Конспекты учебных занятий исследовательского и проектного характера
методическая разработка (2 класс) на тему

Шадрина Светлана Николаевна

http://ikt.ipk74.ru/forum/messages/forum7/topic35/... ссылка на конкурсную разработкувательского и проектного характера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_proekta.docx48.37 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение -----------------------------------------------------------------    3 - 4                                             

               Цели, задачи, гипотеза, план работы над проектом

  1. Основная часть ---------------------------------------------------------  5 - 8      

               История возникновения и развития баяна  

  1. Практическая часть---------------------------------------------------  9- 10

Путь гармони и баяна в Челябинск  

История баяна в г. Златоусте   

  1. Заключение    ----------------------------------------------------------- 11  
  2.  Список литературы   ------------------------------------------------  12  

Приложение      

Введение

Каждый музыкальный инструмент имеет свой голос, свою яркую тембровую «индивидуальность», то есть свою особую окраску звучания. Однако, в многообразном мире музыкальных инструментов есть такой, который вобрал в свою звуковую палитру «голоса» многих инструментов, таких, например, как фагот, флейта, кларнет, орган. Он единственный из всех своих многочисленных музыкальных «собратьев» образно и с любовью назван людьми «душой русского народа». Это баян - национальный русский народный инструмент.

На уроках музыки мы изучали русские народные инструменты. Помня  рассказ  моей бабушки, Тарасенко Татьяны Михайловны о том, что раньше было много самоучек-гармонистов, что  они были  очень востребованы, без них не обходилась ни одна вечеринка, ни один  праздник , у нас и зародилось желание больше узнать про этот музыкальный инструмент и рассказать о них ребятам нашей школы и доказать, что баян является душой русского народа.  Мы задались вопросом: есть ли будущее у баяна?

Так,  постепенно изучая историю создания баяна, особенности музыкального инструмента, я понял, что лучше баяна нет народного инструмента. Мы решили назвать наш проект: «Мой любимый музыкальный инструмент».

Цель работы: возродить интерес к русскому народному инструменту - баяну

Задачи проекта:

  • изучить историю возникновения и развития баяна, собрать информацию о международных «сородичах» баяна;
  • развивать творческую инициативу и исполнительское мастерство в проектной деятельности;
  • определить значимость баяна в жизни современного общества, популяризировать народный инструмент - баян;
  • воспитывать чувства патриотизма и любви к своей Родине, бережное отношение к музыкальному наследию родного края;
  • девочкам класса разучить песню о баяне;
  • научиться игре на баяне.

Гипотеза: в своей работе мы предположили, что баян не даром называют «душой русского народа»!

Объект исследования:

Русские народные инструменты: гармонь и баян.

Предмет исследования: история развития баяна.

Методы исследования: поиск информации, анализ информации, сравнение, анкетирование.

Творческий продукт: презентация проекта

Диагностическое исследование:

На параллели 2-х классов мы провели анкетирование.

В опросе принимало участие 50 учащихся. (приложение1)

В результате исследования оказалось, что всем детям нравится звучание баяна и гармошки, но они не знают, почему эти музыкальные инструменты распространены именно на Руси. Большинство детей знакомы с такими телепередачами как: «Играй,  гармонь», видели гармонистов и баянистов  в телепередаче «Поле чудес» и на концертах народных коллективов.

  Многие ребята хотели больше узнать об истории создания гармони, в чём разница между гармошкой и баяном, как они устроены. Почти половина ребят хотели бы научиться на них играть.

  Нам самим это стало интересно! Изучив данные опроса, мы поставили перед собой цель: найти информацию о гармошке и баяне,  рассказать ребятам историю их развития.

Начали мы с составления плана  работы.

План  работы над проектом:

  1. Сбор материала по теме: история создания и развития  баяна.
  2. Встречи с людьми, которые непосредственно связаны с музыкальными инструментами, чтобы узнать про культурную жизнь нашего города (посетить детскую музыкальную  школу №1, центральную библиотеку, издательство городской газеты «Златоустовский рабочий», городской краеведческий музей).

3. Создание презентации по проекту

5.  Научиться играть на баяне.

6.  Девочкам нашего класса –  найти и выучить песню о гармошке.

Ожидаемые результаты:

  • научиться  работать с информационными источниками культуры нашего края;
  • овладеть теоретическими и практическими знаниями организации проектной деятельности;

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный этап (планирование работы над проектом) – 2недели;
  2. Аналитический этап (конструкционный; создание условий для самостоятельной деятельности) – 2 недели;
  3. Этап обобщения (технологический; создание реального объекта, анализ выполненной работы, самооценка) – 1 месяц;
  4.  Этап презентации полученных результатов работы над проектом – март 2017 г.

