конспект урока математики в малокомплектной школе 1-3 классы
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Арефьева Ольга Владимировна
Конспект урока предназначен для учащихся 1класса "Планета знаний" и 3 класса "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

  1. В.Организационное начало урока. Психологический настрой.

1.Какое время года за окном? (Кулишова)

2.Сколько букв в названии нашей Родины?(Садовская)

3.Какой сегодня день недели? (Носков)

4.Какое сегодня число? (Кулишова)

5.Какое у вас настроение? (Садовская)

II. Математическая разминка.

Чтобы определиться с темами и целями урока (слайд №1), выполним математическую разминку. Не забываем, что работу свою, как всегда, вы должны сами оценивать: красная звезда-без ошибок, жёлтая -1-2 ошибки, синяя – более 3

С Леной мы работаем вместе у доски, 3 класс –самостоятельно. Лена записала число на доске и сразу оно появляется на экране для проверки.

У.1.Сегодня 11 апреля, завтра? (12)

2.Я записала число 18 (называет), а ты переставь местами цифры с единицами и десятками и запиши полученное число. (81)

3. Запиши число, которое при счете идёт за 34. (35)

4.Запиши число, которое при счёте идёт перед 57? (56)

Определи десятичный состав данных чисел

12         81        35       56 (оцени свою работу) (звезда)

10  2   80 1     30  5    50  6

Для чего нам нужно знать десятичный состав чисел? (Чтоб решить примеры, задачи и выполнять другие задания)

Мы учились этому?(Да)

Значит сегодня мы , что будем делать? (Закреплять).

Какова же тема сегодняшнего урока?(Вспоминаем., повторяем) (Слайд № 3)

-То есть сегодня на уроке мы,  что будем делать? (Я показываю на карточки в плане урока, а Лена перечисляет: решать примеры, задачи, выполнять геометрическое задание, поиском информации в словаре). Приклей тему  урока на  путеводный лист.

С.р Среди данных чисел есть особенное число 12-  раскрась его красным цветом)

С.Р.Задание на листочках, а выполняют при помощи карточек - чисел.

Садовская Аня

1.Сколько цифр в математике? (10) К

2. Назови наибольшее трехзначное число.(999)О

3. Назови наименьшее однозначное  натуральное число число?(1) С

4.Сложи два последних числа. (999 + 1=1000)М

5.Запиши наибольшее однозначное число?( 9)О

6.Запиши трехзначное число, для записи которого используется только цифра 2. (222) С

Носков Дима

Запиши пропущенные числа:

1.127, … (128)  Р

2.345, … (346)А

3.….., 895 (894)К
4.656, …., 658 (657)Е

5.999, …. (1000)Т

6.99, …, 101 (100)А

У. Какие у вас получились числа? (В пределах 1000. Трёхзначные числа)

Как бы вы сформулировали тему урока? (Числа от 1 до 1000. Закрепление.)

Да, тема нашего урока:  «Числа от1 до 1000. Нумерация. Закрепление) (слайд №4)

Приклеим тему урока на наш путеводный лист.

Используя, данные числа, что мы будем делать на уроке? (Я показываю на карточки в плане урока, а

Аня перечисляет: решать примеры, задачи, выполнять геометрическое задание, поиском информации в словаре).

Проверим, верно ли вы выполнили это задание. (Аня называет число, я демонстрирую на экране (слайд№5), перевернув карточки появляется слово –космос, так же с Димой- слово ракета) Оцените свою работу. (Звезда)

В.III.Словарная работа.

Почему же число 12 необычное, если у нас есть слова помощники: космос, ракета?

-12апреля – День космонавтики.(слайд №6)

-Что это за праздник? (Праздник космонавтов)

-А кто такой космонавт?

Работа со словарями.

-Найдите значение этого слова в словарях.

-Лена, прочитай .

А Аня и Дима нам подготовили сообщение.(слайд №7)

Садовская. Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт, совершивший полёт в космос 12 апреля 1961 года. Он был первым человеком, который собственными глазами увидел, что Земля круглая.

Носков. Его полёт длился 108 минут.

IV. Работа по теме урока.

Сегодня мы отправимся в космическое путешествие.

Девиз нашего урока : «Мы искатели, мы следопыты».(слайд №8)

Для путешествия нам необходимо:

Лене набрать код запуска.

Что тебе нужно для этого сделать?(удобным способом сложить числа).

 Найди значение выражения удобным способом.

