа), проблемно - поисковые.

Формы обучения: : групповые (по рядам), общеклассные, индивидуальные.

Оборудование и материалы: .Мультимедийный проектор, экран, ноутбук LENOVO, раздаточный материал (2 треугольника и 3 квадрата на каждого ученика, карточки с примерами на каждого ученика), .: Математика 1кл.,2 ч., М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова, М., «Просвещение», 2012.

Ход урока

1.Организационный момент.

Дидактическая задача: подготовка уч-ся к работе на уроке.

Рефлексивная деятельность уч-ся: самопроверка и взаимопроверка.

Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: проверка готовности к уроку.

Метод: устное сообщение учителя.

Форма: общеклассная.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Вот и книжки на столе,

А вот и тетрадки.

Не хочется играть сегодня в прятки.

И недосуг дуть на корабль бумажный.

Сегодня в классе у ребят

Урок уж больно важный.

Показатель реального решения задачи: Полная готовность класса и оборудования.

 Ребята, сегодня нас ждет много интересного и увлекательного. К нам на урок пришел сказочный герой. Он хочет вам помочь сделать важное открытие, связанное со слагаемыми. Слайд.                                                                            

2. Мотивация.

Дидактическая задача: обеспечение мотивации и приятие уч-ся цели учебно-познавательной деятельности.

Рефлексивная деятельность уч-ся: самоосмысление.

Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: создание проблемной ситуации для подготовки к восприятию.

Метод: создание проблемной ситуации..

Форма: общеклассная.

 Что мы будем делать на уроке математики? Слайд.                                                                       

 Сначала давайте выполним задания Винни-Пуха, вспомним все, что изучали на прошлых уроках.

-А сейчас будем решать задачки. Задачи в стихах. 

а) Слайд.

Пять голубей на крышу сели.

Два еще к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело,

Сколько всех их прилетело? (5+2=7)

б) Слайд.

Семь малюсеньких котят,

Что дают им – все едят.

А один - сметаны просит.

Сколько же котяток? (7+1=8)

в) Слайд.

Шесть косточек из кухни

Шарик притащил.

Две самые большие другу подарил.

Сосчитайте поскорей: сколько у Шарика

Осталось костей? (6-2=4).

 - Вы отлично справились с заданиями Винни-Пуха.

Слайд .

  Нам сегодня пригодится знание компонентов при сложении. 

   Показатель реального решения задачи: осознанное и быстрое включение уч-ся в деловой ритм.                                             

3. Физкультминутка для глаз. (Приложение 2.)

4. Подготовка к основному этапу.

Дидактическая задача: актуализация опорных знаний

Рефлексивная деятельность уч-ся: самоосмысление и самоопределение.

Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: создание ситуации для подготовки усвоения нового через проблемную модель.

Метод: устное сообщение учителя.

Форма: общеклассная.

 -Настало время узнать, какое открытие подготовил нам  сказочный герой. Но Винни-Пух не хочет сразу вам все раскрывать.

Работа по группам( карточки).

 -Что общего у всех примеров, записанных на доске? (Все примеры на сложение)

 А как называются компоненты при сложении?

 Первая группа решает первый столбик. Вторая – второй. Третья – третий.

   1 + 2 =                       2 + 1 =                 4 + 2 =

   4 + 3 =                       3 + 4 =                 5 + 2 =

   2 + 4 =                       4 + 2 =                 6 + 4 =                      

   3 + 2 =                       2 + 3 =                 2 + 4 =

 -Поменяйтесь в парах карточками и проверьте работы.

 -Встаньте, у кого безошибочная работа. Молодцы! Остальные – будьте внимательны!

 -Посмотрите на примеры. Что вы заметили? (В первом и во втором столбике ответы похожи.)

 -Что ещё общего у этих выражений? (Слагаемые).

Показатель реального решения задачи: готовность уч-ся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

5. Изучение нового материала.

Дидактическая задача: обеспечение воспроизведения осмысленного и первичного.

Рефлексивная деятельность уч-ся: самоосмысление и самоопределение.

Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: изложение материала учителем, создание проблемной ситуации.

Метод: эвристические (частично- поисковые)

Форма: сочетание общеклассной и индивидуальной.

- Ребята, наш гость очень любит читать. Он приготовил для вас задание , где рассказывается о его книгах.

1. Практическая работа. Слайд. Две синие книги появятся автоматически после смены слайда. Число 2, красные книги, число 3 – по щечку после каждого заданного вопроса, + и = - автоматически, число 5 и стопка книг, слова “ слагаемые”, “сумма” – по щелчку после каждого ответа на вопрос для подтверждения сказанного.