II. Основная часть

Собирая материал,  мы узнали, что к музыкальным инструментам южноуральцы обращались во время календарных (новогодне-рождественские колядования, Масленица и др.) и семейных (свадьба) праздников; с гармошкой и песнями ходили провожать  солдат и встречали их со службы. Ни одна вечёрка не обходилась без гармошки и балалайки.

     У каждого народа есть свой любимый музыкальный инструмент. У молдаван – скрипка, у белорусов – цимбалы, у украинцев – это бандура, а у нас, в России, - балалайка, домра и, конечно же, баян.

      Видимо глубокий смысл и народная мудрость заключается в том, что инструмент носит имя древнего певца – сказителя Киевской Руси.

  1.  История возникновения и баяна

Одним из первых по популярности и любви русского народа является народный инструмент гармоника. За короткий срок гармоника прошла путь от инструмента – игрушки, имевшей всего несколько клавиш, до баяна, позволяющего исполнять сложные произведения классической и народной музыки.

Баян  с любовью назван людьми “душой русского народа”. Почему же баян пользуется поистине всенародной славой?  Главное, наверное, в том, что баян обладает замечательным голосом, способным проникновенно спеть задушевную песню. Его глубокий, густой, дышащий звук, соответствует широте русского характера. Он может передать целую гамму чувств – от глубокой печали до безудержного веселья, поэтому наша гипотеза подтверждается.

 По своему устройству баян принадлежит к семейству язычковых – пневматических (от греческого – «воздушный»). К язычковым относятся: губная и иные виды гармоник, аккордеон, орган. 

Давным – давно, за два – три тысячелетия до нашей эры в Китае получил широкое распространение деревянный музыкальный инструмент, изготовленный из ряда бамбуковых палочек, в каждой из которых был миниатюрный колеблющийся язычок – это шэн – духовой музыкальный инструмент.

Унаследованный от шэна приём звукоизвлечения, положил в основу рождение будущих гармоник. Из Азии шэн торговыми путями попал в Европу. Поначалу гармоники делали из стекла, а позднее стали делать из дерева.

Музыкальный инструмент не сразу стал таким, каким мы привыкли его видеть. Прабабушка современного баяна – маленькая гармоника. Русские купцы привезли из-за границы немецкую однорядную гармонь, а талантливые умельцы – мастера разобрали её и переделали на свой лад. Разновидностей гармоники много.

Существовали «саратовские», «елецкие», «ливенские», «вятские», «хромки» и много других гармоник. «Имя» инструменту, как правило, присваивалось по названию местности , где он был изготовлен. Отличались они друг от друга размерами, расположением клавиш и кнопок, количество рядов (отсюда и название – однорядка, двухрядка, трёхрядка).

Двухрядная хроматическая гармоника, «хромка», появилась в самом конце XIX века и изначально назывались «северянка».

В 1821 г. Немецкий мастер Фридрих Бушман изготовил музыкальный инструмент представляющий собой продолговатую металлическую коробочку, длиной около 100 см. (губную гармонику). Воздух в нее вдувался губами через рот. Этот же немецкий мастер применил воздушный резервуар – мех. По форме инструмент напоминал раскрытую книгу. На нем можно было исполнять только мелодию. В 1829 году венский мастер Кирилл Демиан изменил устройство прежней гармонии, разделив корпус на две половины.

Как же музыкальный инструмент «гармоника» попал в Россию? Произошло примерно то же самое, что сейчас происходит с нашими балалайками. Их покупают иностранные туристы и увозят домой в качестве экзотического сувенира. Так и в Россию привозили ручные гармоники – не туристы, конечно, а купцы, моряки, артисты. Однако, здесь ей не суждено было остаться просто сувениром - очень скоро гармоника превратилась из экзотического инструмента в народны, а обязаны мы этим не музыкальным мастерам, а тульским оружейникам. Летом 1830 года один из них, Иван Сизов, поехал на ярмарку в Нижний Новгород и там услышал гармонику. Сизов выторговал её, тогда еще довольно дорогую, и привез её домой. Как всякий любознательный мастеровой, он первым дело разобрал инструмент и изучил его устройство. Убедившись, что ничего сложного в нем нет, тем более для тульского оружейника, взял и сделал своими руками такой же. Конечно же, об этом сразу узнали друзья и родственники и знакомые Ивана Сизова, а через них и другие. Среди тех, кто мог познакомиться с инструментом, было немало умельцев – Тула вообще всегда славилась мастерами. Очень скоро изготовление гармоник стало в Туле повальным увлечением. Сейчас назвали бы это массовым хобби. Очень быстро производство гармоники было поставлено на промышленную основу. Сначала открылись кустарные мастерские, а потом и фабрики. Сам Иван Сизов тоже не ограничился своей первой гармоникой, а наладил их фабричный выпуск.

