Урок-репортаж "Мир вокруг нас"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Тимошина Ольга Николаевна

Урок по окружающему миру в 1 классе. Обобщение природоведческих знаний и представлений учащихся. Развитие внимания, мышления, наблюдательности, речи. Воспитание доброго, непотребительского отношения к окружающему миру, осознание себя как части природы и бережного отношения к своему здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytye_uroki.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Урок-репортаж «Мир вокруг нас»

Цели урока: Обобщить природоведческие знания и представления учащихся; развивать

                      внимание, мышление, наблюдательность, речь; воспитывать доброе,

                      непотребительское отношение к окружающему миру, осознание себя как

                      части природы и бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование: экологические знаки, схема-газета, фишки, Анти - музей, выставка работ

                           учащихся.

Ход урока:

I. Организационный  момент.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

   -Посмотрите на доску. Что вы видите ? (газету) Как она называется? («Мир вокруг нас».) Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?( Писать заметки в газету; делать иллюстрации и т.д.).

   -Это необычная газета – она живая. Каждый круг газеты – её страничка, а готовили её корреспонденты.

   - Посмотрите в центр круга, кого вы там видите? (грустного человечка).

   - А почему он грустный? (ответы детей).

III. Актуализация знаний.

   -У вас оказались различные мнения. Давайте теперь послушаем репортажи наших корреспондентов о том, что же находится вокруг нашего человечка. Тогда может и поймём , почему же он грустный.

   1 корреспондент: Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает).Но сначала вы должны догадаться, о чём пойдёт речь.

                         Через нос проходит в грудь

                          И обратный держит путь.

                          Он невидимый, и всё же

                          Без него мы жить не можем. (воздух)

   - Правильно, речь пойдёт о воздухе. Мы живём в воздушном океане. Который называется атмосферой. Мы привыкли воздушный океан звать небом.

   - Кто знает стихи о небе? (Дети читают стихи).

   - Всё живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы ,что в воздухе содержатся микробы – очень маленькие живые существа. Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты. Микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше? (Ответы детей).

   -Проветрили комнату, стёрли пыль влажной тряпкой – убрали микробы с голубого поля! ( Убирает аппликации микробов. Вывешивает экологический знак.)

   - Ещё хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик.

( Экологический знак). В больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения. Что означает этот знак? (ответы детей)

   - Голубое поле стало чистым – нам стало легче дышать.

   2 корреспондент: Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поёт такие слова:

                                          Непременно каждым утром

                                          Я включаю телевизор,

                                          И, конечно, репродуктор,

                                          И ещё магнитофон.

   -Весело? Да. А почему же соседи ей говорят:

                                          Эй, гражданка у окна,

                                          Вы же в доме не одна

                                          Почему же целый дом

                                          Должен слушать этот гром?(Ответы детей)

   -Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, т.к. современные машины – грузовики, самолёты издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность. Вот ещё некоторые ребята любят пошутить – громко хлопнуть или крикнуть над ухом у своего приятеля. Это очень опасно – резкий . сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей на этом поле? (Показывает поле со стрелками и спиралями). Звуки вокруг нас. Одни стрелки – резкие, громкие. Другие – волны музыки, спокойной речи. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт. Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт? (Ответы детей). Правильно, не включать громко музыку, не кричать.(Экологический знак). Так с белого поля мы убрали стрелки и оставили красивые волны.

   3 корреспондент: Мы пришли на синюю страничку.

                                      Ни умыться , ни напиться

                                      Без воды,

                                      Листику не распуститься

                                      Без воды,

                                      Без воды прожить не могут

                                      Птица, зверь и человек

                                      И поэтому всегда

                                      Всем везде нужна вода!

   -Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А ещё где находится вода? В морях, в реках, в ручьях. Снег – это вода, и облака – это вода. Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода какая? Солёная. А чтобы напиться и умыться нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду говорится:

                                      Водичко, водичко,

                                      Умой моё личико,

                                      Чтоб щёчки краснели,

                                       Чтоб глазки блестели,

                                       Чтоб смеялся роток,

                                       Чтоб кусался зубок!

   -Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, её надо беречь. А как? (Ответы детей).

   -Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми (экологический знак), во-вторых, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле, на нём пятна – это загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки. Ручьи, озёра различный мусор, моют в них машины. А ещё много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Сможем ли мы . ребята. Очистить это поле, чтобы наш человечек улыбнулся? Что надо сделать? (Ответы людей).

