«Алгоритм сложение и вычитание трёхзначных чисел» или «Космическое путешествие».
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Ананьева Татьяна Николаевна

Цель: 1. Повторить алгоритм письменного сложения и многозначных чисел, различные виды задач, действия с величинами; совершенствовать вычислительные навыки. 2. Построим алгоритм письменного вычитания многозначных чисел 3. Способствовать развитию мыслительных операций анализа и синтеза, внимания; 4. Отрабатывать навыки устного и письменного сложения и вычитания многозначных чисел; устного и письменного счёта; 5. Производить операции с именованными числами; 6. Систематизировать и расширить представления детей о космосе и космонавтах. 7. Познакомить с искусственными спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека. 8. Прививать уважение к истории России, воспитывать чувство гордости за свою страну.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок/ предмет

Математика

Учитель начальных классов

Ананьева Т.Н.

Дата проведения

11.04.2014

Тема

«Алгоритм сложение и вычитание трёхзначных чисел» или  «Космическое путешествие».

Цель:

  1. Повторить алгоритм  письменного сложения и  многозначных чисел, различные виды задач, действия с величинами; совершенствовать вычислительные навыки.
  2. Построим  алгоритм  письменного вычитания многозначных чисел
  3. Способствовать развитию мыслительных  операций  анализа и синтеза, внимания;
  4. Отрабатывать навыки устного и письменного сложения и вычитания  многозначных чисел; устного и письменного счёта;
  5. Производить операции с именованными числами;
  6. Систематизировать и расширить представления детей о космосе и космонавтах.
  7. Познакомить с искусственными спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека.
  8. Прививать уважение к истории России, воспитывать чувство гордости за свою страну.

Задачи:

  1. Осуществлять патриотические чувства, коммуникативные качества при работе в паре и группе.

2. Развивать познавательный интерес к математике, логическое мышление, математическую речь.

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к математике: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к предмету

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка цифр;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать навыки устного и письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел;

3. Совершенствовать вычислительные навыки;

   -научиться правильно  записывать  выражения с трёхзначными      числами в столбик;

  -совершенствовать навыки решения задач;

-развивать логическое мышление, память (зрительную, слуховую);

 -воспитывать стремление быть лучше;

 -формировать умение бережно относиться к учебному времени.
4. Сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать

Личностные УУД

- Проявление устойчивого познавательного интереса к математике,

-Понимание успеха/не успеха  в своей учебной деятельности

Регулятивные УУД

-Определение  цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками  и учителем при изучении отличительных признаков

- Составление алгоритма. Решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем

-Прогнозировать, контролировать и корректировать способ и результат решения учебной задачи по ранее составленному плану

- Оценивание успешности решения учебной задачи по критериям определенным совместно с одноклассниками и учителем

Общеучебные УУД

-Знаково-символическое моделирование:.

-Умение структурировать знания при сложения и вычитания  многозначных чисел

- Умение осознанно и произвольно строить речевое  высказывание в устной и письменной форме

-Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблемы, творческого характера (:самостоятельное или с помощью одноклассников и учителя):

Коммуникативные УУД

Определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем    (понимание различных позиций, учет разных мнений, формирование собственного мнения, умения договариваться, задавать вопросы)

Тип урока: 

урок обобщения знаний по  изученной теме

Оборудование:

 учебник М.И Моро, М.А. Бантова «Математика» 3 класс, часть 2; мультимедийный проектор; интерактивный диск  «Математика. 3 класс» электронное приложение к учебнику, листы самоконтроля, презентация Power Point,2007

Формы работы учащихся

индивидуальная, фронтальная, парная

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

(Проверка готовности обучающихся к уроку. Устраняют недостатки.)

Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте повернёмся к ним и поздороваемся. Садитесь.

Закройте глаза. Мысленно пошлите сердечное тепло друг другу, нашим гостям, которые отложили свои важные дела, нашли время, чтобы посмотреть, чему мы научились, как повзрослели и поумнели. Скажите всем мысленно «доброе» спасибо. Пожелайте удачи себе, мысленно скажите: «Пусть у меня всё получится». Откройте глаза.

-Ребята, отгадайте загадки и догадайтесь, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Чудо-птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звезд...                         (ракета)Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету

Дети, кто, скажите это?                              (космонавт)

Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить?

- Правильно, о космосе, о космонавтах.

