Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме: «Общие приемы табличного сложения с переходом через десяток. Закрепление.»
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Зима Валентина Владимировна

УМК: «Школа России».

Предмет: Математика.

Класс: 1-В.

Тема раздела: Числа от 11 до 20. Нумерация.

Тема урока: Общие приемы табличного сложения с переходом через десяток. Закрепление.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

 Цель урока: закрепить знание таблицы сложения и нумерации в пределах 20; развивать умение решать задачи изученных видов.

Задачи:

Предметные:

  • Закрепление умений выполнять сложение чисел с переходом через десяток, использовать математическую терминологию, анализировать, решать составные задачи, дополнять их недостающими данными.
  • Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в паре и индивидуальной.

Метапредметные: формировать универсальные учебные действия:

Регулятивные: понимать и принимать, сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и самооценку.

Познавательные:

  • Формировать умение выстраивать цепочку логических рассуждений при решении задач, заданий.

Коммуникативные:

  • Формирование умений осознанного построения высказывания в устной форме;
  • Умение слушать и понимать других.

Личностные:

  • Способствовать развитию интереса к математике, формированию мотивационной основы учебной деятельности.

Образовательные ресурсы: учебник Моро М.И., Волковой С.И., Степановой С.В., ноутбуки на каждую парту, счетный материал, рабочие тетради, презентация к уроку, проектор, интерактивная доска. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок математики в 1 классе101 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»,

г.Козельск Козельского района Калужской области

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

УРОКА МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ:

Общие приемы табличного сложения

с переходом через десяток. Закрепление.

Разработала:

Зима Валентина Владимировна-

учитель начальных классов.

УМК: «Школа России».

Предмет: Математика.

Класс: 1-В.

Тема раздела: Числа от 11 до 20. Нумерация.

Тема урока: Общие приемы табличного сложения с переходом через десяток. Закрепление.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

 Цель урока: закрепить знание таблицы сложения и нумерации в пределах 20; развивать умение решать задачи изученных видов.

Задачи:

Предметные: 

  • Закрепление умений выполнять сложение чисел с переходом через десяток, использовать математическую терминологию, анализировать, решать составные задачи, дополнять их недостающими данными.
  • Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в паре и индивидуальной.

Метапредметные: формировать универсальные учебные действия:

Регулятивные: понимать и принимать, сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и самооценку.

Познавательные:

  • Формировать умение выстраивать цепочку логических рассуждений при решении задач, заданий.

Коммуникативные:

  • Формирование умений осознанного построения высказывания в устной форме;
  • Умение слушать и понимать других.

Личностные: 

  • Способствовать развитию интереса к математике, формированию мотивационной основы учебной деятельности.

Образовательные ресурсы: учебник Моро М.И., Волковой С.И., Степановой С.В., ноутбуки на каждую парту, счетный материал, рабочие тетради, презентация к уроку, проектор, интерактивная доска.

Ход урока

Этапы урока

Организация деятельности учителя

Организация деятельности учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

I. Организация начала урока.

Цель: подготовить учащихся к работе, создать положительный настрой на урок.

Встали красиво, ровно. Сегодня у нас гости, поздоровайтесь с ними. Начнем наш урок математики с пожелания друг другу добра, но пожелайте его не словами, а глазами. А теперь положите его глазками в свои ладошки. Тихо сели.

 Стоят возле рабочих мест, внимательно слушают.

Регулятивные:

 настраивание на активную работу, осознание этапов урока.

Личностные: формирование личностной заинтересованности.

II. Актуализация знаний. 

Цель: активизировать познавательную активность учащихся. Актуализировать опорные знания и умения.

1. Логическая разминка

  1. Устный счет

а) Игра «Верно-неверно»

в)Работа над задачами. Добавь недостающие данные.

К любому делу нужно хорошо подготовиться, поэтому урок предлагаю начать с логической  разминки.

У меня тетради трёх подружек: Оли, Нади и Кати. Помогите мне разобраться, кому из девочек принадлежат они, если у Оли тетрадь не голубая и не фиолетовая, а у Нади не голубая и не зеленая?

