Рабочая программа факультатива "Решение нестандартных задач"
рабочая программа по математике (4 класс) по теме
Рабочая программа факультатива "Решение нестандартных задач" включает пояснительную записку и тематическое планирование. Опробирована в 2013 - 2014 учебном году с учащимися 4 класса. Дети показали хорошие результаты в олимпиаде и компьютерном тестировании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fakultativa_rnz_4klass_.doc | 173.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28»
Рассмотрено и принято на заседании МО учителей начальных классов Протокол от 30.05.2013 № 5 Руководитель МО _____________Н.Е. Аверина | Согласовано на заседании НМС школы Протокол от 10.06.2013 № 7 Зам. директора по НМР _____________ Л.И. Пентехина | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 28 Приказ от 30.08.2013 № 75-о ________ А.А. Фаизов |
Рабочая программа
курса «Решение нестандартных задач», развивающий уровень,
на 2013-2014 учебный год
Золина А.М., учитель начальных классов, высшая квалификационная категория
город Ульяновск
2013
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Решение нестандартных задач» (далее - Программа) предназначена для работы с учащимися 4 классов с целью развития и совершенствования познавательного процесса , акцентированного на развитии внимания, восприятия и воображения, памяти и мышления и сделать процесс обучения увлекательным и интересным.
. Программа составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Постановления Правительства Российской Федерации от 15 Августа 2013 года № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
-Приказа Минобрнауки России № 19707 от 04 февраля 2011 г. «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования»
- Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №28 на оказание платных услуг.
Автор программы - учитель начальных классов высшей категории МБОУ СОШ № 28 Золина А.М. Рецензент программы -
Цель программы – развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе;
воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств средствами углубленного изучения математики.
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
развивать у учащихся способность решать определённую задачу несколькими способами и находить среди них наиболее простые и оригинальные (гибкость мышления);
развивать у учащихся способность вести грамотные рассуждения (логика рассуждений);
развивать у учащихся способность вычленять необходимые, существенные признаки объекта или процесса через абстрагирование от остальных, несущественных (степень абстрагирования);
развивать у учащихся способность к динамичному отражению различных математических объектов в необходимых сочетаниях и связях (пространственное воображение);
развивать у учащихся способность видеть окончательное решение задачи, при котором вывод основывается на догадке, чувстве, почти внезапном (математическая интуиция);
развивать у учащихся исследовательские умения,
познавательную и творческую активность;
формировать устойчивый интерес учащихся к предмету «Математика» посредством решения нестандартных занимательных задач.
Основные принципы реализации программы:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- систематичность и последовательность реализации содержания программы;
- вариативность форм и методов при проведении занятий;
- наглядность.
Внеурочная деятельность ставит своей целью прежде всего развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
В ФГОС помимо привычных требований к образовательным результатам выпускника начальной школы по учебным предметам выделен новый результат "выпускник получит возможность научиться", например: результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, самостоятельно использовать ранее накопленные знания и умения и др.
Реализация Программы обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого потенциала В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования Программа охватывает следующие направления развития детей:
- социально-коммуникативное;
- познавательное;
- речевое;
- развитие у учащихся умения работать самостоятельно;
- думать, решать творческие задачи;
- совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому варианту решения текстовых задач
При реализации Программы предусматривается использование педагогом системно-деятельностного, здоровьесберегающего, гуманно-личностного и культурологического подходов к организации деятельности детей.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 40 минут. Общее количество занятий – 34 часа.
В процессе реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Балльное оценивание не осуществляется.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться педагогом исключительно для решения следующих образовательных задач:
- организации индивидуализации образования ( ИОМ в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
- составлении портфолио достижений обучающихся.
