Создание проблемных ситуаций на уроках "Мир вокруг нас"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Савченко Виктория Васильевна

Проблеммные ситуации, вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon PROBLEMNOE_OBUChENIE_NA_UROKE.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКЕ  МИР ВОКРУГ НАС

Тема «Живая и неживая природа»

Проблемные вопросы

1.Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий
нас мир одно и то же?

2.Горшок с цветком - это объекты природы или предметы окружаю
щего нас мира?

3.Может ли природа быть учителем? (Знакомит с разнообразием
растительного и животного мира; учит наблюдательности и не может быть
лентяем; заботится о детях; раскрывает секреты роста и развития расте
ний и животных; подсказывает, как сконструировать зонтик и парашют,
построить вертолет и самолет и т. п.).

4.Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчез
нет солнце?

5.Какой объект живой природы может стать для природы лучшим
другом или врагом?

6.Верно ли, что вьюнок, цепляющийся усиками за забор,- это рас
тение, а паутина паучка - растение?

Проблемные задания

1.. Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев, - живой организм?

2.Определи: что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются?

3.Перед тобой два пластмассовых стаканчика: с водой и землей,
блюдце и вата, семена пшеницы, репчатый лук, морковь. Какие объекты
живой природы можно соединить с объектами неживой природы, чтобы
через 5-7 дней убедиться в том, что растение - живой организм? (После
проверки заложить опыт).

Проблемные задачи

1.Когда старое дерево сгниет, образуется удобрение, а когда камень
разрушится, образуется песок.

2.Какой вывод можно сделать об объектах
живой и неживой природы?

3.Известно: почва, солнце, осадки - объекты неживой природы.
4.Цветок, пчела и человек - объекты живой природы. Какие из указанных
объектов зависят друг от друга?

Тема: «Термометр»

Проблемные вопросы:

1.. Почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник?

2.Можно ли уличным термометром измерить температуру человеческого тела?

3.Чем опасен медицинский термометр?

4.Верно ли, что без термометра некоторые люди могут стать плохи
ми специалистами?

5.В каком случае исправный водный термометр покажет неверную
температуру? (Если вынуть его из воды и поднести поближе к глазам,
чтобы снять показания).

6.Есть ли разница между температурами, если один висит в столовой, а другой - в сталеварном цеху?

7.Когда может произойти такое, что два одноклассника, посмотрев
на один и тот же термометр в одно и то же время, увидят разные показа
ния температуры? (Разный рост учеников).

Проблемные задачи

1. Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха + 5 °С. Нина решила проверить это сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика, подкрашенный жидкостью, показал + 20 °С.

Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле? (Взяла, комнатный термометр, измерила на солнце или держалась рукой за ртутный шарик).

2. Лена очень любила свой красочный термометр. Он ей во многом помогал. Коту Ваське тоже нравился забавный прибор. Однажды, проснувшись утром, Леночка заметила, что всезнающий розовый ручеек исчез из термометра.

Подумай, что случилось с термометром и чем он помогал девочке? (Васька прокусил трубочку: как одеваться и когда проветривать помещение).

Тема «Части растений»

Проблемные вопросы

1.Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий
василек(цикорий)травой?

2.Если у кустарника ежедневно срезать все стебельки, кроме одно
го, станет ли он деревом?

3.Зачем нужно знать из чего состоят растения? (Быть грамотным,
использовать ценные свойства, знать, чем и как помогать растениям, понять роль растений в жизни человека и животных и т. д.).

4.Может ли быть на одной веточке цветок и плод?

5.Почему на лугу, где паслись козы, никогда не цвели цветы?

6.Можно ли сказать, что люди, часами сидящие перед цветущими
растениями, работают? (Да: биологи, художники, поэты, писатели, ком
позиторы и др.)

Проблемные задания

1.Сравни стебель и корень. Что у них общего и в чем различия?

2.Рассмотри клубень картофеля. Найди части растения. Чем клубень картофеля отличается от свеклы?

3.Рассмотри на рисунках капусту и лук в разрезе. Найди сходство и
различия.

4.Рассмотри проросшие семена пшеницы и проросший репчатый
лук. Найди корень и листья. Почему листья зеленые, а корешки белые?
5.Почему корешки растут вниз, а листочки вверх? (Посадить проросшие
семена и лук в горшочки с землей).

6.Наблюдай за ростом растений. Проводи наблюдения через три дня,
замеряя высоту растений линейкой (записывай дату наблюдения). Объясни, почему у растений, посаженных в одно и то же время, разная быстрота роста? Сделай предположение о том, какими будут растения через 10 дней. Записывай в тетрадь дату появления новых листьев, побегов. Рассмотри листья пшеницы, лука, моркови. Определи их размер, цвет, форму, поверхность (на ощупь). Сделай рисунки растений. Подумай, что общего у этих растений и в чем отличие?

Проблемные задачи

1.В корзине лежат редис и лук, яблоки и персик, смородина и малина. Верно ли, что это растения, а не овощи? Кто, кроме биологов, мог
вырастить эти растения?

2.Плод и цветок хвастались друг перед другом своими особенностями. Угадай, какими? Чем не может похвастаться цветок перед плодом, а
плод перед цветком? (Красотой, привлечением насекомых, пользой людям, птицам, зверям; запахом, нектаром и соком и др.; наличием семян и
способностью спать, складывая свои части, и др.).