-Сколько изображено книг в синих обложках? (2 книги). Положите на парту слева столько же треугольников.

-Сколько книг в красных обложках? (3 книги). Придвиньте к треугольникам столько же квадратов.

-Сколько всего книг? (5). Сколько у вас фигур на партах? (5).

-Как получили число 5? (К 2 прибавили 3).

-Как запишем сумму? (2+3=5). /Сверяем свои записи с записями на слайде/

-Как называется число 2 при сложении? (Первое слагаемое).

-Как называется число 3 при сложении? (Второе слагаемое).

-Как называется число 5? (Значение суммы).

/Смена слайдов, переход к слайду. Слайд меняется по щелчку мыши после обсуждения. Число 5 и пять книг появляются один за другим после одного щелчка/

-А теперь посмотрите на экран: что произошло? (Синие и красные книги поменялись местами).

-Какие книги теперь стоят на первом месте? (Красные). Сколько их? (3).

-Какие книги на втором месте? (Синие). Сколько их? (2).

-Сколько всего книг? (5).

-Поменяйте местами свои фигурки на партах.

-Сколько теперь треугольников и сколько квадратов? (3 квадрата и 2 треугольника).

-Сколько всего фигур? (5).

-Составьте сумму (3+2=5). /Сверяем свои записи с записями на слайде/

-Как теперь называются числа? (3 – первое слагаемое, 2 – второе слагаемое, 5 – значение суммы).

-Что произошло со слагаемыми? ( Они поменялись местами)

-Изменилось ли значение суммы после перестановки слагаемых? (Нет)

-Какой можем сделать вывод? (От перестановки слагаемых сумма не изменилась.)

Слайд. Автоматически появится первая запись. Чтобы перейти ко второй – щелкнуть мышью. 

-Ребята, мы сделали очень важное открытие!

Показатель реального решения задачи: активные действия уч-ся с объектом изучения. Максимальное использование самостоятельности в получении новых знаний.

6. Первичное закрепление правила о перестановке слагаемых.

Дидактическая задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала.

Рефлексивная деятельность уч-ся: самоосмысление, самовыражение и самоутверждение.

Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: определение обучаемости.

Метод: анализ.

Форма: сочетание общеклассной и индивидуальной работы.

Слайд. Смена слайда произойдет по щелчку, появятся 4 дельфина. Еще 3 – автоматически после предыдущих, выражение - по щелчку после ответа учащихся для подтверждения сказанного.

-Сколько плывет дельфинов? (4)

-Сколько дельфинов плывет им на встречу? (3)

-Составьте сумму к слайду. (4+3=7)

/Смена слайдов. Смена слайда произойдет по щелчку, выражение - по щелчку после ответа учащихся для подтверждения сказанного/

-Что теперь произошло? (3 дельфина и 4 дельфина поменялись местами)

-Какую сумму теперь составим? (3+4=7)

-Сравните эти суммы. Что-то изменилось? (От перестановки слагаемых сумма не меняется)

Показатель реального решения задачи: усвоение сущности новых знаний и способов действий на репродуктивном уровне.

7. Физкультминутка.

 Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

8. Закрепление знаний и умений.

Дидактическая задача: формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу.

Рефлексивная деятельность уч-ся: самоопределение, самовыражение и самоутверждение.

Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: определение уровня усвоения учебного материала (обучаемость и обученность).

Метод: анализ, самостоятельная работа.

Форма: сочетание общеклассной и индивидуальной работы.

Работа по учебнику.

-А сейчас выполним задания, где нам пригодится правило о перестановке слагаемых.

-Объясните, что нарисовано на стр.14. О чем напоминает мальчик?

- Рассмотрите рисунок и примеры в 1.Объясните, почему к каждой фишке домино можно записать по 2 примера? Прочитайте правило в рамке. А теперь хором его повторим.

 -Ребята, открытие, которое мы с вами сделали пригодиться нам в следующем задании.

-Мы сегодня уже решали задачки Винни-Пуха. Для решения следующих задач нам необходимо вспомнить составные части задачи. Винни-Пух нам поможет в этом. Слайд.                     -Прочитайте задание 2 (1). Первое предложение. Это задача? Почему?  Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием. Какую схему нужно изобразить? Давайте составим устно решение и ответ к задаче. Проверьте себя. Слайд.

-Прочитайте задачу 2 (2) .Условие задачи? Вопрос? Какую схему составим? Запишите решение задачи. Почему вы решили её так? Что мы узнали?

