Рабочая программа по математике в 5 классе I вида для детей с умственной отсталостью
рабочая программа по математике на тему

Орешкина Юлия Владимировна

Рабочая программа по математике в 5 классе I вида для детей с умственной отсталостью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение Тульской области

«Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Утверждена        

На заседании

 педагогического   совета

протокол № 1  от 29.08.2014 г.

«Утверждаю»

Директор школы:

_______________ С. А. Полянский

Приказ №__________ от ____________г.

Рабочая программа

по математике

для учащихся I вида

5 класс (VIII вид)

на 2014 - 2015 учебный год

Количество часов в неделю 5

Годовое количество часов  170

Составил:

Учитель Орешкина Ю.В.

Рассмотрено на

заседании ШМО

протокол № 1 от 24.08. 2014 г.

Рассмотрено на

методическом совете

протокол № 1 от 29.08. 2014 г.

Заместитель директора

по УВР: ________ /Жукова О. Н.

г. Тула, 2014

Пояснительная записка

Основное  содержание курсов математики в 5-9 вспомогательных классах школы глухих составляют четыре арифметических действия с числами сотни, нумерация чисел в пределах 1000 и четыре арифметических действия с числами от 1 до 1000.В систему арифметического материала включаются элементы геометрии.

Изучение математики должно обеспечивать умственно отсталым глухим учащимся знания, умения, навыки, необходимые для практической деятельности. Формированию умений производить вычисления и измерения, решать практические задачи способствуют уроки трудового обучения,поэтому обучение математике осуществляется в тесной связи с указанными уроками.

На уроках математики также, как и на других уроках, ведётся работа по обучению словарю, формированию грамматическогостроя речи и расширению лексико-фразеологического запаса учащихся.

Урок математики должен содействовать развитию произносительных навыков глухих детей. В задачу учителя в области формирования произношения входит контроль за реализацией учеником его произносительных возможностей и исправление допускаемых ошибок на основе подражания.

Основным способом восприятия учебного материала является слухо-зрительный. Как и на других уроках , на уроках математики проводится работа по развитию остаточного слуха глухих детей.

Значительное место в программе отводится задачам. Приёмы их решения формируются на основе наглядных представлений о количественных отношениях предметов, полученных учащимися в процессе предметно-практической деятельности на уроках ППО и при выполнении практических упражнений на уроках математики.

        Преимущественно решаются задачи, предметное содержание которых близко к жизни детей (материал уроков ППО, внеклассных занятий, прогулок и т. д.). Постепенно вводятся задачи, в условии которых отражены различные стороны общественной жизни (труд людей на полях, заводах и т.д.).

         Решаются задачи и составные задачи в 2-3 действия. Наряду с задачами, введёнными в начальных классах, рассматриваются простые задачи следующих видов: на разностное сравнение,  на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение, на нахождение части (процентов) от числа и на нахождение числа по его части (процентам).

         Работа над задачами каждого вида включает этапы: а)выполнение практических действий с предметами, отражающих рассматриваемые количественные отношения; б)выполнение практических действий по словесным инструкциям учителя; в)составление словесного текста задач на основе выполнения практических действий по словесным инструкциям учителя.

        Наряду с решением готовых задач программа предусматривает их составление по рахличным заданиям учителя (по практическим действиям,по рисунку). Составление и решение задач способствует более глубокому осознанию особенностей условия задач того или иного вида,усвоению соответствующего материала, а также развитию творческого воображения и кругозора детей.

      Значительное место в программе отводится изучению величин (длина, масса, стоимость, время). Основная задача работы над временными понятиями состоит в том,чтобы научить детей ориентироваться во времени. Они формируются в связи с деятельностью детей по ведению календарей (дежурного и погоды), их участием в режимных моментах.

       При изучении геометрического материала рассматриваются следующие фигуры: линии (прямая, кривая, ломаная), углы (прямые и непрямые), квадрат, прямоугольник, круг и окружность, треугольник. Школьники учатся различать и называть фигуры,преобретают навыки их изображения.

      Работа на уроках математики должна строится таким образом, чтобы развивать у учащихся навыки активности и самостоятельности, что может быть обеспечено при условии реализации индивидуального и дифференцированного подхода к глухим детям с недостатками умственного развития. С этой целью необходимо чаще практиковатьна уроке выполнение заданий в нескольких вариантах с тем,чтобы с ними могли справиться все учащиеся класса.

  Программа предусматривает систематическое повседневное повторение пройденного. Причём повторение должно быть связано с применением ранее изученного в несколько изменённых условиях, что важно для углубления и совершенствования знаний учащихся.

Предусмотренными в программе знаниями, умениями и навыками учащиеся должны овладеть в основном на уроках под руководством учителя.

Цель программы обучения:

-расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира;  использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.

Задачи программы обучения:

-формирование начальных временных, пространственных, количественных представлений, которые помогут учащимся в дальнейшей трудовой деятельности;

-повышение уровня общего развития учащихся, коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств;

 Данная программа составлена на основании программы специальной общеобразовательной школы для глухих детей (вспомогательные классы),Москва 1989г.

Сетка часов.

