Тема урока «Прибавление суммы к сумме»
план-конспект урока по математике на тему

Дешпет Елена Николаевна

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления со способами прибавления суммы к сумме; учить применять правило прибавления суммы к сумме; продолжить формирование умений решать задачи; развивать речевые умения, логическое мышление.

Планируемые результаты (метапредметные универсальные учебные действия):

Регулятивные: осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные: проводить сравнение, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ); строить объяснение в устной форме по предложенному плану; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; применять на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение), проверять по образцу.

Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется; ученик должен задавать себе вопрос «какое значение и какой смысл имеет для меня учение?» и уметь на него отвечать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 53362_.rar557.52 КБ

Предварительный просмотр:

Малышева Ольга Николаевна

                                            учитель начальных классов

МОУ «Лицей №5»

     г. Железногорска  Курской области

Тема урока

 «Прибавление суммы к сумме»

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления со способами прибавления суммы к сумме; учить применять правило прибавления суммы к сумме; продолжить формирование умений решать задачи; развивать речевые умения, логическое мышление.

Планируемые результаты (метапредметные универсальные учебные действия): 

Регулятивные: осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные: проводить сравнение, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ); строить объяснение в устной форме по предложенному плану; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; применять на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение), проверять по образцу.

Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется; ученик должен задавать себе вопрос «Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?» и уметь на него отвечать.

Сценарий урока

I. Этап мотивации  

Слайд 2.

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в мое окно,

На ладони появилось рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло,

Тонкий лучик золотой.

И как с первым лучшим другом

Поздоровалось со мной.

    Давайте, улыбнемся солнышку. А теперь друг другу, повернемся к нашим гостям и подарим им свои солнечные улыбки. От ваших улыбок всем станет теплее и уютнее.

II.  Актуализация знаний

  1. Игра «Шифровальщик»

На столах конверты с заданием.

Учитель.  Вы будете работать в парах. Задание в конверте. Вы должны вместе решить выражение и записать рядом ответ. Когда все выражения будут сосчитаны, необходимо в таблицу вписать ответы в порядке убывания и под ответом записать букву. У вас получится слово.

Учитель.  Прежде чем вы начнете выполнять задание, вспомним правила работы в парах.

- Какие правила вы знаете. Прочтем те правила, которые вы не называли.

Слайд 3.

Учитель. Приступайте к работе. 

9 - 5 =  ____ ь         

10 + 5 = ____ е

3 + 6 = ___ т

10 + 4 = ___  с

10 + 8 = ___   д

10 + 3 =  ___  я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-  Какое из предложенных выражений лишнее? Почему?  (9-5, т.к. это разность, а все остальные суммы)

- В каком порядке вы располагали ответы? (убывания)

- Что значит в порядке «убывания»? (От самого большого числа до самого маленького)

- Проверим ваши ответы.  

Слайд  4.

18

15

14

13

9

4

д

е

с

я

т

ь

- Какое слово получилось?  

Слайд 5

Нуль встаёт за единицей –

Цифра 10 на странице.

Учитель. Прочтите стихотворение об этом числе.

 - Что можете рассказать об этом числе?

Ученик.   У человека ДЕСЯТЬ пальцев на обеих руках. Именно это послужило причиной создания  десятичной системы счисления.  ДЕСЯТЬ – это наименьшее многозначное число.

Число 10 является суммой первых четырех натуральных чисел.

Слайд 6

В библии десять заповедей.  

В международных (стоклеточных) шашках размер доски 10×10 клеток.

Слайд 6

Червонец – денежная единица в Российской империи и СССР. Червонцами, начиная с начала XX века, традиционно называют банкноты номиналом в ДЕСЯТЬ единиц.

Слайд 6

Счетная единица, равная десяти одинаковым предметам. Например, – ДЕСЯТОК ЯИЦ.

Прыжки в воду – один из водных видов спорта. Самая большая высота, с которой совершаются эти прыжки – 10 метров.

Слайд 6

2)  Состав числа 10.

Учитель. Давайте вспомним состав числа 10? (таблица)  

Слайд 7

-  Где могут пригодиться  вам эти знания? Для чего нам необходимо знать состав числа?

