Главные вкладки

    «Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»
    методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме

    Низамова Альфия Тимергалиевна

    Открытый урок по окружающему миру в 4 классе с презентацией

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл solnechnaya_sistema.rar586.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Ленино-Кокушкинская СОШ»

    Пестречинского муниципального района Республики Татарстан

    Открытый урок по окружающему миру

    в 4 классе на тему:

    «Солнечная система.

     Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»

                                                                             

    Тема: Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца.

    Задачи урока: 1) повторение ранее изученного материала о Солнечной системе, углубление знаний, связанных с её происхождением;

                             2) расширить ранее полученные знания учащихся о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

                             3) воспитание любознательности у учащихся.

    Оборудование: учебник, глобус, проекционный фонарь, металлическая пластина, компьютер, видеопроектор или интерактивная доска.

    Ход урока:

    1. Организационный момент

    а) подготовка класса к уроку;

           б) эмоциональный настрой детей;

    - Нас с вами ждёт интересный урок.

    - Вы боитесь трудностей?

    - К кому можно обратиться за помощью?

    ( к другу, учителю).

    в) сообщение темы и цели урока;

    - Сегодня мы приступаем к изучению новой главы. Откройте учебники на стр. 49, прочитайте название этой главы и вспомните всё, что вы знаете о Солнечной системе.

    2. Работа над материалом урока

       1) Вступительное слово учителя.

     

    -   Древние славяне и другие народы обожествляли Солнце. Наблюдение за природными явлениями позволяли людям уже в те далёкие времена сделать вывод, что жизнь на Земле невозможна без Солнца, которое постоянно излучает свет и тепло. Однако с давних пор человек не только обожествляет Солнце, но изучает его и многообразный мир Вселенной.  

    С точки зрения астрономов, Вселенная – это весь мир.

        Солнце – одна из звёзд Вселенной. Вокруг Солнца на разных расстояниях от его центра обращаются холодные небесные тела, которые называются планетами. Кроме планет, вокруг Солнца вращаются  и более мелкие космические тела, например, астероиды, кометы, метеорные тела.

       Солнце вместе со всеми вращающимися вокруг него небесными телами образуют СОЛНЕЧНУЮ СИСТЕМУ.

       2) – Как же образовалась Солнечная система?

      - Вы, конечно, видели вспышки молнии или искры при электросварке? Так вот, голубое сияние электросварки и ламп дневного освещения, молнии – всё это примеры ПЛАЗМЫ. Учёные предполагают, что примерно 5 миллиардов лет назад из плазмы возникло и наше Солнце. Оно вспыхнуло в центре вращающегося облака, состоящего из газа и космической пыли, - звёздного вещества.

       Большая часть вещества вращающегося облака собралась в центре, образовав Солнце. Небольшие остатки сгустков газопылевого облака образовали планеты и другие малые космические тела. Все вновь возникшие тела продолжали и продолжают вращаться вокруг общего центра, как это делали частицы первоначального облака.  

       3) Фильм «Образование Солнечной системы»

       4) Рассказ детей о планетах

    - Некоторым ребятам я велела подготовить рассказ о планетах.

       

      5) Презентация «Планеты»

       Все планеты вращаются вокруг Солнца по орбите. Орбита – это воображаемая линия. Чем дальше от Солнца находится планета, тем длиннее её орбита.

       Наша планета Земля – часть Солнечной системы. Ну и единственная планета, о которой известно, что на ней есть жизнь.  

       Один оборот вокруг Солнца Земля делает за один год. Это 365 дней 6 часов и 9 минут.  

    За каждые 4 года из этих часов и минут набегает 24 часа. Это как бы «лишние» сутки. Поэтому раз в 4 года бывает ВИСОКОСНЫЙ ГОД, в календаре которого 366 дней.

    - Кстати, продолжительность года:

    Меркурий – 88 земных дней

    Венера - 222  земных дня

    Земля - …..     земных дней

    Марс – 687 земных дней

    Юпитер – 4 333 земных дня

    Сатурн – 10 759 земных дней

    Уран – 30 685 земных дней

    Нептун – 60 190 земных дней

    Плутон – 90 800 земных дней

    3. Физкультминутка

      - Если высказывание, которое я буду говорить, истинно, то вы хлопаете в ладоши. Если оно ложно, то вы приседаете.

    - Земля вращается вокруг Солнца (И)

    - Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 24 часа (Л)

    - В високосном году 365 дней (Л)

    - В Солнечной ситеме 9 планет (И)

    - На Венере есть жизнь (Л)

    - Вселенная включает в себя звёзды, планеты, кометы, астероиды (И)

    4.  Работа с частью текста на стр. 54-55.

        (Чтение текста по цепочке)

       Какие выводы можем сделать?

     

    - Кроме того, что Земля вращается вокруг Солнца, она вращается вокруг своей оси.

          Вращается она с запада на восток (против часовой стрелки). Полный оборот она совершает за 24 часа (за одни сутки). Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи.

          По мере движения Земли освещённая часть постепенно становится тёмной, а тёмная – освещённой.

          Мы живём в Северном полушарии.

          Благодаря движению Земли вокруг Солнца, а также наклону земной оси в большинстве районов земного шара происходит смена времён года.

          В районе экватора Солнце стоит высоко над горизонтом, земная поверхность получает большое количество солнечного тепла, поэтому резкая смена времён года не происходит. Там царит вечное лето.

    - Чем это можно объяснить?

    5.  Практическая работа

    - Дело в том, что Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли. Рассмотрим рисунок, на котором показан опыт нагревания металлических пластин лучами Солнца. Проведём такой же опыт и убедимся, что поверхность, на которую лучи Солнца падают отвесно, нагревается сильнее.

     6. Итог

    - Что вам больше всего понравилось на уроке?

    - Что нового узнали?

         

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок - рефлексии по темам: «Солнечная система», «Вращение Земли», «Пояса освещенности»

    Урок по окружающему миру во 2 классе по УМК "Школа 2100". Использованы технологии деятельностного метода, интерактивного обучения....

    Конспект урока "Планеты. Движение Земли вокруг Солнца" (Окружающий мир, 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

    Конспект урока во втором классе по УМК "Перспективная начальная школа" . Тема урока: "Планеты. Движение Земли вокруг Солнца"...

    урок окр. мира "Движение Земли вокруг Солнца"

    Презентация к уроку окр. мира во 2 классе. УМК "Школа 2100..."...

    Движение Земли вокруг Солнца 3 КЛАСС

    Движение Земли вокруг Солнца  3 класс...

    Тема урока:«Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. Солнечная система». 4 класс. Тип урока: проблемно-диалоговый.

    Раздел учебника А. А. Плешакова "Мир вокруг нас",  по которому  разработан сценарий урока – «Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. Солнечная система». Тип урока:  проблемно-диалогов...