Главные вкладки

    Задачи на перебор вариантов. Ознакомление с решением задач путём составления таблиц.
    план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

    Урок проводится в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века". На уроке дети знакомятся с задачами нового вида, учатся находить правильное решение путём перебора различных вариантов. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zadachi_na_perebor_variantov.doc110 КБ

    Предварительный просмотр:

    Подробный конспект урока.

    Организационная информация.

    Тема урока.

    Задачи на перебор вариантов. Ознакомление с новым видом оформления решения задачи - составлением таблицы вариантов.

    Предмет.

    Математика.

    Класс.

    4

    Автор урока (ФИО, должность)

    Соловьёва Людмила Михайловна,

    учитель начальных классов.

    Образовательное учреждение.

    МКОУ СОШ №11.

    Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

    Центральный федеральный округ

    Россия

    Республика/край.

    Тульская область.

    Город/поселение.

    Узловский район, посёлок Майский.

    Методическая информация.

    Тип урока (мероприятия, занятия).

    Изучение нового материала.

    Цели урока (мероприятия, занятия)

    (образовательные, развивающие, воспитательные).

    Образовательные: ознакомить с новым видом оформления решения задач - составлением таблицы вариантов; формировать навыки в составлении таблиц по условию задачи; закреплять умения в определении истинности высказываний.

    Развивающие: развивать речь учащихся, обогащать её математическими терминами, развивать словесно-логическое мышление.

    Воспитательные: прививать детям старание, терпение, любовь к труду, чувство товарищества, бережное отношение к природе.

    Задачи урока (мероприятия, занятия).

    Обучать составлению таблиц к задачам на перебор вариантов.

    Используемые педагогические технологии,  методы и приемы.

    На уроке используются: словесный метод в сочетании с наглядным, самостоятельная работа, работа парами, дифференцированная работа, фронтальный опрос, работа с учебником, беседа, обобщение, презентация.

    Время реализации урока (мероприятия, занятия)

    45 минут.

    Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют / приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия).

    Закрепляются навыки в решении задач разных видов, умение читать графики, выполнять умножение и деление многозначных чисел.

    Необходимое оборудование и материалы.

    Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

    Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия).

    Карточки с заданиями, рабочие тетради «Математика №2» (авторы: Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В.),

    Список учебной и дополнительной литературы.

    Учебник  «Математика, 4класс, частьII» (авторы: Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В.), «Математика, 4класс. Методика обучения», В.Н. Рудницкая, Т.В.Юдачёва, изд-во «Вентана - Граф», 2011г.

    Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

    деятельность учителя и учеников.

    Мотивация учащихся.

    I.Организационный момент.

    Ну-ка, проверь, дружок,

    Готов ли ты начать урок?

    Всё ль на месте, всё ль в порядке?

    Ручка, книжка и тетрадка?

                   Все ли правильно сидят;

                   Все ль внимательно глядят?

                   Каждый хочет получать

                   Только лишь оценку «пять».

         

    II.Проверка домашнего задания.

       2 ученика выполняют аналогичное задание на построение прямоугольников, у которых  площадь16 кв. см    

         

       -Ребята, приготовьте части квадрата, которые вы вырезали дома. Смешайте их. А теперь сложите из них квадрат. Кто быстрее всех выполнит работу, поднимет руку. Проверим вашу ловкость. Начали.

       -А сейчас посмотрим, какие прямоугольники у вас получились.  (№142 в учебнике.) Какой площади данный прямоугольник?

       -18 кв. см

       -С какими сторонами вы построили прямоугольники?

       -2см и 9см один прямоугольник.

       -1см и 18см другой прямоугольник.

    III. Устный счёт.

    1-ый слайд.

    2-ой слайд.

    3-ий слайд.

    4-ый слайд.

      -Ребята, давайте посчитаем устно. Посмотрите на экран.

           - На территории Тульской области обитает некоторое количество видов птиц. 163 вида из них гнездятся на территории области, 8 видов встречается только в зимнее время, 60 – во время пролёта и сезонных миграций. 16 видов птиц области занесены в Красные книги бывшего СССР и РСФСР. Сколько всего видов птиц обитает на территории Тульской области?

                  163+8+60+16=247 (в.)

           

        - Дети, почему некоторые виды птиц занесены в Красную книгу?

       (Загрязнение атмосферы, истребление птиц браконьерами, загрязнение водоёмов.)

          - Действительно, чистый воздух уже становится дефицитным ресурсом во многих областях России, где загрязнение атмосферы представляет реальную опасность для жизни и здоровья не только человека, но и животных. Основными источниками загрязнения атмосферы области являются выбросы промышленных предприятий, процессы испарения и сжигания топлива.