Тема «Осень»

Проблемные вопросы

1.Что приблизит наступление осени: затяжные летние дожди или
изменения положения солнца на небосклоне?

2.Почему осенью полевые насекомые «обижаются» на добросовестных работников сельского хозяйства? (Вспаханная почва с насекомыми
быстро промерзает).

3.По каким признакам птичка-незнакомка, пролетая над полем и
огородом, приняла осень за весну? (Посев озимых, моркови, петрушки,
укропа, свеклы; посадка молодых деревьев и т. п.).

4.Почему у двух растущих рядом берез разная окраска листьев, а у
отдельно стоящих кленов одинаковая?

5.Можно ли сказать, что зеленолиственные сосна и ольха не готовятся к зимним холодам?

6.Верно ли такое утверждение: если осеннее похолодание не изменяет цвет зеленых и узких листьев ивы - значит, она хвойное растение?
(Нет. В листьях присутствует хролофил).

7.Почему поздней осенью кудрявая календула загрустила, а стройный одуванчик был спокоен? И стоило ли ей грустить? (Однолетник и
многолетник; подарила жизнь многим деткам-семенам).

8.Почему за выращенное тобой растение, которое цветет и плодоносит, люди называют тебя биологом, а не цветоводом?

9.        Почему озеленители в городском сквере посадили вместе с роза
ми и пионами пирамидальный дуб, ведь у него нет красивых цветов? (Очиститель воздуха, декоративные качества: крона, листья, плоды).

10.Почему птицы не прячутся от холодов в снегу, ведь там тепло,
даже листья у трав зеленые?

11.Можно ли задержать перелетных птиц, если развесить везде утепленные птичьи домики?

12.        Как вести себя, если ты попал под осенний дождь, а домой добираться еще далеко? (Не стоять на месте, ускорить шаг, подпрыгивать, бежать).

Проблемные задания

13.Рассмотри плоды: клюкву (малину, ежевику), огурец, яблоко и лес
ной орех. Обрати внимание на размер, цвет, форму; потрогай - твердые
они или мягкие, постучи каждым плодом легонько по столу и установи,
чей звук сильнее.

14.Рассмотри семена плодов: цвет, размер, количество.
Подумай, почему маленькая лесная клюквочка приняла за своих родственников огромный огурец и яблоко, а не лесной орешек? (Сочные и сухие,
односемянные и многосеменные плоды).

15.Рассмотри плоды клена и березы. Сравни их размеры, найди се
мена и крылышки, с помощью которых семена летают. Подумай, почему
ранней весной на данной территории было больше всходов клена, а не
березы, хотя семян у нее намного больше, чем у клена?

16.Перед тобой два хвойных растения: лиственница и ель. Листья-хвоинки у них очень узкие по сравнению с листопадными растениями. Потрогай хвоинки, определи их твердость на ощупь; рассмотри их сверху, снизу
(цвет одинаков?); найди отличия. Ответь, почему у лиственницы хвоя изменяет окраску и опадает, а у ели нет? (Менее жесткая, тоньше восковой слой).

17.Рассмотри и потрогай листья березы, клена, ольхи. Подумай, листья, какого дерева лучше согревают растения зимой? Быстрее перегниют
и обогатят почву? Дольше сохранят влагу?

18.Рассмотри внимательно плоды клена, березы и лопуха. Подумай,
какие осенние изменения в природе радуют эти растения, а какие печалят? (Солнце, ветер, увеличение шерстного покрова у животных, появление ягодников, путешественников, грибников; длительные холодные дожди, ранние заморозки и т. д.).

19.Рассмотри осенние листья клена и дуба: окраску, форму; исследуй
на мягкость, упругость, приложи верхней и нижней стороной к щеке. Закрой глаза и пройдись по опавшим листьям клена. Прислушайся к звуку: листья шуршат, трещат, скрипят, «пищат», шелестят. То же самое проделай под кроной дуба. Подумай, почему одинаково окрашенные листья издают разный звук?

20. Собери старые пожелтевшие листья клена и березы (или зеленые -ольхи и ивы). Возьми в одну руку лист клена, в другую - березы, сожми пальцы в кулак, легонько потри листья; закрыв глаза, медленно вдохни сначала запах листьев клена, потом березы. Ответь, что общего в их запахах и в чем отличие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание проблемной ситуации на уроке и пути ее решения.

Видеоурок.http://www.fayloobmennik.net/1154521 ссылка на скачивание файла....

Активизация познавательной деятельности младших школьников при помощи создания проблемных ситуаций ( из опыта работы)

Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходит...

Активизация познавательной деятельности младших школьников при помощи создания проблемных ситуаций ( из опыта работы)

Проблемное обучение не сводиться к тренировке учащихся в умственных действиях.. Эта активизация умственных действий.  Она заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая...

Выступление на семинаре. Тема "Формирование УУД на этапе создания проблемной ситуации"

О том, какие УУД формируются на этапе создания проблемной ситуации....

"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.

Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....

Мастер - класс для учителей "Создание проблемной ситуации на уроках в рамках проблемного обучения"

Представляю коллегам апробированную модель педагогической деятельности по  созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии  проблемного диалога Е.Л.Мельниковой)....