Главные вкладки

    Урок математике по теме "Сложение и вычитание отрезков" 1 класс.
    план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

    Яровая Вера Васильевна

    Деятельностный подхок к обучению. УМК "Гармония"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon urok_matematiki_slozhenie_i_vychitanie_otrezkov.zip508.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Сложение и вычитание отрезков»

    конспект урока математики в 1 классе

    УМК «Гармония»

    Подготовила Яровая В.В.

    учитель начальных классов МБОУ СОШ №3

    г. Ноябрьск ЯНАО

    Предмет:  Математика

    Класс: 1 класс

    Учебная тема: Сложение и вычитание отрезков (УМК «Гармония»)

    Технологическая карта изучения темы «Сложение и вычитание отрезков»

    Тип урока

    Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

    Дидактическая цель

    Формировать умение выполнять сложение и вычитание отрезков. Совершенствовать умение различать целое и части; умение составлять равенства, используя связь целого и частей;

    Планируемые результаты

    Личностные УУД: 

    - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Метапредметные:

    - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

    - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

    - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).

    Предметные:

    - Понимать смысл сложения и вычитания отрезков.

    - Уметь выполнять сложение и вычитание отрезков.

    - Уметь различать целое и части; составлять равенства, используя связь целого и частей.

    Основные понятия

    Сложение отрезков, вычитание отрезков, часть и целое

    Ресурсы:

    - основные

    -дополнительные


    - тетрадь

    - индивидуальные лист, маркеры

    - презентация к уроку «Сложение и вычитание отрезков»

    - электронные физкультминутки: «Морская зарядка», «Дискотека для зверят»

    Организация пространства

    Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа


    Технология проведения


    Деятельность учителя


    Деятельность учеников

    Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

    Планируемые результаты

    I. Мотивация к учебной деятельности

    Цели:

    - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

    - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

    - установить тематические рамки;

    - уточнить тип урока;

    - наметить шаги учебной деятельности.

    Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.





    Проговаривают девиз урока.



    Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.

    Организует проговаривание правил поведения на уроке.








    Организует проговаривание девиза урока.


    Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.




    Устанавливает тематические рамки.

    1. Проговаривание стихотворения:

    Громко прозвенел звонок.

    Начинается урок.

    Наши ушки – на макушке,

    Глазки широко открыты.

    Слушаем, запоминаем,

    Ни минуты не теряем.

    - Для чего нам нужно выполнять эти правила?


    2. Слайд 1. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».


    3. - Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

    - Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)


    4. Слайд 2.  (тематические рамки)

    - Мы работаем с числами 1, 2, 3 и понятиями «целое» и «часть».

    Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)







    Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

    II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

    Цели:

    - организовать актуализации умений различать целое и части; умений составлять равенства, используя связь целого и частей;

    - организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

    - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;

    - уточнить следующий шаг учебной деятельности.

    На индивидуальных досках записывают равенства.









    Высказывают своё предположение.






    Фиксируют индивидуальное затруднение.



    Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

    Организует  актуализацию умений различать целое и части; умений составлять равенства, используя связь целого и частей.






    Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.





    Организует фиксирование индивидуального затруднения.


    Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

    1. Слайд 2.

    - Составьте равенства по рисунку.

    Фронтальная проверка:

    2+1=3

    1+2=3

    3–1=2

    3–2=1

    - Какое число обозначает целое? (3)

    - Какие числа обозначают части? (1 и 2)


    2. Слайд 3. 

    - как называются фигуры? (отрезки)

    - Чем различаются отрезки? (размером, цветом).

    - Выполните сложение отрезков.

    - Выполните вычитание отрезков.


    3. Разные версии – возникло затруднение.




    4. – Какой следующий наш шаг (шаг учебной деятельности)?  («Что я не знаю?»)

    Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД)

    Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).

    III. Выявление места и причины затруднения

    Цели:

    - выявить место (шаг, операция) затруднения;

    - зафиксировать во внешней речи причину затруднения.


    Физкультминутка

    «Морская зарядка»

    Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

    Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

    Организует выявление места затруднения.

    Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

    - В каком месте возникло затруднение? (При сложении и вычитании отрезков).

    - Почему возникло затруднение? (Не знаем, как выполнить сложение и вычитание отрезков).

    Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

    IV. Построение проекта выхода из затруднения

    Цели:

    - организовать постановку цели урока;

    - организовать составление совместного плана действий;

    - определить средства;

    - уточнить следующий шаг учебной деятельности.

    Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.


    С помощью учителя ставят цель урока.


    Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.





    Называют средства.

    Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

    Организует постановку цели урока.


    Организует составление совместного плана действий.






    Организует определение средств.

    - Какой следующий шаг учебной деятельности? («Сам найду способ»)


    - Какую цель ставим? (Найти способ сложения и вычитания отрезков).


    - Наметим наш план действий:

    1. Сами найдём способ сложения и вычитания отрезков.

    2. Сопоставим свои предположения с учебником.

    3. Устраним затруднение.

    4. Упражнение в новом действии.


    - Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)




    Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

    V. Реализация построенного проекта

    Цели:

    - реализовать построенный проект в соответствии с планом;

    - зафиксировать новое знание в речи и знаках;

    - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

    - уточнить тему урока.

    Под руководством учителя выполняет составленный план действий.

    Высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют на индивидуальной доске; выбирают, кто будет отвечать.

    Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником.

    Выполняют задание на индивидуальных досках.






    Проговаривают тему урока.

    Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

    Организует групповую работу.





    Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником.

    Организует устранение затруднения.






    Организует уточнение темы урока.




    1. «Сами найдём способ»

    А) Работа в мини группах по 4 человека (2 соседние парты). Повторить правила работы в группе.

    Б) Один человек от каждой группы

    даёт ответ.

    2. Сопоставление версий решения проблемы с учебником.

    Стр. 112 №264

    3. Устранение затруднения.

    Слайд 4. Построить и записать сложение и вычитание отрезков.

    4. Проговорить способ сложения и вычитания отрезков. (Упражнение в следующем этапе).


    - Какая тема урока сегодня? (Сначала формулируют дети) Слайд 5.

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

    Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

    (Коммуникативные УУД).

    VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

    Цель:

    - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.


    Физкультминутка «Дискотека для зверят»

    Выполняют задание, проговаривая новые понятия, составляют на индивидуальных досках неравенства.

    Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

    Слайд 6.

    - Сколько отрезков вы видите? Назовите из (МО, ОН, МН)

    - Какой отрезок получится в результате сложения отрезков МО И ОН? Запишите равенство (МО + ОН = МН)

    - Какой отрезок получится в результате вычитания из отрезка МН отрезка ОН? Запишите равенство (МН – ОН = МО)

    Фронтальная проверка.

    Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД).

    VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Цели:

    - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

    - организовать самопроверку по эталону;

    - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

    Выполняют задание самостоятельно на индивидуальных досках.












    Выполняют самопроверку по эталону. Фиксируют «+»,

    «–».











    Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину  исправляют ошибки.

    Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.











    Организует самопроверку по эталону.












    Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

    1. Слайд 7.

    а) Начертить отрезок, который получится в результате сложения данных отрезков, составить равенство.

                                   


    К                    М      М                        Н


    б) Начертить отрезок, который получится в результате вычитания отрезка АВ из отрезка АС, составить равенство.

            


    А                                       В                               С


    2. Слайды 8, 9. Эталон для самопроверки



    а)

       

         К                                               Н

            КМ + МН= КН


    б)  

         

           В                       С          

              АС – АВ = ВС


    3.

    - У кого всё правильно?

    - У кого есть ошибки?

    - В каком месте ошибки?

    - В чём причина?

    - Исправьте ошибки.


    Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).














    Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

    VIII. Включение в систему знаний и повторение

    Цели:

    - организовать повторение умений составлять равенства, используя связь целого и частей.

    Выполняют задание под руководством учителя в тетради.

    Организует повторение умений составлять равенства, используя связь целого и частей.

    Составление равенств.

    Выполнение заданий учебника:

    С.112-№265

    С.113 №267

    Фронтальная работа.

    Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника  (Коммуникативные УУД)

    VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

    Цели:

    - зафиксировать новое содержание урока;

    - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

    Отвечают на вопросы учителя.


    По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.







    Делают самооценку в еженедельнике (предмет математика).

    Организует фиксирование нового содержания.


    Организует рефлексию.








    Организует самооценку учебной деятельности.

    - Какую цель ставили? Достигли цели?

    - Какая тема урока была?


    - Оцените свою работу на уроке, используя схему (Слайд 10)

                            знаю


    я                      запомнил                            

                             

                          смог                                                        


    - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный (не было ошибок), жёлтый (были ошибки), красный (не смог выполнить ни одного задания).




    Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).


    Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

    Составила :Яровая В.В.

    Источники

    1. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
    2. Истомина Н.Б.. Программа по  математике  для 1-4 классов. Электронная версия, umk-garmoniya.ru
    3. Истомина Н.Б.  Математика,учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений., ч.1.  - Смоленск «Ассоциация ХХI век»,2011
    4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики.Тема Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 20.

    Урок математики разработан для 3 класса.Цель: Закрепить у детей знания и умения выполнять действия сложения и вычитаниячисел с переходом через разряд в пределах 20;выделять сходства и различия в предм...

    Урок математики. Тема "Сложение и вычитание в пределах 10. Закрепление изученного"

    Разработан урок математики для обучающихся 1 класса....

    Презентация к уроку математики "Письменное сложение и вычитание с переходом через десяток" 2 класс УМК Школа России

    Задания к уроку математики по теме "Письменное сложение и вычитание с переходом через  десяток" 2 класс УМК Школа России...

    Урок математики "Приёмы сложения и вычитания, основанные на знании нумерации"

    Материал содержит план урока и презентацию. Целью урока является совершенствование вычислительных навыков, основанных на знании нумерации....

    План-конспект урока математики "Сравнение, сложение и вычитание величин", тип урока - рефлексия. 1 класс "ОС Школа 2100"

    КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО УЧЕБНИКУ Т. Е. ДЕМИДОВОЙ, С.А. КОЗЛОВОЙ (ОС ШКОЛА 2100). ПО ТЕМЕ "СРАВНЕНИЕ, СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ВЕЛИЧИН". ТИП УРОКА - РЕФЛЕКСИЯ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ, ПОВТОРЕНИЕ ЗНАНИЙ, ОТРАБОТК...