          На одного жителя области в 2000 году приходилось около 182кг вредных выбросов в атмосферу.

         Одним из основных источников загрязнения природной среды является автомобильный транспорт. В 1999 году выбросы загрязняющих веществ от автомобильного транспорта составили 155 тысяч тонн. Вот поэтому каждый человек, гражданин своей страны должен думать о том, как сохранить чистый воздух   для себя и потомков. 2013 год объявлен годом защиты окружающей среды.

        Продолжительность жизни дуба 1 200 лет, а продолжительность жизни ели составляет 2/3 всех лет дуба. Сколько лет живёт ель?

    (1200:3•2=800)

        Летучая мышь за 6 суток съедает 300 мух. Сколько мух съедает летучая мышь каждый день?

    (300:6=50)

        Впервые птицу дронт европейцы обнаружили в 1681 году, а уже через 83 года дронта не стало. В каком году исчезла птица дронт?

    (1681+83=1764)

        Божья коровка съедает за день 100 взрослых тлей. Сколько божьих коровок съедят 600 тлей?

    (600:100=6)

        В Италии для приготовления кулинарных блюд ежегодно вылавливают 40 млн. птиц; ещё 30 млн. ловят с помощью специального клея, которым обмазывают ветки деревьев и кустарников; 170 млн. пернатых гибнет от пуль и зарядов охотников. Сколько всего птиц гибнет ежегодно в Италии?

    (40+30+170=240)

    IV. Сообщение темы и целей урока.

        - Дети, сегодня мы познакомимся с задачами нового вида. Чтобы их решить,  нужно нарисовать таблицу.

    V.Работа по изучению нового материала.

    5-ый слайд.

    6-ой слайд.

    7-ой слайд.

    Физкультминутка.

    1.Работа с учебником.

    - Откройте учебники на стр.40. Найдите задачу № 144. Прочитайте условие задачи.

    - Какие варианты возможны для решения этой задачи?

    ( Менять расположение книг.)

    - Что нужно сделать, чтобы не пропустить ни одного варианта и не повторить дважды один и тот же вариант?

    - Правильно, нужно воспользоваться определённым способом. Рассмотрите таблицу в учебнике.

    - Какой способ предложен в данной таблице?

     

       (Каждая книга дважды стоит на первом месте, дважды на втором месте и дважды на третьем. Две другие книги в этот момент меняются местами. Так мы не ошибёмся при решении задачи.

    Вариант.

    Левая книга.

    Средняя книга.

    Правая книга.

    1.

    А

    Б

    М

    2.

    А

    М

    Б

    3.

    Б

    А

    М

    4.

    Б

    М

    А

    5.

    М

    А

    Б

    6.

    М

    Б

    А

     - Давайте определим истинность следующих высказываний, используя данную таблицу:

     1) В середине стоит книга Г.Х.Андерсена.

    (3, 5.)

    2. Книга В.Бианки стоит левее книги С.Михалкова. (1, 3, 4.)

    3. Крайняя книга – это книга Г.Х.Андерсена. (1, 2, 4, 6.)

    4. Неверно, что справа стоит книга В.Бианки. (1, 3, 4, 6.)

       

     - А теперь прочитайте условие задачи №145 и рассмотрите её решение.

    - Какие условные обозначения используются в решении данной задачи?

      (Буквы П, М, Ч.)

    Вариант.

    Стакан.

    Кружка.

    1.

    П

    М

    2.

    М

    П

    3.

    П

    Ч

    4.

    Ч

    П

    5.

    М

    Ч

    6.

    Ч

    М

        2.Самостоятельная работа в парах.

    - А теперь попробуйте составить и заполнить другую таблицу для решения этой же задачи.

        (Дети работают парами, таблица будет выглядеть следующим образом.)

    Вариант.

    Простокваша.

    Молоко.

    Чай.

    1.

    С

    К

    -

    2.

    С

    -

    К

    3.

    К

    С

    -

    4.

    К

    -

    С

    5.

    -

    С

    К

    6.

    -

    К

    С

    - Определите истинность высказываний, используя составленную таблицу.

    1.В стакан налит чай. (4, 6.)

    2.В кружку налито не молоко. (2,3, 4, 5.)

    3.В стакане чай или простокваша. (1,2, 4, 6.)

    4.Молоко в кружке или в стакане. (1, 3, 5, 6.)

    5.Чай в стакане или в кружке. (2, 4, 5, 6.)

