Конспект учебного занятия. Проектная задача Семья слов
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Усатая Татьяна Васильевна

Демонстрация учащимися: - возможность применять знания в нестандартных условиях; - умения, работая в паре, создать конечный «продукт» - ,содержащий связное описание основных этапов решения проектной задачи и полученных результатов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_zadacha.pptx871.38 КБ
Файл proektnaya_zadacha.docx21.82 КБ
Файл zadaniya.docx103.33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Семья - группа людей из близких родственников - родителей, детей, братьев, сестёр, дедушек, бабушек, дядей, тёть, живущих вместе. Все внутри семьи заботятся друг о друге, друг друга очень любят.

Слайд 3

Семья семьянин семейка семейный

Слайд 4

Тема занятия « Семья слов »

Слайд 6

Цель занятия:



Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия

Класс: 3

 Тема: Предметная задача «Семья слов»

Цель: Способствовать формированию учебного сотрудничества. Формирование коммуникативных навыков: умение работать в парах, договариваться, формулировать своё мнение и позицию, учитывать мнение других.

Задачи:

1. Формировать умение поиска информации на заданную тему.

3. Формировать умение оценивать свои действия.

4. Развитие коммуникативной компетенции.

5. Формирование навыков работы в паре.

МТО: листы А4,ручки,карандаши, раздаточный материал.

Карта проектной предметной задачи «Семья слов»

Предмет

Русский язык

Класс

3

Тип задачи

Предметная

Цели и

Педагогические

задачи

(педагогический

замысел)

Цели и педагогические задачи:

1. Формировать навыки работы в паре.

2. Формировать умение поиска информации на заданную тему.

3. Формировать умение оценивать свои действия.

4. Развитие коммуникативной компетенции.

Знания, умения и способы

действий,

на которые

опирается

задача

Умение работать в паре.

Умение распределять обязанности.

Умение находить информацию, ее обрабатывать.

Умение представлять готовый продукт.

Планируемый педагогический результат:

1. Формирование у учащихся навыков работы в паре (распределять обязанности и время, уметь договариваться, выслушивать мнения других членов группы и уважительно к ним относиться).

2. Уметь работать в нестандартной ситуации.

Общеучебные умения:

 - работа в паре (коммуникативная компетентность):

организация работы, распределение заданий между участниками в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;

- выбор адекватных форм представления результатов работы.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися: - возможность применять знания в нестандартных условиях; - умения, работая в паре, создать конечный «продукт» - ,содержащий связное описание основных этапов решения проектной задачи и полученных результатов

Способ и формат

оценивания

результатов работы

При подведении итогов работы оцениваются:

- умение находить и использовать представленный в разных формах и разных частях работы содержательный материал, дополнять его собственными знаниями и представлениями

- умение выстроить решение задачи в целом;

Способ и формат оценивания результатов работы:

Наблюдение за работой пары. Взаимоконтроль пар

ХОД  ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

Содержание

Виды деятельности

Планируемые результаты

Форма организационной

деятельности

МТО

Метапредметные

Предметные

Личностные

1

Организационный момент

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

Устойчивая положительная мотивация к деятельности;

Фронтальная;

Мотивация

Целеполагание;

- Ребята, взгляните на слайд, что вы на нём видите? ( ребус)

- Давайте решим его. Кто знает ответ? (семья)

-Кто объяснит значение этого слова?

Семья - группа людей, из близких родственников - родителей, детей, братьев, сестёр, дедушек, бабушек, дядей, тёть, живущих вместе.

Все внутри семьи заботятся друг о друге, друг друга очень любят

-Что для вас семья?(ответы детей)

Звуко - буквенный разбор слова семья в парах.

с — [с’] — согласный, глухой парный, мягкий

е — [и] — гласный, безударный

м — [м’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий

ь — не обозначает звука

я — [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко)

[а] — гласный, ударный

В слове 5 букв и 5 звуков.

- Молодцы. Ребята, взгляните на слайд.

 На слайде появляются слова Семья, семьянин, семейка, семейный.

Как объясните слово семьянин?

Семьянин  человек, который имеет семью, любящий семейную жизнь, заботливо относящийся к своей семье.

-Что объединяет эти слова? (Одинаковый корень, однокоренные слова).

Какие слова называются однокоренными? ( отвечают)

-в русском языке тоже есть семья. Семья слов. Ведь, все однокоренные слова тоже родственники, так? У всех есть корень, дающий начало другим словам. Так как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на нашем занятии? (о Семье слов)  тема занятия какая? (Семья слов). Молодцы!