- Человечество с глубокой древности стремилось к звёздам. У древних греков был миф об Икаре СЛАЙД, который на крыльях из воска и перьев пытался долететь до Солнца, но воск растаял. Икар погиб.

 -Кто из вас знает, какой праздник отмечается в апреле в нашей стране? - (день космонавтики) Это праздник высокой мечты, исканий, подвига.

- Первыми космонавтами-разведчиками были кролики, насекомые и даже микробы. Первая мышка космонавт пробыла над землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.

Потом наступила очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики.

Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтобы величиной она была чуть больше кошки, чтобы весила 4-6 кг, чтоб ей было не больше двух-трех лет и,  чтобы у нее была светлая шерсть – ее лучше видно в камеру.

Породистые собаки не годились: они слишком изнежены и капризны.

Ласковые спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.

Собак учили не бояться тряски, шума, переносить жару и холод, есть и еще многому.

Лучше других сдала «выпускные экзамены» умная и смелая Лайка.СЛАЙД

На Лайку надели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. К сожалению, Лайка из космоса не вернулась. Вслед за Лайкой полетели и другие собаки. Все они возвратились на Землю.

Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.

-Кто полетел из людей к планетам первый? (Гагарин)

-Какого числа это произошло? (12 апреля)

- В этот день 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Восток». СЛАЙД Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. Давайте посмотрим, как это было.

(просмотр фильма) гиперссылка

  1. Устный счёт. Первый этап работы «Зарядка для ума»

Итак, 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич полетел в космос. Завтра – какое число и год? (12 апреля 2014 года) С того дня прошёл 51 год. Полёт продолжался….кто был внимателен, сколько продолжался полёт? (108 минут). Переведите в более крупные единицы (1 ч 48 мин – записать на доске). 108 минут, проведённые им в космосе, открыли дорогу другим исследователям космического пространства. За короткий срок с момента первого полёта в космос человек посетил Луну, исследовал почти все планеты Солнечной системы СЛАЙД, но тот первый полёт был самым трудным и опасным.

- Каким вы себе представляете космос?

- На каком транспорте мы совершим своё путешествие? На ракете. СЛАЙД

- Каждый космонавт,  отправляясь в путешествие,  ведёт записи увиденного. Сегодня наши тетради будут бортовыми журналами. Откройте их. Записываем число: 11 апреля. Классная работа.

- Что можно увидеть на ночном небе? (звёзды)

-За каждый свой правильный ответ вы в своих тетрадях будете рисовать звёзды, т.е. будете оценивать себя. В конце урока посмотрим, кто из вас держит путь в космонавты.

- Кто запомнил, когда отмечается Всемирный день авиации и космонавтики?

- Давайте пропишем это число у себя в тетради.

- Дайте характеристику этому числу.

Прежде, чем полететь в космос, нужно пройти подготовку на земле.

Над какой темой мы работали на предыдущем уроке? (сложение многозначных (трёхзначных) чисел)

Какие знания, в первую очередь помогают вам находить верные результаты? (таблица сложения и таблица вычитания в пределах 20).

Предлагаю задания.

Математический диктант

Ребята, Гагарин стартовал с космодрома в 6 часов 07 минут (записать на доске). Когда приземлился «Восток» на землю?  

6ч 07 мин + 1 ч 48 мин = 7 ч 55 мин

- 1 слагаемое - 340, 2 слагаемое - 100. Найдите сумму. (440)

- найти разность чисел 980и 80; (900)

- 150 уменьшить на 70; (80)

- 480 увеличить на 20; (500)

- на  сколько    180 больше 90?  (на 90)

  1. Путешествие начинается! СЛАЙД

- Ракеты все на старт.

Далёкие звёзды в небе горят,

Зовут они в гости умных ребят.

Собраться в дорогу недолго для нас –

И вот мы к полёту готовы сейчас.

- Нам предстоит облететь 6 станций. На каждой станции нас ждут определённые трудности, но надеюсь, мы с ними справимся.

СЛАЙД  Озвучиваются цели урока

Считаем все вместе и  запускаем ракету. СЛАЙД 

5,4,3,2,1 ПУСК! ПОЕХАЛИ!

  1. Этап «Вспомни,  пройденное».