Своим появление баян обязан русскому мастеру Петру Стерлигову. Еще мальчиком Стерлигов стремился постичь все премудрости в изготовлении гармоник. Он научился мастерски настраивать инструменты, делать невиданные по отделке и качеству корпуса и меха гармошек. Слава его инструментов была почти легендарной. Но всё-таки, чтобы появился баян, должен был к делу приобщиться еще один мастер.

Вначале 20 века по всей России славился гармонист Яков Фёдорович Орланский – Титаренко. Это был выдающийся музыкант. Виртуоз ощущал недостатки хроматической гармоники, ограниченность ее технических и тембровых возможностей.

Постоянные поиски привели его к Петру Стерлигову, которому он и рассказал о своей мечте. Пётр Стерлигов сделал по заказу музыканту инструмент с четырёхрядной клавиатурой собственной системы, которая впоследствии получила название "петербуржской". Инструмент имел 52 кнопки в правой и 100 кнопок в левой руке. Звучание его было превосходным! Технические возможности казались музыканту сказочными. Было это в 1907 году. Но, к сожалению, первый инструмент не сохранился, он погиб в 1942 году в Ленинграде.

Баян – название инструмента принятое только в России. За короткий срок гармоника прошла путь от инструмента – игрушки до баяна, позволяющего исполнять сложные произведения классической и народной музыки.

Чем же можно объяснить столь стремительное распространение гармоники? Во-первых, тем, что этот инструмент как бы сам себе аккомпанирует, располагая кнопками для басового сопровождения.

Во-вторых, даже первые, во многом несовершенные инструменты уже обладали ценной особенностью: они позволяли извлекать звуки от едва слышимых до очень громких, потому что напор воздуха мог регулироваться ручным мехом.

В- третьих, привлекала неприхотливость инструмента. Гармоника годами, десятилетиями не требует подстройки, даже если её хранят в неподходящих условиях. Любой ручной струнный инструмент, как известно, приходится каждый раз подстраивать перед игрой.

И, в- четвертых, играть можно было не сидя и не только стоя, а даже на ходу, еще и приплясывая при этом. Сочетание этих качеств делает гармонику неповторимой.

Большую роль сыграл баян в годы Великой Отечественной войны. Баян звучал всюду: на привалах, в землянках и даже на полях сражений. Баян – боец, так точно и образно называли его поэты, скрашивая суровое время, вдохновляя на боевые подвиги во славу нашей Родины.

Современное баянное исполнительское искусство находится в расцвете. Высок его авторитет и за рубежом. На самых престижных международных конкурсах и фестивалях российские музыканты занимают передовые позиции. Имена И. Паницкого, Ю. Казакова, А. Склярова, В. Романенко, Ю.Ткачёва и других известны в музыкальном мире своим вдохновенным, неувядаемым исполнительским искусством.

Всему миру известна российская школа баяна: наши баянисты, аккордионисты, в том числе и дети – победители Международных конкурсов. Жизнь гармоники продолжается и по сегодняшний день. В известной песне поётся:

Кнопочки, кнопочки,

Слушать не устану я.

Вся Россия любит вас –

Кнопочки баянные!

Несомненно, баян – единственный из многочисленных «собратьев» образно и с любовью назван людьми « душой русского народа». Пользуется большим интересом и признанием у любителей русской музыки, а по своей популярности не знает конкурентов» среди других народных инструментов. Красота, колористическое и динамическое многообразие звучания инструмента – вот что так привлекает в баяне исполнителей и слушателей.

Баян – народный инструмент!

А это – высший комплимент.

Его звучанье узнает

и любит русский наш народ.

И в праздник он незаменим,

и даже грусть мы делим с ним.

Играть на нем совсем непросто

из-за его большого роста.

И вес узнаешь в килограммах –

Пока не разберешься в гаммах!

Сначала много упражнений,

Без них не обретешь умений.

Аккорды, паузы, ключи –

И это все учи, учи…

Упорный труд, конечно, нужен,

 и станет инструмент послушен.

Ты заиграешь, и семья вся рада,

А это – высшая награда!

