Урок- конспект с презентацией по математике " Замкнутые и незамкнутые линии"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Матвеева Татьяна Александровна

Урок математики с презентацией по учебнику Аргинской 1 класс ( система Занкова) на тему : Замкнутые и незамкнутые линии", соотвествует ФГОС второго поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zamknutye_i_nezamknutye_linii.docx32.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt757 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК МАТЕМАТИКИ

В 1 КЛАССЕ « А»

МОУ « СОШ № 23» ЗАВОДСКОГО РАЙОНА

Г. САРАТОВА

УЧИТЕЛЬ: МАТВЕЕВА Т.А.

Математика

Замкнутые и незамкнутые линии, 1 класс

 (учебник И. И. Аргинской, методика Л. В. Занкова)

Предметные  результаты

Знакомство с понятиями «замкнутая линия» и «незамкнутая линия». Распознавание замкнутых и незамкнутых линий на чертежах.

Овладение умением прибавлять числа с помощью натурального ряда чисел. Выполнение классификации по разным основаниям.

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Личностные универсальные учебные действия

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;

-иметь общее представление о моральных нормах поведения;

-осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

-в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи

Познавательные универсальные учебные действия

  • кодировать информацию в знаковосимволической форме в простейших случаях (с использованием 2-5 знаков или символов, 1-2 операций);
  • на основе кодирования строить простейшие модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций;
  • строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме (2-3 предложения);
  • осуществлять анализ объекта (с выделением 2-3 существенных признаков);

- проводить сравнение (последовательно по 2-3 основаниям, наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление);

  • под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации, проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);
  • самостоятельно проводить сериацию объектов;
  • под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);
  • давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-воспринимать мнение других людей о математических явлениях;

-понимать задаваемые вопросы;

-выражать свою точку зрения;

-адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, принимать их позицию.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Методы обучения: проблемные, частично-поисковые.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

индивидуальная, парная, коллективная.

Оборудование:

Для учителя:   карточки с цифрами от 1 до 9, компьютерная презентация

Для учащихся:   наборные полотна, маркеры, цветные карандаши, простой карандаш, нитки, натуральный ряд чисел, буквы


Ход урока:

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

Продолжительность: 1-2 минуты.

У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Приветствие. Слайд 1

Придумано кем-то и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!        

- Доброе утро! – солнцу и птицам.

- Доброе утро! – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

И доброе утро длится до вечера!

- И я вам тоже говорю: здравствуйте, доброе утро, ребята!

Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости.

Давайте  повернемся  к ним, улыбнемся и поприветствуем.

Проверим готовность к работе:

- Руки? Дети: “На месте!”

- Ноги? Дети: “На месте!”

- Локти? Дети: “У края!”

- Спина? Дети: “Прямая!”

Начинаем наш урок

 Возьмите смайлик с вашим настроением.  Покажите соседу по парте, мне, чтобы мы знали ваше настроение. Отложи.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

 Продолжительность: 5 – 6 минут.

Методы: создание проблемной ситуации.

- Начнём наш урок с математической разминки. Потренируемся в тех упражнениях, без которых нам не обойтись ни на одном уроке математики.

а)  Работа с натуральным рядом чисел

  • Слайд 2

Выберите на доске запись натуральный ряд чисел. Почему выбрали эту запись ( с проговариванием правил натурального ряда чисел). У вас на парте лежит натуральный ряд чисел. Как вы думаете зачем?

  • Прямой счет по 2

_ Девочки, повторите полученные числа. В каком порядке они расположились? ( мальчики эксперты)

  • Обратный счет по 2

_ Мальчики, повторите полученные числа. В каком порядке они расположились? (девочки –эксперты)

б) Работа с суммами « +1, +2»

  • Составление сумм по рисунку ( работа в парах на наборном полотне)
  • Чтение полученных выражений разными способами
  • Как прибавить к числу 1? 2?
  • Найдите  значение сумм. Как вы можете проверить правильность вычислений?

в)  Слайд 3

 - На какие группы можно разбить следующие фигуры?  ( по цвету, на прямые и её части и на кривые линии)

Слайд 4

Создание проблемной ситуации

-на какие группы можно разбить кривые линии? (замкнутые и незамкнутые)

- к какой группе отнесёте последнюю кривую линию?

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.

Продолжительность: 2-3 минуты.

Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

- Почему возникли затруднения при ответе на вопрос?

- Слайд 5

Итак, нам необходимо выяснить признаки, по которым можно отличить замкнутую линию от незамкнутой. Готовы начать работу?

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства, алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

Продолжительность: 8 – 10 минут.

Формы работы: парная работа.

Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог; деятельностный метод

«Открытие детьми нового знания»

а) слайд 6

– Рассмотрите рисунок. На что похожи по своей форме тропинки, которые идут от домика Кати?

- Скажите, какая тропинка обязательно приведёт маленькую Катю назад к домику, если она всё время будет идти вперёд. Почему? (Это должна быть замкнутая кривая. По ней можно идти не задумываясь – всё равно вернёшься к началу пути.)

–Как бы вы назвали эту линию? (Ответы детей.)– А другие линии на этом рисунке есть?

