Рабочая программа учебного курса "Решение проектных задач"
рабочая программа (3, 4 класс)

Асамбаева Елена Дмитриевна

Рабочая программа разработана для обучающихся 3-4 классов.

Учебный курс «Решение проектных задач»

        Рабочая программа составлена с учётом методического пособия для учителя «Проектные задачи в начальной школе»; под редакцией А.Б. Воронцова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

Основная цель программы: создание благоприятных условий для повышения уровня  развития обучающихся посредством решения практических и проектных задач.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой  знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные и необходимые для полноценной жизни в обществе;
  • сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
  • выявить и развить  творческие способности обучающихся на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер;
  • формировать навыки проектной деятельности обучающихся;
  • развивать умения работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения наблюдений, физических опытов, простейших измерений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_proektov.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Каргатская средняя школа №3 им. И.А. Домбровского

Рабочая программа по учебному курсу

«Решение проектных задач»

для обучающихся 3-4 классов

Составитель:

Асамбаева Е.Д.,

учитель начальных классов

2022 год

Учебный курс «Решение проектных задач»

        Рабочая программа составлена с учётом методического пособия для учителя «Проектные задачи в начальной школе»; под редакцией А.Б. Воронцова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

Основная цель программы: создание благоприятных условий для повышения уровня  развития обучающихся посредством решения практических и проектных задач.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой  знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные и необходимые для полноценной жизни в обществе;
  • сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
  • выявить и развить  творческие способности обучающихся на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер;
  • формировать навыки проектной деятельности обучающихся;
  • развивать умения работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения наблюдений, физических опытов, простейших измерений.

I. Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные:

•        Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

•        В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:

  • допускать существование различных точек зрения;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной формах;
  • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
  • владеть основами смыслового чтения текста;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии;
  • оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
  • использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Обучающийся сможет узнать:

  • основные особенности проведения исследований разных видов;
  • методы исследования;
  • правила выбора темы и объекта исследования;
  • основные логические операции, их отличительные особенности;
  • правила успешной презентации работы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно выбирать тему и объект исследования;
  • правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской   работы;
  • выделять главное и второстепенное в собранном материале;
  • выделять из текста основные понятия и давать им определения;
  • классифицировать предметы, процессы, явления и события;
  • ранжировать выдвигаемые идеи;
  • предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы;
  • делать выводы и умозаключения;
  • указывать пути дальнейшего изучения объекта;
  • презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

  • самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
  • реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся будет способен проявлять следующие отношения:

  • без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
  • работать в коллективе, группе;
  • презентовать работу общественности;
  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  •  целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа решения;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

II. Содержание курса

Специфика курса «Решение проектных задач» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, отражающий межпредметные связи. Практические задачи являются средством и условием формирования способности детей применять полученные на уроках знания в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило их становление.

Образовательные и воспитательные задачи обучения курса решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых приемов и методов обучения, которые формируют умения обучающихся как в группах, так и самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Отличительной особенностью  курса  является то, что решение практических задач осуществляется через организацию  проектной деятельности обучающихся. Посредством выполнения проектов по темам курса детям даётся возможность получить осязаемый продукт, который может быть использован в процессе учебной деятельности. В результате проделанной работы учащиеся смогут углубить и систематизировать знания по основным дисциплинам, существенно расширить их за счёт выполнения нестандартных заданий, получить дополнительную информацию по предмету, сформировать устойчивый интерес к учению, развить логическое мышление.

Проектная задача – это такая задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения, которой, происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Особенностью проектных задач для 3 классов является то, что в большей степени они носят обучающий характер в части, касающейся общеучебных умений и навыков: организации работы, взаимодействия учащихся в процессе её выполнения, поиска нужной информации и т.п. В этих задачах ясно формулируется цель, которую должны достичь школьники, последовательность заданий, часть из которых может выполняться индивидуально, а другая часть – во взаимодействии внутри малой группы и. наконец, на завершающем этапе – в режиме межгруппового взаимодействия. Работа проходит под руководством учителя. Основной акцент должен быть сделан на достижение одной из главных целей начальной школы – формирование учебного сотрудничества, учебного сообщества класса.

  Проектные задачи могут решаться во всех трёх фазах учебного года:

  • в фазе запуска – с целью актуализации известных детям знаний, способов действий и постановки предметных задач на новый учебный год;
  • в фазе постановки и решения учебных задач – с целью освоения способов внутригруппового и межгруппового взаимодействия и переноса открытых способов действий, средств в практические (квазиреальные, модельные) ситуации;
  • в рефлексивной фазе – с целью обобщения знаний и способов действий при переносе комплекса средств и способов в практическую ситуацию, а также с целью оценки умения взаимодействовать внутри группы и в классе с другими детьми.

Для оценки действий, учащихся в ходе решения проектных задач используется экспертная оценка учителя. По итогам решения задачи оценивается реальный «продукт» деятельности группы, публично представленный классу.

 Особенностью проектных задач для 4 классов состоит в том, что, решая их, дети используют весь известный им арсенал средств и предметных способов действий в различных реальных и квазиреальных (модельных) ситуациях. Главная цель таких задач – научиться ставить перед собой цель, планировать свои действия, самим контролировать и оценивать свои действия и результаты, а также действия и результаты своих сверстников, научиться осуществлять перенос способов действий из одной области в другую. Подобные задачи уже приближаются к учебному проекту, но пока ещё остаются задачами, так как младшие школьники всё ещё не самостоятельны в выборе средств, способов действий, материалов для достижения результатов. Учитель по-прежнему обеспечивает группу детей всем необходимым для достижения конечного результата.