 На прошлом уроке мы с вами составили алгоритм сложения трёхзначных чисел. Кто сможет его нам напомнить? СЛАЙД

Например: сумма 365+272

  1. Пишу: сотни под сотнями, десятки под десятками, единицы под единицами.
  2. Складываю единицы: 5+2=7
  3. Складываю десятки: 6+7=13, 13 дес – это 1 сот. 3 дес; 3 дес пишу под десятками, а 1 сот. Прибавляю к сотням.
  4. Складываю сотни: 3+2+1=6
  5. Читаю ответ: 637

- Теперь,  пожалуйста, выполните вычисления на с.71 ? (2 чел у доски)

  1. Открытие детьми новых знаний. Постановка проблемы.                  

Мы переходим к этапу «Учись».

Космос – это всегда новое. Неизведанное.

Демонстрируется задание из электронного приложения

- Чему же мы будем учиться на уроке?

Составлять «алгоритм вычитания трёхзначных чисел». Кто из вас может предложить алгоритм вычисления? (учащиеся самостоятельно выводят алгоритм, затем прослушивают с диска) Название темы на диске интерактивной доски.

Как называется такая запись? ( Такая запись называется письменным приёмом вычитания трёхзначных чисел)

  1. Мы переходим к этапу «Применяй на деле». Первичное закрепление знаний.

выполняется задание  на интерактивной доске.

Космонавты всегда занимаются спортом и делают зарядку. Даже в полёте они находят время  на спортивные упражнения.

  1. Физкультминутка

Не зевай по сторонам,

Ты сегодня - космонавт!

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким!

Отправляется в полёт

Реактивный самолёт.

Наклоняемся налево,

Наклоняемся направо,

Пролетает он вперёд,

Завершает свой полёт

  1. Физкультминутка для глаз СЛАЙД

  1. Наша ракета встретилась с метеоритом «Задачкино» СЛАЙД

- Решишь задачку и лети без проблем  - с.72 № 6

- Чтобы стать настоящим космонавтом нужно много знать и читать.

Было – 120 кн.

Выдали - ?

Осталось – 56 кн                           на  ? книг         ?

  1. 120-56=64(кн.) – выдали
  2. 64-56=8

Ответ: на 8 книг больше выдали, чем осталось.

  1. Математическая игра «Лото». Работа в паре.

Сейчас поиграем в игру, правила вам известны. Нужно  Ребята выкладывают из конверта неразрезанный  лист с примерами, производит вычисления в тетради, и ответ  кладут сверху на пример. Когда все примеры решены, переворачивает карточки обратной стороной в направлении снизу вверх. Если всё решено правильно, появляется картинка.

http://www.art-saloon.ru/big/item_4884.jpg

Кто выполнит задание, поднимет руку.

Обязательно показать, какие картинки получились.

Итог урока. Рефлексия деятельности.

Наш урок подходит к концу.

  1. Что повторили на уроке? Что узнали нового?
  2. Как вы думаете, космонавтам нужна математика? Зачем?
  3. За работу на уроке, какие отметки вы себе поставили? Посчитайте свои звёзды.

СЛАЙД.  Домашнее задание.

  • Творческое задание: нарисовать ракету для полёта в космос, используя геометрические фигуры.
  • Повторить алгоритмы письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел.

- Завершить урок хочу таким стихотворением: СЛАЙД

Ракета небо прочеркнула,

Ей в космос путь давно не нов.

Не слышно рокота и гула

Уж из-под облачных ковров.

И прежде чем, заметьте, кстати,

Ракете той был дан прицел,

Её маршрутом математик

На крыльях формул пролетел.

Сухие строки уравнений.

В них сила разума влилась,

В них – объяснение явлений,

Вещей разгаданная связь.

        

Ребята, спасибо за работу на уроке. Давайте, встанем и попрощаемся с нашими гостями!

Приложение к плану-конспекту урока. Письменные приёмы вычислений

ПЕРЕЧЕНЬ  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ  НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Конструирование сложения многозначных чисел

    Анимация

Иллюстрация в презентации

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a9ab5-2895-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf

2

  Запись чисел при сложении столбиком. Определение правильности записи чисел при сложении столбиком

Интерактивное задание

Иллюстрация в презентации

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a9aaf-2895-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf

3

 Сложение двух натуральных чисел столбиком. П 2

Модуль

Практическое

http://www.fcior.edu.ru/card/12839/slozhenie-dvuh-naturalnyh-chisel-stolbikom-p2.html

4

Место трехзначного числа

на числовой  прямой

Интерактивное задание

Иллюстрация в презентации

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a9a61-2895-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf

5

Учусь вычислять: Числа 1-1000. Вычисление значений выражений

Текст/Текст с иллюстрациями

Индивидуальные карточки для самостоятельной работы

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1578ce7b-3530-4004-bf39-4a997fb56d9f/ResFile.PDF

МКОУ Усть-Хопёрская СОШ

Урок математики в 3 классе

«Алгоритм письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел» или «Космическое путешествие»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Ананьева Т.Н.