Я заранее посмотрела тетради девчонок и отметила ,что в них есть  ошибки, вы поможете сегодня мне их исправить?

-Сначала давайте  проверим верно или неверно Оля выполнила задание, если неверно покажите правильный ответ:

- верно ли что число последующее за числом 13 это число 14?

- верно ли что предыдущее числу 11 число 12?

- верно ли что между числами 15 и 17 стоит 18?

- а между 19 и 20 стоит число 21?

- верно ли что если уменьшаемое 15, а вычитаемое 5,то значение разности равно 10?

- а если 1 слагаемое 13, 2 слагаемое – 4, то  значение суммы равно 18?

- верно ли что число в котором 1дес 8 ед, это 18?

-а число, в котором 9ед  и 1дес – 91?

 -Давайте вместе подумаем, почему Оля допустила такие ошибки?

-А вы знаете?

- Покажите светофорчиками: если точно знаете- зеленый огонек, если сомневаетесь- желтый, а если следует повторить еще раз- красный.

- Молодцы, мы помогли Оле.

Прочитайте задачи. Можно ли их решить? Почему? Укажите на ловушки, которые не позволяют нам решить эти задачи.

  • Нашему Алёше 7 лет, а его сестренка  младше. Сколько лет Алеше и его сестренке вместе?
  • В пакете 1 литр сока. Это 5 стаканов. Ваня утром выпил 2 стакана и вечером еще несколько стаканов. Сколько стаканов сока осталось?
  • Искатели клада взяли с собой 7 банок тушенки, а сгущенки – на несколько банок меньше. Сколько всего банок консервы взяли кладоискатели?

Дают устные ответы.

 У Оли-зеленая, у Нади – фиолетовая, у Кати- голубая.

Учащиеся отвечают верно-неверно и демонстрируют правильный ответ.

Да

Нет, 10

Нет, 16

Нет, ничего не стоит

Да

Нет, 17

Да

Нет, 19

- не знает порядок чисел при счете, не знает состав чисел второго десятка, может быть, не знает название компонентов при сложении и вычитании.

В них не все данные.

Не указано, сколько лет сестренке.

Не знаем сколько стаканов сока Ваня выпил вечером.

 

Неизвестно на сколько банок сгущенки меньше.

Коммуникативные: формирование умений оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать математические термины, речь других.

Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний, умения фиксировать возникшие затруднения.

Регулятивные:

способность выдвигать

версии решения проблемы, осознавать конечный результат, оценивать степень успешности своей деятельности.

Регулятивные: формирование последовательности действий

Познавательные:

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

-упорядочивание;

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого характера.

III. Постановка цели и задачи урока. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: организовать и направить к цели деятельность учащихся, создать условий для возникновения у учащихся потребности включения в учебную деятельность.

-А что это такое?

-Правильно, но есть на Земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Эти вещи нельзя потратить, с годами их становится всё больше и больше. А что же это такое вы узнаете в конце нашего урока.

- Кто предположит тему сегодняшнего урока?

- Попробуйте поставить цели.

-Сегодня каждый из вас должен ответить, а научился ли я этому.

Ученики пытаются сформулировать тему (проверим что узнали, чему научились) и цели урока (повторим таблицу сложения однозначных чисел до 20, отработаем умение решать составные задачи).

Коммуникативные: формирование умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: формировать умение высказывать свое предположение, умение определять и формулировать тему и цель урока.

IV. Работа по теме урока.

Цель: Закрепить полученные знания и умения.

Работа в тетради.

1.Минутка чистописания 11, 19, 14, 8, 13, 17, 4

Физминутка

Цель: Цель: Снять мышечное напряжение, усталость, восстановить силы.

Продолжение работы по теме.

2. Найти ошибки в примерах.

3.Работа над задачей.

Цель: содействовать развитию умений выделять в задаче условие, вопрос, выбирать ход решения, формулировать ответ.

-Открыли тетради, запишите число, классная работа.

-Ребята, посмотрите на доску.

-Какое задание вы можете предположить?

-Назовите их.

-На какие две группы их можно разбить?