(Ответы учащихся)

Учитель.  Давайте проверим, как вы умеете решать задачи.

Учитель читает текст задачи. Дети работают в паре и называют ответ

.

  1. Вот восемь зайчат по дорожке идут.

За ними вдогонку двое бегут.

Так сколько всего ж всего по дорожке лесной

Торопятся в школу зайчишек зимой? (10)

- О ком я прочитала вам задачу? Назовите ответ. Проверим на слайде.

Слайд 8.

  1.   Пошла курица гулять, собрала своих цыплят.

Семь бежали впереди, три остались позади.

Беспокоится их мать и не может сосчитать.

Сосчитайте - ка, ребята, сколько было там цыпляток.  (10)

- О ком я прочитала вам задачу? Назовите ответ. Проверим на слайде.

Слайд 8.

  1.  Мы на елке веселились и плясали, и резвились.

После добрый Дед Мороз нам подарочки принес.

Дал большущие пакеты, в них же вкусные предметы.

Стал пакеты я вскрывать, содержимое считать:

2 конфеты в бумажках синих, 5 орехов рядом с ними,

Груша с яблоком, 1 золотистый мандарин.

Все лежит в пакете этом, сосчитайте все предметы.

Ответ: 2+5+1+1+1=10.

- О ком я прочитала вам задачу? Назовите ответ. Проверим на слайде.

Слайд 8.

III. Фиксация затруднения в пробном действии

Учитель.  Я раздала вам листы с заданием, которое необходимо выполнить, работая в группах.   Рассмотрите выражения. Найдите их значение. Запишите ответ на листке  и прикрепите к доске.  

(5+6) +4 =

8 +(2+5) =

(6 + 2) + (4 + 3) =

Проверка (листы на доске)  

- Рассмотрите результаты работы.

- Почему не все группы нашли значение выражений? (Ответы детей)

- Какие выражения решили легко? Почему вы смогли их решить? (Такие выражения решали)

- Какие знания вам помогли справиться с заданием? (Прибавление числа к сумме, прибавление суммы к числу)

- В чем была трудность? (Не умеем прибавлять две суммы)

- Какова цель урока?

- Чему должны научиться на уроке? (вспомнить сумма, прибавление, прибавлять две суммы)

- Прочтите название темы в учебнике  стр. 56.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

(на доске тарелки с фруктами)

Желтые яблоки – 6                    Желтые  груши -  3

Зеленые яблоки –4                     Зеленые груши -  2

 - Что вы видите на доске? (тарелки с яблоками, грушами)  Как одним словом назвать изображенные предметы? (Фрукты)

- По какому признаку разложили  фрукты в тарелки? (по цвету и по форме)

- Составьте различные вопросы к этому рисунку.  Подвести к ответу. (Сколько всего фруктов на 4 тарелках)

Миша ответил на этот вопрос так.  Появляется Слайд  9.

(6+3) + (4+2)

- Прочтите выражение грамотно.

- По какому признаку Миша складывал числа? (по цвету). Как он находил количество всех фруктов?  Объяснение. Миша нашел количество зеленых фруктов (6+3), а потом  нашел количество желтых фруктов (4+2).  Потом сложил полученные результаты.

Маша посчитала так.  Слайд  9.

 (6+4)+(3+2)

- Прочтите математическое выражение.

- По какому признаку считала Маша? (по виду фруктов). Как Маша находила количество всех фруктов? Объяснение. Маша нашла количество яблок (6+4), затем нашла количество груш (3+2). Потом сложила полученные результаты.

- Почему суммы оказались равными? Чей способ нравится больше? Почему?

- Как удобнее   прибавить сумму к сумме? (сначала дополнить до 10, потом оставшиеся числа)

- Вспомните, по какому признаку складывали фрукты Миша и Маша? Как вы считаете, важен ли признак при ответе на вопрос?  Нужно ли ориентироваться на признаки? Хорошо.

- Вернемся к выражению. Появляется выражение. Слайд 10.

(6+2)+(4+3)

- Как будем решать это выражение? По какому признаку решим это выражение? Важен ли признак при решении? (не важен)

-  Почему эти суммы равны? Объясни.

