Исследовательская работа
творческая работа учащихся по математике (3 класс) по теме

Михайлова Наталья Николаевна

Работа учащегося на тему "Старинные и современные единицы измерения "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon starinnye_i_sovremennye_edinitsy_dliny_2.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа по теме:

 «Старинные и современные единицы измерения длины»

Секция: Математика

                                        Выполнил: Жаткин Сергей

                                                                   Ученик 3К2 класса

МБОУ школы № 170                                                                                                                    Советского района

Научный руководитель:

Михайлова Н.Н.

                                                                                       

                                                                                                 

                                                                                                                         

                                               

                                                              

 

Самара 2014                                               

  1. Введение.

          Длина – одно  из первых геометрических понятий, введенных человеком. Первые меры длины были самыми естественными, поэтому сохранились и по сей день. В газетах и журналах, например, можно прочесть такие фразы: «Избушка находилась от поселка на расстоянии двух дневных переходов», «Трещина шириной с ладонь пересекла каменную плиту».

          На уроке математики мы выполняли такое задание: измерить шагами длину классной комнаты. У каждого из нас получились разные результаты, но каждый из нас был прав по-своему, потому что надо было использовать единую мерку. Как же раньше люди измеряли длину разных предметов?

          Таким образом, нами сформулирована тема исследования: «Старинные и современные русские единицы измерения длины».

Цель исследования: удобны ли старинные русские меры длины в современной школе.

Задачи: 1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Провести практическую работу и сделать выводы.

Методы исследования: анализ  литературы, практическая работа.

  1. Старинные русские единицы измерения длины.

          Перст - старинное название указательного пальца руки, ширина которого равна приблизительно 2 см.

           Дюйм - (от голландского - большой палец). Он равен ширине большого пальца или длине трех сухих зерен ячменя, взятых из средней части колоса. 1 дюйм =2,54 см = 10 линиям. В настоящее время используется для измерения внутреннего измерения диаметра труб, автомобильных шин, толщины досок и т. д.        

           Вершок - старая русская мера длины, употреблявшаяся до введения метрической системы мер.1 Вершок = 1/16 аршина = 1,75 дюйма = 44,45 мм = 4,44 см Вершок - старинная русская мера длины, равная  ширине двух пальцев (указательного и среднего).

           Локоть - древнейшая мера длины, которой пользовались многие народы мира. Это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки или сжатого кулака  до локтевого сгиба. Его длина колебалась от 38 см до 46 см или 11 – 16 вершков. Как мера длины на Руси встречается с XVI века.

           Пядь, пядень (или четверть) - одна из самых старинных мер длины. Название происходит от древнерусского слова «пясть», т.е. кулак или кисть руки. Различают пядь малую - расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев, что составляет около 18 см, и пядь великую - расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца, 22-23 см.        

             Аршин - одна из главных русских мер длины, использовалась с XVI в. Название происходит от персидского слова «арш» - локоть. Это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой фаланги среднего пальца. В аршине 71 см. Но в разных губерниях России были свои единицы измерения длины, поэтому купцы, продавая свой товар, как правило, мерили его своим аршином, обманывая при этом покупателей. Чтобы исключить путаницу, был введен казенный аршин, т.е. эталон аршина, представляющий собой деревянную линейку, на концах которой клепались металлические наконечники с государственным клеймом.

            Верста или поприще - русская путевая мера. Верста - от слова вертеть. Первоначально - расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты 1060 м. Верста как мера длины на Руси встречается с 11 века.

Коломенская верста – «верзила» - шутливое название очень высокого человека. Оно берет свое начало от времен царя Алексея Михайловича, царствовавшего с 1645 по 1676 годы.

Межевая верста существовала на Руси до 18 века для определения расстояния между населенными пунктами  и для межевания (от слова межа-граница земельных владений в виде узкой полосы). Длина такой версты 1000 саженей, или 2,13 км.

           Сажень - встречается с XI в. Название происходит от слова "сягать" т.е. доставать до чего-либо. Отсюда слово "недосягаемый" - о месте, куда невозможно добраться, о человеке, достоинства которого невозможно повторить. Различали два вида сажени: маховая и косая.

Маховая сажень-расстояние между концами пальцев распростертых рук , ее длина  3 аршина или 213 см. Косая сажень - расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки ; длина такой сажени примерно 248 см.

           Миля (от латинского слова  «милия» - тысяча (шагов)) - русская мера длины. Использовалась как единица для измерения больших расстояний, равна семи верстам или 7,468 км.

           Линия - ширина пшеничного зерна, примерно 2,54 мм. Эта мера использовалась для измерения диаметра горловины в стеклянной части лампы. Этой единицей обозначают и калибр, т.е. диаметр канала в стволе огнестрельного оружия. Наибольший диаметр пули, снаряда тоже выражается в линиях или в миллиметрах. Отсюда название «трехлинейная винтовка» для винтовки калибра 7,62 мм (2,54 х 3=7,62). Эта винтовка системы Мосина с конца XIX века была на вооружении русской армии. После некоторой модернизации она использовалась и в Советской Армии (наряду с автоматическим оружием) во время Великой Отечественной войны.