С.Р.1. 40+2+20+8      2.3+70+7

4.15+30+5                   3.50+6+30+4

У. Проверим работу.

-Назови полученные числа.(Называет число, объясняет и на экране число появляется)  (Слайд №9)

70     80     90    50 Оцени свою работу.(Звезда)

С.Р.Переверни карточки, прочитай себе, получившееся слово, и приклей это слово на путевой лист.

П       У     С      К

Приклеивание  слова на путевой лист.

Аня и Дима должны «собрать экипаж»,записав числа на карточках- космонавтах .

        Ф                 к          с               г       о              ж          з

У. 8с  5д 6ед.; 1с7д ;  5с 9д 2ед ; 7 с; 2с 7д 4 ед;3с2ед; 4с1ед.

С.Р.Расположите космонавтов так, чтобы числа расположились в порядке возрастания. Приклейте космонавтов на путевой лист.

У.Проверка.  Если ваши космонавты расположились в соответствии с цветами радуги, задание выполнено - верно. (слайд №10).Оцените свою работу, приклейте звезду на путевой лист.

Экипаж готов.

В.V.Электронная  физминутка для глаз.(слайд №11)

Космонавт во время полёта должен быть внимательным и сосредоточенным. Давайте, перед полётом выполним физминутку для глаз. Следим своими глазами за предметами движущимися на экране.

 VI. Продолжение работы по теме урока.

1.Составление и решение задачи.

Лена (читает) командует «Пуск».(слайд№12, слайд№13).Итак, мы в космическом пространстве (слайд№14). Мы оказались на планете космических кораблей, на которой мы должны разрешить (показываю на картинный план) дети называют проблемные ситуации:

Лена посмотри на данные карточки и сформулируй проблему.

-Я должна  (построить) составить и решить задачу.

У.Рассуждай.

Для того чтобы построить задачу, мне необходимы: условие, вопрос.

Читает: На планете находились 6 ракет. Прилетели еще 10. Это то, что нам известно – это условие. Сколько стало ракет? Это, то, что неизвестно – значит вопрос.

Дальше я ищу пути решения.

Если ракеты прилетели их стало больше, значит я должна  к10+6=16 (р)(записывает  на доске).

 -Дополняю условие: Прилетели еще 2 ракеты.

Вопрос: Стало?

-Ищу пути решения. Прилетели, значит, стало больше –

прибавляем 16+2=18(р) записывает на доске.

Дополняем условие. 8 ракет вернулись на Землю.

Конечный вопрос: Сколько осталось?

Учитель. На этот вопрос ты ответишь сама и запишешь решение и ответ задачи.

С.Р.(18-8=10(р)

Ответ: 10 ракет.

У. Проверка. Сколько же ракет осталось на планете? Каков конечный ответ? Оцени свою работу.

Давай приклеим нашу звездочку на путевой лист.

Продолжение работы по теме урока .

1.Составление и решение уравнений.

Аня ты сформулируй вашу проблему. Мы должны составить уравнения и решить их.

С.Р. Аня ты должна составить 3 уравнения, записать в тетрадь и решить их, Дима, а тебе достаточно одного. Запишите число , классная работа.

  1карточка:  100, Х, +, 200  (100+Х=200)  

          2 карточка: Х, 140, х, 140 (Хх140=140

           3 карточка: Х, 90, -,390  (390-Х=90)

 

У.Проверим выполненную работу и оценим.

Дима проговаривает решение своего уравнения.

Аня с подробным объяснением два других уравнения.

Оцените свою работу. Приклейте свои звезды на путеводный лист.

С.Р. Приклейте свои звезды на путеводный лист.

2. Выполнение  геометрического задания.

В.Полёт продолжается. В полёте необходимо подкрепиться. (слайд №15)А что едят космонавты? Едят космонавты продукты питания, которые хранятся в консервированном виде. Перед использованием консервы и тюбики разогревают, а пакеты с первым и вторым блюдами, разводят водой.

У.-Лена посмотри на карточку, что ты должна сделать? (Соединить точки). Соединяет точки на листочке.

-Какую геометрическую ты построила? (ломаную)

-Из скольки звеньев она состоит?

-Найди длину ломанной? Что для этого тебе нужно? ( Я измеряю длину каждого звена и записываю в тетрадь результаты, потом скадываю.

Находим длину ломаной.

4см+3см+3см+5см=15см (запись в тетради)

Оцени свою работу. Приклей звездочку на путевой лист.

С.Р. Вырежи полученную ракету и приклей на путевой лист.

Решение задач.

-Вы должны решить задачу. (Цена обеда для космонавта 90 рублей. Сколько стоит обед для экипажа из 5 человек?)

Аня составляет краткую запись в форме таблицы. Решает задачу и составляет 2 обратные задачи.(работа у доски- на обратной стороне).Дима в тетради записывает только решение, краткая запись у тебя есть.

С.Р.

Цена

Количество

Стоимость

90руб

5 ч

? руб

? руб

450 руб

90 руб

450 руб

90х5=450(руб) стоит весь обед

Ответ: 450 рублей

450: 5=90 (руб) цена обеда

Ответ: 90 рублей.

450:90=5(ч) количество

Ответ: 5человек.

У.Проверим выполненную работу.

-Дима как ты решил свою задачу?

Аня у тебя каково 1 решение.

-Аня, какие ты составила обратные задачи и как решила?

- Оцените свою работу и приклейте звёздочку на путевой лист.

В.VII. Физминутка.(слайд №16)

В космосе нет воздуха, нет земного притяжения, только солнечный свет.

Отдохнем под музыку в невесомости.

VIII. Продолжение работы по теме.

В космическом пространстве много движущихся тел – метеоритов.(слайд №17)  Так как наше космическое путешествие необычное, то и метеориты необычной формы. Какую форму имеет приближающийся метеорит, если это не круг и находиться справа от жёлтого  треугольника на слайде? (КВАДРАТ) (слайд №18)

В чем особенность квадрата? (у него все стороны равны)

А если стороны неравны, то это какая фигура? (четырёхугольник)

Продолжите фразу: «Четырёхугольник с прямыми углами - …..(прямоугольник)

Нам необходимо избежать столкновения с метеоритом.

Лена помогает найти путь в лабиринте космонавту.

С.Р.Чтобы найти путь, что мы должны сделать? (решить примеры).

У.Каков конечный результат?(50) .Запиши. (на карточке - космонавте)

Нашли путь?(да)

Оцени свою работу. Какую звездочку ты заслужила?

С.Р.Приклей её и космонавта на путеводный лист.

Вы выполняете геометрическое задание №27 с.52.

У.Аня находит  площадь и периметр, занося данные в таблицу в компьютере.

Дима находит только для 1,2 прямоугольника на выбор либо площадь, либо периметр самостоятельно.

Аня.

Длина (см)

8

9

Ширина(см)

3

6

Площадь(кв.см)

72

Периметр(см)

28

Оцени свою работу.(слайд №19)

Дима.

Длина (см)

12

18

Ширина(см)

6

4

Площадь(кв.см)

Периметр(см)

У. Дима, что и как ты находил? Оцени работу.

Приклей  звезду на путеводный лист.

В.IX. Подведение итогов.

В гостях хорошо, а дома лучше. Возвращаемся домой.(слайд ракета летит)(слайд №20).(Слайд №21) – читаю стих. (Потом звучит песня «Притяжение» и появляется картинка с зелёным лугом, берёзкой – слайд №22). Вот мы и дома.

Любой космонавт должен представить отчёт о проделанной работе. Наши отчёты готовы в виде получившихся проектов, который  мы сделали в течении урока. Вспоминаем, какую работу мы выполняли.

Лена , твой отчёт. (Мы решали примеры, задачи, находили длину ломанной)

Какого цвета звёзд  у тебя больше?

Вот такую звёздочку ты получаешь сегодня за урок.

Что ты можешь сказать о своей работе? Где ты допускала ошибки?

Какую работу выполняли вы?

Какую оценку вы заработали?

Какой девиз был на нашем уроке? (Мы искатели, мы следопыты)

-Как вы думаете, мы были на уроке  искателями и следопытами? Приведите примеры.

Из нас получились настоящие следопыты.

X. Домашнее задание. (слайд «23)

XI. Рефлексия.

Солнышко улыбается –урок понравился, было интересно.

Солнышко не весёлое –остались вопросы

Солнышко очень грустное – урок не понравился. Приклейте солнышко на свой путеводный лист.

Тема урока: Вспоминаем, повторяем тему: «Простая арифметика».