- Чей способ тебе нравится больше? Почему так считаете?

- Сделаем вывод? (Чтобы сложить суммы, мы должны число дополнить до 10., сначала прибавить  первые слагаемые, а потом вторые)

- Теперь смогли бы решить выражение? Каким способом?

V.  Физминутка.

VI.  Реализация построенного проекта

1) Работа в  печатной тетради

Откройте тетрадь  стр. 76, № 1  (комментирование)

- Прочтите выражение. Каким способом будем его выполнять? Почему?  

- Выполним 2 выражения, используя новый прием.

      Комментирование  по цепочке

2)  Работа в учебнике

- Откройте учебник на  стр. 56,  № 2

- Прочтите запись слева. Выбери справа ту запись, которая показывает удобный способ решения этого  выражения.

- Почему выбрали этот способ? Как складываем две суммы?

VII.  Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Откройте  тетрадь  стр. 76, № 3          

-  Рассмотрите выражения в первом столбике, рассмотрите  во втором.

- Какое задание могли бы предложить? Прочтем его.

- Выполните самостоятельно. Сверьте результат с образцом.  Слайд  11.

- Оцените свою работу. (Зеленый кружок – все верно, желтый – одна ошибка, красный кружок – две ошибки)

VIII. Рефлексия

-   Какова была цель урока? Достигли мы поставленной цели? Что вам на уроке показалось интересным? Какие возникли трудности?

           На столах у школьников лежат рисунки солнышка.

 http://raznoknizhka.com/uploads/taginator/Small-Jul-2012/raskraska-solnyshko.jpg

-  Нарисуйте солнышку такой  ротик, какое у вас настроение. Пока дети рисуют, читаю стихотворение.  

-  Послушайте стихотворение еще раз  и поднимите солнышко на те строчки, которыми вы оцените свою работу.

  • Урок полезен. Все понятно. 
  • Лишь кое – что чуть-чуть неясно.
  • Еще придется потрудиться.

         Да, трудно все таки учиться.

Слайд 12.

Урок окончен. Спасибо.  

Литература

1.  Чекин А. Л.    «Математика. 1 класс»  М.: Академкнига/Учебник, 2012 г

2.  Захарова О. А., Юдина Е. П.  «Рабочие тетради для самостоятельной работы  по математике»

     М.: Академкнига/Учебник, 2013 г.

3. Чуракова Р.Г.  «Математика. Поурочное планирование , 1 класс»

4.  Ипатова Е. Е.,  Афонина А. В.  «Поурочные разработки по математике 1 класс»,

     М.:  Издательство «Вако», 2011г.

5.  Корбакова И. Н., Терешина Л. В.  «Деятельностный метод обучения 1-4 классы», Издательство  «Волгоград», 2010 г.

6. Картинка. Солнышко.   

http://raznoknizhka.com/uploads/taginator/Small-Jul-2012/raskraska-solnyshko.jpg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 1 классе по математике "Сумма. Значение суммы."

Урок математики в 1 классе "Сумма. Значение суммы", уч. Аргинская, ОС Л.В. Занкова...

Прибавление суммы к сумме

Презентация к уроку "Прибавление суммы к сумме". Программа "Перспективная начальная школа"....

Презентация "Сумма.Значение суммы".

Презентация к уроку математики в 1 классе....

Конспект урока на тему"Вычитание суммы из суммы" (УМК"ПНШ"2 класс)

Цель:способствовать развитию умения выполнять вычитание суммы из суммы.Личностные:- принимать и осваивать социальную роль обучающегося; - проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотруднич...

Класс 1 . " Начальная школа XXІ века" Тема урока: Прибавление числа 6 с переходом через десяток.

Познакомить с приемами прибавления числа 6 с переходом через разряд, закреплять знания таблицы сложения и вычитания однозначных чисел и совершенствовать навыки устного счета, закреплять знания о соста...

Тема урока: Прибавление суммы к сумме. 1 класс

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цели-результаты:ПредметныеМетапредметные- применять правило прибавления  суммы к сумме;- читать грамотно математические выражения....

Презентация к уроку "Прибавление суммы к числу"

Данная презентация поможет учителю в проведении урока по новой теме "Прибавление суммы к числу"....