   -Надо экономить воду, не выбрасывать в реки и озёра мусор, не мыть в них машины. Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик. Уберём все грязные пятна! (Убирает).

   -Посмотрите, какое красивое, чистое стало поле – чистая вода!

   4 корреспондент: А теперь зелёная страничка нашей газеты! Это страничка жизни. А почему она зелёная? (Ответы детей).

   - Основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.

                                      Жить в зелёном мире этом

                                      Хорошо зимой и летом.

                                      Жизнь летает мотыльком,

                                      Шустрым бегает зверьком,

                                      В облаках кружится птицей,

                                      Скачет по ветвям куницей.

                                      Жизнь прекрасна, жизнь вокруг.

                                      Человек природе друг.

   -Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы людей).

   -Посмотрите на это поле, на нём чёрные круги и квадраты, под каждым из них растения и животные, которых осталось мало. Мы сможем убрать эти круги и квадраты, если научимся правильно вести себя в природе. Вот эти круги закрыли красивые растения. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом? (Ответы детей. Экологический знак.)

   -Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе. А не губить их. Мы запомним это правило и можем убрать чёрные круги. Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же как эти растения – природу. Но поле портят чёрные квадраты, под ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что делать? Как убрать чёрные квадраты? (ответы детей).

   -Главное правило – не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать гнёзд. Самое важное – не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков. Запомним это правило. Уберём чёрные квадраты. Лучше без них на зелёном поле!

   IV. Первичное усвоение новых знаний.

         Введение материала с учётом закономерностей процесса познания, осмысление связей и отношений в объекте изучения.

   -Эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки или жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Как прекрасны творения природы, представленные на фотографиях и рисунках! Ими бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает исчезновение с лица Земли. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности –это призыв к разуму и совести каждого: не повторять роковых ошибок. Посмотрите, ребята, какое красивое зелёное поле! Конечно, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всем.

   V. Первичная проверка понимания.

   -Наконец, чтобы наш человечек заулыбался, повторим правила поведения в природе. Я читаю вам экологический рассказ. Если вы заметили ошибку – откладывайте фишку.

   -С весёлой музыкой мы шагаем по лесу. По дороге нам попадались грибы. Мы собирали грибы, вырывая их с корнем. Те грибы, которых мы не знали,- сбивали палкой.

   Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Поели и пошли дальше, побросав банки и пакеты. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали в руках яички и положили их обратно.

   На лесной опушке нарвали большую охапку цветов. Увидев муравейник, решили добыть муравьиную кислоту. Наломали прутиков и начали ими протыкать весь муравейник.

   Нам очень понравилась прогулка по лесу!

   - А вам, ребята, понравилась прогулка? (Ответы детей).

  -Как люди связаны с окружающей их природой изучает наука экология. Эта наука подсказывает людям, как нужно жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя.

   -Посмотрите на нашу выставку. Почему  эти экспонаты выставлены в Анти – музее? (Ответы детей).

   VI. Рефлексия (подведение итогов занятия, анализ и содержание итогов работы, формулирование выводов по изученному материалу).

   -Наш человечек  улыбается – ему хорошо. (Убирает грустную маску).

   - Как вы думаете, почему у него изменилось настроение? (Ответы детей).

   - Ему хорошо в чистом поле. Он здоров. Здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо беречь.

   -Понравился ли вам наш урок – репортаж?

   -Что интересного вы узнали на уроке?

   -Что нового открыли?

   -К какому выводу пришли?

 

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по учебнику Плешакова А.А.Мир вокруг нас 1 класс

Программа по окружающему миру для 1 класса соответствует ФГОС НОО. Программа по окружающему миру курс «Мир вокруг нас» для 1 класса составлена на основе типовой программы Плешакова А.А. «Зеленый дом»...

Живой и невидимый мир вокруг нас. Творческая работа учащегося Васильева Владислава

Презентация проекта "Мое летнее открытие: микроорганизмы"...

Внеклассное мероприятие «Вокруг смеха»

Внеклассное мероприятие разработано в виде конкурсной программы, посвященной 1 апреля – Дню смеха....

Брейн-ринг «Мир вокруг нас» для 4 классов. Опубликован в журнале "Управление начальной школой".

Брейн-ринг «Мир вокруг нас» для 4 классов.Цель игры: пробуждение  интереса  младших школьников к изучению природы,  к экологии;  расширение   кругозора  обучаю...

«Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе с презентацией...