Решение задач путём составления уравнения
методическая разработка по математике (3 класс)

Решение задач путём составления уравнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_zadach_putem_sostavleniya_uravneniya.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Решение задач путём составления уравнения

        Современное содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности мышления.

        Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как мышление влияет на воспитанность человека. Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.

        Важнейшим фактором в развитии мыслительных операций служат педагогические системы развивающего обучения. К такой системе относится методика обучения по УДЕ.

        Одна из основных целей технологии УДЕ – создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширение математического кругозора.

        В основу технологии УДЕ положен принцип: чтобы обучать ускоренно и при высоком уровне знаний, необходимо рассматривать целостные группы взаимосвязанных понятий. В триадах задач реализуется фактор дополнительности подсознательных механизмов познания.

        Триада означает выполнение учеником на одном уроке:

  1. готового упражнения;
  2. обращение этого задания и самостоятельное обобщение решенной задачи;
  3. составление новой задачи и её решение.

        Этот приём даёт хороший эффект в обучении, так как он побуждает учащихся осмысливать и усваивать материал на основе более высокой степени обучения.

        Вопрос преемственности между начальным и средним звеньями обучения очень актуален.

        В среднем звене школы ученики, например, на уроках математики обучаются решению задач путём составления уравнения, и учителя сталкиваются с недопониманием учащимися этой темы. А решать задачи путём составления уравнения можно уже в начальной школе с использованием технологии УДЕ.

        Сделаем срез методики обучения решению задач путём составления уравнения.

  1. Подготовительный этап

а) Выражение с окошечками:         3 + 1 = 4                    + 1 = 4

                                        3 + 1 =                    3 +    = 4

б) Знакомство с понятиями «слагаемое» и «сумма»:

3 + 1 = 4

        3 и 1 – слагаемые. Числа, которые складываются, называются слагаемыми.

        4 – сумма. Число, которое получается в результате сложения, называется суммой.

в) четверка примеров:

3 + 1 = 4                4 – 1 = 3

1 + 3 = 4                4 – 3 = 1

  1. Триада задач (на нахождение суммы и неизвестного слагаемого)

Прямая задача

Обратная задача

Обратная задача

на нахождение суммы

на нахождение неизвестного слагаемого

на нахождение неизвестного слагаемого

У Ромы 4 тетради в клетку, 3 тетради в линейку. Сколько всего тетрадей у Вити?

У Ромы 4 тетради в клетку, остальные в линейку. Всего 7 тетрадей. Сколько у Ромы тетрадей в клетку?

У Ромы 3 тетради в линейку, остальные в клетку. Всего у него 7 тетрадей. Сколько У Ромы тетрадей в клетку.

4, 3,

4,    , 7

, 3, 7

Решение:

4 + 3 = 7 (т.)

Решение:

7 – 4 = 3 (т.)

Решение:

7 – 3 = 4 (т.)

  1. Решение задач путём составления уравнения

        

        Решим пример:

        5 + 3 = 8

        Числа 5 и 3 – слагаемые.

        Результат сложения – число 8.

        Пусть неизвестно второе слагаемое. Обозначим неизвестное слагаемое х (икс). Мы получили равенство – уравнение.

        5 + х = 8

        Требуется найти число х. используем правило: чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы (8) вычесть известное слагаемое (5)

        5 + х = 8

        х = 8 – 5

        х = 3

        Это задача на нахождение неизвестного слагаемого.

        

        Далее предлагается ребятам составить третью задачу из триады, но с другим неизвестным компонентом (3). Решив триаду задач, ученики рассмотрели взаимосвязь взаимно-обратных задач и научились составлять уравнения для решения задач. На таком же принципе строится знакомство с решением задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.

        Начиная с таких простейших задач, закрепляя умение выделять неизвестное в задаче и обозначать его алгебраически, умение составлять уравнение, и, решив это уравнение, найти неизвестное, можно уже без затруднения в четвертом классе (1 – 4) начальной школы решать с детьми более сложные задачи путём составления уравнения.

        Задача

        Две швеи шили одинаковые платья. Первая сшила 5 платьев, а вторая – 3 платья. Они израсходовали 32 м ткани. Сколько метров ткани израсходовали каждая швея в отдельности?

        Краткая запись задачи:

Расход

на 1 платье

Количество

платьев

Общий расход

I швея

ОДИНАКОВЫЙ

5

             ? м  

             ? м      32 м

II швея

3

          

        Рассмотрим два способа решения задачи:

        I способ:

  1. Сколько платьев сшили из 32 м ткани?

        5 + 3 = 8 (пл.)

  1. Сколько метров ткани израсходовали на одно платье?

        32 : 8 = 4 (м)

  1. Сколько метров ткани израсходовала каждая швея?

        4 · 5 = 20 (м) – I швея

        4 · 3 = 12 (м) – II швея

        II способ:

        Пусть на одно платье уходит х м ткани. (5 х) м ткани уходит на 5 платьев.

        (3 х) м ткани уходит на 3 платья. Всего на все платья уходит 32 м ткани.

        5 х +3 х = 32

        8 х = 32

        х = 32 : 8

        х = 4 (м) – ткани израсходовали на одно платье

        4 · 5 = 20 (м) – израсходовала I швея

        4 · 3 = 12 (м) – израсходовала II швея

          Обратная задача

        Две швея сшили 8 одинаковых платье. Первая швея израсходовала 20 м ткани, а вторая – 12 м ткани. Сколько платьев сшила каждая швея?

        Рассмотрим решение задачи с помощью составления уравнения.

        Пусть на одно платье уходит х м ткани. На все платье ушло (8 х) м ткани.

        20 +12 = 8 х

        32 = 8 х

        х = 32 : 8

        х = 4 (м) – ткани израсходовали на одно платье

        20 : 4 = 5 (пл.) – сшила I швея

        12 : 4 = 3 (пл.) – сшила II швея

        Я надеюсь, что различные способы решения задач, а также решение задач уравнением заинтересуют учителей начальных классов. Но это маленькая часть из методики укрупнения дидактических единиц, решающая проблему преемственности в обучении математики учащихся начального и среднего звеньев общеобразовательной школы.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи на перебор вариантов. Ознакомление с решением задач путём составления таблиц.

Урок проводится в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века". Дети знакомятся с новым видом задач, где методом перебора различных вариантов находится правильное решение. На уроке развивается лог...

Задачи на перебор вариантов. Ознакомление с решением задач путём составления таблиц.

Урок проводится в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века". На уроке дети знакомятся с задачами нового вида, учатся находить правильное решение путём перебора различных вариантов....

конспект урока по математике по теме Решение задач способом составления уравнения 4 класс УМК Гармония

Данный урок - урок обобщения и систематизации знаний.  Цель урока: совершенствовать умение  решать  задачи способом составления уравнений. Задачи:Образовательные: совершенствовать ...

Урок математики по теме "Решение задач способом составления уравнения." 4 класс Гармония

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний Цель урока: совершенствовать умение  решать  задачи способом составления уравненийЗадачи:  Образовательные: совершенствовать навык...

конспект урока математики 4 класс. Решение задач путем составления уравнения.

Совместная работа с учениками.Составление уравнения по задаче и решение уравнения....

Математика, 4 класс Система Л. Занкова .Тема урока: Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Закрепление пройденного материала.

Урок математики в 4 классе по теме "Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Закрепление пройденного материала." Система Л.В.Занкова...

Решение текстовых задач путем составления уравнения

Урок  математики по теме: "Решение текстовых задач путём составления уравнений"...