                                      II. Практическая часть

  1. Путь гармони и баяна в Челябинской области

Интересно было узнать о том, что привозной инструмент имел высокую стоимость, что натолкнуло  на создание своих мастерских по изготовлению гармоней около металлургических центров. Постепенно в селениях Южного Урала появились самые разнообразные гармоники. Успехом пользовались «сибирские» тальянки, «артинские» (Арти –город в Свердловской области), «вятские», казанские, национальная гармонь «Казань», «хромка», 1–2–3-х рядные тальянки. Встречались инструменты с язычками, изготовленными из монетного серебра. Известным гармонным мастером начала XX в. был Т.А. Трофимов (пос. Верхний Авзян Белорецкого района). Несколько позднее стали популярны имена Ш. Мухаярова, А. Шайхуллина, В.В. Вагина,  А.А. Батршина и др.. В селе. Караякупово Чишминского  района Галимов Мухарям Сабирович (1919 г.р.),  сам изготавливал тальянки.

        Челябинский музыкант и академик  Владимир Фёдорович Кочеков,   в своей статье «Из истории народно-инструментального исполнительства Челябинской области: роль баяна, гармони  в массовой музыкальной культуре 1920-1930-х годов», писал о том, что следствием популярности гармони в дореволюционном Челябинске стало появление ряда мастерских по ремонту и производству гармоник:  Корытова  (ул. Оренбургская, 48, ул. Сибирская, 14),  Логинова (ул. Ахматовская, 14), мастерская братьев Чернядевых (ул. Ключевская).

   Гармонь и баян активно включались в  общественную жизнь, присутствуя в качестве музыкального оформления на всех массовых административно-партийных мероприятих. Когда техника Челябинского городского радиоузла стала более совершенной, к большим праздникам специально оборудовали микрофонами и репродукторами курсирующий по городу автобус, в котором играли баянисты и оркестры струнных народных инструментов.

     В Челябинске имелись свои известные гармонисты и баянисты. Это гармонисты братья Даниил и Николай Шугаевы, блестящий исполнитель на «хромке» Серафим Андреевич Петров. Из баянистов выделялся М. Бондарев, своего рода – он играл в любой тональности, каким бы сложным не было произведение. Популярностью пользовались баянисты И.Иванов, П. Фалалеев, Логиновы отец и сын, В.Власов, Гонтарев.

         В настоящее время в регионе распространена гармонь «русского строя», чаще всего представленная «саратовской» гармоникой. Еще более любима тальянка (тальян-гармонь, тальян). Гармоника «русского строя» производится в объединении «Дружба». В сельских домах она по-прежнему находится на почетном месте.

  1. История баяна в г. Златоусте

Жизнь гармоники и баяна продолжается и по сегодняшний день. Её можно услышать на сцене, в быту, в самодеятельных ансамблях и в оркестрах народных инструментов.

Проведя исследование, мы узнали, как выглядел предшественник баяна, где и кем он был создан и почему его так назвали.  Мы изучили архив  центральной библиотеки, где раскрыли культурное богатство г. Златоуста. Из беседы  со специалистами архива мы узнали обо всех гармонистах и баянистах послевоенного времени, которые принимали участие в культурной жизни нашего города на всех праздниках, посиделках, вечеринках и концертах. Это доказывает, что баян – это душа русского народа.                                                                                                                                        Народные песни часто звучат на сцене дворца культуры «Булат». Традиционно главными гостями праздничного вечера бывают Геннадий Зыков и его ансамбль «Митрофановна», известный златоустовский гармонист Николай Ляпустин, Любовь Долгополова — солистка народного коллектива «Играй, гармонь» .

Мы считаем, что у баяна есть будущее потому, что  в наше время композиторы пишут для баяна оригинальные произведения вплоть до сочинений крупных форм сонат, концертов. В музыкальных учебных заведениях существуют классы игры на баяне, в которых готовят квалифицированных баянистов.

Фабрики выпускают большое количество гармоник и баянов разных систем.

 И при всем том, баян остается народным инструментом, на котором играли и продолжают играть народную музыку.

Оказывается, поиск – это увлекательное занятие. Мы узнали как люди раньше любили гармонь, а теперь и баян. Побывали в музее, библиотеке, в детской школе искусств, где пополнили наши знания  о гармонистах и баянистах нашего города.

О гармони в нашем крае сложено много песен и частушек, стихов и других произведений народного творчества. Наша гипотеза подтверждается – баян является душой русского народа.

                                            III.  Заключение

Чтобы учащиеся нашей школы хорошо  знали историю развития гармони и баяна, заинтересовались русскими народными инструментами, мы познакомили их с нашей работой. Некоторые из них решили записаться в музыкальную школу, чтобы научиться играть на баяне.

