Рабочая программа «Решение проектных задач»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

 Рабочая  программа«Решение проектных задач» 

Выделяя основные тенденции в современном образовании, в том числе начальном, можно отметить: «Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над  узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_reshenie_proektnyh_zadach.docx41.43 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение проектных задач» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, базисного учебного плана, с учётом специфики Примерной основной образовательной программы начального общего образования; пособий для учителя под редакцией А.Б. Воронцова «Проектные задачи в начальной школе», «Решаем проектные задачи», под редакцией В.Н.Суслова.

Программа реализуется в рамках научно-познавательного направления внеурочной деятельности. Авторы: А.Б. Воронцов, В.Н.Суслов. Курс «Решение проектных задач» направлен на достижение цели: - формирование проектно-исследовательской деятельности, развитие проектного мышления, формирование УУД.    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение проектных задач» разработана в соответствии с законом 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», основной образовательной программой школы, программа реализуется в рамках обще интеллектуального направления внеурочной деятельности. Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом основного общего образования. Стандарты второго поколения. 

Выделяя основные тенденции в современном образовании, в том числе начальном, можно отметить: «Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над  узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения.

Результаты освоения курса

   Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Класс

Универсальные учебные действия

Предметные

Личностные

Метапредметные

1 - 4

У выпускника будут сформированы:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Выпускник научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

-строить речевое высказывание в устной  форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-осуществлять анализ  и синтез объектов, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-контролировать действия партнёра;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

-рефлексировать ( видеть проблему, анализировать сделанное; видеть трудности, ошибки;

-целеполагать (ставить и удерживать цели);

-планировать (составлять план своей деятельности);

-моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);

-проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

-вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения других).

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

· Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

· Целеполагать (ставить и удерживать цели);

· Планировать

(составлять план своей деятельности);

· Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

· Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

· Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Для современной начальной школы необходимы деятельностное содержание, мышление, учебное сотрудничество, особая педагогическая технология, в том числе контрольно-оценочная деятельность как механизм управления обучением (учением) детей.

Для деятельностной педагогики характерны особые принципы обучения:

  • принцип предметности т.е. точное указание тех специфических действий, которые необходимо произвести с предметами, чтобы, с одной стороны, выявить содержание будущего понятия, а с другой – изобразить это первичное содержание в виде знаковых моделей;
  • принцип деятельности как основа и средство построения, сохранения и применения системы предметных действий при решении учебной задачи.

Проектная задача – это такая задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.

 Особенностью проектных задач для 1-2 классов является то, что в большей степени они носят обучающий характер в части, касающейся общеучебных  умений и навыков: организации работы, взаимодействия учащихся в процессе её выполнения, поиска нужной информации и т.п. В этих задачах ясно формулируется цель, которую должны достичь школьники, последовательность заданий, часть из которых может выполняться индивидуально, а другая часть – во взаимодействии внутри малой группы и. наконец, на завершающем этапе – в режиме межгруппового взаимодействия. Работа проходит под руководством учителя. Основной акцент должен быть сделан на достижение одной из главных целей начальной школы – формирование учебного сотрудничества, учебного сообщества класса.

 Проектные задачи могут решаться во всех трёх фазах учебного года:

  • в фазе запуска – с целью актуализации известных детям знаний, способов действий и постановки предметных задач на новый учебный год;
  • в фазе постановки и решения учебных задач – с целью освоения способов внутригруппового и межгруппового взаимодействия и переноса открытых способов действий, средств в практические (квазиреальные, модельные) ситуации;
  • в рефлексивной фазе – с целью обобщения знаний и способов действий при переносе комплекса средств и способов в практическую ситуацию, а также с целью оценки умения взаимодействовать внутри группы и в классе с другими детьми.

Для оценки действий учащихся в ходе решения проектных задач используется экспертная оценка учителя, других взрослых, старших школьников, участвующих в наблюдениях за работой групп. По итогам решения задачи оценивается реальный «продукт» деятельности группы, публично представленный классу.

 Особенностью проектных задач для 3-4 классов  состоит в том, что, решая их, дети используют весь известный им арсенал средств и предметных способов действий в различных реальных и квазиреальных (модельных) ситуациях. Главная цель таких задач – научиться ставить перед собой цель, планировать свои действия, саамам контролировать и оценивать свои действия и результаты, а также действия и результаты своих сверстников, научиться осуществлять перенос способов действий из одной области в другую. Подобные задачи уже приближаются к учебному проекту, но пока ещё остаются задачами, так как младшие школьники всё ещё не самостоятельны в выборе средств, способов действий, материалов для достижения результатов. Учитель по-прежнему обеспечивает группу детей всем необходимым для достижения конечного результата.

Разновозрастное сотрудничество предполагает такую организацию образовательного процесса (решение предметных и межпредметных разновозрастных задач), при котором 4-классники и 5-классники, инициативно выстраивая учебные отношения с младшими школьниками (организуя решение проектной задачи), одновременно могут проводить рефлексию своих знаний и умений.

Типология проектных задач:

  1. Предметные и межпредметные.
  2. Одновозрастные и разновозрастные.

Количество  проектных задач  в учебном году и  их место в учебном процессе.

Количество и содержание проектных  задач задаётся деятельностной технологией той образовательной системы, которая реализуется в школе. На один предмет приходится:

  •  в фазе запуска –1 задача (предметная или межпредметная);
  •  в фазе постановки и решения учебных задач – 2 задачи ( предметные);
  •  в рефлексивной фазе -- 1задача (предметная или межпредметная);

Содержание курса

   Решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые проверочные работы и пятибалльную систему оценки, практически невозможно. Необходим поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов.