2014г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Миф об Икаре

Слайд 2

Собака Лайка

Слайд 5

Планеты Солнечной системы

Слайд 7

Путешествие начинается!!! Ракеты все на старт. Далёкие звёзды в небе горят, Зовут они в гости умных ребят. Собраться в дорогу недолго для нас – И вот мы к полёту готовы сейчас.

Слайд 8

Цели урока: Повторить алгоритм письменного сложения многозначных чисел. Совершенствовать вычислительные навыки. Построим алгоритм письменного вычитания многозначных чисел. Систематизировать и расширить представления детей о космосе и космонавтах.

Слайд 9

1 2 3 5 ПОЕХАЛИ! !! 4 ПУСК!

Слайд 10

«Вспомни, пройденное» 365+272

Слайд 11

физкультминутка

Слайд 13

Реши задачку и лети без проблем Учебник с. 72 № 6

Слайд 14

Математическая игра - «Лото» Работа в паре.

Слайд 15

Домашнее задание Творческое задание: нарисовать ракету для полёта в космос, используя геометрические фигуры. Повторить алгоритмы письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел .

Слайд 16

Ракета небо прочеркнула, Ей в космос путь давно не нов. Не слышно рокота и гула Уж из-под облачных ковров. И прежде чем, заметьте, кстати, Ракете той был дан прицел, Её маршрутом математик На крыльях формул пролетел. Сухие строки уравнений. В них сила разума влилась, В них – объяснение явлений, Вещей разгаданная связь.

Слайд 17

Использованные интернет ресурсы http://www.bolshoyvopros.ru/questions/138579-kakaja-po-schetu-nasha-planeta-zemlja-ot-solnca.html http://vkadre24.ru/publ/nash_kosmos/solnechnaja_sistema/sistema/29-1-0-25 http://www.artinfo.ru/artbank/scripts/russian/title.idc?title_id=7481 http://iara-z-m.narod.ru/index/0-277 http://kolyan.net/index.php?newsid=44169 Презентацию подготовила: учитель начальных классов Ананьева Т.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики во 2 классе по теме "Сложение и вычитание трёхзначных чисел".

Урок математики во 2классе по учебнику Л.Г.Петерсон. Ознакомление с темой сложение и вычитание трёхзначных чисел....

Конспект урока по математике во 2 классе "Сложение и вычитание трёхзначных чисел"

Конспект урока  математики "Сложение и вычитание трёхзначных чисел" по учебнику Л.Г. Петерсон 2 класс, урок №26. Первый урок в теме "Сложение и вычитание трёхзначных чисел". На изучение темы отво...

контрольная работа по математике по теме "Сложение и вычитание трёхзначных чисел"

Контрольная работа по математике по теме "Сложение и вычитание трёхзначных чисел"предназначена для 2 класса УМК "Школа-2100", но может быть успешно использована и для любого другого УМК....

Разработка урока математики во 2 классе по теме: "Сложение и вычитание трёхзначных чисел" (учебник Л.Г. Петерсон "Математика 2 класс")

Урок - сказка поможет активизировать обучающихся, сделать изучение сложного матеиала доступным и интересным. Дети в игровой форме закрепят умение складывать и вычитать трёхзначные числа....

Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик

Скачать и просмотреть презентацию, выполнить задание на листочке....

Открытый урок математики в 3 классе .«Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик»

Конспекта урока математики с использованием информационно – коммуникационных технологий в образовании Предмет: математикаТема: «Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик»Класс: 3 ...

самостоятельная работа 4 класс УМК "Школа России" "Сложение и вычитание трёхзначных чисел" и "Умножение трёхзначных чисел на однозначное"

Самостоятельная работа по математике 4 класс "Сложение и вычитание трёхзначных чисел" и "Умножение трёхзначных чисел на однозначное"...