В заключении можно сказать, что игра на баяне доставляет огромное удовольствие исполнителю и, конечно же, слушателю. Проблема  «Есть ли будущее у баяна?», которую мы определили в начале работы над проектом, решаема. Хорошие гармонисты у русского народа пользуются до сих пор, большим уважением и почётом, они находятся  в центре всех праздничных событий. Не зря так популярна телепередача «Играй, гармонь», которая проходит в разных городах и сёлах нашей необъятной страны, чтобы больше людей узнало о гармонистах-самородках.                                                                                                            

Литература

  1. В.Ф. Кочеков  ст. «Из истории народно-инструментального исполнительства Челябинской области». Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусства. 2013/3 .  – С. 127-131
  2. А. Мирек.  …И звучит гармоника /А. Мирек. – М., 1979.
  3. Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов: Кн. Для учащихся ст. классов.-М.: Просвещение, 1985.-С.33-37.
  4. Г.Крылова «Азбука маленького баяниста» ч.2, Москва, 2010г.
  5. А.Мирек «Гармоника. Прошлое и настоящее» Москва, 1994 г.
  6. А.Мирек «Из истории аккордеона и баяна», Москва, 1967г.
  7. Журнал «Музыка в школе»№6, Москва, 2012г.
  8. Журнал «Музыка в школе»№3, Москва, 2013г.
  9. Журнал «Музыка и ты» №6, Москва, 1987 г.

Используемые ресурсы:

  1. http://www.new-ecopsychology.org/ru/books/skazka-o-nastoyashchem-volshebstve.html
  2. https://yandex.ru/images.source=wiz
  3. http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/8754-stixi-pro-bayan
  4. http://www.muz-urok.ru/o_velikih_s_yumorom.htm
  5. http://www.muz-urok.ru/stihi.htm
  6. http://www.muz-urok.ru/bayan.htm
  7. http://relax.ru/post/95340/Skazki-dlya-vzroslyh.html
  8. http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2015/04/13/skazki-o-muzykalnyh-instrumentah-balalayka-bayan-goboy
  9. http://www.swami-center.org/ru/text/skazka-o-nastoyashchem-volshebstve/
  10. http://www.anypics.ru/tags/%E1%E0%FF%ED/
  11. http://luntiki.ru/blog/zagadki/845.html
  12. http://allnotes.info/article/istoriya-proishozhdeniya-bayana
  13. https://yandex.ru/yandsearch?clid=45369&text
  14. http://semka77777.narod.ru/Istoria_baiana.html
  15. http://eomi.ru/free-reed/bayan/
  16. https://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B1%D0%B0%D1%8F%D0%BD+%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&clid=45369&redircnt=1454944105.1
  17. http://forum.smolshopmarket.ru/viewtopic.php?t=5594
  18. http://xn----7sbffg7cecoh3b.xn--p1ai/index.php/pomosh/327-pevtsy-skazateli-na-rusi 

ПриложениеI

Анкета

                               Отношение детей к гармони и баяну

  1. Нравится ли вам, как звучат гармонь и баян?

2.Как называют музыканта, который играет на баяне и гармони?

3.Играет ли кто-нибудь из ваших родственников на баяне и гармошке?

4.Почему гармонь и баян так распространены именно на Руси?

5.Какие вы знаете телепередачи или программы с участием гармони, баяна?

6.Что бы вы хотели узнать о гармони и баяне?

7.Хотелось бы вам научиться играть на гармошке или баяне?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины;  учить д...

Конспект учебного занятия по математике в начальной школе.

Конспект учебного занятия по математике в начальной школе. .Класс: 1Тема учебного занятия: Счёт в пределах 10.Продолжительность учебного занятия: 30 мин.Тип учебного занятия: урок зак...

Конспект учебного занятия по математике в 3 классе на тему: «Закрепление изученного материала. Пути познания»

Тема урока: Закрепление изученного материала. Пути познания.Задачи: создать условия для обобщения и систематизирования знаний учащихся по теме «Умножение и деление двузначных чисел»; совершенств...

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР. Тема учебного занятия: Имя существительное.

Конспект учебного занятия для 2 класса ("Школа России") Тема: Имя существительное....

Конспект учебного занятия. Проектная задача Семья слов

Демонстрация учащимися: - возможность применять знания в нестандартных условиях; - умения, работая в паре, создать конечный «продукт» - ,содержащий связное описание основных этапов решения...

Конспект учебного занятия по литературному чтению по теме: «Птицы с «характерами»

Конспект учебного занятияпо литературному чтению по теме: «Птицы с «характерами»...