Интегрированный урок «История России в математике».
план-конспект урока по зож (1 класс) по теме

Афонина-Ларина Надежда Викторовна

 

Тип урока:   систематизация и обобщение знаний.

Форма урока: интегрированный урок - викторина.

Оборудование и материалы: карточки с заданиями, ребусы, наглядный материал, таблички «Историки», «Математики», «Жюри»? колос пшеницы, калькуляторы, справочники, слова на листочках клёна (сложение, умножение, масса, длина, вершок, калькулятор, время, ремесло,  археологи, даты, изба, ……………………………………..….), дерево, пословицы в конвертах, геометрические фигуры для строительства дома в конвертах, рабочий лист каждому ученику, лента времени.

 Методы обучения: творческий,  поисковый,  продуктивный, репродуктивный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_v_matematike.rar1.65 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок - викторина по  истории и математике

«История России в математике»

8 «А»  класс

 C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\ФОТО ИРИНЕ  МИХАЙЛОВНЕ  (СДЕЛАТЬ)\ист+мат. фото\112_0215.JPG   C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\ФОТО ИРИНЕ  МИХАЙЛОВНЕ  (СДЕЛАТЬ)\ист+мат. фото\112_0194.JPG

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\ФОТО ИРИНЕ  МИХАЙЛОВНЕ  (СДЕЛАТЬ)\ист+мат. фото\112_0203.JPG

Афонина Н.В.,  учитель математики

  высшей   квалификационной категории        

Ульянова С.В.,  учитель истории

 высшей   квалификационной категории        

Интегрированный урок - викторина по  истории и математике в 8 «А» классе

по теме « Умножение и деление многозначных чисел на целое число. История нашей страны древнейшего периода»

Цель: закрепление и обобщение  знаний по истории и математике по темам «История нашей страны древнейшего периода»,  «Умножение и деление многозначных чисел на целое число»

Задачи:

  • закрепить знания учащихся по темам уроков истории и математики; повторить с учащимися счет лет в истории; выявить уровень знаний римских цифр, определения века по дате, знания исторических терминов; умения умножать и делить многозначные числа на целые;  
  • способствовать развитию познавательных способностей, работа над развитием и коррекцией  внимания, памяти, мышления обучающихся через применения различных игр и упражнений;  развивать творческую и познавательную активность учащихся, навыки самостоятельной работы; формировать умения сравнивать, обобщать,  давать полные ответы;
  • поддерживать интерес обучающихся к математике и истории.
  • создать условия для саморазвития и самореализации обучающихся.

Тип урока:   систематизация и обобщение знаний.

Форма урока: интегрированный урок - викторина.

Оборудование и материалы: карточки с заданиями, ребусы, наглядный материал, таблички «Историки», «Математики», «Жюри»? колос пшеницы, калькуляторы, справочники, слова на листочках клёна (сложение, умножение, масса, длина, вершок, калькулятор, время, ремесло,  археологи, даты, изба, ……………………………………..….), дерево, пословицы в конвертах, геометрические фигуры для строительства дома в конвертах, рабочий лист каждому ученику, лента времени.

 Методы обучения: творческий,  поисковый,  продуктивный, репродуктивный.

Оргмомент :

(обучающиеся до урока разделены

 на 2 группы)

Учитель математики.

Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво -
                                                   

Все легонечко вздохнём,

Наш урок сейчас начнём!

II. Актуализация знаний.

 Учитель истории.

Сегодня мы проводим последний урок в этом учебном году по предмету, название которого зашифровано на данной карточке

И100рия.

Еще в стародавние времена учителя часто говорили: «Повторение – мать учения».

        Другими словами, мало что-то узнать – надо еще и хорошенько это запомнить. И нет лучшего способа сохранить в памяти изученное, чем повторение. Попробуйте ответить на некоторые вопросы. Не беда, если что-то вы забыли. Ведь вам еще предстоит узнать много интересного .

    Сегодня мы проводим необычный   урок-викторину. Знания по математике помогут нам решить исторические задачи.