По результатам освоения Программы у учащихся должны быть сформированы универсальные учебные действия:
- Познавательные УУД
Моделирование: замещение, кодирование, декодирование
Преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (в пространственно-графическую или знаково-символическую)
Преобразование модели
Изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область
Освоение системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре
Обнаружение знаков, их раскодирование; кодирование информации
Понимание
Определение объекта понимания, выделение смысловых частей, переведение смысловой части в тезис, озаглавливание тезиса
-Коммуникативные УУД
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Определение цели, функций участников, способов взаимодействия
Постановка вопросов
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Разрешение конфликтов
Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
Управление поведением партнера
Контроль, коррекция, оценка действий партнера
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Учебно-тематический план
Факультативного курса «Обучение решению нестандартных задач »
№ | тема раздела, урока | кол–во часов | тип, форма урока | планируемые результаты | вид и формы контроля | дата урока план | дата урока факт | ||
предметные (образовательный аспект ТДЦ) | метапредметные (развивающий аспект ТДЦ) | личностные (воспитательный аспект ТДЦ) | |||||||
1 | Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения? Интеллектуальная разминка | 1ч. | Занятие-путешествие в мир математики | Умение ответить на вопрос – зачем ты пришёл на занятие? | Формирование умения выбирать тему, предмет, объект, обосновывать актуальность темы. | Формирование требовательности к себе, дисциплинированности, навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми | Тесты. | ||
2 | Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи. Числа-великаны | 1ч. | Занятие- диалог за партой | Умение использовать методы исследования при решении задач, знать числа-великаны. | Формирование умения ставить цели и задачи : учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. | Развитие умения преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться | Диалог за партой. | ||
3 | Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи. Кто что увидит? | 1ч. | Занятие- викторина | Умение проводить наблюдения над объектом, учиться навыкам решения творческих задач | Формирование умения находить информацию, кодировать и декодировать её, составлять план работы. | Формирование требовательности к себе, дисциплинированности; навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми. | Анкетирование. | ||
4 | Римские цифры. Упражнения, игры, задачи Числовые головоломки | 1ч. | Практическое занятие | Уметь составлять числовые головоломки, знать римские цифры. | Формирование умения осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | Формирование добросовестности и ответственности, чувства гордости за свои успехи. | Составление банка идей. | ||
5 | Мир занимательных задач Секреты задач | 1ч. | Занятие-турнир смекалистых | Умение решать занимательные задачи, знать, что такое занимательные задачи, уметь работать над ними. | Формирование умения поиска, анализ и интерпретация информации, поисковая | Формирование положительного отношения к миру, к разным видам труда, к другим людям и самому себе | Тесты. | ||
6 | Решение логических задач.В царстве смекалки | 1ч. | Занятие-рассуждение | Умение находить и собирать материал по теме занятия, решать логические задачи. | Формирование умения добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. | Формирование у детей мотивации к обучению; помощь им в самоорганизации и саморазвитии. | Проект. | ||
7 | Задачи с изменением вопроса. «Математика — наш друг!» | 1ч. | Мозговой штурм | Умение находить интересные задачи и изменять вопрос к ним. | Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, изменять вопрос к задаче. | Формирование любознательности познавательной активности; развитие самостоятельности. | Презентация. | ||
8 | Составные задачи на процессы с двумя ситуациями и связью «всего (вместе)» или «больше (меньше) на». | 1ч. | Занятие- викторина | Умение коллективно обсуждать составные задачи на процессы с двумя ситуациями и самостоятельно их решать. | Формирование умения планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента при решении составных задач на процессы. | Формирование уверенности в себе, способности эмоционально и адекватно формулировать оценочные суждения. | Составление маршрутной карты. | ||
9 | Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи. Математический марафон | 1ч. | Занятие- проект | Умение коллективно обсуждать проблемы: научиться решать разные виды задач, составлять модели, анализировать свою работу, сравнивать её с эталоном. | Формирование умения планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Формирование инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании, познавательно-исследовательской деятельности. | Выполнение работы над задачами. | ||
10 | Простые и составные задачи с одной величиной. Выбери маршрут | 1ч. | Практическая работа | Научиться обдумывать предложенные задания, решение текстовых задач. | Развитие умения поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий составлять алгоритм взаимосвязи, решение текстовых задач учиться переводить словесную информацию на язык символов. | Формирование умения понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями товарища. | Презентация. | ||
11 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 1ч. | Практическая работа | Уметь решать задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | Формирование умения выделять существенную информацию из текстов разных видов. | Формирование у детей мотивации к обучению, к самоорганизации и саморазвитию. | Презентация. | ||
12 | Умножение. Упражнения, игры, задачи. Математическая копилка | 1ч. | Занятие- диспут | Научиться решать самостоятельно или с помощью учителя задачи на Умножение. | Формирование умения выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) | Развитие умения преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться. | Диалог за партой | ||
13 | Решение простых задач составлением уравнения. | 1ч. | Практическая работа | Учиться замечать наиболее известные способы взаимосвязи компонентов, ставить к ним вопросы, использовать их в самостоятельной работе | Формирование умения анализировать свою проектную деятельность и составления маршрутной карты своих продвижений, коррекция своих знаний. | Развитие умения преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться. | Анкетирование. | ||
14 | Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки. | 1ч. | Занятие- тренинг | Уметь анализировать задачи, решать логические задачи, загадки. | Формирование умения использовать для решения познавательных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных. | Формирование положительного отношения к миру, к разным видам труда, к другим людям и самому себе. | Составление банка идей. | ||
15 | Деление. Упражнения, игры, задачи. Делится или не делится. | 1ч. | Конкурс знатоков. | Умение правильно определять задачи на деление, ставить вопросы к условию | Формирование умения преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Формирование уверенности в себе, способности эмоционально и адекватно формулировать оценочные суждения. | Тесты. | ||
16 | Простые задачи с отношением кратного сравнения. | 1ч. | Занятие- тренинг | Научиться объяснять значения наиболее распространенных способов решения задач с отношением кратного сравнения. | Формирование умения выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и соблюдая нормы математического планирования этапов выполнения работы. | Формирование инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании, познавательно-исследовательской деятельности. | Диагностика тренажёр | ||
17 | Как люди научились считать Введение в дроби. | 1ч. | Занятие- проект | Умение использовать учебную литературу по теме, понимать смысл термина «дроби». | Формирование умения отслеживать продвижения в выполнении задания с дробями. | Овладение навыками сотрудничества, требующего совместной работы в парах или гуппах. | Беседа, индивидуальная работа. | ||
18 | Новогодние забавы.(лабиринты,ребусы) | 1ч. | Практическая работа | Научиться владеть способом действия, необходимым для правильного нахождения решения и уметь пользоваться им. | Формирование умения осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений при работе с лабиринтами. | Формирование умения понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями товарища. | Составление банка идей. | ||
19 | Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины. | 1ч. | Занятие-КВН | Научиться использовать учебную литературу по теме, знать старинные меры длины. | Формирование умения планировать свои действия по работе с занимательной математической литературой. | Формирование уверенности в себе, способности эмоционально и адекватно формулировать оценочные суждения. | Тесты. | ||
20 | Игра «Веришь или нет». Задачи на нахождение четвёртого пропорционального. | 1ч. | Занятие- проект | Научиться объяснять значения наиболее распространенных способов решения задач на нахождение четвёртого пропорционального. | Формирование познавательно-исследовательской деятельности; умения создавать проблемные ситуации, находить способы их преодоления при работе над задачами | Формирование способности выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями товарища. | Наблюдение за работой и развитием детей, индивидуальная работа. | ||
21 | Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки. | 1ч. | Занятие- игра | Научиться составлять загадки-смекалки, решать задачи повышенной трудности. | Формирование способности достраивать схемы и создавать свои конструкции задач по заданию учителя. | Формирование любознательности познавательной активности, инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности: игре, общении. | Презентация. | ||
22 | Интересные приемы устного счёта. В царстве смекалки | 1ч. | Занятие- олимпиада | Умение правильно определять, как смысл содержания, так и выбор способов решения олимпиадных задач, знать приёмы устного счёта. | Формирование умения решать разные виды заданий, составлять модели, анализировать свою работу, сравнивать её с эталоном | Формирование положительного отношения к миру, к разным видам труда, к другим людям и самому себе. | Тренажёр – тесты, индивидуальная работа | ||
23 | Задачи на процессы. Время. Часы. Упражнения, игры, задачи. | 1ч. | Занятие- блиц-турнир | Уметь правильно определять задачи на процессы., и способы решения таких задач, знать время и часы | Формирование познавательно-исследовательской деятельности; умения создавать проблемные ситуации, находить способы их преодоления при работе над задачами. | Развитие произвольности поведения, психологической и личностной готовности к систематическому школьному обучению. | Составление банка идей. | ||
24 | Математические фокусы. «Спичечный» конструктор | 1ч. | Практическая работа | Уметь анализировать модель, конструировать из спичек. | Формирование умения понимать информацию, представленную в изобразительной схематичной форме и переводить её в словесную форму. | Формирование положительного отношения к миру, к разным видам труда, к другим людям и самому себе. | Выполнение творческой работы, проекта. | ||
25 | Открытие нуля. Загадки-смекалки. Мир занимательных задач. | 1ч. | Конкурс знатоков. | Научиться составлять загадки-смекалки, решать занимательные задачи. | Формирование инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности: игре, общении. | Формирование уверенности в себе, способности эмоционально и адекватно формулировать оценочные суждения. | Тренажёр – тесты, диалог за партой. | ||
26 | Простые задачи с дробями (к условию ставится три вопроса). | 1ч. | Занятие- конструирование | Уметь решать простые задачи с дробями, ставить вопросы к условию. | Развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности. | Формирование любознательности познавательной активности. | Выполнение задания по созданию образа дробей. | ||
