Урок математики «Моделирование математических отношений при помощи отрезков»
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Гостюхина Любовь Владимировна

Урок математики (УМК "Гармония")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_1_klass.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО МАТЕМАТИКЕ

В 1 КЛАССЕ

Тема урока: «Моделирование математических отношений при помощи отрезков»

Цели урока:

1. Научить изображать длину и высоту предметов отрезками.

2. Научить сравнивать отрезки (визуально).

Формирование  универсальных  учебных  действий:

1. Регулятивные УУД:

- формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение на основе работы материала урока;

- определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

2. Познавательные УУД:

- наблюдать и делать выводы;

- понимать значение и роль математики в жизни каждого человека.

3. Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь своих товарищей, работать в паре, вести диалог.

4. Личностные УУД:

- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Планируемые результаты:

1. Ученики научатся выполнять измерение длины отрезков визуально.

2. Решать задачи изученных видов.

3. Анализировать и делать выводы

Оборудование урока:

Презентация к уроку, иллюстрация кувшины (10), карточки с заданием для работы в парах, CD-диск с музыкой для релаксации, аудио-кассета «Золушка» (постановка Е.Шварца), бубен.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть раннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения, бережного отношения друг к другу и прекрасной работы на всех уроках.

II. Определение учащимися темы и задач урока.

Актуализация знаний.

1) Ребята! Вы любите сказки? Сегодня у нас необычный урок математики - урок путешествие по сказкам.

А вот на каком виде транспорта мы будем путешествовать, вы узнаете, назвав числовой ряд (1-9 - «цепочкой») и обратно (9-1 - хором).

Вот на этом волшебном ковре-самолете мы и отправимся в путешествие (на слайде появляется ковер-самолет). (Слайд № 1)

Но взлететь мы не сможем, пока не определим тему и учебную задачу урока.

Вспомните, что мы изучали на предыдущем уроке математики? (Отрезки)

Что такое отрезок?

Что еще можете сказать об отрезках? (Есть начало и конец, через 2 точки можно провести только один отрезок)

Чему еще учились на уроке? (Сравнивать отрезки)

Сколько отрезков на чертеже? (5)

Откройте учебник по закладке с.55 № 123 (карандаши).

Как вы думаете, почему соединили левую и правую картинки? (Карандаши обозначили отрезками)

Кто как думает, какой карандаш, каким отрезком обозначен? Почему?

Кто понял, чему мы будем учиться на уроке? (Изображать предметы при помощи отрезков)

Итак, тема нашего урока: «Изображение предметов при помощи отрезков».

Для чего это пригодится? (Чтобы сравнивать предметы)

Закройте учебники.

2) Работа в парах.

У вас на партах лежат карточки для работы в парах. Определите, с помощью каких двух отрезков можно обозначить зеленый и сиреневый ковры-самолеты. Обведите кружком нужные цифры (ручкой).

Покажите готовность пары к ответу.

Проверка.

Какими же двумя отрезками можно обозначить? (№ 2, № 3)

Вы согласны? Ваше мнение?

Все - с.к.

(Доказательство: оба ковра-самолета одинаковой длины, значит, отрезки, которыми обозначили ковры, тоже должны быть одинаковыми).

III. Физминутка.

Перед путешествием надо хорошенько размяться.

Сколько раз ударю в бубен,

Столько раз дрова нарубим; (5)

Приседаем столько раз,

Сколько мячиков у нас. (3)

Сколько покажу кружков,

Столько сделаем прыжков. (6)

На носочки встанем -

Потолок рукой достанем

И тихонько сядем.

IV. Изучение нового материала.

Итак, садимся на ковер-самолет и летим в страну сказок. А вот и первая остановка. Угадайте, в какой сказке мы очутились?(Слайд № 2)

«Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей». («Айболит»)

Кто написал эту сказку? (К.Чуковский)

Давайте найдем доктора Айболита и посмотрим, кого же он лечит?

Доктор сидит под самым высоким деревом: Ель больше березы, сосна больше ели.

Под каким деревом сидит Айболит? (Сосна) (Слайд № 3)

Смотрите, кого же он лечит?! (Зайчика)

Посмотрите на деревья, вспомните тему урока.

Как можно изобразить деревья? (Отрезками)

Давайте обозначим отрезком высоту ели (на доске):

                                                                                                           

                                                                                                                Ель

Каким отрезком тогда можно обозначить высоту березы?

Может таким? Вы согласны? Почему нет? (Береза ниже ели)

                                                                                                               (такой же)

                                                                                                                Береза

- Каким же отрезком обозначим сосну?

(Сосна выше ели)

                                                                                                                Сосна

Сравним отрезки: 1) Сосна  > ели

                                2) Ель > березы(Слайд № 4)

Чему мы учились?