              Шаг - средняя длина человеческого шага, 71 см. Одна из древнейших мер длины. Сохранились сведения об использовании шага для определения расстояния между городами  в Древней Греции, Древнем Риме, Египте, Персии. Шаг как мера длины используется и в настоящее время. Существует даже специальный прибор шагомер, похожий на карманные часы, который автоматически отсчитывает число пройденных человеком шагов.

Шагами отмерялось расстояние, на которое должны были сходиться противники во время дуэли. Так, с расстояния в 10 шагов на Черной речке под Петербургом 27 января 1837 г. на дуэли Дантес стрелял в А.С. Пушкина и ранил его смертельно. В 1841 г. 15 июля недалеко от Пятигорска Мартынов произвел свой роковой выстрел с расстояния 15 шагов и убил М.Ю. Лермонтова.

  1. Современные единицы измерения длины.

           Для измерения длины разных отрезков современный человек использует: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и километр.

           Метр (м, m), meter. По определению, принятому во Франции в 1791 году, метр был равен 1×10-7 части четверти длины парижского меридиана и в 1799 году Ленуаром был изготовлен платиновый «архивный метр». В 1872 году Международная метрическая комиссия приняла решение об отказе от «естественных» эталонов длины и о принятии архивного метра в качестве исходной меры длины и по нему был изготовлен 31 эталон в виде штриховой меры длины — бруса из сплава Pt (90%) — lr (10%). 11-я Генеральная конференция по мерам и весам (1960 год) приняла новое определение метра, положенное в основу Международной системы единиц (СИ): «Метр — длина, равная 1650763,73 длины волны в вакууме излучения, соответствующего переходу между уровнями 2p10 и 5d5 атома криптона 86». А с 1983 года метр равен расстоянию, которое проходит в вакууме свет за 1/299792458 доли секунды.

          Миллиметр (мм, mm), millimeter. Определяется как тысячная доля метра.

         Километр (км, km) - kilometer.  1 Километр равен 1000 метров.

1см = 10 мм

1 дм = 10 см = 100 мм

1 м = 10 дм = 100 см = 1000 мм

1 км = 1000 м

          Для измерения отрезков в рабочей тетради мы используем миллиметры, сантиметры, дециметры. Продавец, измеряя ткань на платье или костюм, будет использовать метр. А путешественник, преодолевая расстояние от одного населенного пункта  до другого, - километр и метр.

  1. Практическая работа по теме исследования «Удобны ли старинные меры длины в современной школе?»

          Практическую работу мы проводили среди учеников 2 «К 2» класса МБОУ «СОШ №170» города  Самары. В экспериментальную группу  вошли 5 учеников.

       Задание: измерить длину шнурка, используя старинные меры единицы длины.

      Длину мы измеряли  аршином, локтем, пядью.

     Полученные результаты мы отобразили в таблице.

Имя ученика

аршин

локоть

малая пядь

1.

Данила

4

5

10

2.

Саша

4

5

10

3.

Настя

3

4

9

4.

Максим

5

6

12

5.

Егор

5

6

12

         Оказалось, что у Данилы и Саши, а также у Максима и Егора одинаковые результаты. По росту и телосложению ребята  одинаковые.

       Мы убедились в том, что старинные меры разные, кроме этого они  не дают точного результата. Длину шнурка мы нашли при помощи метровой линейки. Длина  равна 1 метру 30 сантиметрам.

  1. Заключение.

     200 лет назад в разных странах, в том числе и на Руси, применялись различные системы единиц для измерения длины. Первые единицы длины были связаны с размерами частей тела человека.

     Насколько удобными были изначальные меры – локоть, вершок, сажень – ведь они всегда при себе, настолько они были неточными, ведь у разных людей единицы различны.

     В связи с развитием торговли назрела необходимость установить четкие определения единиц длины. При Петре I русские меры были приведены в определенную систему.

    Таким образом, изучив литературу по теме исследования и проведя практическую работу, мы делаем вывод: для более точного определения длины отрезков лучше пользоваться современными единицами: километром, метром, дециметром, сантиметром и миллиметром.

  1. Список литературы.
  1. Выготский М.Я. «Арифметика и алгебра в древнем мире». — М., 1967.
  2. Гермогенова И.Н. «Наименования мер длины, веса и денег в древнерусском языке»
  3. Депман И.Я. История арифметики: Пособие для учителя. — М., 1959.
  4. Иванов М.И. «Русские счёты и их использование в школе». — М., 1953.
  5. Минскин Е. «От игры к знаниям». М.,1987
  6. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Книга «Старинные занимательные задачи» - Наука 1985.
  7. Свечников А., Сорокин П. «Числа, фигуры, задачи». М.,1987
  8.  Труднев В. «Внеклассная работа по математике в начальной школе». М., 1975
  9. Электронный ресурс — Режим доступа — URL: ruslife.org.ua/
  10. Электронный ресурс – Режим доступа – URL:http://меры длины.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")

В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...