Учитель математики.

    У нас с  вами 2 команды. Одну команду назовём «Историками», вторую «Математиками». На уроке у нас присутствуют гости, мы их попросим быть строгим жюри, оценить вашу работу на уроке. За правильный ответ жюри будет ставить 1 балл.

Учитель истории.

Итак, урок мы мы начинаем,

Всем успехов пожелаем,

Мыслить быстро, не зевать,

На вопросы  отвечать!

 конкурс «Разминка».

  1. Точное календарное значение (дата).
  2. Промежуток времени в сто лет (век).
  3. В каком месяце бывает 28 дней? (в каждом)
  4. Как называется результат сложения? (сумма)
  5. Старинный танец, который танцевали славяне, взявшись за руки в круг с песнями и музыкой (хоровод).
  6. Деревянное или каменное изображение языческих богов (идол).
  7. Перечислите известные вам геометрические фигуры.
  8. Что означает цифра 2 в числе 12? (единицы)
  9. Сбор дани князем (полюдье).
  10. Что не имеет длины, ширины, глубины, высоты и что тем не менее можно измерить? (возраст)
  11. Боевой топор (секира).
  12. Первое – предлог  ЗА, второе – летний дом, а целое порой  решается с трудом? (за - дача)
  13. Сколько часов в сутках? (24)
  14. Как звали князя, который  пострадал из-за своей жадности. (Игорь)
  15. Столица Киевской Руси в 9 веке. (Киев).
  16. Как называют людей, живших до нас? (предки)
  17. Как называют людей, которые будут жить после нас? (потомки)
  18. Как называют людей, живущих в одно время? (Современники)
  19. Назовите предков русских, украинцев и белорусов. (славяне)

        

        Более тысячи лет назад по реке Днепр и его притокам, по озеру Ильмень и реке Волхв жили племена, которые называли себя славянами.

        Не даром наших предков называли славянами – это был славный народ: высокие, светловолосые, смелые воины и хорошие работники.

        Древнейшие занятия славян были связаны с местами их обитания. Жизнь в лесах или около водоемов определяла главные виды их деятельности.

        Я загадаю загадку, а вы по отгадке определите, о каком занятии славян идет речь.

        Он дыряв со всех сторон,

        Даже если новый он.

        Ловят рыбу им в реке,

        И в пруду, и в озерке.

                                (Невод)

 

Учитель математики.

2 конкурс  «Без труда не вытащишь рыбку из пруда»

  Ребята, вы рыбу ловить любите? Сейчас, мы посмотрим, у кого улов будет больше? п команд необходимо подойти ко мне  и поймать себе по две рыбки на уху и ответить  на вопросы «рыбок».

1-й команде.

         - Два рыбака ловили рыбу 4 часа. Сколько ловил каждый?

        - У одной удочки 2 конца. Сколько концов у 4,5 удочек?

2-й команде.

        -Что тяжелее -  пуд рыбы или пуд камней?

          - Один рыбак поймал 10 рыб за 1 час 40 минут, а второй рыбак поймал 10 рыб за 100 минут. Кто быстрее справился?      

   конкурс «Загадочный».

Учитель истории.

Рыболовство было не единственным занятием славян и не самым главным.

С какими занятиями славян связаны следующие загадки.

        Среди двора стоит копна:

        Спереди – вилы, сзади – метла.

                                (Корова – скотоводство)

        Хоть они и жалят больно,

        Их работой мы довольны.

                                (Пчелы  -  бортничество)

        

        Вперевалку зверь идет

        По малину и по мед.

        Любит сладкое он очень.

        А когда приходит осень,

        Он в берлоге до весны

        Тихо спит и видит сны.

                                (Медведь  -  охота)

        Меня бьют, колотят, режут,

        А я все терплю – людям

        Добром плачу.

                                (Хлеб)

Какое из этих занятий у славян было главным? (Земледелие)

        

 

Учитель математики.

     Давайте решим по задачке (на карточках).

    1).  Задача.     Давайте подсчитаем высоту колосьев пшеницы.