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение темы

3 класс (17 часов)

№п/п

Название проектной задачи

Количество часов

 

Математика (4 часа)

 

1.

Танграм

2

2.

Ремонт комнаты

2

 

Окружающий мир (2 часа)

 

3.

Тайны океана

2

Литературное чтение (2 часа)

4.

Мир глазами животных

2

 

Русский язык (2 часа)

5.

Новости программы «Вокруг света»

2

Информатика и ИКТ (3 часа)

6.

Создание мультфильма

3

 

Межпредметные (2 часа)

7.

Как Петя страну от Змея Горыныча спас

2

8.

Готовимся к Новому году

2

Итого:

17 часов

4 класс (17 часов)

№п/п

Название проектной задачи

Количество часов

 

Математика (6 часов)

 

1.

Общешкольный родительский комитет

2

2.

Математика на планете Синус

2

3.

Ремонт комнаты

2

 

Окружающий мир (3 часа)

4.

Загадочный мир животных.

1

5.

Возрождение

2

 

Литературное чтение (1 часа)

6.

Работа над созданием спектакля.

1

 

Русский язык (2 часа)

7.

Пособие по теме: «Обобщение изученного материала по теме «Имя существительное»».

2

 

Информатика и ИКТ (2 часа)

8.

Создание рекламного ролика

2

 

Межпредметные (3 часа)

9.

Доктор Айболит

2

10.

«Новогодний карнавал»

1

Итого:

17 часов

Календарно-тематическое планирование

3 класс

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Танграм. Решение проектной задачи.

1

2.

Танграм. Оформление проектной задачи.

1

3.

Ремонт комнаты. Решение проектной задачи.

1

4.

Ремонт комнаты. Подготовка к публичной презентации.

1

5.

Тайны океана. Решение проектной задачи.

1

6.

Тайны океана. Подготовка к публичному выступлению.

1

7.

Мир глазами животных. Поиск и подготовка информации.

1

8.

Мир глазами животных. Презентация продуктов проекта.

1

9.

Новости программы «Вокруг света». Решение проекта.

1

10.

Новости программы «Вокруг света». Подготовка к публичному выступлению.

1

11.

Создание мультфильма. Работа над созданием замысла.

1

12.

Создание мультфильма. Работа над созданием главных действующих героев.

1

13.

Создание мультфильма. Оформление и просмотр выполненных работ.

1

14.

Как Петя страну от Змея Горыныча спас. Решение проектной задачи по ПДД.

1

15.

Как Петя страну от Змея Горыныча спас. Защита проектов.

1

16.

Готовимся к Новому году. Подготовительная работа.

1

17.

Готовимся к Новому году. Защита проектов.

1

Итого:        

17 часов

Календарно-тематическое планирование

4 класс

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Общешкольный родительский комитет. Решение проектной задачи.

1

2.

Общешкольный родительский комитет. Оформление проектной задачи.

1

3.

Математика на планете Синус. Решение проектной задачи.

1

4.

Математика на планете Синус. Подготовка к публичному выступлению.

1

5.

Ремонт класса. Решение проектной задачи.

1

6.

Ремонт класса. Подготовка к публичной презентации.

1

7.

Загадочный мир животных. Решение проектной задачи.

1

8.

Возрождение. Поиск и подготовка информации.

1

9.

Возрождение. Презентация продуктов проекта.

1

10.

Секреты авторского замысла. Решение проекта.

1

11.

Пособие по теме: «Обобщение изученного материала по теме «Глагол»». Решение проектной задачи.

1

12.

Пособие по теме: «Обобщение изученного материала по теме «Глагол»». Защита проектов.

1

13.

Создание рекламного ролика. Работа над созданием замысла.

1

14.

Создание рекламного ролика. Оформление и просмотр выполненных работ.

1

15.

Доктор Айболит. Решение проектной задачи.

1

16.

Доктор Айболит. Подготовка к публичному выступлению.

1

17.

«Новогодний карнавал». Защита проектов.

1

Итого:        

17 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Решение нестандартных задач по математике"

Рабочая программа адресована учащимся 2-4 классов. Цель: развитие у школьников математических и творческих способностей; навыков решения задач с применением формальной логики; умение планировать после...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность", 4 класс 2016-2017 учебный год

Данная рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру, а т...

Рабочая программа по решению проектных задач

Данная рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год (компонент образовательного учреждения). Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования,...

Конспект учебного занятия. Проектная задача Семья слов

Демонстрация учащимися: - возможность применять знания в нестандартных условиях; - умения, работая в паре, создать конечный «продукт» - ,содержащий связное описание основных этапов решения...

Рабочая программа учебного модуля "Основы проектной деятельности"

Метапредметный модуль «Основы проектной деятельности: учебный проект» в целях обеспечения требований федерального государственного образовательного стандарта призван создать условия ...

Рабочая программа учебного предмета "Решение шахматных задач" 1-4 классы

Рабочая программа разработана в рамках шахматного всеобуча. Данная программа модифицирует авторскую программу И.Г.Сухина «Шахматы школе», рекомендованную Министерством образования Рос...

Рабочий лист к решению проектной задачи "Серебряное копытце".

Рабочий лист к решению проектной задачи по произведению П.П.Бажова "Серебряное копытце"....