Молодцы!

V. Закрепление изученного.

- Летим в следующую сказку. Угадайте, в какой сказке мы сейчас очутимся? (Слайд № 5).

Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)

Как всегда у Золушки много работы. Она расставляет кувшины на полке и задумалась, какой кувшин надо поставить дальше. Поможем ей.

Что для этого надо сделать? (Разгадать правило, по которому расставлены кувшины)

Разгадайте правило. Что меняется? (Цвет; форма/размер; цвет; форма/размер; цвет).

Какой же кувшин следующий? (Маленький розовый)

Откройте тетради. Выполним следующее задание (по выбору).

Изобразите в тетради отрезками кувшины. Как чертим отрезки? (По линейке)

1) № 1 и № 2

        или

2) № 2 и № 3

Кто будет выполнять 1 задание?   2 задание?

После выполнения: нарисуйте условный знак. Проверю вашу работу, собрав тетради.

Чему же мы учились?

VI. Минутка релаксации (диск с музыкой «Канадские озера»).

Поработали мы дружно,

А теперь поспать нам нужно,

Тише, тише, тишина

В нашу комнату вошла.

VII. Повторение пройденного.

1) Летим дальше. (Слайд № 6) Под нами сплошная облачность, и нам не сделать посадку в следующей сказке. Надо разогнать облака. Для этого расставьте числа в порядке возрастания (ученики выходят по одному к доске. Все - с.к.)

Можно ли назвать это числовым рядом?

Почему нет?

Восстановите числовой ряд. Прочитать хором (облака убрать).

Пропустите в тетради вниз 2 клеточки.

Запишите числа в обратном порядке.

Прочитать.

Закройте тетради.

2) Вот мы и разогнали облака. И наша остановка в следующей сказке. Угадайте, кто это?

Мальчик этот очень странный,

Человечек деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует свой длинный.

Кто же это?...           (Буратино) (Слайд № 7)

Как называется сказка? (Золотой ключик или Приключения Буратино)

Кто написал? (А.Толстой)

Буратино должен выполнить задание Мальвины. Давайте поможем ему.

Откройте рабочую тетрадь (зеленая) по закладке (с.25 № 41, 42).

На правой странице у вас отмечены розовым цветом точно такие же задания, как у Буратино. Выполняем по вариантам.

Рассмотрите их. Каким способом будете выполнять? (Присчитывать и отсчитывать по числовому ряду)

Выполните самостоятельно. Кому нужна помощь, поднимите руку   с.к.

Проверка (назвать числа, вывесить в таблицу)     с.к.

Нарисуйте рядом условный знак. Закройте тетради.

Молодцы! Помогли Буратино.

3) Вот и пора лететь назад, но наш ковер-самолет сбился с курса. Проложим путь домой.

Откройте белую тетрадь, возьмите простой карандаш.

Графический диктант.

От ряда чисел пропустите вниз 2 клетки, от края тоже 2 клетки. (Слайд № 8)

- Куда же мы прилетели?(Слайд № 9)

- Как догадались?

- Нарисуйте условный знак.

VIII. Рефлексия.

Давайте подведем итог нашему путешествию.

1. Чему учились на уроке? (Обозначать предметы при помощи отрезков и сравнивать)

2. Что повторяли? (Отрезки, числовой ряд, отсчитывание, присчитывание, изменение предметов по признакам)

3. В каких сказках мы побывали?

Вы очень хорошо поработали. Молодцы! А теперь каждый оценит свою работу в тетради (рисуют шарик, раскрашивают).

IX. Организационный момент.

Закрыли тетради.

Урок закончен.

Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математике по теме "Сложение и вычитание отрезков" 1 класс.

Деятельностный подхок к обучению. УМК "Гармония"...

Конспект урока математика: "Числовой луч с разными единичными отрезками. Координаты точек.

Конспект урока математика: "Числовой луч с разными единичными отрезками. Координаты точек. 3 класс по системе Л.Занкова...

Презентация к уроку математики в 1 классе на тему "Отрезки и дуги"

Презентация для программы Перспективная начальная школа...

Технологическая карта урока математики в 1 классе "Сравнение длин отрезков"

Технологическая карта урока математики в 1 классе "Сравнение длин отрезков" по программе "Школа России"...

Конспект урока математики по теме "Сумма и разность отрезков" 2 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по математике Тема: Сумма и разность отрезковЦели деятельности учителя: формирование умения находить сумму и разность отрезков.Планируемые результатыПредметные:- знать понятия: отрезок,...

Урок математики 4 класс по теме: Деление отрезков на 2, 4, 8 равных частей с помощью линейки и циркуля.

С помощью линейки и циркуля учащиеся практическим методом делят отрезки на 2, 4, 8 частей....