- В чём отличие этих дорожек? (Дети формулируют основное отличие замкнутой и незамкнутой кривой своими словами. Если они затрудняются это сделать, учитель задаёт следующий наводящий вопрос.)

– Можешь у этой кривой указать начало и конец?

б) работа с нитками

-Работаем в парах

Выложите замкнутую и незамкнутую линию.  Что произошло с концами первой нитки? Что произошло с концами второй нитки?

Что нужно сделать, чтобы первая кривая стала незамкнутой?

Что нужно сделать, чтобы вторая кривая стала замкнутой?

Какой можем сделать вывод об отличии замкнутой и незамкнутой линии?

в)

Исследование по выявлению свойств замкнутой линии

Ребята, у замкнутой линии есть ещё одно свойство, отличающее её от незамкнутой линии. Чтобы разобраться в этом, предлагаю провести исследование. Давайте  попробуем! Согласны?

 -Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в исследовательскую мастерскую. Каждый из нас – сотрудник этой мастерской, учёный-исследователь. Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать? (дружно, старательно, внимательно, с уважением  друг к другу)

Слайд 7 ( план исследования)

Работа в паре, один человек готовит выступление по слайду 8

Сравнение полученных во время исследования выводов с выводами в учебнике

Давайте откроем учебник на с.109 и найдём вывод на странице учебника.

Совпадают ли наши выводы?

- получается, что мы без посторонней помощи сделали своё маленькое математическое открытие. Какие мы молодцы!

5. Музыкальная физминутка.

Вы отдохнули. Вспомните о чем мы говорили в 1 части урока. Попробуйте сформулировать тему урока.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Продолжительность: 3  минуты

Средства: комментирование, выполнение продуктивных заданий.

Слайд 9 (дублирует слайд 4)

 Докажите правильность своего выбора для 1 и 2 кривой линии. Определите тип третьей кривой линии.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Продолжительность: 4-5 минут.

Средства: небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий).

Методы: самоконтроль, самооценка.

- Итак, мои маленькие ученые, вы научились хорошо отличать замкнутую линию от незамкнутой  и можете сами справиться  с более серьезной работой.

- На парте  у каждого лежит своя буква. Определите какой линией является контур этой буквы.  Работу выполняйте самостоятельно. Кто все сделает, сядьте правильно.

Слайд 10

- Проверьте. Если ответ совпал, то хлопаем в ладоши.

8. Включение в систему знаний и повторение.

 Какое математическое слово можно сложить из букв, чей контур является не замкнутой линией?

- расскажите о числе 3

- составьте суммы по рисунку с буквами, так чтобы второе слагаемое было равно 3.

- как выполнить сложение.

Выслушиваются предложения детей о способе прибавления числа 3

а) работа с учебником с. 108 № 251

Значение какой суммы находили дети?

- рассмотрите первый ряд чисел, по которому считала Нина. Как она рассуждала?

- Как рассуждал Вова?

- как рассуждал Дима?

- сравните значения сумм, которые получили ребята. Что скажите о способах, которыми пользовались ребята?

- какой из способов вам понравился больше?

б) слайд 11

игра «Катание  с горки»

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Продолжительность: 2-3 минуты.

-А теперь я вам предлагаю показать ваше настроение в конце урока.

- У кого настроение улучшилось? У кого ухудшилось? - Почему?

 - По вашим смайликам вижу, что вам понравилось и у вас все получилось. А если что-то не получилось, то обязательно получится на следующем уроке. 

(слайд 12)

- А теперь продолжите фразы:

-Сегодня я узнал…

-Теперь я могу…

- Я попробую…

Ребята, наш урок окончен.  

(слайд14)

- Ребята, посмотрите на слайд. Это мой смайлик. Почему он улыбается? (я довольна работой)

- Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. Замкнутые и незамкнутые линии.

Конспект урока  математики. Тема -"Замкнутые и незамкнутые линии", 1 класс, система Л. В. Занкова Предметные  результатыЗнакомство с понятиями «замкнутая линия» и «не­замкнутая линия». ...

Урок (конспект и презентация). 3 класс. Окружающий мир. "Школа 2100" Экосистема озера

Связанные тома архива. Скачать все, тогда распакуется. По себе знаю, как грустно бывает скачать работу без видео и флеш файлов...здесь поместила всё и конспект и маршрутный лист для учеников (17 часте...

Урок-конспект с презентацией по технологии по теме "Пришивание пуговиц"

Цели: Развивающая: • Познакомить учащихся с техническими сведениями о пуговицах, с технологией пришивания пуговиц. Обучающая: • Научить учащихся пришивать пуговицы со сквозными отверстиями и с у...

урок-конспект и презентация по окружающему миру "Охрана животных"

                                  Окружающий мир        Тема: Охрана живо...

урок-конспект и презентация по литературному чтению на тему "Рукописные книги"

Тема: «Древние рукописные книги». Подготовка сообщения.Тип: изучение нового материала.Цель: познакомить детей с историей появления Древних рукописных книг. Учить анализировать текст.Задачи...

Разработка урока Математика 1 класс. Замкнутые и незамкнутые линии.

Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО...