ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОГРАММЫ ПО МАТЕМАТИКЕ. 1 КЛАСС.
рабочая программа по математике (1 класс) на тему

Данная программа  предусмотрена для учащихся ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

      В коррекционной школе 8 вида программа по математике  учитывает особенности познавательной деятельности детей. Обучение математики носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью, профессионально-трудовой подготовкой учащихся, развитием речи учащихся, с уроками социально-бытовой ориентировки, природоведением, другими учебными предметами. Обучение  направлено на разностороннее развитие личности учащихся, носит элементарно-практический характер,  способствует их умственному развитию  и социальной адаптации.

      Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.

Все учащиеся, в зависимости от сформированности математических навыков и умений, разделены на три группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Данная программа  предусмотрена для учащихся ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

      В коррекционной школе 8 вида программа по математике  учитывает особенности познавательной деятельности детей. Обучение математики носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью, профессионально-трудовой подготовкой учащихся, развитием речи учащихся, с уроками социально-бытовой ориентировки, природоведением, другими учебными предметами. Обучение  направлено на разностороннее развитие личности учащихся, носит элементарно-практический характер,  способствует их умственному развитию  и социальной адаптации. 

      Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.

Все учащиеся, в зависимости от сформированности математических навыков и умений, разделены на три группы.


      1 группа  Учащиеся могут выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, без перехода через десяток, используя переместительное свойство сложения.

Решать простые задачи иллюстрировать содержание с помощью предметов, их заместителей, рисунков и кратко записывать содержание задачи.

Узнавать монеты, заменять одни монеты другими.

Чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок.

Чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам на бумаге в клетку.

      2 группа – Учащиеся группы работают медленнее, им дается меньший объём работы, затрудняются самостоятельно выполнять работу.

      3 группа – Учащиеся самостоятельно не работают, требуется постоянные контроль и помощь.

      Согласно учебному плану 2013 – 2014 учебного года на изучение математики  отводится следующее количество часов:

Период

Кол-во часов

Неделя

3

Год

98

1 четверть

24

2 четверть

24

3 четверть

27

4 четверть

23

                 

      Продолжительность занятия 30 минут (10 минут коррекционно-развивающие игры).  Курс имеет безоценочную систему прохождения материала.

      Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Подготовительный,  1-4 классы под редакцией Воронковой В. В.   М. «Просвещение», 2004.

Содержательный минимум образования

      Пропедевтический период. Свойства предметов.

  • Формирование представлений о предметах, обладающих определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение.

      Сравнение предметов.

  • Формирование представлений о сравнении двух предметов, серии предметов.
  • Формирование представлений о предметах, имеющих объем, площадь, по величине.
  • Формирование представлений сравнения предметов по размеру.
  • Формирование представлений о сравнении трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине).
  • Формирование представлений о сравнении предметов по массе (весу).

      Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих.

  • Формирование представлений о сравнении двух-трех предметных совокупностей.
  • Формирование представлений о сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих.
  • Формирование представлений о сравнении небольших предметных совокупностей путем установления взаимно-однозначного соответствия их элементов.

      Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ.

  • Формирование представлений о сравнении объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Формирование представлений о сравнении объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости, до и после изменения объема.

      Положение предметов в пространстве, на плоскости.

  • Формирование представлений о положении предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу.
  • Формирование представлений об ориентировке на листе бумаги.
  • Формирование представлений об отношениях порядка следования.

      Временные представления.

  • Формирование представлений о сутках – утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.

       Геометрические формы.

  • Формирование представлений о круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике, шаре, кубе, брусе.

Нумерация.

      Числа. Величины.
     Название, обозначение чисел от 1 до 9. Счет по одному и равными группами по 2, 3 (счет предметов и отвлеченный счет). Количественные, порядковые числительные. Число и цифра 0. Соответствие количества, числительного, цифры. Место каждого числа в числовом ряду (0 – 9).    Сравнение чисел. Установление отношения больше, меньше, равно.
     Число 10. Число и цифра. 10 единиц – 1 десяток.

                                          Арифметические действия
     Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Приемы сложения и вычитания. Таблицы состава чисел в пределах чисел, ее использование при выполнении действий вычитания. Названия компонентов сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование).
     Числовой ряд 1 – 10, сравнение чисел (больше, меньше, равно, лишние, недостающие единицы, десяток). Счет от заданного числа до заданного, присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5.
                                             Арифметические задачи
     Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.
     Точка. Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Черчение прямых, проходящих через 1-2 точки.
     Единицы (меры) длины – сантиметр. Обозначение: 1см. Измерение отрезка,  вычерчивание отрезка заданной длины.
     Единицы (меры) массы, емкости – килограмм, литр. Обозначение: 1кг., 1л.


                              Единицы измерения времени  и их соотношения.
     Единица времени – сутки. Обозначение: 1сут. Неделя – семь суток, порядок дней недели.
                           Единицы измерения стоимости и их соотношения.
     Единицы (меры стоимости – копейка, рубль). Обозначение: 1 к., 1р. Монеты: 1к., 5к., 10к., 1р., 2р., 5р. Размен и замена.

                                            Геометрический материал
     Овал.
     Вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам.

      Цель: коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, обеспечение знаниями и умениями, применение математических знаний в повседневной жизни.

      Цель обучения реализуется через составляющие качества образования  (предметно – информационную, коммуникативно – деятельностную,  ценностно - ориентационную).

Составляющие качества образования.

      1.Предметно - информационная: 

  • Формирование умений и навыков в правильном назывании компонентов и результатов сложения и вычитания.
  • Формирование понятий об увеличении числа на несколько единиц. Формирование понятий об отношении «больше на …, меньше на …».
  • Формирование понятий об уменьшение числа на несколько единиц.
  • Формирование понятий  «Точка. Прямая и кривая линии. Отрезок».
  • Формирование понятия «Сантиметр».
  • Формирование приемам вычерчивания прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам.
  • Формирование умений и навыков чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок.
  • Формирование представлений о числах 1 - 10.
  • Формирование умений и навыков порядкового счета от 1 до 10.
  • Формирование умений и навыков сложения и вычитания в пределах  10.
  • Формирование умений и навыков решать задачи.
  • Формирование умений и навыков сравнения чисел.
  • Формирование понятия «переместительное свойство сложения».
  • Формирование умений и навыков увеличению чисел на несколько единиц.
  • Формирование умений и навыков уменьшения  чисел на несколько единиц.
  • Формирование умений и навыков обучению приемам счета равными числовыми группами по 2 и по 5.

 2.Деятельностно - коммуникативная: 

  • Формирование  коммуникативно - деятельностных качеств (умение вести диалог).
  • Формирование умений и навыков владения пространственными, временными, геометрическими представлениями.
  • Развитие навыков связной устной и письменной речи.
  • Коррекция  словесно-логического мышления (умение сравнивать, обобщать).
  • Коррекция высших психических функций учащихся.
  • Коррекция активного математического словаря.

      3.Ценностно - ориентационная:

  • Формирование осознанного понимания роли  математики, как духовной, нравственной и культурной ценности народа.
  • Формирование эмоциональной отзывчивости.
  • Развитие способности осознавать своё место, роль и предназначение в жизни.
  • Воспитание нравственно-эстетических, этических качеств личности.
  • Воспитание гуманного отношения к человеческой личности.
  • Воспитание нравственно-патриотических и гражданских  качеств личности.

      Специальной задачей обучения математике является преодоление недостатков учащихся,  их познавательной деятельности и личностных качеств.

Компетенции:

  1. Предметные:
  1. Компетенция элементарных математических представлений: реализуется в процессе решения практических задач
  • Формирование   представлений о навыках счёта в пределах 10 по единице и равными числовыми группами.
  • Формирование представлений о таблице состава чисел(1-10) из двух однозначных чисел, без перехода через десяток.
  • Формирование представлений о названии компонентов результатов сложения и вычитания.
  • Формирование представлений о смысле выражений « столько же», «больше на…», «меньше на».
  • Формирование представлений о прямой и отрезке.
  • Формирование представлений о геометрических фигурах (квадрат, треугольник, прямоугольник.) Их свойствах.
  • Формирование умений и навыков  о сложении и  вычитании в пределах 10, опираясь на знание состава чисел из двух слагаемых, используя переместительное свойство сложения.
  • Формирование умений и навыков в решении задач на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать  содержание с помощью предметов, их заместителей, рисунков.
  • Формирование  умений и навыков о монетах, замена одних монет другими.
  • Формирование умений и навыков в вычерчивании прямой, отрезка заданной длины, измерение отрезков.
  • Формирование умений и навыков в вычерчивании прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам.

      2.  Общепредметные:

  • Воспитание средствами данной учебной дисциплины;
  • Овладение различными видами и приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками в зависимости от коммуникативной задачи.
  • Формирование основных видов математической деятельности: основами культуры устной и письменной речи;
  • Формирование математических умений и навыков использования в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям;
  • Формирование умений и навыков самостоятельно пополнять знания по математике;
  • Формирование уровня культуры коммуникации при взаимодействии с окружающими;
  • Формирование умения получать информацию и передавать другим;
  • Формирование зрительного восприятия и узнавания;
  • Формирование пространственных представлений и ориентации;
  • Формирование наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • Коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
  • Обогащение словаря;
  • 3. Ключевые

     3.1. Деятельностно-коммуникативные способность ученика  выполнять устную и письменную коммуникацию с целью быть понятным, умение сотрудничать, работать в группе, идти на компромисс. 

  3.2. Социальные – способность, готовность  ученика брать на себя ответственность, быть активным в принятии решения и урегулировании конфликтов.

А) Социально-трудовая:

-продуктивно сотрудничать;

-действовать в социуме;

-осознание себя и своего места в обществе.

Б) Культура личностного самосовершенствования: 

- способность к ценностно-смысловой ориентации;

- способность к рефлексии (самопознание, оценка, контроль, эмоциональная регуляция, развитие).

В) Ценностно-смысловая:

-понимать и воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль;

-способность принимать человека как высшую ценность;

- способность к освоению механизмов самоопределения в разных ситуациях учебной и иных видов деятельности;

-целевая и смысловая установка своим поступкам и действиям;

-принимать решение.

3.3.Информационно-методологические:

А) Учебно-управленческая: умение внимательно слушать и воспринимать информацию.

В) Учебно-логическая: критически относиться  к развитию общества, занимать сторону в дискуссиях, умение высказывать свою точку зрения.


Содержательные линии:

1.Культурно-историческая (человек и история, человек и культура)

2.Социально - правовая  (человек и общество, человек- человек):

-демократический стиль общения учителя с учащимся;

-развитие чувства ответственности за сохранение духовного, культурного потенциала России и региона;

-развитие чувства ответственности за сохранение книг;

-воспитание чувства гордости за  культуру речи;

-воспитание чувства патриотизма за родину и др.;

3. Информационно-методологическая (человек и информация): знания на уроке, словарная работа, математический диктант  и др.

4. Экологическая (человек и природа).

5. Культура здоровья (человек и здоровье):

а)  Валеологический подход (физический и психический уровень):

-благоприятный климат в кабинете (освещённость, время, проветриваемость).

-физическое состояние учащихся (здоровье).

-доброжелательная психологическая обстановка, которая во многом зависит от демократического стиля общения педагога с учащимися и реализации принципов гуманизации.

б)  Пропаганда ЗОЖ.


Требования к уровню подготовки учащихся.

      Учащиеся должны знать:

  • Счет в пределах 10 по единице и равными  числовыми группами.
  • Таблицу состава чисел (1-10) из двух однозначных чисел без перехода через десяток.
  • Название компонентов результатов сложения и вычитания.
  • Математический смысл выражений «столько же», «больше на», «»меньше на».
  • Различие между прямой, отрезком.
  • Элементы четырехугольников – прямоугольника, квадрата, их свойства.
  • Элементы треугольника.

      Учащиеся должны уметь:

  • Выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, без перехода через десяток, использую переместительное свойство сложения.
  • Решать простые задачи иллюстрировать содержание с помощью предметов, их заместителей, рисунков и кратко записывать содержание задачи.
  • Узнавать монеты, заменять одни монеты другими;
  • Чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок.
  • Чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам на бумаге в клетку.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли математики в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения математики в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к математике, как к явлению культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса;
  • использования математики, как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.  

 

      Примечание.  

  1. Присчитывание и отсчитывание в пределах 10, только по 1 единице.
  2. Сумма и остаток вычисляются с помощью предметов приемом пересчитывания или присчитывания, отсчитывания.
  3. Замена одних монет другими производится в пределах 10 к., 5р.
  4. Черчение и измерение отрезков выполняются с помощью учителя.
  5. Прямоугольник, квадрат, треугольник вычерчиваются по точкам, изображенных учителем.

    Педагогические условия и средства    реализации  стандарта.

Технологии обучения

  1. Современное традиционное обучение (классно-урочное, зачёты).
  2. Дифференцированное обучение.
  3. Педагогика сотрудничества.
  4. Проблемное обучение.
  5. Личностно – ориентированное обучение.
  6. Игровое обучение.


Принципы обучения

  1. Общепедагогические:

      Принципы гуманизации:

  • принцип индивидуализации – построение содержания и выбор методов обучения и воспитания, которые являются адекватными возрастным и индивидуальным (личностным) особенностям и возможностям всех учащихся;
  • принцип персонификации – отказ от ролевых «масок».  Адекватное включение элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий), высказывание своей точки зрения и принятие чужой;
  • принцип проблематизации – актуализация и стимулирование тенденции ученика к личностному росту. Создание условий для совершенствования ребёнком нравственных поступков для самостоятельной постановки и разрешение учащимися познавательных проблем и задач;
  • принцип диалогизации – личностно-равноправные позиции педагога и учащегося (позиция сотрудничающих людей).

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

2. Специальные принципы изучения математики:

      Общеметодические принципы:

  • экстралингвистический;
  • функциональный;
  • структурно – семантический;
  • межуровневых и внутриуровневых связей;
  • нормативно – стилистический;
  • исторический.

  В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении математике используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. 

При последовательном изучении курса математики может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.   

                                    Виды и формы контроля

Форма:

  • индивидуальная
  • контрольная работа
  • самостоятельная работа
  • математический диктант

Виды:

  • вводный
  • тематический
  • рубежный
  • итоговый

             Программное и учебно - методическое обеспечение.

      Программа: 

      Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы под редакцией Воронковой В. В. – М.: Просвещение, 2008. – С. 191.

      Учебник:

     Хилько А.А. Математика Учебник для первого класса вспомогательной школы. Издательство «Просвещение», 1989.

      Дополнительная литература:

      Абрамова В.В. Обучение математике 1-4 классов во вспомогательной школе  издательство М. «Просвещение», 1976.

      Перова М.Н. методика преподавания математики во вспомогательной школе. М. «Просвещение», 1990.

      Рихтерман  Т.Д. формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада, М. «Просвещение», 1991.

      Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы.  Пособие для учителя. М. «Просвещение», 1990.

Оборудование

Дидактический материал

  1. Карточки для индивидуальной работы;
  2. Опорные таблицы, папки;
  3. Веер цифр, таблицы, плакаты;
  4. Упражнение на развитие мелкой моторики рук, пространственных представлений и ориентации, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  5. Карточки с физ. минутками;
  6. Комплексы логопедической зарядки;
  7. Карточки для обучения детей приёмам релаксации;
  8. Карточки с психологическими тренингами.


Нормативно-правовые  документы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012г.,  №273-ФЗ «Об образовании»
  2. Областной закон от 15.07.2013 г., №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области »
  3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Утверждено постановлением  Правительства Российской федерации от 12.03.1997г. № 288).
  4. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов. Письмо Минобразования России от 4 сентября 1997 года № 48 (с изменениями от 26 декабря 2000г.)

5. Устав государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат», 2011г.

6.Образовательная программа ГКОУ СО  «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат» на 2013-2017 г.г.;

7.Учебный план ОУ.

8.Годовой учебный календарный график.

9. Расписание уроков.

А также, ратифицированные Россией международные документы, гарантирующие права «особого» ребенка: (Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959г.; Декларация о правах инвалидов от 9 ноября 1971г.; Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 2971г.; Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г.; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990г.)

УТВЕРЖДАЮ:

ДиректорГКОУ

«Буткинская СКОШИ»

__________/ Меркина Н.С./

«__»___________20___г.

 

СОГЛАСОВАНО:

 

Заместитель директора по УР

___________/ Цепелева О. Ф./

«__»_______________20___г.

РАССМОТРЕНО:

На заседании М/О

протокол № ______

от «__»___________20___г.

Председатель М/О

_________/Ведрова Т.М./

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Предмет

Математика

Ф.И.О. учащихся

Класс

1 класс

Ф.И.О. учителя

Покровских Любовь Алексеевна

Количество учебных часов:

Всего 98

В неделю 3

1.Обучающе-развивающих

88

2.Контрольных

10

      Планирование составлено на основе  программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы, под редакцией Воронковой В. В.   М. «Просвещение», 2008. С. - 191


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к планированию. Математика 3 класс Л.Г.Петерсон УМК "Перспектива".

Пояснительная записка к планированию. Математика 3 класс Л.Г.Петерсон УМК "Перспектива"....

Пояснительная записка программы "Чтение" 1 класс.

Данная программа  предусмотрена для учащихся ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».      Чтение в специальной коррекционной ...

Пояснительная записка. УМК "Перспектива". Математика 4 класс. Г.Петерсон.

Пояснительная записка. УМК "Перспектива". Математика 4 класс. Г.Петерсон....

Пояснительная записка к учебнику "Математика. 1 класс" для общеобразовательных организаций. Авторы Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Принадлежит к системе "Школа России".Издательство "Просвещение"

Представленный на экспертизу учебник «Математика. 1 класс» для общеобразовательных организаций разработан в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы началь...

Пояснительная записка по предмету математика. 1 класс

В данном документе содержится пояснительная записка по предмету математика для учащихся 1 класса. УМК "Школа России"...

Пояснительная записка + тематическое планирование (математика) 1 класс

Календарно-тематическое планирование (математика) 1 класс Учебник: «Математика» 1 класс (авторы Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П). ...