Главные вкладки

    Конспект урока по математике в 1 классе по теме "Числа 1,2,3,4"
    план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

    Тема: Числа 1,2,3,4.

    Цели: 1. Познакомить с образованием числа 4 путем прибавления 1 к числу 3 и с образованием числа 3 путем  вычитания 1 из 4;

              2. формировать умение сравнивать числа 1,2,3,4.

              3. познакомить с составом числа 4; научить писать цифру 4.

    Оборудование: у учителя: наборное полотно, предметные картинки, геометрические фигуры, разные по форме, размеру и цвету.

    - у учащихся: карточки с цифрами 1,2,3,4; геометрические фигуры из математического набора.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Гимназия №25»

    Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

    Конспект урока по математике

    в 1классе

    «Числа 1,2,3,4»

    подготовила

    учитель начальных классов

    Мавляутдинова Лилия Азгамовна

    Тема: Числа 1,2,3,4.

    Цели: 1. Познакомить с образованием числа 4 путем прибавления 1 к числу 3 и с образованием числа 3 путем  вычитания 1 из 4;

              2. формировать умение сравнивать числа 1,2,3,4.

              3. познакомить с составом числа 4; научить писать цифру 4.

    Оборудование: у учителя: наборное полотно, предметные картинки, геометрические фигуры, разные по форме, размеру и цвету.

    - у учащихся: карточки с цифрами 1,2,3,4; геометрические фигуры из математического набора.

    Ход урока.

    1. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
    1. Актуализация знаний о последовательности чисел 1,2,3.

    Ответы на вопросы:

    - Какое число при счете предшествует числу 2?

    - Какое число при счете следует за числом 1?

    - Сколько надо прибавить к 2, чтобы получить 3?

    - Между какими числами при счете находится число 2?

    - От какого числа надо отнять 1, чтобы получить1?

    - Какое число больше 3 или 1?

    Учащиеся показывают ответы с помощью карточек с цифрами.

    1. Формирование умения соотносить числа 1,2,3 с соответствующей группой предметов.

    -Игра «Сколько фигур?»        красный

            синий

             

                 желтый

                  серый

               

                 голубой

                 зеленый

                 

                 черный

                 коричневый

                 оранжевый

    1 команда                     2 команда                         3 команда

    На наборном полотне выставляется фигуры (варианты: на доске вывешивается плакат или на магнитной доске выставляются фигуры).

    Представители от каждой команды подходят к доске, считают количество предметов, изображенных в их столбике и записывают цифру около соответствующего изображения. Выигрывает команда, выполнившая задание быстро, правильно. После подведения итогов игры задаются вопросы:

    - Что общего у фигур каждого столбика?

    - Как называется фигура каждого столбика?

    - Чем отличаются фигуры в каждом столбике?

    3) Повторение состава чисел 2,3.

    Ответы на вопросы:

    - 3- это1 и сколько?

    - 2- это 1 и сколько?

    - 3- это 2 и сколько?

    Учащиеся показывают варианты состава чисел с помощью геометрических фигур разного цвета.

    1. Изучение нового материала.
    1. Образование чисел 4 и 3.

    Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним числом, а поможет нам сказочный герой, который сам про себя говорил так:

    Мишка очень любит мед!

    Почему? Кто поймет?

    В самом деле почему?

    Мед так нравится ему? (Борис Заходер)

    Кто же будет вместе с нами сегодня знакомиться с новым числом? Правильно, Винни Пух.

    Однажды в дождливый осенний день Винни Пух сидел дома и грустил. (На наборное полотно выставляется картинка с изображением Винни Пуха).

    - Сколько сказочных героев вы видите?(1)

    - Какой цифрой обозначается это число? (Ученики поднимают карточку с цифрой 1.)

    - Положите перед собой столько кружочков, сколько медвежат вы видите. Вдруг в дверь кто-то постучался.  Винни Пух спросил: «Кто там?» Кто пришел к

    Винни Пуху, если он ответил про себя так: «Это я, твой друг. У меня вместо хвостика- крючок, вместо носа- пятачок?» (Пятачок.) На наборное полотно выставляется картинка с изображением Пятачка.)