-Составьте вопросы к этим числам.

Запишите только двузначные числа так же красиво и правильно.

-Оцените свою каллиграфию. Поставьте зеленую точку под тем числом, которое наиболее вам удалось, красную под тем, которое не удалось.

- А сейчас немного отдохнем. Встали все, приготовились под музыку выполнять движения.

-Вы помните, кому вы еще обещали помочь справиться с допущенными ошибками?

Я предлагаю продолжить разбираться с работой Кати.

-Перед вами примеры, которые решала Катя. Найдите ошибки в них, исправьте, спишите примеры в тетрадь. Работаем по рядам. А те, кто справится быстрее, могут проверить устно все примеры.
13-0=0      7+6=13    5+6=11
9+5=14              8+7=15         7+7=14

6+9=15               18+0=0        11+0=0

4+8=12              9+4=13         9+9=18 

-Оцените свою работу карандашами (зеленый-если уверен, что правильно, желтым-сомневаешься, красным-нужна еще помощь).

- А теперь проверим (со слайда).

-У кого надежды оправдались- поднимите руку.

-Что заметили? В чем ошибка Кати?

- Придумайте  примеры для Кати на это же правило. 4 примера товарищей или свои запишите во второй столбик.

-Умницы! Теперь Катя не совершит таких ошибок.

-А Нади решала задачу и не справилась с ней.

- Прочитайте задачу глазами. А теперь кто её сможет прочитать так, чтобы все удивились?

На полке стояло 5 банок с липовым медом, а с гречишным на 4 банки больше. Сколько всего банок меда стояло на полке?

- А теперь обратите внимание на схемы к задаче.

- Как вы думаете, какую схему нарисовала Надя?

1)

        

2)  

-Обоснуйте ответ.

- Давайте проанализируем задачу.

- Решите задачу.

- А кто попробует сделать это задание у доски?

- Оцените свою работу. Поднимите руку, кто уверен, что решил верно, кто сомневается, кто просит помощи?

-А теперь посмотрите на решение Нади и сравним.

5+4=9

-Что вы посоветуете Наде?

- У кого ожидания оправдались, поднимите руку?

-Что вы знаете о меде?

Дописать числа.

11, 19, 14, 8, 13, 17, 4

На однозначные и двузначные.

Учащиеся составляют вопросы: например, 11-какое число? сколько ему не хватает до круглого десятка? сколько в нем десятков и единиц? и т.д.

Учащиеся прописывают предложенные числа.

Оценивают себя.

Выполняют движения под песню детской группы Барбарики «Есть друзья у меня»

Учащиеся исправляют ошибки, записывая примеры в тетрадь.


Самооценка  карандашами.

Ошибки допущены в примерах,  где вычитаемое или  слагаемое 0. Катя не знает, что если к любому числу прибавить 0 или от любого числа вычесть 0, получится то же самое число.  

Ученики называют примеры на это же правило.

Ученики читают задачу, находят к задаче соответствующую схему.

Надя начертила второй чертеж, потому что, если бы она начертила 1 чертеж, то, скорее всего, она бы задачу решила верно.

На 2 чертеже видна ошибка: гречишного меда было на 4 больше, это значит столько же сколько липового, да еще 4.

Два ученика работают за доской.

Оценивают свою работу цветными карандашами.

Читать внимательно условие задач, запомнить, что на 4 больше-это столько же да ещё 4, значит нужно прибавлять к известной величине. Ещё Наде необходимо потренироваться в решении составных задач.

Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные: формирование умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других

Личностные:

-моторное восприятие.

Личностные: формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности, черт незакомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни.

Регулятивные:

Формировать способность к само регуляции в ситуации затруднения.

Познавательные:

-анализ объектов с целью выделения признаков;

-сравнение;

-построение цепи рассуждения;

-доказательство;

-постановка и решение проблем

Коммуникативные:

-принятие решения;

-владение монологической и диалогической речью

Личностные:

-моторное восприятие.

Познавательные:

-использование знаково-символических средств;

-анализ, синтез,  обобщение, аналогия, сравнение,

-постановка и формулирование учебной проблемы;

-структурирование знаний.