- Взгляните на слайд. ( на слайде появляется дерево с корнем сад)

-  Что вы на нём видите? (дерево)

- Какой корень у дерева? (сад)

- А ещё какие слова вы видите на дереве?

( садовод, рассада, садовый, садовник, посадки)

- Что общего между этими словами? (общий корень, все образованы от слова "сад")

- Ребята, а где находятся эти слова? (на веточках)

- Верно, корень "сад" дал свои плоды,  и  от него распустились веточки с таким же корнем. Как вы думаете, для чего я показала вам эту картинку? Чем мы будем заниматься на уроке? ( Создавать свое дерево)

- Значит цель нашего урока какая? ( сделать дерево со словами-родственниками) и составить с ними предложения.

Формирует-ся устойчи-вая положи-тельная мо-тивация;

Проявляют познават-ельную ини-циативу;

Формули-руют ответы на вопросы;

Формули-руют цель занятия;

Р: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

П: работать с информацией, представленной в разных формах; выделять проблему (совместно с учителем и одноклассниками);

К: : слушать и слышать собеседника, вести диалог;  строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;  признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- широкая мотивационная основа  учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные, внешние мотивы;

учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

Фронтальная;

Презентация;

3

Работа над темой

- Но прежде, чем приступить к выполнению нашего задания, нам нужно определить по каким критериям мы будем оценивать наши работы. Какой критерий должен быть выполнен? (правильность выполнения задания)

-Верно, по этому критерию мы будем оценивать работу друг друга. Сегодня нам предстоит работать в парах. Но перед началом работы давайте  вспомним, какие вы знаете правила работы в парах? ( перечисляют)

- А какие  правила вы забыли назвать? Давайте посмотрим. ( Правила на слайде)

- Теперь мы можем приступить к работе. У каждого на партах лежит листок с деревом. Корень дерева - слово, которое  от которого будут образованы другие слова, веточки дерева. Корень дерева у каждой пары разный.

На листке даны 3 задания. Какое первое задание ( выбрать из списка слов те слова, которые подходят к корню дерева)  Все поняли как это делать?

- Какое 2 задание? (вспомнить слова с таким же корнем и "посадить" их на ветки дерева) Ребята, все поняли, что нужно сделать в этом задании?

- И какое же 3 задание? (раскрасить дерево) 

 Тогда приступаем к выполнению. Делаем внимательно. После выполнения вам нужно будет презентовать своё дерево, свой проект.

Распреде-ляют обя-занности;

Планируют свои дей-ствия в соот-ветствии с поставлен-ной целью;

Организо-вывают де-ятельность;

Договари-ваются, вы-полняют действия;

Р: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

П: работать с информацией, представленной в разных формах; выделять проблему (совместно с учителем и одноклассниками);

К: : слушать и слышать собеседника, вести диалог;  строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;  признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Первоначальные навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками в интеллектуальной деятельности;

Элементарные навыки учебно-познавательной работы;

Парная;

Листы А4;

Цветные карандаши;

4

Итог

Презентация своих проектов. Оценка проекта классом с помощью жетонов. Дерево крепится на доску.

- Ребята, посмотрите, сколько деревьев мы с вами сделали, что связывает все эти деревья? Что общего у них есть?

Мы можем назвать все  эти деревья " Семьёй слов"?  А как в природе называется такая группа деревьев? (Аллея ДЕРЕВЬЕВ)

Формули-руют ответы на вопросы;

Делают вы-воды о про-деланной работе.

Оценивают правиль-ность вы-полненных действий.

Р: адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

К: признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Парная;

Фронтальная;

5

Рефлексия

Какую цель  мы поставили в начале урока? Удалось ли нам ее достичь? Понравились ли вам задания? Какие трудности испытали В ХОДЕ РАБОТЫ НАД НИМИ?

Анализиру-ют соб-ственную деятель-ность;

Оценивают правиль-ность вы-полнения действия;

Р: адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.



Предварительный просмотр:

Задания:

1. Выбрать из списка однокоренные слова. Поместить их на дерево.

водопровод, завод, водоём , водолаз, водопад, водный, воевода, овод.

2. Придумать свои однокоренные слова. oak-tree-drawing-768x710.jpg

 3. Раскрасить дерево.  

Задания:

1. Выбрать из списка однокоренные слова. Поместить их на дерево.

Лесок, лесник, лесной, колесо, лесище, блеск, пылесос, лесоруб, лесничий.

2. Придумать свои однокоренные слова. oak-tree-drawing-768x710.jpg

 3. Раскрасить дерево.  

Задания:

1. Выбрать из списка однокоренные слова. Поместить их на дерево.