    Колос пшеницы, со времени посева в конце мая, вырастает за месяц в среднем на 9 вершков. Какой высоты будет колос во время жатвы в конце августа?

Решение: 1 вершок – 44 мм

9 вершков х 3 месяца= 27 вершков

 44 мм   х 27 вершков = 11 88 мм = 1,188 м

Учитель истории.

История – это дорога во времени и пространстве и тут никак нам не обойтись без математики. Долгое время наши предки отсчитывали время от сотворения мира –

Какое событие стало началом нового летосчисления? (Рождение Иисуса Христа).

        Более 2000 тыс. лет мы живем в новом летосчислении.

        Конкурс «Счет лет в истории»

Когда была изобретена первая электрическая лампа накаливания Ладыгина, если от начала летосчисления до этого года прошло полных 1872 года.

Если захоронение было сделано в 80 году до н.э. и в этом году археологи его обнаружили, то сколько лет оно пролежало в земле?

ВЫРАЗИТЬ В ВЕКАХ:

  1600 Г., 892

  1583 Г. 900 Г.

Записать арабскими цифрами:

VI в.       XIV в.

IV в.       XVII в.

Учитель математики.

Физкультминутка – «Дерево знаний».

Составление кластера

  -У нас на доске деревья для каждой команды – листочков на них нет. Ваша задача нарядить дерево. Каждый ученик выбирает по одному слову,  относящемуся к истории или математике, выходит к доске и приклеивает его на дерево знаний. Таким образом, вы все по очереди встанете из-за парт и вспомните термины, словарные слова по предметам. (сложение, умножение, масса,  длина, вершок, калькулятор, время, ремесло,  археологи, даты, изба, сумма, (НАЙТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ)

ЛЕТОПИСЬ – запись событий по года, из лета в лето.

ДРУЖИНА – войско князя.

МЕЧ – холодное оружие с обоюдоострым длинным клинком.

СВИТОК – свернутая трубкой рукопись.

МАТЕМАТИКА – наука о числах.

ГЕОМЕТРИЯ – наука о геометрических фигурах и телах.

ДРОБИ – доли бывают обыкновенными или десятичными.

СЛОЖЕНИЕ – арифметическое действие, которым находят сумму.

Учитель истории.

Конкурс «Народная мудротсь»

Перед вами пословицы. Узнайте из пропущенных в пословицах цифр

-  дату основания Москвы ( 1 команда).

… в поле не воин.

Семь раз отмерь, … раз отрежь.

Конь о … ногах, и тот спотыкается.

У … нянек дитя без глазу.

- дату сооружения кирпичных стен и башен Кремля (2 команда).

Семеро с ложкой, … с сошкой.

Пошел на все … стороны.

… раз надо сказать, на десятый только послушает.

… пальцев в одно кольцо не возьмешь.

Учитель математики.

Конкурс капитанов Арифметические загадки»

Для настоящего капитана важно не только знание, но и сообразительность. В следующем конкурсе капитаны должны будут проявить смекалку. Им предстоит разгадать загадки, содержащие числа

Загадки для капитанов.

1. 7 братьев : по возрасту равные, именами разные. (Дни недели.)

2. 5 чуланов, 1 дверь. (Перчатка.)

3. 1 говорит, 2 глядят, 2 слушают. (Язык, глаза, уши.)

4. У двух матерей по пять сыновей. (Пальцы рук.)

5 конкурс «Построить дом».

Учитель истории.

        Уже с древности на Руси были известны своим мастерством люди, занимавшиеся изготовлением самых разных предметов. Их называли ремесленниками.

        В народе говорят:

«Ремесло - не коромысло: пле6ч не оттянет, а век прокормит».

        Среди крестьян выделялись люди, которые умели прекрасно работать топором. Их очень уважали  на селе. В каждый построенный дом они вкладывали свою душу. О работе русских плотников можно судить по избам , которые были срублены без единого гвоздя и стоят уже не одну сотню лет.

Учитель математики.

Задание: построить  избу  из геометрических фигур и назвать эти фигуры.