Регулятивные: подбирать к проблеме адекватную ей теоретическую модель.

Познавательные:

строить логически обоснованное рассуждение.

Регулятивные:

в диалоге с учителем

совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Гимнастика для глаз.

Цель: Снять напряжение и усталость  глаз.

-Прежде чем приступить к дальнейшей работе, выполним зрительную гимнастику. Следите глазами за движущимся предметом.

Учащиеся глазами следят за движущимися предметами.

Личностные: формирование умения соблюдать здоровый образ жизни.

V. Самостоятельная работа в парах, на ноутбуках.

Цель: совершенствовать вычислительные навыки, прививать коммуникативные навыки общения при работе в паре, дисциплинированность, уметь учитывать мнение соседа.

Сейчас будете работать в парах, на ноутбуках. Откройте нашу тему, задание № 2.

 -Какие знания мы будем проверять, выполняя это задание?

-Какие ошибки можно допустить, выполняя это задание?

-Если затрудняетесь в выполнении задания, попросите помощи у соседа.

-Не забывайте о сотрудничестве, договоритесь, кто из вас начнет первым.  

Молодцы!

Учащиеся выполняют  задание и самопроверку.

Знание таблицы сложения.

Регулятивные:

Формирование умения выполнять последовательность действия

Познавательные:  формирование умения ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию, работать на ноутбуках.

Личностные:

осознавать позицию по отношению к своей работе в паре.

VI. Рефлексия.

 Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели на уроке.

   

- Какие задачи мы ставили в начале урока?

-Как считаете, смогли ли добиться решения поставленных задач? Обоснуйте свой ответ.

- Но у нас осталась одна загадка. Что же дороже любого клада, чего с годами становится у нас только больше, что сегодня нам помогало успешно справляться с заданиями?

Расставьте числа в порядке убывания и прочитаете отгадку.

 3      10         17     13    19      5

Я      Н      Н      А       З       И

- Трудитесь, старайтесь пополнять свои знания, ведь они помогут вам открывать все новые и новые тайны.

-Урок окончен, всем спасибо.

Учащиеся перечисляют поставленные в начале урока задачи, обосновывают.

На интерактивной доске перетаскивают числа.

Знания

Личностные:

способствовать самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Регулятивные:

Формирование умения проговаривать последовательность действия на уроке, оценивать правильность выполнения действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по математике в 1 классе по теме "Общие приемы табличного сложения с переходом через десяток"

Презентация состоит из 11 слайдов.2 слайд относится ко 2 этапу "Актуализации знаний" (логическая разминка). Проверить правильность ответа учащихся можно щелком мышки по слайду. 3,4,5 слайды приме...

Конспект урока по МАТЕМАТИКЕ на тему: "Общие приемы табличного вычитания с переходом через десяток " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Общие приемы табличного вычитания с переходом через десяток  " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект урока по МАТЕМАТИКЕ на тему: "Общие приемы табличного вычитания с переходом через десяток 12 - " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Общие приемы табличного вычитания с переходом через десяток 12 - " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Технологическая карта урока математики 1 класса по теме "Замкнутая и незамкнутая ломаная линия. Сравнение длин ломаных. Закрепление."

Разработка урока математики 1 класса " Замкнутая и незамкнутая ломаная линия. Сравнение длин ломаных", оформлена в технологической карте для УМК " Школа России". В работе помещены ...

Презентация к уроку математики "Общие приемы табличного вычитания с переходом через десяток" 1 класс Школа России

Презентация к уроку математики "Общие приемы табличного вычитания с переходом через десяток" 1 класс Школа России...

Конспект урока математики «Общие приемы табличного вычитания с переходом через десяток» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования знаний о приёме вычитания с переходом через десяток, умения различать классы, разряды и разрядные единицы.Планируемые результатыПредм...

Общие приемы табличного сложения с переходом через десяток. Закрепление.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) Цель урока: закрепить знание таблицы сложения и нумерации в пределах 20; развивать умение решать задачи изученных видов....