Цели урока (предметные):

- формировать вычислительные навыки, основанные на знании десятичного состава числа;

Формировать умения моделировать текстовые задачи и решать их;

- обогащение словарного запаса детей;

- обобщение знаний о геометрических фигурах;

совершенствовать умение строить ломанную и находить её длину;

- создание условий для формирования универсальных учебных действий (УУД)

Личностных:

        - обладать мотивационной основой учебной деятельности

- использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

 Регулятивных:

        - принимать и сохранять учебную задачу;

        - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

        - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя;

Познавательных:

        - формулировать поставленные цели;

        - поиск и выделение информации;

        - анализ с целью выделения признаков;

              - моделировать условие задач;

            - синтез, как составление целого из частей;

        - установление причинно-следственных связей

Коммуникативных:

        - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

        

Тема урока: Закрепление пройденного.

Цели урока :  

Образовательные: закреплять знания последовательности чисел в пределах 1000;

закрепить навык записи числа, представленного в виде единиц каждого разряда;

вычислительные навыки, основанные на знании десятичного состава числа;

 умение составлять и решать простые уравнения;

умение вычислять периметр и площадь прямоугольника;

умение решать задачи с величинами : цена, количество, стоимость, составлять обратные задачи данной.

Развивающие:   развивать познавательную деятельность у учащихся; математическую речь; память детей;  мыслительные операции

 ( наблюдение,   сопоставление, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи);расширять кругозор детей;

осуществлять межпредметные связи (русский язык, технология, окружающий мир).

   Воспитательные :   воспитывать чувство патриотизма, гордость за великих людей нашей Родины, положительные эмоции к учебе и математике   желание учиться;

воспитывать самостоятельность.

Методы обучения: 

- по степени активности познавательной деятельности: проблемный,  частично-поисковый;

- по источникам получения знаний: словесный, наглядный, практический

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Дидактические средства и материалы: раздаточный и наглядный материал (карточки с числами, с математическими выражениями, карточки для задач, карточка с ракетой, звёзды – красные, жёлтые, синие, космонавты  всех цветов радуги, условные обозначения для плана урока), презентация к уроку.

Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Садовская. Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт, совершивший полёт в космос 12 апреля 1961 года. Он был первым человеком, который собственными глазами увидел, что Земля круглая.

Носков. Его полёт длился 108 минут.

На планете находились  6 ракет.          Сколько ракет стало?

 Прилетели ещё 10 ракет.

Потом прилетели ещё 2 ракеты.              Стало?

8 ракет вернулись на Землю.                      Сколько ракет осталось ?

Реши задачу.

Цена обеда для космонавта 90 рублей.

Сколько стоит обед для экипажа из 5 человек?

Сделай краткую запись в форме таблицы. Реши задачу.

Составь две обратные задачи.

Цена обеда для космонавта 90 рублей.

Сколько стоит обед для экипажа из 5 человек?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Определи тему урока.

Слайд 3

35 56 12 81

Слайд 4

Тема урока. «Вспоминаем. Повторяем.»

Слайд 5

Математическая разминка с о м с о к т е а к а р 10 999 222 9 1000 1 128 100 1000 657 894 346

Слайд 6

Тема урока. «Числа от 1 до 1000. Нумерация. Закрепление.»

Слайд 8

Юрий Алексеевич Гагарин- космонавт №1

Слайд 9

Девиз полёта Мы искатели, мы следопыты!

Слайд 10

70 80 90 50

Слайд 11

107 274 302 401 592 700 856


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в малокомплектной школе 2-3 классы

                     2 класс Тема «Конкретный смысл действия деления (с помощью решен...

Урок математики в малокомплектной школе 2,4 класс

2 класс - Уравнение. Решение уравнений способом подбора4 класс - Решение уравнений вида х: 6=18-5; 48: х=92:46...

конспект урока математики в малокомплектной школе 2-3 классы.Тема "Периметр многоугольника . Закрепление пройденного "

2 классТема: Периметр многоугольника .Цели: познакомить с понятием «периметр многоугольника»,совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи .3 класс Тема: Закрепление изученн...

Конспект урока математики "Квадрат" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представления о квадрате, как частном случае прямоугольника;совершенствование  навыка решения текстовых задач;развитие  умения анализировать и обобщать...

Конспект урока математики в малокомплектной школе в 1 и 2 классе

Тема урока :«Умножаем числа»(1 класс),«Взаимное расположение фигур на плоскости».(2 класс)...

Конспект урока математики "Виды треугольников" (Школа России, 3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представления у учащихся о разных видах треугольников (равнобедренные, равносторонние, разносторонние); развитие вычислительных навыков, умения решать задачи из...