Одной из таких адекватных форм является проектная деятельностьНовые образовательные результаты (прежде всего учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений; ответственность и инициативность и др.) могут быть достигнуты только через проектную деятельность школьников.

Однако проектная деятельность свое центральное (ведущее) место занимает в подростковой (основной) школе. В начальной школе могут возникнуть только ее прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

В деятельностной педагогике задачный принцип построения учебного содержания является ключевым. В образовательной практике используются разные типы задач: учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В. В. Давыдов). Как правило, учитель (через содержание программы) сам ведет класс к постановке и решению очередной учебной задачи. Цель педагога на уроке постановки учебной задачи — создать в классе такую ситуацию, в которой дети приняли бы именно эту запланированную задачу.

Учебная задача всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому с ходу она не может быть решена учащимися. Это поисковая задача. Именно в результате поиска через определенное время дети смогут решить эту задачу. Как уже отмечалось, результатом решения подобного типа задач является общий способ для решения широкого класса частных конкретно-практических задач, в процессе поиска которого происходят изменения в самих младших школьниках.

Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся(получение правильного ответа). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия и тем самым становится условием для постановки новой учебной задачи.

Творческая (олимпиадная) задача — это такая задача, которая не имеет готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, в основном спонтанно пытается сам найти способ решения. Как правило, этот способ решения не поддается алгоритмизации. Поэтому такие задачи обычно решают немногие учащиеся (ученики, обладающие нестандартным мышлением). Что не могут сделать в обучении перечисленные типы задач? Они не позволяют:

  • научить самостоятельному выбору способа решения задачи (проблемы) в ситуации, когда он не виден явно и однозначно из условия задачи; как правило, способ решения либо лежит на поверхности, либо задается автором или учителем;
  • стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто (включая учителя) не знал бы до решения этой задачи;
  • содержательно мотивировать поиск решения задачи в малой группе; как правило, задачи, которые мы предлагаем решать детям на уроке, искусственно связываются с групповыми формами обучения, формами учебного сотрудничества;
  • оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации, но (в отличие от творческой задачи) с использованием известных детям способов действий;
  • задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов.

А именно эти действия лежат в основе формирования новых образовательных результатов современной школы.

Для осуществления перечисленных образовательных условий мы предлагаем ввести еще один тип задач — проектные задачи.

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта») и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные «стратегии» ее решения.

Через опыт решения серии подобных задач на протяжении пяти первых лет обучения в школе младшие школьники (без специального акцента) осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Система заданий, которая входит в ткань задачи, фактически задает «стратегию решения» этой задачи.

Среди важнейших ценностных ориентиров начального образования отмечаются следующие:  

  1. Формирование психологических условий развития общения, кооперации, сотрудничества на основе:
  • доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиции всех участников.
  1. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке).
  1. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
  • формирование  самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
  • формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.

Тематическое планирование

1 класс (33 ч.)

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических

1

Мое имя

7

5

2

2

Книга - мой друг

10

6

4

3

Пернатые друзья

8

5

3

4

Математика в числах

8

5

3

2 класс (34 ч.)

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических

1

Я хочу,  чтобы мой город был чистый

8

5

3

2

Игры и игрушки

5

3

2

3

А в старину говорили так

11

7

4

4

Витамины

10

6

4

3 класс (34 ч.)

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических

1

Мой класс и моя школа

9

5

4

2

Моя малая Родина (мой город)

7

5

2

3

Моя семья

10

6

4

4

Мои домашние питомцы.

8

4

4

4 класс (34 ч.)

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических

1

Мир глазами животных

9

5

4

2

Тайны океана

7

4

3

3

Новости программы «Вокруг света»

10

5

5

4

Танграмм

8

5

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Решение нестандартных задач" 4 класс

Рабочая программа включает пояснительную записку и планирование занятий факультатива. Олробирована в 2013 - 2014 учебном году. Хорошие результаты в олимпиадах и компьютерном тестировании....

Рабочая программа по решению проектных задач

Данная рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год (компонент образовательного учреждения). Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования,...

Рабочая программа по курсу "Решение проектных задач" в 1-4 классах.

      Рабочая программа составлена с учётом методического пособия для учителя «Проектные задачи в начальной школе»; под редакцией А.Б. Воронцова. – 3-е изд. &nd...

Рабочая программа по курсу "Решение проектных задач" в 1-4 классах на 2021-2025 учебный год.

      Рабочая программа составлена с учётом методического пособия для учителя «Проектные задачи в начальной школе»; под редакцией А.Б. Воронцова. – 3-е изд. &nd...

Рабочая программа "Решение практических задач" 3 класс

Практическая направленность курса связана с раскрытием значимости математики, ее методов в деятельности человека для познания им окружающего мира, для применения полученных знаний, умения на практике....

Рабочая программа учебного курса "Решение проектных задач"

Рабочая программа разработана для обучающихся 3-4 классов.Учебный курс «Решение проектных задач»        Рабочая программа составлена с учётом методическо...

Рабочая программа курса "Проектные задачи и эксперименты"

рабочая программа куурса внеурочной деятельности для формарования исследовательских, регулятивных, познавательных умений...