Домовой,  домосед,  домысел,  домашний, следом, домерить, домик, домоводство, домина.

2. Придумать свои однокоренные слова. oak-tree-drawing-768x710.jpg

 3. Раскрасить дерево.  

Задания:

1. Выбрать из списка однокоренные слова. Поместить их на дерево.

Бегемот, бегство,  беглянка, бегунок, побег, пробег, беглец, беглый, забегаловка.

2. Придумать свои однокоренные слова. oak-tree-drawing-768x710.jpg

 3. Раскрасить дерево.  

Задания:

1. Выбрать из списка однокоренные слова. Поместить их на дерево.

Находка, ходьба, входить,  переход, восход, обиход ,расход, походка.

2. Придумать свои однокоренные слова. oak-tree-drawing-768x710.jpg

 3. Раскрасить дерево.

Задания:

1. Выбрать из списка однокоренные слова. Поместить их на дерево.

Мирный, мирок, мировой, миролюбивый, мириться, примирить, замирать, мироед 

2. Придумать свои однокоренные слова. oak-tree-drawing-768x710.jpg

 3. Раскрасить дерево.

Задания:

1. Выбрать из списка однокоренные слова. Поместить их на дерево.

Дубочек, дубрава, дубить, дубок, дубовый, дублёнка, дубина, дубак

2. Придумать свои однокоренные слова. oak-tree-drawing-768x710.jpg

 3. Раскрасить дерево.

Задания:

1. Выбрать из списка однокоренные слова. Поместить их на дерево.

Цветение, расцветать, цветной, цветник, цветок, цветочный, зацветают

2. Придумать свои однокоренные слова. oak-tree-drawing-768x710.jpg

 3. Раскрасить дерево.

Задания:

1. Выбрать из списка однокоренные слова. Поместить их на дерево.

Снегопад, снежок, снежинка, снеговик, подснежник, Снегурочка, снеговой, заснеженный

2. Придумать свои однокоренные слова. oak-tree-drawing-768x710.jpg

 3. Раскрасить дерево.

Задания:

1. Выбрать из списка однокоренные слова. Поместить их на дерево.

Грибник, грибной, гребля, грабли, грибница, грибы, грибоед, грибочек, гребёт,

2. Придумать свои однокоренные слова. oak-tree-drawing-768x710.jpg

 3. Раскрасить дерево.

Задания:

1. Выбрать из списка однокоренные слова. Поместить их на дерево.

Светляк, светлячок, светлица, светлый, светло, светит, светает, Светлана.

2. Придумать свои однокоренные слова. oak-tree-drawing-768x710.jpg

 3. Раскрасить дерево.

Задания:

1. Выбрать из списка однокоренные слова. Поместить их на дерево.

Соня, сонет, сонный, персонал, сонник, бессонный, фасон, сонливый, сонность.

2. Придумать свои однокоренные слова. oak-tree-drawing-768x710.jpg

 3. Раскрасить дерево.

Задания:

1. Выбрать из списка однокоренные слова. Поместить их на дерево.

Удар, дарить, подарок, радар, подарочный, дарёный, ударник, сударь, даровать.

2. Придумать свои однокоренные слова. oak-tree-drawing-768x710.jpg

 3. Раскрасить дерево.

Задания:

1. Выбрать из списка однокоренные слова. Поместить их на дерево.

Котёнок, скотч, котлета, котята, котишка, локоть, окотить, котик.

2. Придумать свои однокоренные слова. oak-tree-drawing-768x710.jpg

 3. Раскрасить дерево.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в третьем классе."Проектная деятельность. Семья слов."

А) Обобщение полученных  знаний  по теме: «Слово».Б) Завершение работы над проектом «Слово».В) Защита проектов....

Урок русского языка в 4 классе с использованием проектной задачи "Словарные слова"

Урок русского языка в 4 классе с использованием проектной задачи "Словарные слова"...

Конспекты учебных занятий исследовательского и проектного характера

http://ikt.ipk74.ru/forum/messages/forum7/topic35/message876/#message876 ссылка на конкурсную разработкувательского и проектного характера...

Конспект урока на тему "ПРОЕКТ «СЕМЬЯ СЛОВ»"

В нанном материале приводится конспект урока  на тему "ПРОЕКТ «СЕМЬЯ СЛОВ»"...

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР. Тема учебного занятия: Имя существительное.

Конспект учебного занятия для 2 класса ("Школа России") Тема: Имя существительное....

Конспект учебного занятия 4 класс на тему"Правописание слов с непроизносимыми и двойными согласными"

Конспект учебного занятия предназначен для 4 класса. Тема "Правописание слов с непроизносимыми и двойными согласными"...