-Используя ответ к первой задаче, восстановите текст второй задачи. Решите её самостоятельно. (1 ученик решает у доски)

 Проверьте себя. Слайд. У кого запись выполнена верно?  Молодцы!

Показатель реального решения задачи: самостоятельное выполнение заданий с применением знаний в знакомой и измененной ситуациях.

9. Итог урока.

Дидактическая задача: выявление качества и уровня овладения знаниями и способа действий. Определение перспективы последующей работы.

Рефлексивная деятельность уч-ся: самопроверка, взаимопроверка.

Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: контроль усвоения материала.

Метод: самостоятельная работа.

Форма: индивидуальная работа.

-Какое открытие помог нам сделать Винни-Пух? С каким правилом познакомились? Что произойдет, если поменять местами слагаемые?  

 -Как вычислить значение выражений, если мы ещё не научились прибавлять 6, 7, 8, 9?

 -Вычислите: 3+7=, 2+6=, 1+9=, 4+5=, 4+6=,2+8=.

 -Кто догадался. Как нужно действовать?

 Самостоятельная работа.( Самопроверка по слайду) Слайд.

-У кого выполнено все без ошибок? Вы хорошо усвоили новую тему.

-Мы еще несколько уроков будем учиться применять это правило на практике.

Показатель реального решения задачи: получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

10.Рефлексия.

Дидактическая задача: анализ и оценка успешности достижения цели.

Рефлексивная деятельность уч-ся: самоанализ достигнутого и самооценка.

Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: общий анализ урока и оценивание.

Метод: устное сообщение учителя.

Форма: общеклассная.

-Ребята, понравился вам наш урок?

- Чему вы сегодня научились? Слайд.

-Дома вы обязательно повторите это правило! А сейчас возьмите в руки лист самооценки.

 Нарисуйте на нем горку, покажите с помощью высоты этой горки, куда вы смогли подняться на этом уроке (если вам понятно, у вас получится целая гора), над горкой изобразите ваше настроение (тучка или солнышко).

- Вы все сегодня хорошо работали! Молодцы! На партах у вас золотые рыбки, вы дома раскрасьте ее, и она поможет сбыться всем вашим желаниям!

Спасибо за старание. Ведь главное - желание.

А навыки и знания с годами к вам придут.

Прозвенит звонок с утра - отдохнуть придет пора.

Что узнали на уроке - не забудьте никогда!

-Урок окончен!

Показатель реального решения задачи: адекватность самооценки учащихся к оценке учителя.

Использованная литература:

  • Математика 1кл.,2 ч., М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова, М., «Просвещение», 2012.
  • Сборник рабочих программ «Школа России» пособие для учителей образовательных учреждений, М., «Просвещение», 2013.
  •  Поурочные разработки по математике 1 класс к УМК М.И.Моро,Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко,М., «ВАКО», 2013.
  •  Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, М., «Просвещение», 2011.
  • Концепция и программы для начальных классов в 2-х ч.,М. А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова и др., М., «Просвещение», 2010. proekt_uroka_abdulovoy.docx;
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/konspekt-uroka-matematiki-o-teme-perestanovka-slagaemyh
  • http://netedu.ru/node/9077.

Приложение 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перестановка слагаемых и её применение для случаев вида [ ]+5, [ ] +6, [ ] + 7, [ ] +8, [ ] +9.

Сюжетный урок математики в 1 классе по сказке "Колобок". Сочетание игровой формы с учебным содержанием знаний  позволяют преодолеть трудности в решении учебных задач и в полной мере освоить довольно с...

Урок математики в 1 классе по теме " Перестановка слагаемых"

Урок математики " Перестановка слагаемых", 1 класс. Конспект урока с героями учебника Машей и Мишей....

Урок "Перестановка слагаемых" 1 класс

Урок "Перестановка слагаемых" 1 класс (тех. карта, презентация, разоаботка урока)...

Урок "Перестановка слагаемых" 1 класс

Урок "Перестановка слагаемых" 1 класс (тех. карта, презентация, разоаботка урока)...

Урок математики в 1 классе по теме"Перестановка слагаемых"

Урок по программе "Школа России" с применением приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили"...

Открытый урок математики 1 класс. тема: "Перестановка слагаемых"

Тема: Перестановка слагаемых.Цели:Вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма           не   изменяется.Планируемые результат...

урок математики в 1 классе по теме: "Перестановка слагаемых"

Во время урока ученики встреваются со сказочными героями, становятся исследователями ит.д....