    - Сколько героев из сказки теперь в доме Винни Пуха? (два)

    - Какой цифрой обозначают это число? (Ученики поднимают карточку с цифрой 2).

    - Как сделать, чтобы кружков у вас на парте тоже стало два? (Ученики кладут еще один кружок.)

    - Можно ли с помощью цифр и математических знаков записать, как мы получили число 2? (на доске появляется запись 1+1=2.)

    - Вдруг в дверь опять кто-то постучался. Догадайся, кто пришел к Винни Пуху, если на вопрос «Кто там?» Винни Пух и Пятачок услышали загадку:

    Длинное ухо,

    Комочек пуха.

    Прыгаю ловко, грызу морковку.

    - Кто пришел к Винни Пуху? (Кролик) (На наборном полотне появляется рисунок Кролика).

    - Сколько зверей теперь в доме Винни Пуха? (три).

    - Какой цифрой обозначают это число? (Дети поднимают карточку с цифрой 3).

    - Как сделать, чтобы кружков у вас на парте тоже стало три? (Ученики кладут еще один кружок).

    - Можно ли с помощью цифр и математических знаков записать, как мы получили число 3? ( На доске появляется запись: 2+1=3)

    - Тут в дверь постучался еще один гость, который рассказал о себе следующую загадку:

    В лесу темно.

    Все спят давно.

    Одна птица не спит,

    На суку сидит,

    Мышей сторожит.

    - Кто пришел к Винни Пуху?(Сова). (На наборном полотне появляется картинка с изображением совы).

    - Сколько зверей теперь в доме Винни Пуха? (4).

    - Число четыре обозначается цифрой 4.

    - Как сделать, чтобы кружков у вас на парте тоже стало четыре? (Ученики кладут еще один кружок).

    - Можно ли с помощью цифр и математических знаков записать, как мы получили число 4? (на доске появляется запись : 3+1=4).

    - Винни Пух решил угостить своих друзей чаем. Сначала он поставил 2 чашки. Положите перед собой столько треугольников, сколько чашек поставил Винни Пух. Потом он поставил еще одну чашку. Сколько стало чашек? Как получили 3 чашки? Как сделать, чтобы треугольников тоже стало 3? Затем Винни Пух поставил еще одну чашку. Сколько стало чашек? Как получили 4 чашки? Как сделать, чтобы треугольников тоже стало 4? (Все действия соотносятся с равенствами, записанными на доске: 2+1=3, 3+1=4).

    2) Соотнесение чисел 1,2,3,4 с соответствующими множествами предметов.

    Винни Пух и его друзья решили поиграть в школу. Сова была учителем, а остальные герои сказки- учениками. Сова поставила перед учениками 4 шишки и попросила учеников с помощью карточек  ответить на вопрос «Сколько шишек?» Винни Пух показал карточку с цифрой 3, а Пятачок и Кролик- с цифрой 4. Как вы думаете, сколько шишек показала Сова? Кто из учеников Совы прав? (Меняется количество предметов и карточек, задание повторяется несколько раз).

    3) Состав числа 4.

    После игры Винни Пух стал угощать друзей фруктами. Сначала он достал яблоки: 2 желтых и 2 красных. Сколько всего яблок положил Винни Пух? (4) сколько желтых? (2) Сколько красных? (2) Как можно получить 4? (2+2) Затем он достал груши: 1 зеленую и 3 желтые. Сколько всего груш достал Винни Пух? (4)

    - Сколько зеленых? (1) Сколько желтых? (3) Как можно получить 4? (1+3) Потом он достал бананы: 3 больших и 1 маленький. Сколько всего бананов достал Винни Пух? Сколько больших? (3) Сколько маленьких? (1) Как можно получить 4? (3+1) Итак, 4- это 1 и сколько? 2 и сколько? 3 и сколько?