Предмет

Кол-во часов в неделю

Количество часов по четвертям

Кол-во часов за год

Первая

четверть

Вторая

четверть

Третья

четверть

Четвертая

четверть

Математика

5 ч

45 ч

35 ч

50 ч

45 ч

175 ч

I четверть(45 ч).

Числа сотни (продолжение).

-Повторение материала, пройденного в IV классе-6 ч.

-Название действий (сложение и вычитание).

-Порядок выполнения действий в примерах со скобками вида: 10+(50-30), (15– 3)+4.

-Прибавление однозначного числа к числам, оканчивающимся нулём. Вычитание однозначного числа, когда в разности получаются числа,оканчивающиеся нулём.

-Случаи сложения вида: 34+2, 34+20, 26+4.

-Единицы измерения времени: минута. Соотношение часа и минуты. Определение времени с точностью до 5 минут.

-Единицы измерения длины: миллиметр. Соотношение сантиметра и миллиметра. Практические работы по измерению отрезков.

-Геометрический материал: прямая, кривая и ломаная линия.

-Задачи в одно и два действия.

II четверть(35 ч).

-Повторение материала I четверти- 4 ч.

-Название действий умножения и деления.

-Порядок выполнения действий в примерах со скобками вида: (40+20):3, (12+8)∙3, 80:(12+8).

-Случаи вычитания вида: 48-3, 48-30, 30-6.

-Единицы измерения длины: метр, дециметр, сантиметр, миллиметр. Сравнение единиц измерения, их соотношение.

-Единицы измерения времени: секунда. Соотношение минуты и секунды. Определение времени с точностью до минуты.

-Геометрический материал: углы прямые и непрямые. Умение различать и называть прямые и непрямые углы, изображать прямой угол на бумаге в клетку при помощи угольника, показывать углы на предметах и в многоугольниках.

-Задачи в одно и два действия, в том числе, включающие умножение и деление.

 -Обобщение материала.

                                     

III четверть (50 ч).

-Повторение материала во II четверти - 4 ч.

-Решение примеров в 2 действия со скобками и без скобок.

-Письменные приёмы сложения для случаев вида: 36+12,49+4,26+17.

-Единицы измерения времени: час, минута, секунда.

-Геометрический материал: квадрат, его стороны, углы. Черчение квадрата с помощью линейки и угольника.

-Работа над понятием разностного сравнения. Задачи на разностное сравнение.

-Задачи в одно и два действия пройденных видов.

-Обобщение материала -4 ч.

                                       

IV четверть(45 ч).

-Повторение материала  III четверти -4 ч.

-Письменные приёмы вычитания для случаев вида: 37-15, 40-16, 52-3.

-Временные понятия: знание своего возраста, возраста товарища (подруги).

-Геометрический материал: черчение квадрата по заданным размерам, выбор квадрата из других фигур.

-Задачи в три действия.Задачи  ранее пройденных видов.

 Основные требования к знаниям,умениям и навыкам учащихся.

 К концу пятого  класса учащиеся должны знать:

-таблицу умножения  в пределах 20 и соответствующие случаи деления,

-порядок выполнения действий в примерах, содержащих не более двух действий,

-названия единиц измерения времени, длины, геометрических фигур.

Учащиеся должны уметь:

-выполнять сложение и вычитание в пределах 1000,

-определять время,

-решать указанные в программе задачи.

Планируемые результаты: знания и умения, учащихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.

  1. Оценка устных ответов. Оценка «5» ставится ученику, если он:

а) дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями;

б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения;

в) умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;

г) правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;

Оценка «4» ставится ученику, если:

а) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;

б) при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;

в) при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;

г) с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы,  по отношению друг к другу;

Оценка «3» ставится ученику, если он:

а) при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять;

б) производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;

в) понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;

г) узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах с помощью вопросов учителя;

Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.

2. Письменная проверка знаний и умений учащихся.

Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.

По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными, — это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.

При оценке письменных работ учащихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.

Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин)

Работа строится на основе учебника Н.Ф. Слезиной. Математика 4  класс школ глухих 1988 г. (85).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 4 класс(VIII вида)

Рабочая программа предназначена для коррекционной школы VIII вида в 4 классе 2 полугодие...

Рабочая программа по математике (7 класс VIII вида, индивидуальное обучение)

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 4 класс VII вида УМК «Школа России»

Программа разработана на основе программы для специальных (коррекционных) общоебразовательных школ и классов 7 вида. Начальные классы 1-4, с использование УМК « Школа России». Авторский коллектив под ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 4 класс VII вида УМК «Школа России»

Программа разработана на основе программы для специальных (коррекционных) общоебразовательных школ и классов 7 вида. Начальные классы 1-4, с использование УМК « Школа России». Авторский коллектив под ...

Адаптированная рабочая программа по математике 3 класс (8 вида)

Рабочая программа составлена на основе "Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида подготовительный, 1-4 классы", авторы составители М. Н. Перова, В. В. Эк под редакцией В...

Рабочая программа по математике 2 класс VIII вида

Рабочая программа содержит пояснительную записку, основные требования к учащимся, содержание предмета и тематическое планирование....

Рабочая программа по чтению. 1 класс коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по чтению. 1 класс коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...