В грубые передники одеты –

У кого в деревне не спроси,-

Вечно мои прадеды и деды

Плотниками были на Руси.

На земле стоят дома и хаты.

Где б я ни был, я как дома в них:

Может здесь стучал топор когда-то

Одного из родичей моих.

Разве мы когда-нибудь забудем

То, чем родословная жила,

Коль несли крупицу счастья людям

Вздох пилы и поворот сверла …

  

Учитель истории

10 конкурс «Блиц-игра»

А сейчас пусть всяк узнает

Кто же лучше всех смекает?

Кто начитанней, мудрей –

Выиграет конкурс сей!

За определенное количество времени нужно дать как можно больше ответов на вопросы.

1 команда.

Какое сегодня число?

Кто сидит на троне и управляет царством?

Какой день наступает после вторника?

Назовите время года перед зимой.

Зарытое сокровище.

Какое число считается несчастливым?

Головной убор царя.

У Маши 3 пары варежек. Сколько варежек на левую руку?

В каком веке мы живем?

Сколько дней в високосном году?

2 команда

Заведение, где детей пытаются чему нибудь научить?

Назовите наибольшее однозначное число

Какой день недели предшествует субботе?

Кресло для царя.

Назовите слово, противоположное слову «утро».

Какое число называют дюжиной?

Раньше из нее повсюду люди делали посуду.

Во дворе куры. У всех кур 10 ног. Сколько кур во дворе?

В каком веке мы родились?

Сколько килограммов в 1 ц.

Учитель математики.  

8 конкурс «Согласны ли вы с утверждением?»

  1. Князь  Игорь умер, потому что был очень старый. / нет
  2. 10 : 10 = 1/да
  3. История – это наука о  числах, величинах. / нет
  4. 68 = 48 / да
  5. Домовой, водяной, леший- это Боги? /нет
  6. 1000 - 1000 =1/нет
  7. Крест – символ православия. / да

Ответ: МОЛОДЦ

10 конкурс «Шифровальщики»

 Сейчас каждой команде наблюдатели раздадут конверты с заданиями. В них содержится зашифрованная фраза. Используя   ключ к шифру, вы сможете прочитать её.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")

Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...

Интегрированный урок истории и русского языка в 3 классе "Великая Победа, давшая право на жизнь"

7 мая 2010 год65-летие Великой ПобедыРусский язык. 2-3 классы. ТЕМА УРОКА: «Великая Победа, давшая право на жизнь»ЦЕЛЬ УРОКА: показать значимость Победы для каждого россиянина, познакоми...

Интегрированный урок истории и русского языка в 3 классе "Семь чудес света" "Способы разбора имени существительного".

Урок проводился в форме путешествия во времени. 7 путешественников приготовили сообщения о чудесах света, их нужно подготовить заранее. К уроку есть компьютерная презентация, она очень объёмная. На ка...

Генералиссимус и адмирал. Интегрированный урок истории и внеклассного чтения 4 класс

Интегрированный урок истории и внеклассного чтения. На уроке учащиеся знакомятся с талантливыми  людьми: полководцем А.В.Суворовым и флотоводцем Ф.Ф.Ушаковым. Произведения С.Алексеева «Расс...

Интегрированный урок в 3 классе(математика + русский язык + литературное чтение + технология) Урок обобщения и систематизации полученных знаний по теме:«Сложение и вычитание чисел в пределах 100».

Вид урока – нестандартный, урок-путешествие. Цели урока: • совершенствовать вычислительные навыки; • систематизировать знания о задаче и её решении; • развивать умение рассуждать, делать выводы; • пок...

Разработка нестандартного интегрированного урока истории и литературного чтения «Единством Россия сильна».

Проблемно-поисковый интегрированный урок истории и литературного чтения.  Цель урока: сформировать у учащихся понятие о том, что сила и могущество России в единстве и дружбе народ...

Интегрированный урок (история, литературное чтение, музыка)

Урок проводился во втором классе тремя учителями: начальных классов, музыки, истории....