    Друзья решили погулять, а мы немножко отдохнем.

    Физкультминутка: раз, два, три, четыре.

                            Встал с постели мишка Винни.

                            Потянулся, улыбнулся

                            И отправился гулять,

                            В лес малину собирать.

    1. Работа по учебнику. (Дети открывают страницу 12. Учебник Математика. Авторы М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова).
    2. Работа в тетрадях.

    – Цифра 4 состоит из трех элементов- палочек. Начинаем писать первую палочку немного правее середины верхней стороны клетки. Ведем рук к центру клетки и не отрывая ручки от бумаги, пишем направо горизонтальную линию, немного не доводя ее до правой стороны клетки. Третью палочку начинаем писать чуть выше середины правой стороны клетки, ведем ручку вниз до нижней стороны клетки. (Дети пишут в тетрадях цифру 4)

    1. Итог урока.

    2.2. Урок- путешествие по сказкам

    Проводится он во втором полугодии в 1 классе по теме «Случаи вычитания вида 12-      ».  

    - Сегодня урок будет необычным: мы будем путешествовать по сказкам на ковре- самолете. Возьмите волшебные палочки (это карандаши обернутые фольгой), скажите волшебные слова: «Крибли-крабле-бумс!» (звучит музыка, открывается занавес). Перед нами сказочное математическое королевство, на воротах Указ короля: «Повелеваю в моем сказочном королевстве ребятам 1 класса выполнить мои желания…» (на карточках изображены условные знаки, например: ? обозначает решить задачи; +- выполнить вычисления; наклонные палочки – поработать над составом числа4 !!! – узнать что-то новое; домик – получить домашнее задание и т.п.).

    Повторение изученного материала.

    - Послушайте   задачу: «Волк пригласил на свой день рождения 7 козлят, трех поросят и одну Красную Шапочку. Сколько всего аппетитных гостей пригласил Волк на свой день рождения?»

    У каждого из вас есть заветное желание и исполнить его может персонаж сказки, которая начинается так: «Жил старик со своею старухою у самого синего моря». Какая это сказка? Кто автор ее? Будем кликать Золотую рыбку: «Золотая рыбка, появись!» (Рыбка не появляется). Какое-то слово мы забыли сказать. Какое? (пожалуйста). Приплыла рыбка и молвила:»Чего же вам надобно, дети?» Приплыла она не одна, а привела своих подружек- сказочных математических рыбок. (Идет игра «Математическая рыбалка». Играют 10 человек). Что же мы будем делать с пойманными рыбками? Отпустили их в синее море, пусть гуляют себе на просторе.( Дети отпускают рыбок в море, которое имитировано листом голубой бумаги).

    - Наш ковер-самолет пролетает над домом кота Леопольда. А Леопольд расположился в кресле, включил телевизор (модель, сделанная из картона ящика) и смотрит свою любимую передачу «Час занимательной математики». (И тут появляется на экране загадка)

    Как-то раз в лесу густом

    Ёж построил себе дом.

    Пригласил лесных зверей,

    Сосчитай-ка их скорей:

             2  зайчонка, 2 лисенка

             3 веселых медвежонка,

        2 бельчонка, 2 бобра

         Показывать ответ пора (11).

    Посчитали? А теперь поможем Леопольду решить задания из его любимой передачи. (Дети пишут арифметический диктант по вариантам, задания вариантов читаются попеременно]:

    I вариант

    1. Найди сумму чисел 8 и 4.
    2. Найди разность чисел 10 и 6.
    3. Уменьшить на 7 число 14.
    4. 13 минус 10.
    5. Дополни 8 до 16.
    6. Какое число надо вычесть из 16, чтобы получить 10?
    7. Сколько единиц в числе 19?
    8. На сколько 15 больше, чем 5?
    9. На сколько 11 больше, чем 6?
    10. Из 16 вычесть 0.

    II вариант.