    6.Чай в кружке или в стакане. (2, 4, 5, 6.)

    7.Простокваша в кружке и в стакане.  (Высказывание ложное.)

    8.Если в стакане чай, то в кружке молоко. (6.)

    Солнце спит, небо спит,

    Даже ветер не шумит…

    Рано утром солнце встало,

    Всем лучи свои послало.

    Вдруг повеял ветерок,

    Небо тучей заволок

    И деревья раскачал.

    Дождь по крыше застучал.

    Барабанит дождь по крыше.

    Солнце клонится всё ниже.

    Вот и спряталось за тучи,

    Ни один не виден лучик.

    VI.Работа над пройденным материалом.

    2 ученика решают задачи у доски (за ширмой)

    2 ученика работают по индивидуальным карточкам.

    8-ой слайд.

       1.Решение задач №150, 151. (самостоятельно, с последующей проверкой)

    1) 85 • 64 = 5440 (кв. м) – площадь участка

    2) 5440 – 160 = 5280 (кв. м) – остальная площадь            

    3) 5280 : 2 = 2640 (кв. м)

    Ответ: 2640кв. м занимает сад.

    (Ученик объясняет своё решение.)

    1) 23 • 2 = 46 (м) – ткани  отрезали от куска

    2) 46 + 32 = 78 (м)

    Ответ: 78метров ткани было в куске.

    (Ученик объясняет своё решение.)

    2.Ребята, перед вами на слайде график движения грибника. Пользуясь этим графиком, ответьте на вопросы.

        1)Что обозначают числа на каждой из осей?

       (На оси ОХ – время движения грибника; на оси ОУ – пройденный путь.)

        2)Сколько километров прошёл грибник: за первый час движения; через 2 часа после выхода из дома?

       (4км; 8км.)

        3)За сколько часов грибник прошёл 10км?

        (За 5 часов.)

       4)Как время отдыха грибника обозначено на графике? Сколько времени он отдыхал?

        (По графику можно определить, что с двух до четырёх часов от начала движения пройденное расстояние не изменялось, значит, именно в этот период грибник 2 часа отдыхал (4 – 2 = 2)).

        -Вычислите, с какой скоростью шёл грибник до остановки на отдых и с какой скоростью он шёл после отдыха.

        (До остановки грибник был в пути 2 часа и прошёл за это время 8км, следовательно, можно вычислить скорость его движения за это время: 8 : 2 = 4 (км/ч)                                      

         После остановки грибник был в пути 1 час (5 – 4 = 1) и за это время прошёл 2км (10 – 8 = 2), следовательно, скорость его движения после остановки 2км/ч (2:1=2).

    VII.Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии).

    9-ый слайд.

       

       -Ребята, мы хорошо потрудились с вами на уроке. Отметьте своё настроение от работы с помощью вот таких цифр:

    1.Урок полезен, всё понятно.

          2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

                 3.Ещё придётся потрудиться.

     4.Да, трудно всё-таки учиться!

    VIII.Домашнее задание (если это необходимо на уроке).

    10-ый слайд.

      - Ребята, я предлагаю вам необычное задание: попробуйте составить свою задачу на перебор вариантов при её решении. Для этого вы можете объединиться в группы по своему усмотрению. Не беда, если у вас не всё получится. На следующем уроке мы все вместе подумаем над решением этих задач.

    Дополнительная необходимая информация.

    Для детей, успешно выполнивших работу, дополнительное задание в рабочей тетради «Математика. 4 класс.№2».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку "Задачи на перебор вариантов"

    Данная презентация была использована на уроке в 4 классе по программе "Школа 21 века"...

    Решение задач с несколькими вариантами ответов.

    Особое место  на уроке отводится деятельностному, практическому методу обучения, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Урок со...

    Задачи на перебор вариантов. Ознакомление с решением задач путём составления таблиц.

    Урок проводится в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века". Дети знакомятся с новым видом задач, где методом перебора различных вариантов находится правильное решение. На уроке развивается лог...

    Решение задач. Составление и решение обратных задач.

    Краткое описание: Урок закрепление пройденного материала. Использование презентации на уроке способствует  формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизм...

    Составление таблицы +3/ -3. Продолжать работу по формированию решения задач

    Продолжать работу по формированию решения задач. Считать в пределах десяти....

    Решение задач разных типов. Составление задач по схемам, рисункам, выражениям.

    Т Е М А:  Решение задач разных типов. Составление задач по схемам, рисункам, выражениям.Ц Е Л Ь:  Закрепить понятия «условие задачи», «вопрос задачи», «решение ...