Урок по теме "Симметрия вокруг нас"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Манина Татьяна Алексеевна

Использование современных образовательных технологий заключается в организации игровой и практической деятельности учащихся на уроках математики в форме использования занимательного материала для знакомства детей с геометрическими понятиями, в разработке и  проведении  интегрированных уроков, имеющих практическую направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon simetrij.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Манина Т.А.

Использование современных образовательных технологий заключается в организации игровой и практической деятельности учащихся на уроках математики в форме использования занимательного материала для знакомства детей с геометрическими понятиями, в разработке и  проведении  интегрированных уроков, имеющих практическую направленность.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ:

 «СИММЕТРИЯ ВОКРУГ НАС»

Цель: 1) формирование понятия о симметрии и умение видеть явления симметрии в окружающем мире;

2) развитие внимания, наблюдательности и интереса к предмету;

3) развитие математических способностей  учащихся.

Оборудование: презентация, компьютерный тест и тест для подготовки к мониторингу, иллюстрационный раздаточный материал, наборы геометрических фигур, буквы на печатной основе, маленькое зеркальце, развертки куба.

Место проведения урока: компьютерный класс.

Форма работы: групповая.

Ход урока.

I. Организационный момент. Правила поведения в кабинете информатики.

II. Создание проблемной ситуации:

«Я в листочке, я в кристалле,

Я в живописи, архитектуре,

Я в геометрии, я в человеке,

Одним я нравлюсь, другие

Находят меня скучной.

Но все признают, что

Я – элемент красоты…»

- Сегодня мы прикоснемся к удивительному математическому явлению- симметрии. В древности слово «симметрия» употреблялось как «красота», «гармония». Принцип симметрии играет важную роль в математике, архитектуре.

«Красота» - совокупность качеств, которые доставляют наслаждение взору, слуху; всё красивое, прекрасное.

«Гармония» - согласованность, соразмерность, стройность в сочетании чего- либо.

«Симметрия» - соразмерность, пропорциональность в расположении частей чего-либо, по обе стороны от середины, центра.

III. Тема урока: «Симметрия вокруг нас»

IV. Работа по теме урока:

1) практическая работа № 1 «Симметрия в человеке»:

- Найти признаки симметрии в человеке

«Симметричен человек

И увидеть можно:

Глаза два и уха два

И руки две – точно!

Две ноги и две ноздри,

Щечки улыбаются.

Симметричен человек,

Это всех касается!»

2) практическая работа № 2«Симметрия в растительном мире».

Симметрия широко распространена в природе: орех (лещина),крылатка (клён)

3) практическая работа № 3  «Симметрия в животном мире».

В среде животного мира мы рассмотрим представителей членистоногих:

Рак и паук.                                                        

Симметрия у живых организмов (медузы, морские звезды) служит не только для красоты, она прежде всего связана с приспособлением их к окружающему миру, с их жизнестойкостью.

- Посмотрите на кленовый лист, бабочку.

- Что их объединяет?

4) практическая работа № 4 «Симметрия в геометрических фигурах»

На столах набор различных геометрических фигур. Работая совместно в группах, сгибая данные фигуры любым доступным способом, постарайтесь совместить половинки фигур друг с другом. В процессе работы вы должны определить, какие фигуры обладают симметрией, а какие нет.

- У всех ли фигур вам удалось соединить половинки так, чтобы они полностью совпали?

- Какой вывод можно сделать о таких фигурах? (данные фигуры - не симметричны)

- А какая фигура имеет больше всего осей симметрии?

5) практическая работа № 5 «Работа за компьютером», меню «Автофигуры»

- Покажите геометрические фигуры, которые являются симметричными.

Физическая минутка

«Смастерили мы ракету,

Нагрузили внутрь конфеты,

Дали старт, а старта нет…

Перегрузка от конфет.

Перегрузку быстро съели,

К пультам сели и взлетели».

6) практическая работа № 6 «Симметрия в буквах»

- Вы помните девочку Алису  из мультфильма и её приключения в Зазеркалье? На этом уроке мы тоже будем смотреть в зеркало, чтобы разобраться в теме «Симметрия»

Если прочертить вертикальную прямую линию вдоль центральной прожилки листа и поставить зеркальце вдоль прочерченной прямой, то отраженная  в зеркальце половинка фигуры дополнит её до целой (такой же, как исходная фигура).

Зеркальной симметрией обычно обладают листья растений, удивительно симметричны листья дуба, вербы, клёна, крапивы.

У вас на столах находится алфавит. С помощью зеркала определите, какие из букв имеют горизонтальную, а какие вертикальную симметрию, а какие вовсе не имеют симметрии.

Буквы, имеющие

 горизонтальную ось

симметрии

Буквы, имеющие

вертикальную ось

симметрии

Буквы, не имеющие

ось симметрии

Буквы, имеющие горизонтальную и вертикальную оси симметрии

В Е Ж З К Н О С Ф Х Э Ю

А Д Ж Л М Н О П Т Ф Х Ш

Б Г И Р У Ц Ч Я Щ

Ж Н О Х Ф

- Из букв, которые обладают горизонтальной осью симметрии, можно составлять слова, которые тоже будут обладать горизонтальной симметрией. Например: КОФЕ.

7) Практическая работа №7.Игра «Составь слова»                                                              

-Из букв, обладающих горизонтальной осью симметрией, составить слова, которые будут обладать горизонтальной симметрией.

ШАЛАШ. ТОПОТ. ПОТОП

8)Практическая работа№8« Симметрия в пространственных фигурах».

Мы рассмотрели проявление симметрии на плоскости, но симметрия существует и в пространстве. Куб Шар. Призма. Пирамида.

- На развертке куба показать симметричные грани. Раскрасить

V. Повторение. Самостоятельная работа с тестами:

I Вариант – работа за компьютером

II Вариант –   работа с печатным листом.

VI.  Обобщение. «Симметрия в архитектуре»

- Издавна человек использовал симметрию в архитектуре. Симметрия придаёт древним храмам, башням замков, современным зданиям гармоничность и законченность.

VII. Рефлексия.

VIII. Итог.

«На зеркальной поверхности

Сидит мотылёк.

От познания истины

Бесконечно далек.

Потому что, наверное,

И не ведает он,

Что в поверхности зеркала

сам отражен».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-праздник "Мир вокруг нас"

Урок окружающего мира в 1 классе проводится в конце учебного года в форме праздника, целью которого является воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно относящейся к богатст...

Обучение грамоте 1 класс Урок 6 Звуки вокруг нас

Составление текста с опорой на рисунки.Обведение по контуру....

Урок- Проект "Математика вокруг нас" (презентация проекта)

В работе представлен урок- презентация проекта "Математика вокруг нас". В ходе урока  использован занимательный материал В. Волиной "Праздник числа"...

Урок-репортаж "Мир вокруг нас"

Урок по окружающему миру в 1 классе. Обобщение природоведческих знаний и представлений учащихся. Развитие внимания, мышления, наблюдательности, речи. Воспитание доброго, непотребительского отношения к...

урок№1“Музыка вокруг нас”.

middot;         сформировать первоначальные знания о мире звуков, ввести понятия “шумовые звуки” и “музыкальные звуки”;·...

Урок-проект «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках».

Цели урока: познакомить с использованием математических знаний в жизни....