    1. Найди сумму чисел 8 и 5.
    2. Найди разность чисел 10 и 4.
    3. Уменьшить на 8 число 15.
    4. 14 минус 10.
    5. Дополни 7 до 14.
    6. Какое число надо вычесть из 18, чтобы получить 10?
    7. Сколько единиц в числе 17?
    8. На сколько 16 больше, чем 6?
    9. На сколько 11 больше , чем4?
    10. Из 18 вычесть 0.

    - Обменяйтесь своими листочками, проверьте работу товарища и оцените ее. (Дети показывают оценку с помощью «светофора»: красный цвет- без ошибок, зеленый- 1-2 ошибки, желтый- 3 и более ошибок. Учитель анализирует результаты работ, Леопольд благодарит детей и произносит: «Ребята, давайте жить дружно!»)

    - Отгадайте загадку:

    Я все знаю, всех учу,

    Но сама всегда молчу.

    Чтоб со мною подружиться,

    Надо грамоте учиться!

    Что это? (это книга). Откройте учебник на странице 96 и угадайте, о какой сказке идет речь: «Спи глазок, спи, другой!», а про третий и забыла. (Это сказка «Хаврошечка»). Наша Хаврошечка решила подоить свою Буренку. Что об этом сказано в задаче №2. (Дети читают условие задачи, анализируют ее, выбирают нужную схему-опору, решение записывают в тетради).

    - Кто героиня этой сказки?

    Бабушка девочку очень любила,

    Шапочку красную ей подарила.

    Девочка имя забыла свое.

    Ну, отгадайте, как звали ее?

    (Звучит музыка из к/ф «Про Красную Шапочку», дети делают физкультминутку).

    Объяснение нового материала.

    - Прочитайте выражение 12-9. Мы уже умеем вычитать числа с переходом через десяток. Как? (12-2-7, показ на табло). А можно и по-другому выполнять вычитание. Поможет нам сказка «Теремок». Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?

    А живет там число 12. (Дети повторяют состав числа 12- это 3 и 9, 4 и 8, 5 и 7, 6 и 6; и в теремке открываются окошечки с этими числами).

    - При вычитании будем использовать правила: если из суммы вычесть первое слагаемое, то получится второе слагаемое; если из суммы вычесть второе слагаемое, то получится первое слагаемое.

    Дети решают примеры:

    12-3=9         12-5=7

    12-9=3         12-7=5

    12-4=8         12-6=6

    12-8=4          ---

    Идет запись в тетрадях с помощью комментируемого управления.

    Самостоятельная работа.

    Ученики делятся на группы, каждая группа решает свой столбик (№4, стр. 96). Ученики, которые справились с работой, помогают учителю проверить тетради остальных ребят. Учитель дает домашнее задание (№1 и 3, стр.96- объяснение) и подводит итог.

    - Сказка прощается с вами. Но вы, ребята, должны помнить слова «Сказка- ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

    Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

    Конспект урока по математике, 3 класс. Тема: " Математика в мире профессий"

    Цель урока: рассказать детям о значении математики в жизни человека, и как математика испольуется в разных профессиях....

    Конспект урока по математике. 4 класс. Тема урока: свойства диагоналей прямоугольника.

    Тип урока: изучение нового материала. конспект урока разработан по учебнику "Математика", 4 класс, М.И. Моро....

    Конспект – урока по математике 2 класс темa урока: «Закрепление. Чиcлa 1-100». ( Образовательная система «Школа России»)

    Цeли:cиcтeмaтизиpoвaть знaния учaщиxcя o чиcлax, иx cocтaвe; зaкpeпить нaвыки cчeтa в пpeдeлax ста;вocпитывaть aккуpaтнocть, caмocтoятeльнocть, чувcтвo тoвapищecтвa и кoллeктивизмa;paзвивaть мыcлитeль...

    конспект урока по математике 4 класс "Олимпийские игры по математике"

    конспект урока по математике 4 класс "Олимпийские игры по математике" ...

    конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

    1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...