27 | Задачи с многовариантными решениями. Математическая копилка. | 1ч. | Занятие- тренинг | Уметь работать с задачами, имеющими множество решений | Формирование познавательно-исследовательской деятельности; умения создавать проблемные ситуации, находить способы их преодоления при работе над задачами. | Развитие умения понимать другого; согласовывать свои действия с действиями товарища. | Тренажёр – тесты, диалог за партой. | ||
28 | Денежные знаки. Загадки-смекалки.Решение задач повышенной трудности. | 1ч. | Занятие- проект | Уметь решать задачи повышенной трудности. | Формирование умения решать разные виды заданий, составлять модели, анализировать свою работу, сравнивать её с эталоном | Формирование положительного отношения к миру, к разным видам труда, к другим людям и самому себе. | Тесты. | ||
29 | КВМ «Царица наук».Задачи с многовариантными решениями. Игра «Смекай, решай, отгадывай». | 1ч. | Занятие- тренинг | Уметь работать с задачами, имеющими множество решений. | Формирование инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности: игре, общении. | Формирование у детей мотивации к обучению, к самоорганизации и саморазвитию. | Наблюдение за работой и развитием детей: Диагностика. | ||
30 | Решение уравнений с двумя действиями в левой части. | 1ч. | Практическая работа | Научиться владеть способом действия, необходимым для правильного нахождения решения уравнений и уметь их решать. | Формирование познавательно-исследовательской деятельности; умения создавать проблемные ситуации, находить способы их преодоления при работе над уравнениями. | Формирование уверенности в себе, способности эмоционально и адекватно формулировать оценочные суждения. | Тренажёр – тесты, диалог за партой. | ||
31 | Геометрическая мозаика Занимательное моделирование Моделирование геометрических фигур. | 1ч. | Занятие- игра КВМ | Научиться составлять модели геометрических фигур. | Формирование умения понимать информацию, представленную в изобразительной схематичной форме и переводить её в форму модели. | Формирование у детей мотивации к обучению, к самоорганизации и саморазвитию. | Выполнение задания по созданию модели геометрических фигур. | ||
32 | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Геометрические фигуры вокруг нас | 1ч. | Занятие- конструирование | Научиться владеть способом действия, необходимым для конструирования объёмных фигур. | Формирование умения сравнивать предметы, проводить наблюдения, анализировать, классифицировать математические объекты | Развитие умения понимать другого; согласовывать свои действия с действиями товарища. | Выполнение задания по созданию модели объёмных фигур. | ||
33 | Игра «Поле чудес».Решение занимательных задач в стихах. | 1ч. | Занятие- игра | Уметь работать с задачами, имеющими множество решений. | Формирование инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности: игре, общении | Формирование уверенности в себе | Презентация. | ||
34 | Отгадывание ребусов.Интеллектуальный марафон. | 1ч. | Занятие- проект | Проверить свои знания. | Формирование умения решать разные виды заданий, составлять модели, анализировать свою работу. | Развитие умения понимать другого; согласовывать свои действия с действиями товарища. | Выполнение творческой работы, проекта. |
Перечень учебно-метолического обеспечения:
- Программа «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011.
- Программы курса "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей". (Автор О.А.Холодова, лауреат конкурса "Грант Москвы", «РПС» .Москва: Росткнига, 2008 год/
Печатные пособия :
- Набор «Геометрические тела».
-Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др.
-Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др.
Список литературы:
- Винокурова Н.К. Развиваем способности детей.4 класс. Рабочая тетрадь. - М.:РОСМЭН.-2004.
- Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа.2-4 классы-М. : Айрис- пресс,2008.
- Дробышев Ю.А.Олимпиады по математике:1-4 классы - М.: Первое сентября,2006.
- Зак А.З. «Интеллектика», «Интеллект - Центр», Москва, 2007г.
- Керова Г.В.Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. - М.:ВАКО,-2008.
- Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.
- Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 4 классе. - М.:Илекса,-2005.
- "1000 заданий для умников и умниц". - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, -2005..
. 1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе: учебное пособие/Н. Ф. Дик Ростов н/Д: Феникс, 2010го
- Интернет – ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по математике "Решение нестандартных задач"
Кружок по математике "Решение нестандартных задач"...
рабочая программа "Решение нестандартных задач" 4 класс
Рабочая программа включает пояснительную записку и планирование занятий факультатива. Олробирована в 2013 - 2014 учебном году. Хорошие результаты в олимпиадах и компьютерном тестировании....
Рабочая программа кружка "Логические задачи" 4 класс
Рабочая программа кружка "Логические задачи" 4 класс составлена в соответствии ФГОС второго поколения. Расчитана на 34 часа (1 час в неделю)....
Рабочие программы с нестандартными уроками_Школа России_2 класс
Рабочая программа по русскому языку с нестандартными уроками_Школа России_2 класс...
Рабочая программа «Решение проектных задач»
Рабочая программа«Решение проектных задач» Выделяя основные тенденции в современном образовании, в том числе начальном, можно отметить: «Сегодня всё большее признани...
Планирование по программе "Решение нестандартных задач"
Программа курса внеурочной деятельности "Решение нестандартных задач" 1-4 класс...
Рабочая программа "Решение практических задач" 3 класс
Практическая направленность курса связана с раскрытием значимости математики, ее методов в деятельности человека для познания им окружающего мира, для применения полученных знаний, умения на практике....